Урок - игра "Знатоки русского языка"

Про матеріал

Конкурси для роботи з предмету

Цель: развивать словесно-логическое мышление, творческие способности учащихся, умение работать в группе; воспитывать любовь и уважение к родному языку.

Командные игры

Перегляд файлу

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

22ecdb766c09.png

 

 

 

 

 

Ершова Нина Николаевна,

учитель русского языка

 

 

 

 

 

Тема: Знатоки русского языка

Цель: развивать словесно-логическое мышление, творческие способности учащихся, умение работать в группе; воспитывать любовь и уважение к родному языку.

Учащиеся класса разделены на команды.

Учитель объявляет начало конкурса, объясняет систему оценивания (за правильный ответ команда получает жетон, за дополнения к ответам соперников – полжетона; победит та команда, у которой к концу игры окажется больше жетонов).

Ход конкурса

У меня есть слова – словно раны, и слова – словно суд,-

С ними в плен не сдаются и в плен не берут.

Словом можно убить, словом можно спасти,

Словом можно полки за собой повести!

Словом можно предать, и продать, и купить,

Слово можно в разящий свинец перелить!

Но слова всем словам в языке у нас есть:

Слава, Родина, верности, свобода и честь!

Повторять их не смею на каждом шагу, -

Как заветы для вас, их в душе берегу!

(Вадим Шефнер)

 

1. Конкурс . Разминка.

 

1. Что посеешь,                                               то и пожнешь.

2. Без труда…                                                     не вынешь и рыбку из пруда.

3. Кончил дело – …                                           гуляй смело.

4. Волков бояться – …                                      в лес не ходить.

5. С кем поведешься – …                                 От того и наберешься.

6. Как аукнется – …                                          так и откликнется.

7. За двумя зайцами погонишься – …             ни одного не поймаешь.

8 .Тяжело в учении – …                                    легко в бою.

9.Любишь кататься - …                                    люби и саночки возить.

10.Учение – свет, …                                         а неученье- тьма.

 

 

 

 

 

 

2.Конкурс «СЛОВА-ЗМЕЙКИ».

 

1-ой команде - КОМ, 2-ой команде - СОМ.

Члены команд (один за другим) записывают каждый по слову (существительные - единственного числа, именительного падежа), начинающемуся с последней буквы слова, написанного предыдущим учеником

 

 

3.Конкурс «МАГАЗИН»

Учитель:

- А теперь подошло время подкрепиться! У каждой команды есть корзиночка для продуктов. Сейчас вы отправитесь в магазин и купите там продукты, названия которых – имена существительные, употребляемые только в единственном или только во множественном числе (и те, и другие можно «покупать»). Как будете покупать? Записываете на отдельном листочке название продукта и кладёте в корзинку. У кого в корзинке окажется больше правильных ответов, тот и победит. Но имейте в виду:  ходить по магазину можно только две минуты! Начали!

 

(Соль, сахар, сметана, кефир, молоко)

(Сливки, макароны, хлопья, консервы)

 

 

4.Конкурс. «Редактор».

 

Неграмотная бабушка из деревни прислала родственникам телеграмму:

Здорова. Прибываю в полном благополучии.

Все отправились на вокзал встречать бабушку, но она не приехала. Что случилось?

 

Прибывать – приходить, приезжать куда-либо;

Пребывать – находиться где-нибудь или в каком-нибудь состоянии.

 

5.Конкурс. «Шерлок Холмс».

 

Найдите разносклоняемые существительные во всех  предложениях:

  • 1.Кузнец ушёл, пожар свирепствовал  ещё несколько времени.
  • 2.Наконец унялся, и груды углей без пламени ярко горели в темноте ночи, и около них бродили погорелые жители Кистенёвки.
  • 3.Губернские чиновники трепетали при его имени.

 

Времени, пламени, имени

 

6.Конкурс Словообразовательный

 

 Образовать существительные общего рода от слов:

 

Выскочить                        выскочка

Задираться                        задира

Лакомиться                       лакомка

Не  посидеть                     непоседа

Размазать                          размазня

Трудиться                         трудяга

 

 

7.Конкурс. Шифровальный

 

Отгадайте несклоняемое имя существительное.

  • Линейной меры единица
  • В соединенье с буквой гласной
  • Вам скажет сразу, что в столице
  • Любой увидеть  может сразу?

 

Метро

 

 

Учитель:  

- В зашифрованных словах нам встретилось несклоняемое существительное. Узнали его? Правильно. Метро. Дайте определение несклоняемых существительных. (Ответы) Сейчас каждая команда получит карточку, на которой записаны несклоняемые имена существительные. Вам нужно составить такие словосочетания с этими существительными, чтобы стал понятен их род.

Карточка с заданием:

  • Тюль – м.р.
  • Кофе – м.р.
  • Пенальти – м.р., с.р.
  • Кашне – с.р.
  • Кольраби – ж.р.
  • Авеню – ж.р.
  • Какао – с.р.
  • Кино – с.р.
  • Тире – с.р.
  • Жюри – м.р

 

 

8.Конкурс .Фокусник

 

Учитель:

- Неисчерпаемы возможности русского языка. Видите, в трудных случаях одна часть речи помогает другой, и нам всё становится ясно и понятно. А ещё русский язык очень любит различные фокусы. Вы, наверное, видели, как в цирке фокусник кладёт в свой цилиндр один предмет, а достаёт другой. Вот и русский язык предоставляет сообразительным ученикам возможность почувствовать себя в роли фокусника: одно слово превратить в другое, переставляя в нём буквы. Например (записывает на доске), возьмём слово «стирка». Немного поколдуем, и вот уже из «стирки» получился «старик». Правда, здорово? Сейчас каждая команда получит слова, которые нужно будет превратить в другие.

Карточка с заданием:

Колос

Сила

Пила

Весна

Тело

Лакей

Подвода

Мошкара

(Ответы – сокол, лиса, липа, навес, лето, лейка, водопад, ромашка)

 

9.Конкурс. Занимательный рассказ

 

Учащиеся получают текст с пропусками. Нужно подобрать такое слово, которое подходит на место первого пропуска, причём это слово должно включать в себя все другие слова-пропуски.

Карточка с заданием:

Охотники … сигнал. У горы, где был пово…,  … лес дровосеки. Они … каждому охотнику по палке, и охотники ушли в лес. Передние непрерывно … , сзывая отстававших, и … ветви, которые мешали идти. По пути охотники … двух гадюк. Их долго … палками.

- А гадюки ядовитые … нет? – спросил молодой охотник.

- Ты … это спрашиваешь? – укоризненно покачал головой старый охотник. – Пора бы … самому знать.

(Ответ – «протрубили»)

Учитель:

- Как богат наш язык! Из одного мы получили целых десять! Из слов, как вы знаете, мы можем составить словосочетания и предложения. А что мы получим, если свяжем предложения по смыслу и грамматически? Правильно, текст.

 

10.Конкурс Разгадайте шарады.

 

1. Возьмите предлог К, стоящий перед местоимением МНЕ.

2. Прибавьте существительное СОН в дательном падеже единственного числа.

3. Допишите слово так, чтобы оно отвечало на вопрос ЧТО СДЕЛАТЬ?

                                   Коснуться

 

1.Приставка у этого слова обозначает приближение.

2.К ней прибавили основу от прилагательного КОСНЫЙ.

3.Затем суффикс, который пишется у прилагательных после шипящих и ц под ударением (камышовый, песцовый).

4. И суффикс с окончанием, как у существительного           ВЫПАДЕНИЕ.

                                  Прикосновение

 

Какое слово зашифровано в шараде?

 

Из писка птиц мой первый слог

возьмите,

Второй – с бараньей головы.

Откройте печь и там найдите,

То, что не раз едали вы.

 

Пирожки

 

Спасибо за работу!!! Солнечного вам настроения!!!

doc
Додано
30 жовтня 2018
Переглядів
924
Оцінка розробки
Відгуки відсутні
Безкоштовний сертифікат
про публікацію авторської розробки
Щоб отримати, додайте розробку

Додати розробку