Методическое пособие
для контрольной
проверки знаний учащихся
по русскому языку в 10-11 классах
(на основе действующих
Программ по русскому языку)
Учитель русского языка и литературы, зарубежной литературы ОШ № 55
Андрусик И.П.
г. Мариуполь
В данном методическом пособии представлены практические
материалы: тексты зрительно-слуховых и слуховых диктантов, устных
и письменных изложений, тексты для аудирования, чтения молча,
тесты, варианты заданий тематических контрольных работ, перечень
тем устного и письменного сочинений – для контрольной проверки
знаний учащихся 10 – 11 классов.
Предлагаемые в пособии тексты взяты из поэтических,
художественных и публицистических произведений мариупольских
поэтов, писателей, краеведов.
Материалы составлены на основе действующих Программ по
русскому языку в соответствии с нормами контроля, утвержденными
Министерством образования Украины.
Тематика устных и письменных сочинений
Морально-этическая тематика:
Жизнь, на что ты мне дана?» (А.С. Пушкин).
(Н. А. Заболоцкий).
5. Что значит быть интеллигентным?
6. «О доблестях, о подвигах, о славе…» (А. А. Блок).
7. «Самый большой грех – трусость» (М. А. Булгаков).
8. «Мы в ответе за тех, кого приручили» (А. де Сент Экзюпери).
9. «…счастье просто бывает разного роста…» (Э. Асадов).
10. Лучшее в человеке – его душа.
Общественно-политическая тематика:
1. «Чувство родины – оно необъяснимое. Оно – шестое чувство…»
(А. Куприн)
2. Без знания прошлого – нет будущего.
3. Земля отцов – моя земля
4. «Нельзя допустить, чтобы люди направляли на свое собственное
уничтожение те силы природы, которые они сумели открыть и покорить»
(Ф. Жолио-Кюри).
5. «Спасем планету – наш добрый дом, пока не поздно!..»
(Н.Добронравов)
6. Природа должна жить, мы – часть её.
Диалог на дискуссионную тему
как разновидность цивилизованного спора
5. Высшее образование – престиж или необходимость?
Тематика дебатов
1. О вкусах не спорят.
2. Современное состояние русского языка характеризуется «загрязнением языковой среды».
3. Жаргонная и нецензурная лексика на страницах художественной литературы вполне допустима.
4. Онегин (Печорин) не способен любить.
Тематика публичных выступлений
4. Молодежь – за здоровый способ жизни
5. Экологическая тревога.
Устное изложение текста
Пироги
В нашем доме поселилась тревога. Она вошла в дом вместе с моей болезнью, прошлась по комнатам, да так и осталась. С тех пор вся наша семья жила в постоянном напряжении. Острый период миновал, но болезнь была коварна. Стоило мне простудиться, как она укладывала снова на много недель, а то и месяцев в постель. И тогда опять хозяйничала в доме тревога…
В ту весну я чувствовала себя особенно плохо. Лежала на кровати, обессиленная болезнью. И даже голубое небо за окном, пушистый воробей, который каждое утро прилетал к окну, не приносили мне обычной радости. А цветущая, краснощекая Саския, целыми днями смотревшая на меня с картины Рембранта, просто раздражала.
Очередной визит врача не принес ничего утешительного.
- Надо делать внутривенное вливание.Только найдите медсестру, - сказал он.
Медсестра из районной поликлиники, высокая, худая, с тугими кудряшками из-под белой шапочки (к ней мама обратилась за помощью) неожиданно спросила: «А пироги вы уже пекли?»
- Какие пироги? – недоуменно спросила мама, начисто забыв, что скоро первомайские праздники, - Нет, не испекла…
- А у меня тесто пропадает. Рабочий день кончился, и я спешу домой.
Медсестра закрыла дверь манипуляционного кабинета.
Мама в отчаянии шла по улице: что делать? У самого дома встретила бывшую соседку Ларису Ивановну. Она работала медсестрой в другой больнице и сейчас шла навестить больного отца. Выслушав мамину просьбу, Лариса согласилась делать мне уколы.
Приходила она всегда в одно и то же время. И было столько уверенности, спокойствия в ее простом, несколько округлом лице, в светлых добрых глазах, в неторопливых руках! И даже в ее молчаливости была какая-то жизненная сила, которая передавалась и мне. И начинало вдруг казаться: ничего страшного у меня нет, скоро я выздоровею… С каждым днем я все дольше смотрела на весеннее небо, на пушистого воробья. И Саския, казалось, теперь радостно улыбается со стены. И тревога уходила из нашего дома. Наверное, я начинала поправляться. Зато с каждым днем мрачнела Лариса… На вопрос: «Как папа?» - она отвечала односложно: «Плохо…»
В тот день, когда умер отец Ларисы, мы ее не ждали. Но она пришла в обычное время, как всегда, спокойная, не дрожали ее пальцы, насаживающие иглу на острие шприца. Только черный кружевной платок на голове да покрасневшие веки выдавали ее горе. И только, когда сделала укол, не выдержала, расплакалась.
На следующий день я услышала звуки траурного марша за окном… Хоронили Ларисиного отца.
Ну, а пироги? С той весны я не люблю больше пирогов. (310 сл.)
Н. Харакоз. Живые нити
Тайна дворовой горки
В любом городе, малом или большом, есть архитектурное сооружение, которое наверняка знакомо каждому жителю, и при упоминании об этой достопримечательности в памяти непременно возникает и образ города. Именно таким сооружением в Мариуполе была и остается водонапорная башня архитектора В.А. Нильсена в нынешнем центре города.
Теперь уже мало кто знает, что напротив башни, где построена пятиэтажка, находилась горка, курган.
Старые курганы –свидетели многих событий в приазовских степях. Большие и малые, они располагаются в одиночку и группами. Они насыпались на могилах вождей, жрецов, воинов, кочевников, оседлых землевладельцев. Издревле курганы служили также сторожевыми и наблюдательными пунктами, ориентирами.
Мариупольский курган, о котором идет речь, находился недалеко от центра города. У него каждый год в дань Покрова Божьей матери устраивалась ярмарка, здесь шла продажа крупного рогатого скота, лошадей, овец.
С этим местом жители связывали легенды и предания. Рассказывали, что в старину на кургане замечали какие-то бродячие тени, утверждали, что он служил местом сборищ разбойников. Называли также «точные» данные о зарытых в нем кладах.
Уже в сравнительно недавнее время, в середине прошлого века, место вокруг кургана принадлежало господину Попандопулосу. Затем, в 1869 году, эту землю купил Георгий Петрович Камбуров, который выстроил здесь дом и амбары, и, таким образом, участок оказался в центре его усадьбы. Тайна кургана продолжала беспокоить умы горожан, однако долгие годы никто не делал попыток рыть горку и искать клад. Вот что об этом рассказывает родственник Камбурова в книге «Мариуполь и его окрестности», напечатанной в 1892 году: «Выкопать этот клад никто не решался по следующей причине: суеверный народ верил, что тот, кто зарыл клад в землю, заклинал это место и таким образом передал свои богатства во власть дьявола, который и хранил этот клад»,
Тем не менее в 1872 году сторож, который охранял амбары Камбурова, решил тайно начать раскопки. Он вел их ночью при свете фонаря. Узнав об этом, Камбуров разрешил сторожу копать и днем. Так был раскопан склеп, в котором находились двенадцать останков, очевидно, это были древние воины. Но клада там не оказалось. Лишь были найдены медные монеты с изображением лодки и сидящего в ней гребца. Эти предметы попали в курган, очевидно, значительно позже. Дальнейшие раскопки не проводились.
Уже в 1930 году на территории, где находился курган, городские власти решили построить первую в Мариуполе пятиэтажку.
Но прежде, чем закладывать фундамент здания, произвели раскопки, в ходе которых стало ясно, что под слоем земли находится каменный склеп в виде квадратной камеры с уступчатыми сводами. В нем оказалось много предметов быта, а также относящихся к занятиям охотой: бронзовые ножи, наконечники стрел, были также фрагменты цветной керамики, сосуды бытового и ритуального назначения. По мнению работников музея, это захоронение относится к середине второго тысячелетия до новой эры. А это значит, что на месте, где расположен Мариуполь, люди жили еще до нашей эры! То есть курган – современник фараоновых пирамид в Египте.
Так дворовая горка открыла свои тайны… (400 сл.)
А. Проценко. Записки мариупольского краеведа
Контрольное письменное изложение
Мужчины
Зимой Васек без конца попадал в больницу и очень тосковал. Часами не отходил от окна, за которым виднелась заснеженная и петляющая между сугробами узкая дорожка. А когда среди деревьев появлялась мама и бабушка, такие родные и озабоченные, он, прыгая от радости, махал им худенькой ладошкой и не мог сдержать слез.
Поправлялся мальчик медленно и ненадолго. Миновало несколько недель, а то и дней, и его снова укладывали в постель. Все усилия взрослых пропадали даром, хоть и берегли, как зеницу ока. Особенно боялись простуды. Она вызывала болезнь и обманчиво рядилась в прозрачные одежда сквозняков, манила широкой и доверчивой улыбкой снежной бабы, сладчайшим мороженым. Поэтому малыша собирали на улицу, как на северный полюс, со всеми предосторожностями. В большой шапке-ушанке, толстых варежках и валенках, повязанный поверх пальто крест-накрест шерстяным платком, Васек был неуклюж и смешон, как пингвин.
Стесняясь своего вида и боясь насмешек, мальчик не играл с детьми во дворе, а одиноко бродил вокруг дома. Казалось, в эти минуты его ничего не интересовало. Но было любимое занятие. Васек внимательно рассматривал прохожих и с завистью, украдкой провожал глазами легко одетых взрослых мужчин и парней, которые и в стужу не прятали своих ушей от мороза. Он считал их сильными и смелыми людьми и мечтал стать таким же.
А своего отца мальчик чуть не боготворил. Тот вообще не признавал никаких шляп, шапок или фуражек и всегда ходил улыбающийся и гордый, с непокрытой головой. При воспоминании об отце Васек тоскливо вздыхал: сейчас они жили врозь в разных городах.
Перечить маме и бабушке во время проводов его во двор малыш не решался. Но когда их не было рядом, он преображался, смелел, туго завязывал длинные, как у зайца, «уши» шапки на макушке, а варежки и платок бросал лихо в сугроб. В эти минуты он чувствовал себя настоящим мужчиной.
А в квартире после этого тревожно пахло валерьянкой, и Ваську озабоченно поили таблетками и густым теплым молоком. Но мальчик, казалось, не замечал этих неприятностей и переносил все с непонятным для домашних молчанием и терпением. Молчал он, и когда его настойчиво спрашивали, где он схватил очередную простуду.
Проходило время, и Васек, вновь укутанный с головы до пят, понуро ковылял вокруг дома. Потом все повторялось сначала: шапка-ушанка превращалась в «кубанку», а голые руки приятно обжигал мороз.
Но однажды на прогулке мальчик был непривычно тихим и смирным: не снимал варежки, не трогал шапку, руки держал вытянутыми по швам. А вокруг все искрилось, журчало, кружилось в весеннем хороводе.
Город проклевывался. Как птенец, из белого снежного плена. Кое-где показался асфальт, потекли вдоль дорог ручьи талой воды. С оголенных деревьев, карнизов домов свисали крупные тяжелые капли. Они звонко и часто шлепались в лужи, возле которых важно похаживали худые голуби и прыгали воробьи. И на каждом шагу попадались прохожие в легкой одежде.
- Молодец! – похвалила мальчика подошедшая мать. Она очень устала от бесконечных болезней сына…
- Осторожно! – воскликнул Васек и неловко шагнул в сторону. Варежка слетела с левой руки и скользнула в лужу. Из нее выпала тугая зеленовато-коричневая почка сирени и исчезла в мутной воде.
- Что это? – удивилась мама мальчика.
- Ей зе холодно! – дрогнувшим голосом сказал малыш. – Она зе простудится. Она в снегу леза-ала-а…
Васек говорил, заикаясь и испуганно округлив глаза. И такая решимость заботиться о ком-то, защищать была в нем, что мать остановилась и пристально посмотрела на него. Радуясь за сына и ничего не сказав, она нашла в студеной воде живой комочек и бережно положила в теплую ладошку сына. А когда они подходили к дому, словно споря с кем-то, и, казалось не кстати, она подумала: «А все же сила мужчины – в его доброте».
На душе у мальчика царил покой, как давно уже не бывало…(530сл.)
Н. Харакоз. Живые нити
Творческое задание:
Пейзажи Куинджи
Выдающимся представителем русской пейзажной живописи второй половины ХIХ века был Архип Иванович Куинджи. Его творческие устремления заметно отличались от художественных исканий других русских пейзажистов этого периода. Сильное воздействие его искусства испытывали на себе многие видные мастера пейзажа начала ХХ столетия.
Грек по национальности, родом из Мариуполя, Куинджи происходил из беднейшей среды. Ему рано пришлось столкнуться со всеми жизненными невзгодами, переменить множество различных занятий. Но неизменным для него было одно – тяга к искусству. Куинджи рисовал всегда, сколько себя помнил, рисовал чем придется и на чем придется. Страсть к искусству привела его в Феодосию к Ивану Константиновичу Айвазовскому. Влияние знаменитого художника будет затем долго сказываться на творчестве Куинджи.
Уже первые работы А.И. Куинджи, во многом еще связанные с романтической традицией, были замечены современниками. Особенно они поражали зрителей необычными эффектами освещения. Различные пейзажные мотивы нашли свое место в творчестве художника: изображение осеннего ненастья и распутицы, задумчивых предрассветных минут, тревожного предгрозового состояния природы, но наибольшую популярность завоевали его ночные пейзажи, и среди них картина «Ночь на Днепре».
Очевидцы вспоминали, что публика буквально ломилась в зал, где она была выставлена. В картине проявилось характерное для Куинджи отношение к природе как источнику возвышенных человеческих переживаний. Отсюда его стремление к изображению торжественных минут в жизни природы. Не случайно художник неоднократно обращался к мотиву украинской ночи. Вслед за Гоголем он глубоко почувствовал ее поэтическое очарование. Природа, преображенная лунным светом, теряет привычный вид, приобретая необыкновенный, романтический характер. Нельзя при этом не вспомнить еще раз о том, что первые зрители картины «ночь на Днепре» были буквально потрясены эффектом лунного света. Кое-кто даже заглядывал за полотно, ища тайно скрытый позади него источник света. Живописный эффект, видимо, и в самом деле был потрясающий. К сожалению, картина давно и сильно потемнела, и смотреть ее возможно теперь при очень хорошем освещении, когда виднее становится и широкий простор Днепра, залитый лунным светом, и хатки, в окнах которых мерцают слабые огоньки. Но хотя колорит картины существенно изменился, она и по сей день не утратила своего очарования. (275 сл.)
Творческое задание:
Чтение молча
Встреча с вальсом
Не успела смолкнуть музыка, как Игорь Александрович понял, что третья встреча с его вальсом будет последней…
Игорь Александрович проводил лето в южном городе, городе своего детства и юности. Не был он здесь давно, лет тридцать, и теперь ходил по улицам и не узнавал их.Город и впрямь изменился и казался каким-то чужим, незнакомым. И только иногда, когда ветер приносил едва ощутимые запахи ковыля и моря, вспоминалось Игорю Александровичу далекое прошлое.
Жил он у своего старого приятеля. У того был небольшой, но красивый и яркий, как игрушка, домик, выложенный красным кирпичом, с небольшой и уютной верандой. По воскресеньям у приятеля часто собирались гости, пили чай, веселились. Как-то рядом с Игорем Александровичем села девушка. Что-то знакомое, забытое почудилось ему в ней. Печальны были ее черные глаза. «Какое же у нее может быть горе? – подумал Игорь Александрович. – Она молода, очень молода. А уже знает, что и горе, и печаль не всегда проходят, уплывают, как вешние воды…»
Когда все встали из-за стола, Игорь Александрович подошел к роялю. Все удивились: этот пожилой солидный мужчина с полными, короткими, вовсе не музыкальными пальцами умеет играть? Но вот из разрозненных беспорядочных аккордов родилась певучая и прекрасная мелодия, и в комнате стало тихо, хотя кое-кто из гостей продолжал еще шепотом скептически высказывать свое недоверие музыканту.
Он играл свой любимый старинный вальс и украдкой поглядывал на девушку, стоящую рядом. Она внимательно слушала, словно старалась что-то вспомнить и задумчиво смотрела на его руки. Потом в её лице что-то дрогнуло, глаза потеплели.
Вот кто сумеет правильно понять этот вальс, - подумал Игорь Александрович. – Надо передать его. Да, да…» И ему, постоянно озабоченному делами цеха, семьей, детьми, которые, став взрослыми, требовали к себе еще большего отцовского внимания, захотелось вдруг испытать светлую радость оттого, что его вальс не умрет.
И любимая работа, и удавшиеся дети, и молчаливая, с полуслова понимающая его жена по-своему делали его жизнь счастливой, устоявшейся, надежной, когда уже никакие бури не страшны. А вот радость, чистая и искренняя, захаживала к нему уже редкой гостьей…
- Доня, ты должна играть этот вальс, - сказал твердо Игорь Александрович. Он не знал, как зовут девушку, и называл ее просто «доней».
- Я тебя научу. Хочешь?
Девушка улыбнулась. Ночью он долго не спал. Вспоминал.
Старинный вальс… Когда ты молод, вокруг все прекрасно и значительно. Прекрасна была и его черноглазая, длинноногая Ленка, которая с такой настойчивостью учила его играть.
Старинный вальс… Сколько ему лет? И почему он волнует? Когда слушаешь его, хочется грустить о навсегда утерянном и невозвратимом, мечтать о хорошем, о том, что еще будет… Кто его сочинил? Может быть, его автор полюбил девушку, но они не могли быть вместе?.. И вот их давным-давно нет на свете, а вальс живет, волнуя и радуя…
Лене очень хотелось, чтобы вальс волновал его также, как и ее. Они разучивали мелодию и любили друг друга, как те двое.
Потом – война. Лена была партизанкой, она погибла… А он, вернувшись израненный, не вынеся горечи утраты, уехал из родного города. И уже не думал, не гадал, что встретится со своим вальсом, со своей юностью и переживет заново то, что казалось неповторимым.
Играя, Игорь Александрович преобразился, помолодел. Девушка не замечала его морщин, седого ежика волос. Он вставал из-за рояля, садилась она. В ее исполнении вальс звучал робко и неуверенно. Но Игорь Александрович, в тот вечер давший себе слово передать вальс, был терпелив. Он часто курил, задумчиво глядел в сад, радостно звенящий птичьими голосами. Снова и снова показывал, как играть.
Для него это были трудные дни. Временами, когда, закрыв глаза, он играл вальс, ему казалось, что рядом сидит его Ленка, живая и желанная. И он забывался настолько, что называл девушку «моя Ленка», и, спохватившись, виновато прятал от нее глаза… А потом он искал и находил в ее посветлевших глазах что-то такое, что сближало их и чего не было раньше.
Наступил день отъезда. Игорь Александрович решил попрощаться с девушкой. Не доходя до дома, он услышал звуки вальса. Девушка играла уверенно и взволнованно. Он узнавал и не узнавал свой вальс. Что-то изменилось. Нет, не в мелодии, а в самом исполнении, в интонациях. Музыка звучала широко и свободно. Грустная мелодия, составляющая его главную тему, вытесненная сильными аккордами, теперь отошла на второй план. Игорь Александрович почувствовал, как светел и радостен этот вальс, и понял, что с девушкой что-то произошло.
Она не услышала его шагов. Сидела за роялем, глядя на клавиши и, казалось, не видя их. В комнате было как обычно, и все же что-то в ней изменилось. Он уловил тонкий терпкий запах цветов и увидел на столе букетик полевых незабудок. И понял, что вальс его будет жить. И еще с сожалением подумал, что эта встреча с вальсом для него последняя. Подумалось: «А ведь он мог никогда не кончаться…» Подумалось и захотелось, чтобы не кончались у других встречи с вальсом, счастьем, надеждой… Он попросил девушку, чтобы она научила играть этот вальс еще кого-нибудь. Игорь Александрович не сказал, кого именно. Но она поняла и пообещала. (660 сл.)
Н. Харакоз
Тесты
а) его дом сгорел и ему с семьей некуда было деться;
б) ушел после ссоры с семьей;
в) приехал в город своего детства, где не был 30 лет, его дома давно не было;
г) там собирались ежегодно друзья юности.
а) у нее были черные печальные глаза;
б) была невероятно красива и модно одета;
в) в ней было большое сходство с его любимой дочерью;
г) влюбился с первого взгляда.
3. О чем подумал герой, увидев печальные глаза девушки?
а) ни о чем, он терялся под ее пристальным взглядом;
б) «Она молода. А уже знает, что горе и печаль не всегда проходят, уплывают, как вешние воды»;
в) нужно что-то веселенькое рассказать, чтоб развеселить ее и всех остальных;
г) нужно расспросить, что у нее случилось.
4. Чем удивил присутствующих Игорь Александрович?
а) одет был не по возрасту;
б) солидный, пожилой мужчина умеет играть на рояле;
в) он слишком много внимания уделяет молодой девушке;
г) был очень остер на язык.
5. Мелодия, которую играл пожилой мужчина короткими, вовсе не музыкальными пальцами?
а) Венский вальс;
б) фигурный вальс;
в) вальс «Осенний сон»;
г) старинный вальс.
6. О чем подумал Игорь Александрович, увидев девушку, задумчиво смотревшую на его руки?
а) «Вот кто сумеет правильно понять этот вальс. Надо передать его»;
б) Мои руки меня не слушают. Я где-то сфальшивил.
в) Откуда она знает этот вальс?
г) Нет, она не способна понять струны моей души – слишком молода.
7. Кто так настойчиво учил Игоря играть этот вальс?
а) всегда понимающая жена;
б) взрослые удавшиеся дети;
в) специально нанятый известный музыкант;
г) черноглазая, длинноногая Ленка.
8. О чем не вспоминал герой ночью, когда не мог долго заснуть?
а) Лене очень хотелось, чтобы вальс волновал его так же, как и ее;
б) когда слушаешь его, хочется грустить о навсегда утерянном и невозвратном;
в) я озабочен делами цеха, семьей, детьми, которые требуют большего отцовского внимания;
г) когда ты молод, вокруг все прекрасно и значительно.
9. Почему Игорь Александрович уехал из родного города?
а) вернувшись с войны израненным, не вынес горечь утраты любимой;
б) войной разрушен его родной дом;
в) уехал в тот город, куда эвакуировали родных и близких;
г) хотел порвать все связи с прошлым.
10. Игорь Александрович, дав слово передать вальс, …
а) слишком нервничал, курил и кричал;
б) постоянно твердил: «Доня, повтори еще раз»;
в) был терпелив, снова и снова показывал, как играть;
г) радовался, что ученица оказалась способной.
11. Почему герой «узнавал и не узнавал свой вальс», когда услышал его перед отъездом?
а) в исполнении девушки он звучал робко и неуверенно;
б) почувствовал, как светел и радостен этот вальс;
в) до него доносилась грустная мелодия;
г) вальс звучал в сопровождении оркестра.
12. О чем подумал пожилой мужчина при последней встрече с девушкой?
а) вальс его будет жить;
б) эта встреча с вальсом для него последняя;
в) а ведь он мог никогда не кончаться;
г) чтобы не кончались у других встречи с вальсом, счастьем, надеждой.
Ключ: 1) в; 2) а; 3) б; 4) б; 5) г; 6) а;
7) г; 8) в; 9) а; 10) в; 11) б; 12) а, б, в, г.
Герб рода Пушкиных
Александр Сергеевич Пушкин чтил свой родовой герб как символ древности своего происхождения. Он глубоко интересовался своей родословной. Предки Пушкина считали своим родоначальником Радшу или иначе Ратислава. На справедливость этого предания указывает известный исследователь русской геральдики, историк В.К, Лукомский. Изучив герб Радшичей, он пришел к заключению, что родоначальник Пушкиных прибыл из Семиградской земли, королевства прибалтийских славян – Славонии. Это государство перестало существовать к середине ХII века. Многие знатные его люди, члены королевского дома, вынуждены были тогда искать себе пристанище в других странах, что совпадает с началом службы Радши в Киеве. Так, киевская летопись свидетельствует о некоем Радше, - пишет известный пушкинист Н.И. Грановская, - жившем в Киеве и служившем «Великому киевскому князю Всеволоду II Ольговичу». Позднее его потомки связали свою судьбу с Новгородом. И уже в четвертом колене от прародителя прославился в знаменитой битве со шведами на Неве в июле 1240 года боярин Гавриил Алексеевич. Его правнук, живший во второй половине Х1У века, Григорий Алексеевич бывший «незаурядным служивым человеком», получил в Москве прозвище Пушка. Было ли это связано с причастностью к пушечному делу – неизвестно. Но русское слово – пушка – от корней «пыл» и «пых» было образовано как раз в то время, когда на Русь из Европы проникли сведения об изобретении огнестрельного оружия.
Прозвище предка поэта – Пушка – затем перешло в фамилию. Явилось обозначением старинного дворянского рода и, наконец. Стало именем русского поэта.
Герб рода Пушкиных относится к дворянским и состоит из основной части – щита, шлема с золотой короной, украшенной тремя страусовыми перьями. «Намет на щите голубой, положенный золотом». Гербовый щит разделен горизонтальной линией на две ровные части. В верхней половине его на горностаевом поле – символе власти – изображена княжеская шапка, которая покоится на пурпуровой подушке с золотыми кистями и является эмблемой могущества и силы. На нижней половине щита в правом голубом поле, обозначающем чистое небо, расположена в серебряных латах рука с мечом. Символизирующая «чистоту и невинность рода в деяниях ратных для Отечества». На другом золотом поле – символе справедливости и величия души – помещен орел с распростертыми крыльями, в когтях которого помещены меч и держава. Эта геральдическая фигура служит символом власти, величия, красоты и вместе с тем великодушия и прозорливости.
С некоторыми незначительными различиями герб этот принят был всеми потомками Радши. Сочетание в щите трех элементов: руки с мечом, одноглавого орла и княжеской шапки или короны – было обязательно для всех дворянских родов этой ветви.
Герб потомков Радши был занесен в «Общий гербовник дворянских родов», который начал составляться в России в конце XVIII века.
В своем исследовании о предках А.С. Пушкина академик С.Б. Веселовский писал о том, что род Радши, от которого вышел поэт, по исторической значимости происшедших от него фамилий, принадлежит к древнейшим русским родам.
«Гордиться славою своих предков не только можно, но и должно; не уважать оной есть постыдное малодушие», - считал поэт. Пушкин расценивал знание истории и своих предков как один из отличительных признаков высокой культуры не только отдельных личностей, но и всего народа. (420 сл.)
А. Проценко. Записки мариупольского краеведа
Тесты
А) как свидетельство принадлежности к королевской фамилии;
Б) «как символ древности своего происхождения»;
В) как отличительный знак, подтверждающий знатность рода;
Г) как возможность свободного доступа в высший свет.
А) Великого князя киевского Всеволода II Ольговича;
Б) боярина Гавриила Алексеевича, прославившегося в битве со шведами на Неве;
В) Радшу, или Ратислава;
Г) «незаурядного служилого человека» по прозвищу Пушка.
А) из Словении;
Б) из западнославянской Словакии;
В) из Семиградской земли Славонии;
Г) ниоткуда не прибывал, родился в Киеве.
А) Всеволоду II Ольговичу;
Б) Владимиру Великому;
В) Ярославу Мудрому;
Г) Киевскому князю Святославу.
А) Пушкарев;
Б) Пушка;
В) Пушкин;
Г) Прозвища не имел, называли по имени-отчеству.
А) «пыл»;
Б) «пых»;
В) «пыж»;
Г) «пышка».
А) щит;
Б) шлем с золотой короной;
В) страусовые перья;
Г) шелковая бахрома.
А) горностаевое поле;
Б) княжеская шапка со страусовыми перьями;
В) пурпуровая подушка с золотыми кистями;
Г) орел с распростертыми крыльями.
А) могущество и силу рода;
Б) «чистоту и невинность рода в деяниях ратных для Отечества»
В) чистоту помыслов;
Г) предупреждение врагам.
А) рука со скипетром;
Б) рука с мечом;
В) одноглавый орел;
Г) княжеская шапка или корона.
А) как одно из качеств грамотности и образованности;
Б) как один из отличительных признаков высокой культуры не только отдельной личности, но и всего народа;
В) как признак высокой морали;
Г) как свойство большой любви к своей семье и Отечеству.
А) научный стиль, тип речи – повествование с элементами рассуждения;
Б) художественный стиль, тип речи - рассуждение;
В) публицистический стиль, повествование с элементами описания;
Г) публицистический стиль, тип речи - описание.
Ключ: 1) б; 2) в; 3) в; 4) а; 5) б; 6) в, г;
7) г; 8) а; 9) б; 10) а; 11) б; 12) в.
Аудирование
Монумент у Перкальской скалы
Лет пятнадцать тому назад один знакомый книголюб подарил мне дюжину старинных фотоснимков – видов Северного Кавказа – и среди них явно репортерский снимок. Внимание привлек и сюжет фотографии. На склоне горы на фоне безоблачного неба возвышается белый памятник, окруженный балюстрадой. Вокруг памятника много народу, все одеты празднично, по-летнему. Среди них мужчины в черных черкесках с кинжалами у пояса, дамы с зонтиками, много молодежи, цветы, венки.
Фотография наклеена на картонную подложку. В нижнем правом углу четко видны тисненные бронзой медали «За трудолюбие и искусство», «От Русского технического общества» и надпись: «Раев на Кавказе», На обороте фотографии есть едва различимая надпись: «Пятигорск, 1901 год».Это сразу объяснило многое: в руках у меня подлинный снимок, сделанный в начале века в городе Пятигорске. Неясно было одно: чей бюст установлен на постаменте и какое событие отражено на снимке? И вот, сравнительно недавно. В который раз пристально вглядываясь в едва различимые черты полупрофиля бюста, я был поражен. Как мог не заметить этого раньше? Передо мной, несомненно, был бюст Лермонтова. Его характерные черты лица: высокий лоб, огромные глаза, усы, прическа с пробором в левую сторону. Да, но я много раз бывал в Пятигорске, знаю все лермонтовские памятники, а такого не видел.
Вначале решил выяснить: публиковалась ли эта фотография? Пересмотрев тома сочинений Лермонтова, альбомы фотографий, книги о нем, я не нашел снимка. Значит, надо наводить справки в музеях. На следующий день копии снимка ушли в Пятигорск в «Домик Лермонтова», Вскоре пришло письмо от старшего научного сотрудника Государственного музея-заповедника М.Ю.Лермонтова в Пятигорске. Она сообщила, в что в 1901 году на месте дуэли в Пятигорске был сооружен памятник Лермонтову. Памятник торжественно открыли в июле 1901 года. «У нас в музее, - писала М.Ф. Дамианиди, - нет такой фотографии, как ваша, приобретенный вами снимок уникальный»,
Как известно, в 1881 году место дуэли определила специальная комиссия, в которую входил первый биограф поэта профессор П.А, Висковатый и свидетели Е.Чалов и И.Чухнин, брат извозчика Кузьмы Чухнина, по преданию, перевозившего тело Лермонтова с места дуэли в Пятигорск. Тогда же место дуэли было обозначено небольшим пирамидальным обелиском.
Мысль об установлении монумента возникла у почитателей поэта в связи с приближением 60-й годовщины со дня гибели М.Ю.Лермонтова, в 1901 году. Времени до юбилейной даты оставалось мало. На собранные 894 рубля 5 копеек был выполнен гипсовый бюст на постаменте с примыкающей к нему деревянной и оштукатуренной балюстрадой длиной около 13 метров. С обеих сторон балюстрады были установлены высокие металлические курильницы. Памятник сооружен в греческом стиле. Монумент был установлен на северо-западном склоне горы Машук и обращен лицевой стороной к горе Бештау.
Открытие состоялось 15(27) июля 1901 года. К концу дня на месте дуэли собралась многочисленная толпа, около 10 тысяч человек. И вот в начале шестого полотнище струится вниз, перед восхищенным взором почитателей поэта предстала скульптура Л.К. Шодкова и архитектора И.И. Байкова – М.Ю. Лермонтов в мундире с эполетами, задумчивый и одухотворенный. На постаменте – надпись: «Здесь погиб на поединке М.Ю.Лермонтов 15 июля 1841 года».
Тогда-то пятигорский фотограф Раев и сделал этот снимок. Кроме того, имеется свидетельство участника этого события, которое ни разу не привлекалось исследователями. На фотографии, справа у курильницы, стоит мужчина в канотье с пышными усами. Это К.С.Станиславский. В одном из писем сыну он так описывает это событие: «Вот по этому-то случаю вчера, в 5 часов, на Перкальской скале собралось много народу, войска, говорили речи, вспоминали о том, что писал Лермонтов. На том месте, где он убит, выстроили белый памятник с его изображением, и разные люди и учреждения подходили и клали венки на его памятник, а твой папа был там и нес венок от театра, на котором было написано: «Бессмертному М.Ю.Лермонтову».
На открытии памятника были и представители Тенгинского полка, в котором служил Лермонтов, они возложили венок с надписью: «Незабвенному сослуживцу – тенгинцы». «Устроенный на месте дуэли Лермонтова праздник имел такой успех, который превзошел все ожидания добросовестно потрудившейся для этого комиссии» - единодушно утверждали газеты.
Теперь о фотографии. Снимок действительно оказался уникальным, никогда ранее не публиковавшимся. Почти восемьдесят девять лет фотография не была известна широким кругам почитателей великого русского поэта. Сколько было сделано отпечатков: два. Шесть, десять? Это неизвестно. И все же, нам посчастливилось найти один из них, который запечатлел для потомков первый памятник, установленный на месте дуэли Лермонтова. Но уже в 1907году из-за непрочности материала временный памятник разрушился и его заменили другим. В 1915 году на месте дуэли установлен новый памятник. Его автор – петербургский скульптор Б.М.Микешин. На этот раз материалом памятнику послужил кисловодский известняк. На лицевой стороне монумента в круглой нише установлен бронзовый бюст поэта. Под бюстом дата: «1814-1841». Памятник окружен оградой из каменных столбов, соединенных цепями, с четырьмя орлами по углам.
Над Перкальской скалой поднялся восьмиметровый обелиск, который мы можем видеть и ныне. (680 сл.)
А.Проценко. Записки мариупольского краеведа
Тесты
а) это была единственная цветная фотография;
б) снимок был внушительных размеров;
в) сюжетом фотографии: изображение белого памятника на фоне безоблачного неба;
г) фото имело уникальную по тем временам рамку-оклад.
а) «Пятигорск, 1901 год»;
б) «От русского технического общества»;
в) «Владельцу на долгую и добрую память»;
г) «Хранить и передавать по наследству».
а) я стал владельцем миллионного наследства;
б) «…в руках подлинный снимок, сделанный в начале века в Пятигорске»;
в) автор снимка и я – дальние родственники М.Лермонтова;
г) этому фото более 60 лет.
а) кто оставил автограф на фотографии;
б) чей бюст установлен на постаменте и какое событие отражено на снимке;
в) фото было настолько давним, что совершенно не различить изображение;
г) к кому обращена подпись на снимке.
а) надо же, как хорошо сохранилась фотография;
б) это было не реальное фото, а фотомонтаж;
в) увидел на фото знакомые лица родных и близки;
г) перед ним был, несомненно, бюст Лермонтова.
а) старший научный сотрудник музея Лермонтова в Пятигорске
М.Ф. Дамианиди;
б) первый биограф поэта профессор П.А. Висковатый;
в) свидетель Чалов Е.;
г) И.Чухнин, брат извозчика К.Чухнина, перевозившего тело Лермонтова с места дуэли в Пятигорск.
а) к 87 годовщине со дня рождения;
б) к 95-летию творческой деятельности поэта;
в) к 60-й годовщине со дня гибели М.Ю.Лермонтова;
г) юбилейной даты никакой не было, решение было спонтанным.
а) Лермонтов в мундире с эполетами;
б) поэт задумчивый и одухотворенный;
в) надпись: «Здесь погиб на поединке М.Ю.Лермонтов 15 июля 1841 года»;
г) памятник работы скульптора Л.К. Шодкова и архитектора
И.И. Байкова.
а) А.П.Чехов;
б) К.С.Станиславский;
в) Щепкин;
г) Комиссаржевская.
а) временный разрушился из-за непрочности материала;
б) старый не понравился наследникам поэта;
в) первый памятник перенесли и установили возле музея «Домик Лермонтова»;
г) специально был установлен на определенный срок.
а) художественный;
б) научный;
в) официально-деловой;
г) публицистический.
а) рассуждение;
б) повествование;
в) повествование с элементами описания;
г) описание.
Ключ: 1) в; 2) а; 3) б; 4) б; 5) г; 6) а;
7) в; 8) б; 9) б; 10) а; 11) г; 12) в.
Непостижимый Куинджи
Есть люди, которых природа щедро одарила талантом. К ним относится и Архип Иванович Куинджи. Он был не только великим художником, но и педагогом, мыслителем. Он создал новый тип пейзажа, который писал не на основе этюдных проработок, а по памяти и воображению, добиваясь главного – необычного светового эффекта.
Когда смотришь на картины Куинджи, что-то особенно завораживает. С помощью тончайших нежно-перламутровых тонов он мог передать мерцание прогретого солнцем южного степного воздуха, умел в красках передать, казалось бы, такое невозможное в живописи, как тишина и время.
Он никогда не писал свои картины прямо с натуры и редко делал к ним натурные этюды. Постоянно и неутомимо всматривался в окружающий мир, и его зрительная память удерживала увиденное во всех подробностях, а воображение довершало работу
Художник В.Д. Орловский однажды спросил Куинджи, как это ему удается писать по впечатлению, так хорошо запоминая формы и световые эффекты? Архип Иванович ответил: «Картину следует писать «от себя». Писать наизусть».
Сам по себе метод не был чем-то исключительным. Исключительно и необычно было то, что Куинджи всем своим существом ощущал свет, хотя очень мало знал о физической природе явления. Зрительный аппарат Куинджи феноменально воспринимал цвет. Этот природный дар делал его как художника недосягаемым.
Природа в представлении художника заряжена творческими силами. Они, эти силы, непостижимы в своих истоках, но их присутствие ощутимо и в бездонности неба, и в раздолье степи, и в мерцании угасающего света. Куинджи не списывал природу, а постигал ее сущность. Он замечал в природе характерное для нее в данный момент состояние и умел его изобразить.
Подобное видение выражено в картине «Украинская ночь». Никто не подсказывал художнику его лунных ночей, он шел к ним в одиночку, самостоятельно. Однако был литературный источник, с которым они соотносились. Прямого соотношения, по-видимому, нет, но косвенное влияние могло оказать описание украинской ночи Н.В,Гоголем: «Знаете ли вы украинскую ночь? О, вы не знаете украинской ночи! Всмотритесь в нее…» И художник, как бы разделяя восторг писателя, призывает нас полюбоваться украинской ночью.
Зрелище неба, небесных светил в сочетании с земным простором всегда вдохновляло художника на создание произведений, по его словам, «внутренних», отражающих субъективное отношение к природе. Вот один из удивительных примеров интуитивного восприятия света, доступного только гениальному художнику.
О лунопоклонничестве Куинджи сказано и написано много. И до него художники писали картины с лунными пейзажами. Однако он первый их живописцев стал писать лунный свет таким, каким он его видел в своем воображении: изумрудно-фосфорический шар, плывущий в пространстве, испускающий спокойный мерцающий свет. Зрительное восприятие картины «Лунная ночь на Днепре» обладает одной особенностью: живописец не позволяет глазу задерживаться на отдельных деталях композиции, мы улавливаем лишь общую картину открывшегося зрелища. Именно так человек видит в реальной жизни, когда бросает первый взгляд на то, что его заинтересовало. Но затем наше внимание приковывает главная деталь – бледный изумрудный диск, который над всем парит, все к себе притягивает, завораживает взор. Он объединяет в себя всю композицию картины – линию горизонта, бездонное небо, излучину реки и завершающие ее в самом низу полотна украинские хаты. В этой картине поражает странное ощущение невыдуманности необычайного зрелища. Она смотрится почти как этюд с натуры, писанный не художником, а самой природой. Изображение этой ночной мистерии не имеет аналогов в русской живописи.
Куинджи был и солнцепоклонником не меньше, чем поклонником луны. Его картины с солнечными пятнами, может быть, еще более выразительны. Он писал не только солнечный свет на предметах, но и сам бледно-лимонно-золотой шар, причем, чаще всего, в окружении багровых тонов. Особое, небывалое горение цвета мы видим в «Красном закате». Куинджи раскрывает такие нюансы света, которые обычно не замечаются, ускользают. Все это непривычно для взгляда, который схватывает в природе лишь поверхностное. Он же заставляет поверить в реальность переливов света.
Эти почти фантастические видения многие художники наблюдали и раньше, но были не способны увидеть ту грань светосочетания, которую видел он. Благодаря этой способности, Архипу Ивановичу удавалось быстро схватывать самые тончайшие эффекты света в те мгновения, когда они проходили перед его внутренним взором. Он умел останавливать это мгновение на том пределе, когда находил единственное выражение в красках, которое лучше выразить нельзя. Кажется, будто весь мир живописца пронизан какими-то особыми тонами, какой-то особой чувствительностью. В этом, очевидно, тайна его недосягаемости. (660 сл.)
По А.Проценко. Записки мариупольского краеведа
Тесты
а) на основе пейзажных зарисовок;
б) необычного светового эффекта;
в) особого вида акварелей;
г) совмещая акварель и масло.
а) Картину рисовать нужно душой и сердцем;
б) Меня так учили в Академии художеств;
в) «Картину следует писать «от себя», наизусть»;
г) Так выходит, благодаря развитой интуиции.
а) недосягаемым;
б) исключительным;
в) особенным;
г) таким, как его «собратья-художники».
а) в бездонности неба;
б) в раздолье степи;
в) в мерцании угасающего света;
г) в широте души.
а) «Украинская ночь»;
б) «Вечера на Украине»;
в) «Лунная ночь на Днепре»;
г) «Красный закат».
а) Н.В.Гоголь;
б) А.П.Чехов;
в) Т.Г.Шевченко;
г) А.С.Пушкин.
а) лесные массивы, переплетающиеся с раздольями степей;
б) морская и речная гладь в сочетании с прибрежной полосой;
в) зрелище неба, небесных светил в сочетании с земным простором;
г) никакие, только сила воображения и фантазии художника.
а) всегда писал такие пейзажи только ночью;
б) использовал светоотражающие флуоресцентные краски;
в) писал подобные картины только с натуры;
г) первым стал изображать лунный свет, каким видел его в своем воображении.
а) бледный, изумрудный диск луны, который объединяет всю композицию картины;
б) особая цветовая гамма;
в) речная рябь в изображении Днепра;
г) оставленный автограф художника.
а) изображением солнца в багрово-красных тонах;
б) небывалым горением цвета
в) солнце занимает третью часть полотна;
г) единственная картина, выполненная карандашом.
а) в способности видеть грань светосочетания;
б) в способности быстро схватывать тончайшие эффекты света в определенные мгновения;
в) в умении останавливать мгновение на том пределе, когда находил единственное выражение в красках;
г) в способности раскрывать нюансы света, которые обычно не замечаются, ускользают.
А) повествование с элементами описания;
Б) повествование с элементами рассуждения;
В) повествование;
Ключ: 1) б; 4) в; 7) в; 10) б;
2) в; 5) б; 8) г; 11) а. б, в, г;
3) а; 6) а; 9) а; 12) а.
Контрольный слуховой,
зрительно-слуховой диктант
От восхода до заката
К полудню вернутся рыбаки. Это их лодки жирными тире чернели за буйками все погожее утро. Еще издали увидишь, богат ли улов, щедро ли одарило море людей. Когда выпадет удача, лодка идет весело к берегу, а весла так и мелькают в крепких руках, пропахших рыбьей чешуей. И вот она уже разрезает береговую кромку. Заблестят мокрыми темными спинами бердянские головастые бычки, серебром заиграют тарани. Значит, где-то сегодня дразняще сладко запахнет ухой и горьковато подгоревшим маслом.
Оливковые, повитые мутной пеной волны наскакивают на плоский берег. Медузы, величиной с тарелку, пугают своей бледной матовостью и неподвижностью. Берег в мелких пустынных барханчиках.
За зубчатой грядой мыса – широкий необжитый берег. И волны здесь шире, и над головой не небо – небеса, и чайки, непуганые, опускаются на мокрый песок и , отливая белизной, горделиво похаживают.
А кругом степь не степь, луг не луг, с мелким светлым песком, редким кустарником.
Пройдитесь по лугу закатным вечером, росным утром, и вы, городской житель, услышите его тихую песню, увидите неяркую, но милую сердцу его красоту.
Вдали круглые кусты серебристого лоха, разбросанные там и сям, дальний перелесок. Рой потревоженных мотыльков взовьется вокруг ваших ног. Ласточка сделает несколько кругов над непрошеным гостем. Улетит, разрезав воздух острыми крыльями.
Праздник моря захватывает всю степь, и она тонко и загадочно светится, пока не растворится в бледной голубизне неба розовое пятно солнца. (180 сл.)
По Н. Харакоз.
Живое облако
В студеный и ясный день поздней осени неторопливо прохаживался я в ожидании уток по пустынному острову. Порыжевший тростник то покорно льнул под ветерком к земле, то в короткое затишье строптиво поднимал метелки к небу. Низкое солнце рыжим колесом катилось над бугристым морем, и нельзя было понять, то ли круг падает в провалы и вскакивает на гребни, то ли могучие волны вздымаются к самому светилу.
Омертвевший тростник, холодное, стылое небо, угрюмая сила рокочущего моря находились в каком-то союзе, вызывали чувства одиночества и обреченности.
Над горизонтом медленно поднималось большое облако. Оно непрестанно меняло свою форму, было странно подвижным. Края облака то вытягивались в продолговатые полосы, то начисто втягивались в шаровидный центр. Я остановился, и со все возрастающим интересом следил за невиданным явлением. Облако медленно, но упорно ползло против ветра, в сторону острова. На моих глазах несколько раз оно меняло форму: превращалось в огромный круг, сплющивалось в широкую полосу, торжественно закручивалось в могучую спираль, один конец которой тянулся над самым морем, другой – поднимался в вышину. По мере приближения все отчетливее становились составляющие его частицы. Наконец моя смутная догадка подтвердилась: наплывающее на меня облако было живым, огромнейшей стаей каких-то птиц.
Я не стал прятаться в тростник, ибо в эти минуты обычные представления об охоте стали неприемлемы: столько было торжественности и скрытой силы в великом инстинкте, сплотившем воедино птиц перед многотрудным перелетом.
… Вдали, над неспокойным морем, уменьшалось в размерах и таяло живое облако. Провожая его глазами, я думал о великом смысле единения. (190 сл.)
Н. Харакоз.
Песня без конца
По пенящейся кромке прибоя под высоким и жарким небом медленно идёт девушка. В ее зеленоватых глазах тайна моря. Каждый шаг, каждое её движение – ликующая песня жизни. Девушка играет с волнами, чайками, и сама как молодая гордая чайка.
Рядом с девушкой мать. Она очень похожа на дочь. Но в ней не осталось и следа от её пленительной юной красоты. Всё в женщине расплывчато, нечетко, как на старой фотографии. И только взгляд притягивает и обвораживает. Время наградило её мудростью и душевной зоркостью.
Мать смотрит на дочь, и в её глазах вспыхивает надежда и тревога. Ей так хочется, чтобы дочь была счастливее её, чтобы она не пропустила это ускользающее, как волна, счастье.
Женщины не замечают: за ними наблюдает художник, высохший и старый, как отжившее свой век дерево. Его кисти и мольберт лежат рядом на песке, но художник к ним не прикасался.
Он не только любуется матерью и дочкой, но и старается запомнить памятью и сердцем неуемность прибоя, стремительный пролёт над водой чаек, радостную легкость девушки и извечную тревогу и счастье матери, которое неотделимо от счастья ее детей.
А дома в прохладной тиши короткой июльской ночи художник подходит к полотну и, чувствуя в себе прилив здоровых молодых сил, работает, работает, работает.
…Осенью в салоне открылась выставка. Посетители останавливались перед картиной художника, на которой были изображены две женщины на морском берегу. Обе были прекрасны: одна как этюд восторженного юноши, другая – совершеннейшая работа мастера, чьё творчество, питаемое неизмеримыми проявлениями жизни и красоты, неисчерпаемо.
(190 сл.)
По Н. Харакоз.
Каменная могила
Заповедная приазовская степь. Горячий степной ветер колышет ковыль, звенящий травостой сглаживает лица каменных баб. Этих мест никогда не касался плуг. Здесь, в долине реки Молочной. Среди степи на площади трех гектаров возвышаются огромные каменные глыбы песчаника, общая высота которых превышает 10 метров. Повсюду видны естественные скальные породы, выходящие на поверхность равнины. Многие каменные плиты покрыты древними рисунками тысячелетней давности. И вся эта живописная привлекательность причудливого хаоса достигается благодаря гармонии естественных скал с гигантскими камнями. Тревожному беспорядку каменных глыб противопоставлена спокойная, полная пряного запаха трав приазовская степь.
Эта картина невольно вызывает ощущение, что эти горы скрывают тайну прошлого.
Бытует легенда, что соорудил эту гору, по велению богов, богатырь Богур. Работая над сооружением горы, Богур по небрежности неплотно укладывал плиты и валуны. В результате небрежной работы в местах скопления камней образовались щели, пустоты, и в одну из таких щелей провалился Богур. Боги разгневались и велели степным ветрам засыпать все щели, и Богур задохнулся в тисках каменной могилы. Останки богатыря якобы по сей день лежат под каменными плитами, и камни эти, кажется, еще и ныне стонут...(160 сл.)
А. Д. Проценко
Контрольная работа № 1
тема: «Риторика как наука и искусство слова. Подготовка оратора к выступлению»
(для 11 класса с русским языком обучения)
Вариант I
1. Укажите страну, в которой риторика появилась как наука:
а) Греция;
б) Древний Рим;
в) Древняя Греция;
г) Киевская Русь.
2. К такому жанру красноречия, как академический, относятся:
а) юбилейная речь, приветственная речь, речь на приеме;
б) официальная церковная речь, проповедь;
в) парламентские и митинговые речи, речи на политико- экономические темы, дипломатические выступления;
г) вузовская и школьная лекции, научный доклад, научно-популярный обзор.
3. Уберите лишнее:
Различают следующие типы и формы публичного выступления:
а) частный повод;
б) письменное уведомление;
в) деловая ситуация;
г) большая или виртуальная аудитория
4. Вставьте пропущенное слово в определение:
Длительное, последовательное, связное изложение системы мыслей, знаний одним лицом. Развивается в процессе общения.
Это ………………… речь:
а) монотонная;
б) монологическая;
в) выразительная;
г) диалогическая.
5. Закончите предложение:
Расположение слов, при котором каждое последующее содержит усиливающееся значение, благодаря чему создается нарастание выразительности - это……………..
а) антитеза;
б) анафора;
в) эпифора;
г) градация.
6. Укажите троп, который используется в предложении:
Я ускользнул от эскулапа худой, обритый, но живой (А.Пушкин)
а) метафора;
б) сравнение
в) синекдоха;
г) антономазия.
7. Напишите сочинение-эссе на тему: «Ценности нашего времени»
(Эссе – разновидность очерка, в котором главную роль играет не воспроизведение факта, а изображение впечатлений, раздумий, ассоциаций)
Ключ: 1 – в; 2 – г; 3 – б; 4 – б; 5 – г; 6 – г.
Вариант II
а) Ньютон;
б) Цицерон;
в) М. В. Ломоносов;
г) Юлий Цезарь.
а) прокурорская (обвинительная)речь, адвокатская (защитительная)речь;
б) дипломатические и агитационные выступления на социально-политические, политико-экономические темы, военно-патриотические, парламентские и митинговые речи;
в) застольная речь (тост), поминальная речь или надгробное слово, приветственная речь;
г) вузовская и школьная лекции, научный доклад, научный обзор, научно-популярный обзор.
Основными принципами публичных выступлений являются:
а) принцип последовательности;
б) принцип усиления, нарастания значимости доводов;
в) органического единства и экономии;
г) принцип содружества.
Поддерживаемая речь, когда собеседник ставит в ходе её уточняющие вопросы, подавая реплики, может помочь закончить мысль; в жанровых формах отражаются особые характерологические черты участников разговора, в репликах которых проявляются их речевая манера и профессиональный опыт – это ……………….. речь:
а) монотонная;
б) монологическая;
в) выразительная;
г) диалогическая.
Одинаковая концовка, повторение слов и их полный параллелизм, кольцо строфы (с одинаковым началом её и концовкой) - это ……….
а) антитеза;
б) анафора;
в) эпифора;
г) градация.
6. Укажите троп, который используется в предложении:
И слышно было до рассвета, как ликовал француз (М.Лермонтов)
а) метафора;
б) сравнение
в) синекдоха;
г) антономазия.
Ключ: 1 – б; 2 – б, г; 3 – б, г; 4 – г; 5 – в; 6 – в.
Контрольная работа № 2
тема: «Обобщение и систематизация изученного»
(для 11 класса с русским языком обучения)
Вариант I
а) Токио, алиби, вуаль, миндаль, городишко;
б) кимоно, какао, шампунь, ремень, какаду;
в) рояль, домишко, кофе, торнадо, тюль;
г) шоссе, чернила, древко, амплуа, манго.
а) счастье, клубника, крестьянство, листва;
б) молоко, Москва, борода, белизна;
в) музыка, дружба, пастбище, жалоба;
г) иней, человек, агрессор, вино.
а) грузины, сапёры, чулки;
б) апельсины, офицеры, джинсы;
в) маслины, лимоны, болгары;
г) поляки, валенки, цыгане.
а) Р. п. восьмисот девяноста шести;
б) Д. п. восьмистам девяноста шести;
в) Т. п. восемьюстами девяноста шестью;
г) П. п. на восьмиста девяноста шести.
II. Средний уровень: (1 - 2 балла)
а) идти (по)одиночке, свернуть (в)право, выступать (по)очереди;
б) сказать (в)итоге, (по)другому решить, делать (в)одиночку;
в) говорить (по)русски, (по)отечески любить; (во)первых решить;
г) действовать (в)тайне, решать (по)справедливости, (по)весеннему
свежий.
Разъяре...ый зверь, отъявле...ый хулиган, рассея...ые по полю семена, маринова...огурчики, кипяче...ая вода, бессме...ый руководитель, писа..ые маслом картины, груже...ая дровами машина, измельч...нный в мясорубке.
Выкорч...вывать корни, сгущ..ное молоко, худенькими руч...нками, у больш...го дерева, обвито плющ...м, притрусить молотым перц...м, , поставить торц...м, ч...рный ш...колад.
12 минут -…….
35 градусов - … …
90 километров - … …
1,5 года - … …
850 лет - … …
Определите стиль вашего сочинения.
1. О времени и о себе.
2. «…язык людскому роду дан как чудо из чудес,
как талисман» (М. М. Хаджи-оглы).
3. «Статую красит вид, а человека – деяние его» (Пифагор).
4. «Что может быть милей бесценного родного края» (Н.Языков).
Ключ: 1 – в; 2 – а; 3 – б; 4 –г; 5 – в.
Вариант II
1. Выбрать ответ, где все существительные среднего рода:
а) Дели, городишко, гортань, гантель;
б) цунами, рагу, кашне, манго;
в) замша, карусель, лебедь, молодежь;
г) кенгуру, миндаль, фамилия, какаду.
2. Существительные, которые не образуют форму множественного числа:
а) мед, гимнастика, Урал, сахар;
б) поросенок, прут, крестьянин, директор;
в) счастье, свидание, жир, судно;
г) граф, шофер, доброта, пальто.
3. В каком варианте существительные в форме родительного падежа множественного числа имеют окончание - ОВ :
а) словаки, шорты, мандарины;
б) оладьи, жирафы, ананасы;
в) георгины, помидоры, рельсы;
г) ботинки, макароны, бананы.
4. Ошибка при склонении количественного числительного 896:
а) Р. п. восьмисот девяноста шести;
б) Д. п. восьмистам девяноста шести;
в) Т. п. восемьюстами девяноста шестью;
г) П. п. на восьмиста девяноста шести.
5. Через дефис пишутся наречия:
а) разделить (по)братски, (по)весеннему тепло; (в)третьих, убери в
квартире;
б) идти (по)одиночке, свернуть (в)лево, сказать (по)быстрее;
в) танцевать (в)присядку, стоять (на)смерть, кричать (по)соловьи;
г) чуть(чуть), (по)отцовски любить, танцевать (в)присядку.
6. Спишите, вставив пропущенные буквы (Н/НН, О/Е):
Объявле…ый в розыск, приготовле...а по рецепту, рассея...ый ученик, информирова...ый заранее, расстрое...ая известием, ухоже...ый двор, груже...ая баржа, жаре...ое на мангале, прожже...ая утюгом дыра.
Подойти к девч...нке, начертил карандаш...м, сургуч...вая печать, моще...ая булыжником мостовая, накрыться плащ...м, утираться полотенц...м, испеч...нный в духовке, бежит трусц...й..
7. Образуйте сложные прилагательные от данных чисел и имен существительных. Составьте и запишите с ними словосочетания:
86 квартир -…….
24 часа - … …
40 граммов - … …
15 километров - … …
1,5 литра - … …
8. Напишите сочинение-миниатюру на одну из предложенных тем.
Определите стиль вашего сочинения.
1. О времени и о себе.
2. «…язык людскому роду дан как чудо из чудес,
как талисман» (М. М. Хаджи-оглы).
3. «Статую красит вид, а человека – деяние его» (Пифагор).
4. «Что может быть милей бесценного родного края» (Н.Языков).
Ключ: 1 – б; 2 – а; 3 – в; 4 –г; 5 – а.
Контрольная работа № 1
тема: «Стилистика и культура речи. Функциональная стилистика. Научный и публицистический стиль»
(для 10 класса с русским языком обучения)
Вариант I
1. Важнейшая задача стилистики:
а) обучение отбору и сочетанию языковых средств с учетом содержания и ситуации общения;
б) изучение фонетики, лексикологии и фразеологии языка;
в) выявление зависимости употребления слов вот определенной жизненной ситуации;
г) проведение параллели между разными стилями языка.
2. Языковая норма - это:
а) соблюдение норм орфографии и пунктуации;
б) отсутствие в речи ненормативной лексики;
в) совокупность общеупотребительных языковых средств и
правила их отбора и использования;
г) написание слов и предложений в соответствии с правилами грамматики.
3. Нарушены орфоэпические нормы во всех словах:
а) форзАц, кулинарИя, крапивА, проспАла;
б) зАговор, звонИшь, мЕльком, нАголо;
в) плЕсневеть, стАтуя, тОрты, хАос;
г) цЕнтнер, тЯжба, чЕрпать, пОхороны.
4. Функции научного стиля:
а) сообщить факты, мысли, доказать истинность;
б) известить, пригласить, попросить;
в) сообщить факты, убедить, сагитировать;
г) обслуживание повседневного общения.
5. Жанры публицистического стиля:
а) анекдот, диалог, фельетон;
б) репортаж, выступление, информация об общественно важных
делах, газетная статья;
в) лекция, аннотация, научный доклад, научная статья;
г) план работы, протокол, закон, устав.
а) придавать большое значение, учить грамоте:
б) направить к осмотру выставки; выяснить с причинами отсутствия;
в) воспитывать культуру поведения, совершенствовать навыки;
г) распространить среди учащихся, подвести итоги.
7. В данном предложении допущены ошибки:
По жалованной грамоте Екатерины II от 21 мая 1779 году и другим документам русского правительства жители Мариуполя и 23 сел, основанных переселенцами из Крыма получили весьма значительные привилегии.
а) пунктуационная;
б) орфографическая;
в) речевая;
г) стилистическая.
8. Прочитайте данный текст, определите его стиль и подчеркните стилистические особенности:
Майским утром 1820 года три экипажа, подпрыгивая на ухабах, въехали в маленький пыльный городок – Мариуполь. Местные жители, оповещенные о знатном госте, ждали его на Базарной площади с хлебом-солью. С большим почетом встречали они знаменитого генерала Н.Н.Раевского, прославленного героя Отечественной войны 1812 года, совершавшего со своей семьей путешествие на Кавказ и в Крым.
Вряд ли знали тогда мариупольцы, что среди путешественников находится человек, имя которого составит славу и гордость России. Между тем в одном из экипажей сидел молодой Пушкин. За вольнолюбивые стихи, за эпиграммы, направленные против царских сановников и самого царя, он был сослан в Екатеринослав (ныне Днепро) в распоряжение генерала Инзова.
А. Л.Яруцкий
III. Высокий уровень (3 балла)
По жалованной грамоте Екатерины II жители Мариуполя и 23 сел, основанных переселенцами из Крыма, получили весьма значительные привилегии, или преимущества.
Перечислим их в общих чертах.
Крымские переселенцы были перевезены за счет правительства, его же «иждивением» были оплачены долги тех, кто задолжал татарам. За казенный же счет им были построены жилища. Им отвели богатые угодья
и плодородные земли в огромном количестве – почти миллион с четвертью десятин. Их освободили от каких-либо налогов на десять лет. Они никогда не знали крепостного права. Их освободили «от дачи на войско рекрут», Мало того: Мариуполю в условиях крепостнического государства даровали демократию. Цитирую грамоту: «Суд и расправу и всю внутреннюю полицию иметь на основании генеральных в государстве нашем узаконений выбираемыми из вас же по вольным голосам начальникам…» Это был не назначаемый, а выборный орган административной и законодательной власти в Мариуполе, формировавшийся самими же жителями «по вольным голосам».
Теперь давайте вспомним крестьянина из книги Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву».
Мы помним, что он шесть дней «пахал» на барщине, а на своем клочке работал только по воскресеньям, праздникам да еще в лунные ночи, влачил нищенское существование и был совершенно бесправным («в законе мертв»).
Вспомним, что «ужас народа при слове «набор» подобен был ужасу казни».
От всего этого мариупольские греки были избавлены.
По Л. Д.Яруцкому
Ключ: 1 - а; 4 – а; 7 –а, в.
2 – в; 5 – б;
3 – а; 6 – б;
Вариант II
I. Начальный и средний уровень: (6 - по 1 баллу)
1. Стилистика – наука, изучающая:
а) формы общенационального языка, которые существуют в устной и письменной формах;
б) соответствие индивидуальной речи общепринятым нормам;
в) общность системы образов, творческих приемов и средств выразительности языка;
г) систему стилей языка, языковые нормы и способы употребления литературного языка в определенных условиях языкового общения.
2. Норма использования слова в определенном стиле или с определенной стилистической окраской – это:
а) языковая норма;
б) литературная норма;
в) стилистическая норма;
г) лексическая норма.
3. Нарушены орфоэпические нормы во всех словах:
а) свеклА, проспАла, камбалА, маркЕтинг;
б) срЕдства, Августовский, пАсквиль, мЕльком;
в) заговОр, пЕреданный, слУчай, Исподволь;
г) кухОнный, тЕфтеля, баловАть, дирЕкторы.
4. Функции публицистического стиля стиля:
а) сообщить факты, мысли, доказать истинность;
б) известить, пригласить, попросить;
в) познакомить с информацией, убедить, сагитировать;
г) обслуживание повседневного общения.
5. Основные черты научного стиля:
а) точность, логичность, конкретность;
б) призывность, страстность, оценочный характер речи;
в) официальность, отсутствие образности, шаблонность;
г) образность, эмоциональность, оценочный характер речи.
6. Нормы сочетаемости слов нарушены в словосочетании:
а) принять во внимание, применить силу;
б) решать проблемы; обеспечивать присутствие;
в) ограничить доступ, практиковать использование;
г) основать выводы, одевать пальто (на себя).
II. Достаточный уровень (1 – 1 балл, 1 - 2 балла):
7. В данном предложении допущены ошибки:
В конкурс вложили участие многие архитекторы, проектировавшие объем и размер помещений, освещение, расположение классных комнат и устройство ученических столов мужской гимназии.
а) пунктуационная;
б) орфографическая;
в) речевая;
г) стилистическая.
8. Прочитайте данный текст, определите его стиль и стилистические особенности:
Греко-татарские имена и фамилии крымских переселенцев, подвергаясь постепенному обрусению, нередко искажались, что в отдельных случаях приводит к недоразумениям. Так, например, фамилия Куинджи, произносящаяся с ударением на последнем слоге, в Петербурге стала произноситься с ударением на втором – Куинджи. Сам Архип Иванович против этого искажения, очевидно, не возражал, и оно стало литературной нормой, что зафиксировано в Большой Энциклопедии, как и в других многочисленных справочных изданиях.
Этот процесс коснулся и девичьей фамилии его жены. Имеются документальные доказательства, что Вера Леонтьевна была урожденной Кечеджи-Шаповаловой, но в столице первая часть ее фамилии стала по непонятным причинам произноситься Кечерджи. Это искажение вошло в публикации и мемуарную литературу об А.И.Куинджи.
Л.Д. Яруцкий
III. Высокий уровень (3 балла)
Предки мариупольских греков до переселения в Приазовье жили в Крыму две с половиной тысячи лет. Первыми «открыли» этот полуостров греческие купцы, торговавшие с туземцами – скифами. Затем стали переселяться сюда из Греции люди, оставлявшие свою родину в надежде преуспеть в чужом краю. Переселялась в Крым и знать, особенно потерпевшие поражение в политической борьбе. Хватало среди эмигрантов и авантюристов, любителей и искателей приключений.
Достаточно быстро сумели они организовать оживленные экономические связи с местным населением и очень скоро их руками, умом и талантом создана была в Крыму высокая земледельческая и ремесленная культура.
Волна за волной обрушивались на греческие колонии в Крыму агрессивные захватчики: тавры и скифы, готы и гунны, аланы и хазары, печенеги и половцы, римляне, византийцы и генуэзцы. Но самым губительным оказалось влияние татар и турок. «Прежние гордые сыны Эллады, поселившиеся давно в этом благословенном уголке… были теперь народом подавленным, униженным, усвоившим нравы и обычаи, одежду и язык новых властителей Крыма…».
Возродить отатарившихся крымских греков, подавленных господствующим, но малокультурным азиатским народом, и сделать их опять достойными сынами Эллады поставил себе задачей местоблюститель константинопольского патриарха в Крыму митрополит Игнатий – «человек высокого ума, замечательный по энергии и по способности к самопожертвованию ради служения своей идее».
По Л.Д. Яруцкому
Ключ: 1 - г; 4 – в; 7 –б, в.
2 – в; 5 – а;
3 – а; 6 – г;
Контрольная работа № 2
тема: «Разговорный и художественный стиль. Систематизация и обобщение»
(для 10 класса с русским языком обучения)
Вариант I
(1-4 задания - по 1 баллу, 5-е - 2 балла):
а) эстетическое воздействие словом на читателя;
б) отвлеченная обобщенность и логичность изложения;
в) неофициальность, неподготовленность речи, непринужденность.
г) сообщение мыслей, фактов, доказательность истины.
а) камень на сердце; с глаз долой; твой звездный час;
б) окунуться с головой, сгореть от стыда, познать истину;
в) душа в пятках; первая ласточка; буря в стакане;
г) валять дурака; как с гуся вода; ни к селу, ни к городу.
Недаром вздрагивает румпель –
От зыби, что ли, мы дрожим?..
Низовка гонит в Мариуполь –
Давай на коску побежим. (Д. Чкония)
(Низовка – ветер с низовьев моря. Коска – косая полоса морского побережья)
а) пафосное звучание текста;
б) достижение пародийного эффекта;
в) придать повествованию местный колорит;
г) придание повышенной эмоциональности.
а) Добрые слова не могут не отозваться в сердцах тех, кто
их прочитает.
б) В последние годы наши писатели создали немало таких произведений, где показаны люди нашего времени.
в) Он понял значение слова, его красоту и силу.
г) Сыновнее чувство к матери поэт запечатлел в бессмертных строках стихов.
1. Клены – капризные модницы. а) официально-деловой;
2. В мировом сообществе. б) публицистический;
3. Молекулярная теория. в) художественный;
4. Принять к сведению. г) разговорный;
5. За уши не оттянешь. д) научный.
(Задание 6 – 2 балла, задание 7 – 4 балла)
Выехать с грунтовой дороги нам не удалось, потому что начался проливной ливень.
Прежде, чем принимать окончательное решение, он посчитал необходимым посоветоваться с коллегами по работе.
В заключение рассказчик рассказал еще одну презабавную историю
Впереди лидируют атлеты из Мариуполя.
В этом году он закончил университет и получил высшее образование.
Цыплят, как известно, считают по очереди.
в художественном стиле на одну из предложенных тем:
(Эссе – разновидность очерка, в котором главную роль играет не воспроизведение факта, а изображение впечатлений, раздумий, ассоциаций)
- «О весна, без конца и без краю!..» (А. Блок)
- Удивительное рядом.
- «Тихая моя родина…» (Н.Рубцов)
- «Остановись, мгновенье! Ты прекрасно!..» (И.Гете)
Ключ: 1 - в; 4 – б;
2 – г; 5 – 1-в; 2-б; 3-д; 4-а; 5-г.
3 – в;
Вариант II
(1-4 задания - по 1 баллу, 5-е - 2 балла):
1. Отличительная особенность художественного стиля:
а) эстетическое воздействие словом на читателя;
б) отвлеченная обобщенность и логичность изложения;
в) неофициальность, неподготовленность речи, непринужденность.
г) сообщение мыслей, фактов, доказательность истины.
2. Укажите ряд устойчивых словосочетаний, свойственных разговорному стилю:
а) чудеса в решете, поток страстей; момент истины;
б) достать с неба звезду; уйти с головой в науку; обрести покой;
в) надоело до чертиков; плестись в хвосте; здорово, братишка;
г) на душе тревога; высокая поэзия; трудный возраст.
3. Цель употребления в данных предложениях архаизмов:
…Вздрагивать при имени моем,
С твоих уст слетевшем тихом звуке.
В грезах улетать за окоём
Океана ревности и муки! (А. Стрегло)
(Уста – (устаревшее) – губы. Окоём – (устаревшее, поэтическое)- горизонт)
а) пафосное звучание текста;
б) достижение пародийного эффекта;
в) придать повествованию местный колорит;
г) придание повышенной эмоциональности.
4. Не содержит речевые ошибки, связанные с незнанием лексического значения слова, предложение:
а) Спонсоры внесли значительную лепту в подготовку школы к учебному году.
б) Данный вопрос не входит в нашу миссию.
в) Интерьер улиц Мариуполя очень красивый.
г) Мы испытываем легкую ностальгию по школьному детству.
5. Установите соответствие между сочетаниями слов и их принадлежностью к стилю:
1. Язык за зубами держать. а) официально-деловой;
2. Обязуюсь возвратить. б) публицистический;
3. Международный скандал. в) художественный;
4. Основы стихосложения. г) разговорный;
5. Извечный зов земли. д) научный.
(Задание 6 – 2 балла, задание 7 – 4 балла)
6. Найдите в предложениях тавтологию и плеоназм, исправьте речевые ошибки и запишите:
Между природой и человеком уже не существует существенной разницы.
Прейскурант цен вывешен на витрине.
А сейчас все пойдет по своим делам.
Надо взглянуть на дело глазами будущего потомка.
В будущем году он закончит среднее образование со свидетельством.
Ты что, первый раз с Луны свалился?
в художественном стиле на одну из предложенных тем:
(Эссе – разновидность очерка, в котором главную роль играет не воспроизведение факта, а изображение впечатлений, раздумий, ассоциаций)
- «О весна, без конца и без краю!..» (А. Блок)
- Удивительное рядом.
- «Тихая моя родина…» (Н.Рубцов)
- «Остановись, мгновенье! Ты прекрасно!..» (И.Гете)
Ключ: 1 - а; 4 – г;
2 – в; 5 – 1-г; 2-а; 3-б; 4-д; 5-в.
3 – г;
Содержание
1. Аннотация к методическому пособию……………………………………….2
2. Тематика устных сочинений………………………………………………… 3
3. Тематика диалогов……………………………………………………………..3
4. Тематика дебатов………………………………………………………………4
5. Тематика публичных выступлений…………………………………………...4
6. Устное изложение. Н. Харакоз «Пироги»……………………………………5
А.Проценко «Тайна дворовой горки»…………………6
7. Контрольное письменное изложение с творческим заданием.
Н. Харакоз «Мужчины»………………..........................7
А. Проценко «Пейзажи Куинджи»……………………..9
8. Чтение молча. Н.Харакоз «Встреча с вальсом» ………………………......10
А.Проценко «Герб рода Пушкиных»……………………….14
9. Аудирование. А.Проценко «Монумент у Перкальской скалы»………17
А.Проценко «Непостижимый Куинджи»………………21
10. Зрительно-слуховой диктант. Н. Харакоз «От восхода до заката»……….25
Н. Харакоз «Живое облако»……………......26
Н.Харакоз «Песня без конца»……………...27
А.Проценко «Каменная могила»…………..28
11. Контрольная работа № 1. 11 класс. «Риторика как наука и искусство
слова. Подготовка оратора к выступлению»………....................................29
12. Контрольная работа № 2. 11 класс. «Обобщение и систематизация
изученного»…………………………………………………………..............32 13. Контрольная работа № 1. 10 класс. «Стилистика и культура речи.
Функциональная стилистика. Научный и публицистический стиль»……36
14. Контрольная работа № 2. 10 класс. «Разговорный и художественный
стиль. Систематизация и обобщение» ……………………………………42
1