План – конспект урока по природоведению.
2 класс
по теме: «Круговорот воды в природе».
Тема: «Круговорот воды в природе».
Цель: Формировать представления учащихся о круговороте воды, как важнейшем явлении в природе, увязать круговорот воды со свойствами воды (переход из одного состояния в другое), развивать бережное отношение к водным богатствам нашей планеты.
Оборудование: карточки для разгадывания кроссворда, колба, пробирка, спиртовка, кубики льда, вода кипячёная и соль (для исследования воды), карточки для составления схемы «Круговорот воды в природе», капельки грустные и весёлые для рефлексии.
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Литература:
Ход урока
Организация класса.
Учитель. Здравствуйте, ребята!
Придумано кем-то просто и мудро
При встрече здороваться: «Доброе утро!»
- Доброе утро солнцу и птицам!
-Доброе утро улыбчивым лицам!
И каждый становится добрым, доверчивым,
И доброе утро длится до вечера.
- Я вам желаю всем, чтобы доброе, солнечное настроение сопровождало вас в течение всего урока.
Актуализация знаний.
Сегодня мы с вами продолжим изучение большого и очень важного раздела нашего курса «Где в природе содержится вода».
Предлагаю вам решить кроссворд.
с |
н |
е |
ж |
и |
н |
к |
а |
|
|||
|
р |
о |
с |
а |
|
||||||
с |
о |
с |
у |
л |
ь |
к |
а |
|
|||
|
г |
р |
а |
д |
|
||||||
м |
о |
р |
о |
з |
|||||||
|
в |
о |
д |
а |
|||||||
д |
о |
ж |
д |
ь |
|||||||
р |
е |
к |
а |
||||||||
о |
б |
л |
а |
к |
о |
||||||
т |
у |
м |
а |
н |
|
||||||
Покружилась звёздочка
В воздухе немножко.
Села и растаяла
На моей ладошке. (Снежинка)
Утром бусы засверкали,
Всю траву собой заткали.
А пошли искать их днём,
Ищем, ищем - не найдём. (Роса)
Растёт она вниз головой,
Растёт не летом, а зимой.
Но солнце её припечёт –
Она заплачет и умрёт. (Сосулька)
Рассыпался горох
На семьдесят дорог.
Никто его не подберёт. (Град)
Старик- шутник:
На улице стоять не велит, за нос домой тянет. (Мороз)
Я и льдинка голубая,
Я и капля дождевая,
Я снежинка вырезная,
Я по травке разлитая.
Кто же я? (Вода)
Не пешеход, а идёт.
Мокнут люди у ворот.
Ловит дворник его в кадку…
Очень трудная загадка! (Дождь)
Чуть дрожит на ветерке
Лента на просторе,
Узкий кончик - в роднике,
А широкий - в море. (Река)
Без крыльев - летит,
Без ног - бежит. (Облако)
Молоко над речкой плыло -
Ничего не видно было.
Растворилось молоко -
Сразу видно далеко. (Туман)
Учитель. Какое ключевое слово получилось? (Круговорот).
А вот круговорот какого вещества, вы скажете, когда поймёте, о чём идёт речь в стихотворении.
Собрались ребятишки –
Сестрёнки и братишка:
Градинка, Снежинка,
Льдинка и Росинка,
Тёплая Дождинка,
Пар – Невидимка.
-Что это? (Вода)
-Кто сможет сказать, какова тема нашего урока?
Определение темы урока: «Круговорот воды в природе».
Учитель. Привыкли к воде мы и не удивляемся.
Заметить особенности и не стараемся.
Все нам привычно: и кубики льда,
И иней пушистый на проводах.
Вот чайник - из носика пар вырывается…
Кипит, а никто и не удивляется.
Туман над рекою, и ливень, и град,
И дождик – смотрите, как брызги летят!
Сосулька на крыше – что в ней необычное?
Всё нам такое родное, привычное.
Мальчишки! Хоккей все любят? Ну, вот!
Что под ногами? Конечно же, лед!
Дождинка, снежинка, каток изо льда…
Друзья, вам известно, что это – вода.
Уже вы узнали: водичка-то разная:
Твердая, жидкая, газообразная.
Узнаем сегодня, как из году в год
В природе идет круговорот.
Учитель. Опираясь на ваши наблюдения, жизненный опыт, понаблюдаем, взаимосвязаны ли процессы, происходящие на суше, в воде и в воздухе?
Повторение ранее изученного материала. Чтобы ответить на этот вопрос, нам необходимо вспомнить ранее изученный материал.
Учитель. В каких состояниях может находиться вода?
Дети. Жидком, газообразном, твёрдом
Учитель. От чего зависит состояние воды?
Дети. От температуры.
Учитель. Где встречается вода в жидком состоянии?
Дети. В реках, озёрах, дождик, туман, облако…
Учитель. В твёрдом состоянии?
Дети. Лёд, снег, град…
Учитель. В газообразном? ( Невидимый пар в воздухе)
Учитель. Можете ли вы привести примеры, когда вода переходит из одного
состояния в другое? (Чайник выкипел, реки замёрзли, град, иней…)
Учитель. Как называется процесс превращения жидкого состояния воды в газообразное? (Испарение)
Молодцы!
Учитель.
- Знакомы ли вы с понятием конденсация? (Да. Это превращение пара в жидкость)
А когда происходит этот процесс?
(Конденсация происходит в воздухе, насыщенном паром, при понижении температуры. Конденсация – это процесс, обратный испарению)
Молодцы!
Вода – это удивительное вещество. Она способна превращаться из одного состояния в другое. Как в сказке!
Но задумаемся, ведь сама вода не может перевоплощаться. Ей помогают в этом солнце, ветер и суша. В природе всё взаимосвязано.
Сегодня нам предстоит выяснить, как они взаимодействуют? Как вы понимаете слово «взаимодействовать»? ( Сообща, дружно, все вместе)
Как мы с вами сейчас работаем.
Практическая работа. Исследование «Переход воды из одного состояния в другое».
Учитель.
Давайте проведём исследовательскую работу. Выясним, каким образом превращается вода из соленой в пресную?
Где в природе можно встретить солёную воду? ( В морях и океанах) Отличается вода морская от дождевой?
Дети: Морская вода солёная, а дождевая – пресная.
Опыт поможет дать знанья отличные – Увидеть в обычном - совсем необычное.
(Демонстрация опыта)
Учитель. Давайте представим, что в колбе морская вода. Я добавила туда морской соли. Нагреем воду в пробирке. Пока идёт процесс нагревания, расскажите о свойствах воды.
Дети. Вода – это бесцветная, прозрачная жидкость, она текуча, не имеет вкуса и запаха, хороший растворитель, долго сохраняет тепло, в твёрдом состоянии легче жидкой воды.
Учитель. Вода нагрелась до определённой температуры. Что происходит с ней?
Дети. Кипит, испаряется.
Учитель. Объясните процесс испарения?
Дети. При нагревании вода из жидкого состояния переходит в газообразное – пар. Тёплые водяные пары поднимаются вверх, так как тёплый воздух легче холодного.
Учитель. Что происходит с тёплым влажным воздухом высоко в небе?
Дети. Он охлаждается.
Учитель. Мы ускорим этот процесс с помощью тарелки со снегом. Что появляется на дне тарелки.
Дети. Дно запотело, на нём появляются капли воды.
Учитель. Что это за процесс?
Дети. Это пар охладился и снова превратился в воду.
Учитель. Понаблюдаем дальше. Что происходит с каплями?
Дети. Они увеличились и оторвались, упали опять в колбу.
Учитель. Интересно, а какая вода на вкус? Давайте попробуем и сделаем вывод.
Дети. Она не солёная.
ВЫВОД: Вода испарилась, а соль осталась в колбе.
Вывод: Вода из жидкого состояния при нагревании превратилась в газообразное, а затем, охлаждаясь, вновь превратилась в жидкость.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА «Дождик».
Дождик скачет по дорожке,
Как мальчишка озорной, (Прыжки)
Громко хлопает в ладоши
И от счастья сам не свой. (Хлопки)
Летний дождь – всегда веселый.
Он как друг хороший всем. (Повороты, руки на поясе)
Вот и тополь стал зеленый,
Будто новенький совсем. (Руки вверх, наклоны влево – вправо)
Как игрушки в магазине,
Чистые дома стоят. (Повороты с отведенной в сторону рукой)
Небосвод стал синий-синий.
В лужах «зайчики» блестят. (Руки вверх, «фонарики»)
Работа в парах.
Учитель: Работая в паре со своим соседом, составьте схему проведённого опыта.
Учитель. Можно сказать, что вода совершает круг? (Да)
Это явление получило название круговорот воды.
Его мы наблюдали в классе, а теперь давайте посмотрим, как круговорот воды происходит непосредственно в природе.
( Прикрепить на доску капельку и схему круговорота).
Объяснение нового материала (
Учитель. Проследим круговорот воды на примере одной капельки, назовём это так: «Кругосветное путешествие Капельки».
Жила-была Капелька на цветке, а может быть, и в море, а может, в океане, а может быть, и в луже, ведь надо где-то жить. Жила и мечтала увидеть мир.
(Прикрепить на схему «Круговорот воды» каплю на поверхность земли.)
Пригрело как-то яркое солнышко.
(На схеме выдвинуть солнце из-за тучек.)
– Что произошло с нашей Капелькой? (Ответы детей)
– Да, солнечные лучи нагревают поверхность нашей планеты и испаряют при этом огромное количество влаги. Водяные пары поднимаются в воздух с поверхности морей, океанов, озер, рек, из почвы. Воду испаряют все растения. Эти пары выдыхают животные. Вода превращается в пар в любое время года, даже зимой в сильный мороз. Вот и наша Капелька (показ на схеме) устремилась вверх. Летит она вверх, рассматривает красоты земли, а сама она стала невидимой. Что случилась?
Дети. Она поменяла своё состояние. Из жидкого в газообразное.
Учитель. Ветер несет ее все дальше и дальше, и на пути встречается много капель-сестричек. Вскоре их стало целое облако. И снова капельки поменяли своё состояние из газообразного в жидкое. А тут ещё сильнее ветер подул. И отнёс он нашу капельку далеко от дома. Сестрички-капли все прибывают и прибывают. Тесно им стало, потемнело облако. И пролилось на сушу, где дождём, а где и другими осадками.
Учитель. Итак, полетела наша Капелька вниз. Летит и думает, куда же она попадет, где еще побывает и что нового увидит. (Показ на схеме)
Учитель. Судьба выпавших с неба капель различна. Как вы думаете, куда могут попасть капельки? Одни из них попадают в ручьи или реки, озера или сразу в море. Прилетела наша Капелька на землю и снова встретилась с капельками-сестричками. Снова стали они весело жить и играть. Капельке так понравилось путешествовать, что она стала ждать подходящий момент, чтобы вновь отправиться в путь.
– Можно ли сказать, что Капелька совершила путешествие по кругу?
Как называется этот процесс?
Дети. Круговорот воды в природе.
Учитель. Он происходит непрерывно: где-то вода испаряется, где-то выпадает в виде осадков. Благодаря круговороту воды в природе, вода может переносить различные питательные вещества из одного места в другое.
Первичное закрепление.
Учитель: Дальнейший путь водяной капельки не менее интересный. Работая в группах, обсудите и предположите, что же произойдет с ней? Будет интересно послушать самую увлекательную историю.
Составление мини-сочинений по группам.
Задания по группам
1 Дождь упал на землю, в которой лежат полезные минералы.
2. Дождь попал в ручеёк.
3 Дождь пролился рядом с растением.
4 Капелька дождя попала на землянику.
5 Капелька попала в трещину в скале.
6. Дождь пролился на песок в пустыне.
(Предполагаемые ответы детей).
Дети: Мы предположили, что капелька воды будет растворять минералы. И тогда получится минеральная вода. Ведь вода - хороший растворитель
Дети: А если наша капелька попадёт в ручеёк, то потом она попадёт в речку, а потом вернётся назад в море.
Дети: Если наша капелька упадёт рядом с растением, то, скорее всего, растение её выпьет.
Дети: Если капелька воды попадёт на землянику, то она может испариться, когда выглянет солнышко.
Дети: Наша капелька, скорее всего, застрянет в скале, замерзнет и будет её разрушать. Вода обладает большой силой.
Учитель: Давайте сравним наши предположения с историями, которые предлагают авторы учебника с.25
Работа в тетрадях и у доски.
Учитель: Изобразите на рисунке стрелками, как происходит круговорот в природе в рабочей тетради. (двое детей составляют схему круговорота воды в природе у доски)
Учитель. Проверьте.
Охрана воды.
-Какое значение имеет круговорот воды?
Дети. Создаёт на земле реки, озёра, другие водоёмы. Благодаря дождю живут растения и животные.
Учитель. Вода никогда не пропадает бесследно. Её количество на нашей планете постоянно. Вода – это самая большая ценность, сохранить её чистоту - долг каждого из нас.
Что вы можете сделать для сохранения чистоты воды на Земле? (Ответы детей)
Учитель.
Как сохранить эту воду нам разную:
Твердую, жидкую, газообразную?
Как сохранить нам и кубики льда,
И иней пушистый на проводах?
Вот мы о чем ведем с вами речь.
Надо планету родную беречь!
Смело за доброе дело берись.
Главное помнить: вода – это жизнь!
Подведение итогов. Обобщение.
Учитель. Какое природное явление было в центре нашего внимания на сегодняшнем уроке?
Дети. Круговорот воды в природе.
Учитель. Удалось ли нам открыть тайну круговорота воды?
Учитель. Что случится на Земле, если круговорот воды исчезнет?
Дети. Прекратились дожди пересохнут реки и озёра иссякнут подземные воды исчезнет растительность меньше станет кислорода погибнет всё живое.
Учитель. Быстро пролетел урок,
Подведём быстрей итог!
Чем сегодня занимались?
(ответы детей)
В чём с охотой упражнялись?
( ответы детей)
Что узнали и познали,
Почему умнее стали?
(ответы детей)
Какие новые открытия для себя вы сделали?
(ответы детей)
Учитель: Благодарю за работу. Всем спасибо! Молодцы! Ребята, закончился урок, но пусть никогда не закончится круговорот воды в природе. Воды чистой, живительной. А для этого долг каждого из нас - позаботиться об этом.
Домашнее задание.
1. Сочини сказку о путешествии капельки.
2. Прояви фантазию и расскажи, что было бы в природе без круговорота воды? Опиши такую Землю и обоснуй свою точку зрения.
3. Прочитай, выдели главное в статье учебника на с. 24 – 25 и ответь на вопросы.
У вас в конвертиках капельки. Достаньте их. Если вам сегодня на уроке было неинтересно, не открыли для себя ничего нового, то возьмите грустную капельку. Если вам понравился урок, вы узнали для себя много нового и интересного, выберите тогда капельку весёлую. И пусть ваши капельки отправятся в кругосветное путешествие.