Данная разробка урока помогает учащимся вспомнить весь теоретический материал по темам: "Лексикология","Фразеология"; развивать коллективное творчество, интерес к исследовательской работе; воспитывать любознательность, доброжелательность во взаимоотношениях в процессе лингвистического соревнования.Необычная форма урока в виде урока-"КВН" позволяет учащимся проверять свои знания в игровой форме.
Подготовка к контрольной работе по темам
«Лексикология», «Фразеология» 6класс
Комментарий
Задания для учащихся
1.Придумать эмблему вымышленного языкового государства.
2.Создать карту государства ,провести экскурсию по областям-разделам лексикологии, фразеологии.
3.Придумать по 5 вопросов соперникам по своим категориям (с ответами и указанием источ-ника)
4. «Осталось только вам сказать…»-шуточное заключительное выступление, включив в него интересные факты по теме команды.
Цель: обобщить материал по пройденным темам; развивать коллективное творчество, инте-рес к исследовательской работе; воспитывать любознательность ,доброжелательность во взаимоотношениях в процессе лингвистического соревнования.
Оборудование: призы и дипломы командам.
Ход урока
Учащиеся представляют герб своего государства.
Оценивание : максимум – 5 баллов.
Учащиеся знакомят присутствующих со своим государством, проводя экскурсию по карте.
Оценивание: максимум – 10 баллов.
Команды по очереди получают задание , обдумывают его в течение 1 мин.
Оценивание: за каждый правильный ответ - ! балл.
Задания командам
- У сильного всегда…(бессильный виноват.- Крылатое выражение. Автор И. А.Крылов)
- А Васька слушает…(да ест. – Крылатое выражение. Автор И. А .Крылов)
- Испить чашу… (до дна.- Библейский фразеологизм.)
- Гадкий …(утёнок. – Крылатое выражение . Название сказки Г.Х.Андерсена)
- А вы ,друзья, как ни садитесь…(Всё в музыканты не годитесь.- Крылатое выра-жение . Автор И.А.Крылов)
-Трудиться в поте…(лица. – Библейский фразеологизм.)
2) Укажите неправильно данное лексическое значение слова, исправьте его.
- Абзац – красная строка или раздел текста.
- Цитата – дословная выдержка из какого - либо текста.
- Фразеологизм – сочетание слов.
- Лексика – словарный запас языка.
3) Выясните лексическое значение общей составной части родственных слов.
Команда «Лексикология» |
Команда «Фразеология» |
Аквамарин ,акварель ,аквариум, аквалангист.(Вода) |
Аэроплан ,аэробус ,аэробика ,аэрарий .(Воздух)
|
4) Назовите все известные вам виды словарей (по очереди каждая команда), кто назовёт последним – получает 2 балла.
4. Этап «Вопросы соперникам»
Команды задают подготовленные заранее вопросы по теории лексикологии и фразеологии.
Оценивание: за каждый правильный ответ – 2 балла.
Возможные варианты вопросов
Для команды «Лексикология»
- Какие термины вы изучили в теме «Лексикология»?
- В выражении «хрустальные слёзы» слово «хрустальные» имеет прямое или переносное значение?
- Что такое омонимы?
- Кто такой В.И. Даль?
- Чем профессиональные слова отличаются от диалектных?
Для команды «Фразеология»
- Откуда берутся фразеологизмы?
- Что обозначает фразеологизм «остаться с носом»?
- Какими словами можно заменить фразеологизм «вышел из себя»?
- В каких фразеологизмах встречаются слова: галоша, рукав, глаза?
- Как И. А. Крылов связан с фразеологией?
5. Этап «Конкурс капитанов»
Задание. Составить рассказ по фразеологизму, чтобы раскрыть его суть.
Капитан команды «Лексикология» - «как рыба в воде».
Капитан команды «Фразеология» - «льёт как из ведра».
Оценивание: максимум – 10 баллов.
6. Этап «Осталось только нам сказать…»
Оценивание: максимум – 5 баллов.
7. Этап «Подведение итогов»
Учитель или приглашённые члены жюри подсчитывают баллы (максимум – 50 баллов), объявляют результаты, отмечают интересные моменты КВНа, обращают внимание на проб-лемы в знаниях; вручают дипломы и призы.
8. Домашнее задание
Повторить теорию по темам: «Лексикология», «Фразеология»;