Сформировать первоначальные представления об информации и сообщении, об использовании сообщений человеком; формировать информационно - коммуникационную компетентность; развивать мышление, память, самостоятельность учащихся; воспитывать интерес к изучению курса.
Класс: Дата :
2 – А (I) 01.12
2 – А (II) 03.12
2 – Б (I) 04.12
2 – Б (II) 02.12
Тема: Информация. Понятие о сообщении.
Цель: Сформировать первоначальные представления об информации и сообщении, об использовании сообщений человеком; формировать информационно - коммуникационную компетентность; развивать мышление, память, самостоятельность учащихся; воспитывать интерес к изучению курса.
Оборудование: учебники, рабочие тетради, компьютеры, программное обеспечение, рисунки сказочных героев (девочка Аннушка, инопланетянин Элзик, гномик Мудрунчик, Почемучка), карточки с ребусами, маленькие листы бумаги, карандаши, ручки.
Тип урока: изучение нового материала.
Ход урока
I. Организационный момент
Прозвенел и смолк звонок
Всех собрат нас на урок.
Все у парты ровно стали,
Улыбнулись, подравнялись,
Тихо сели за свой стол
Начинаем розговор!
II. Мотивация учебной деятельности
- Разгадай ребусы. (Прилож. 1)
Ответ: информация.
Ответ: сообщение.
III. Сообщение темы и цели урока
- О том, что такое «информация» и «сообщение» и как их используют люди, вы узнаете на сегодняшнем уроке.
IV. Восприятие и осмысление нового материала
Ученики по очереди читают текст учебника (с.58 - 60) частями (1 часть - от начала до слов «... различные предметы и т.д.» 2 часть - от слов «Слушая, читая ...» до слов «... для собаки», 3 часть - от слов «Сообщения могут ...» до слов «... все это сообщение», 4 часть - от слов «Одну и ту же ...» до слов «... дорожный знак», 5 часть - от слов «Одно и то же ...» до конца текста.) Когда первый ученик закончит читать 1 часть текста, учитель спрашивает:
Подчеркните его.
Вопросы должны формулироваться так, чтобы они были похожи на вопросы теста, которого ученики ожидают по пройденному материалу. Вопросы записывается на карту. Затем кто-то из учеников отвечает на него. Если остальные ученики соглашаются с этой информацией, то она записывается на обороте карточки с вопросом.
Ученики дочитывают текст по частям до конца, формулируют и записывают вопросы и ответы. Учитель ходит по классу и слушает, вопросы формулируют ученики и как они отвечают, просматривает записи.
Физкультминутка
Раз! Два! Все присели,
Затем вверх подлетели.
Три, четыре! Наклонились,
С ручейка хорошо умылись.
Пять, шесть! Все веселые
Вертимся на карусели.
Семь, восемь! Дети милые
Ножками затопали.
Девять, десять! Отдохнули
И за парты дружно сели.
V. Обобщение и систематизация знаний
А) Игра «Занимательные задачи»
1. Дополни предложения, подобрав точно высказывания.
Информация - это ...
2. Нарисуй кнопки окна программы в соответствии с команды, которые они выполняют. (Прилож. 2)
1. Напиши, какую информацию ты получаешь, когда:
Ответ: происходит загрузка компьютера, подготовка его к работе.
Ответ: компьютер выключается.
Б) Работа в тетрадях: ст. (24 - 25)
Выполнение задания № 1, 2, 3, 4.
№ 1. День мороженого.
Выполняя задание, учащиеся осознают, что одну и ту же информацию можно получить с помощью разных сообщений, учаться различать виды сообщения, запоминают названия видов сообщений - письменные, устные, графические.
Ответ:
№ 2. Впиши номера.
Задание формирует представление о том, что одинаковые сообщения когут передавать разную информацию в различных обстоятельствах.
№ 3. Соедини стрелками.
Учащиеся знакомятся с тем, как связано настроение человека с выражением его лица. Учитель может использовать воспитательную функцию данного упражнения, обратив внимание детей на то, как важно быть внимательными и чуткими при общении.
№ 4. Вычеркни буквы.
Дети вычеркивают в предложении буквы так, чтобы из оставшихся букв можно было прочитать слово информация.
VI. Работа с компьютером
А) Повторение правил безопасной работы с компьютером
- Теперь поработаем за компьютером. О чем следует помнить? (О правилах безопасной работы и правила поведения в компьютерном классе.) Вспомните их. (Ответы учеников).
Б) Практическая работа учащихся с развивающими программами
- Вам нужно создать волшебный рисунок. Посмотрите внимательно на экран монитора. Для того чтобы его получить, нужно последовательно соединить все кружочки в порядке возрастания их номеров. Для этого необходимо последовательно выбрать все кружочки с соответствующими числами.
- Что нужно сделать, чтобы выбрать предмет? (Навести на него указатель и щелкнуть левую кнопку мыши.)
VII. Подведение итогов учебной деятельности
«Пирамида знаний»
Учитель говорит, что в течение урока все получали новые знания, а теперь построим пирамиду знаний. Ученик (ученица) подходит к середине класса, протягивая руку, сообщает, о чем он (она) узнал сегодня. Далее каждый из учеников по очереди по желанию, положив свою руку на руку учителя, а затем одноклассника, сообщают, что они узнали сегодня.
1