Цели урока:образовательные: а) познакомить учащихся с назывными предложениями как одним из видов художественной выразительности речи;б) выявить особенности назывных предложений; научить детей различать назывные предложения;в) совершенствовать умения и навыки выделять грамматическую основу предложения; г) продолжать формировать орфографические и пунктуационные умения и навыки учащихся.
Цели урока: развивающие: а) развивать логическое и образное мышление, культуру речи учащихся, слуховую и зрительную память (умение внимательно слушать учителя и одноклассников, запоминать и воспроизводить увиденный, прочитанный учебный материал); б) развивать путём создания проблемной ситуации познавательные способности учащихся, умения обобщать, делать выводы;в) выделять главное и существенное;г) устанавливать причинно-следственные связи;д) совершенствовать устную и письменную речь учащихся, с тем, чтобы избегать стандарта и штампа в изложении мыслей в письменной речи, литературно-творческие способности; е) развивать умение работать самостоятельно и в парах;
Творческое задание (работа по карточкам)1. Поздняя осень.2. Грачи улетели.3. Лес обнажился.4. Поля опустели.5. Обожаю всяческую жизнь.6. Ночь вокруг.7. Не слышно городского шума.8. Героя в бой водила песня.9. Вокруг высокого чела, как тучи, локоны чернеют.10. Помню, как сейчас, свою первую учительницу.11. Как град посыпалась картечь.12. Вчерашний день прошел обычно.
Блиц-опрос. Определите вид односоставного предложения: Во дворах жгут сухие листья. Тихая звездная ночь. Брожу по набережной снова. Водой затопило котлован. На берегу плавать не научишься. Нельзя терять ни одной минуты. От добра добра не ищут. В воскресенье старайся больше быть на свежем воздухе. В окно постучали. Раннее утро.
Всё больше заносит снегом окошко. Вхожу по узенькой тропинке в лес, осыпаемый снежными хлопьями. Весело катаюсь на санках с высокой снежной горы. Снегу намело в деревне почти до крыш. Зимним ранним утром наблюдаешь за тихим падением порхающих в воздухе снежинок. Готовь сани летом, а телегу зимой. Люблю грозу в начале мая. В колхозах готовятся к севу. В дверь постучали. За окном уже светает.
Распространите данные назывные предложения согласованными и несогласованными определениями или частицами вот, вон. 1 вариант. Лес. Сосны. Просека. Поляна. Земляника.2 вариант. Море. Берег. Лодка. Волна. Прибой. Задание: Преобразование предложений.(Индивидуальная работа по карточкам в тетрадях на два варианта)
Упражнение 228 Развивается умение находить односоставные назывные предложения по алгоритму: Найти грамматическую основу предложения. Определить количество главных членов. Если один главный член, определить, какой частью речи выражен: - глагол; - существительное. Осложненное списывание
Творческое задание Упражнение 233закрепляется навык преобразования двусоставных предложений в односоставные (назывные) . Перестройте двусоставные предложения в односоставные назывные. Для этого опустите сказуемое или замените его определением, выраженным причастным оборотом. Запишите полученные предложения.