Посібник для контрольної перевірки знань з російської мови (6 клас)

Про матеріал

У даному методичному посібнику надані практичні матеріали: тексти диктантів, усних та письмових переказів, тексти для аудіювання, читання мовчки та вголос, тести, варіанти завдань тематичних контрольних робіт, перелік тем для усних та письмових творів, діалогу - для контрольної перевірки знань учнів 6 класу.

Материали складено відповідно до норм контролю (початок вивчення мови національних меншин з 1 класу)

Перегляд файлу

 

 

 

Методическое пособие

для контрольной

проверки  знаний учащихся

по русскому языку в 6 классе

 

 

 

для классов с украинским языком обучения (начало изучения языка

национальных меньшинств с 1 класса)

на основе действующих

Программ по русскому языку

 

 

 

 

Учитель русского языка и литературы ОШ № 61

                                                                       Андрусик И.П.

 

 

 

 

 

 

 

                                         г. Мариуполь

 

 

      В данном методическом пособии, предназначенном учителям

 

русского языка, представлены практические материалы: тексты

 

диктантов,  устных и письменных изложений, текстов для аудирования,

 

чтения молча и вслух, тесты, варианты заданий тематических

 

контрольных работ, перечень тем для устного и письменного сочинений

 

и диалога – для контрольной проверки знаний учащихся 6 класса.

 

     Предлагаемые в пособии тексты взяты из поэтических,

 

 художественных  и публицистических произведений мариупольских

 

поэтов, писателей,краеведов.

 

      Материалы составлены на основе действующих Программ по

 

русскому языку в соответствии с нормами контроля, утвержденными

 

Министерством образования Украины для классов с украинским

 

языком обучения (начало изучения языка национальных меньшинств

 

с 1 класса).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тематика устных сочинений

 

 

  1. Мой домашний любимец.
  2. Новогодние (Рождественские) встречи в нашей семье.
  3. Чем я люблю заниматься в свободное время.
  4. Книг любимые страницы.
  5. На кого я хочу быть похожим.
  6. Сказка ложь, да в ней намек – добрым молодцам урок.

 

 

 

 

 

 

Тематика диалогов

 

 

  1. Наши увлечения.
  2. Любишь ли ты читать?
  3. Когда мы были в театре… (краеведческом музее, конфетной фабрики).
  4. Любишь ли ты читать?

 

 

 

 

 

 

 

Устное изложение текста

 

 

Танаис

 

          Это было в третьем веке до нашей эры. В приазовских степях у греческого города  Танаис (ныне в двадцати километрах от Ростова-на-Дону) проходила условная граница между Европой и   Азией. Это была восточная граница античной цивилизации.

       Древние греки жили в дружбе с племенами скифов и сарматов, которые обосновались в приазовских степях. Греки широко торговали вином, предметами роскоши, красочными тканями. В обмен они получали от сарматов рабов, продукты скотоводства, азовскую рыбу.

        Приазовье славилось не только этими дарами. По утверждению Геродота – отца истории – в незапамятные времена здесь росли могучие леса. Геродот называл Северное Приазовье  Гилей – страной лесов.

         Современному человеку невозможно представить, что приазовские степи были когда-то сплошным лесом. Тысячелетия их корчевали скифы под пастбища, жгли пожары, уничтожали завоеватели, наступали пески – и не стало Гилеи.

          Танаис был не единственным греческим поселением в Приазовье. По соседству с ним находилось поселение Лакедемон, названное так в честь великой Спарты (Спарта по-древнегречески – Лакедемон). Простояв 7 веков, Танаис был разрушен царем Полемоном  за непокорность, затем восстановлен. Предполагают, что к концу IV века его разрушили и сожгли окончательно готы. А вот поселение Лакедемон сохранилось до наших дней. В селе Лакедемоновка и сегодня живут немногочисленные греческие семьи, возможно, потомки древних эллинов.

          В наши дни город-легенда Танаис заговорил о себе снова. Его раскопали московские археологи, и теперь мы можем пройтись по улицам, увидеть фундаменты величественных в прошлом зданий, остатки крепостных стен. (186 сл.)

А.Проценко. Записки     мариупольского краеведа

Вопросы к тексту:

 

 

  1.     О событиях какого века рассказывается в тексте?
  2.      Где проходила условная граница между Европой и Азией?
  3.      Чем занимались греки, поселившиеся здесь?
  4.      Чем еще славилось Приазовье?
  5.       Кого называют отцом истории?
  6.       Как отец истории Геродот называл Северное Приазовье?
  7.       Почему исчезла Гилея?
  8.        Какое еще греческое поселение, кроме Танаиса,               находилось в Приазовье?

 9.        В честь чего оно названо Лакедемон?

     10.      Сколько веков простоял Танаис?

 11.      Какова его дальнейшая судьба?

  1.                  А что стало с поселением  Лакедемон?
  2.                  Кто проводил раскопки Танаиса?
  3.                  Какие возможности это дает нам, современникам?

 

 

 

 

 

Словарь: Танаис; приазовские степи; граница между Европой и Азией; племена скифов и сарматов; скотоводство; Геродот – отец истории; Северное Приазовье; Гилея; греческие поселения; Лакедемон; Спарта; царь Полемон; готы; Лакедемоновка; крепостные стены.

  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Контрольное письменное изложение

 

Мой добрый город

 

     Если бы у меня спросили, какое время года олицетворяет Мариуполь, я бы ответила, что это город Лета, ослепительного солнца, теплого моря, ярких красок, шумных базаров. Но все же милей мне наша мариупольская осень, мягкая, ласковая, зелено-золотая. Долго угасает, остывает лето в нашем городе, как раскаленный уголек в печи. А вот зима – не самое лучшее время для нас. Тут уж погода капризничает во всю, и настроение у нее меняется часто. В один день можно попасть и под дождь, и под снег, и по колено увязнуть в ледяной каше. Созвучно погоде и наше настроение: грустно, тоскливо, темно на душе.  Но уж северянам не понять, как мы ждем ясной, солнечной морозной погоды со снежком: им такое не в диковинку. Нет, все-таки зима у нас гостья, а не хозяйка.

     И народ наш по-южному доброжелательный и гостеприимный. А сколько разных наций сплелось в моем городе, и хорошо, что живут они в мире и согласии. Пусть звучит, наряду с украинским и русским, также греческий язык, потому что родина и земля у нас общая, и все мы – мариупольцы. (135 сл.)

                                                                               Хаевская Дарина

 

Вопросы к тексту:

 

  1. Какое время года олицетворяет Мариуполь для автора?
  2. А какая пора все-таки милей рассказчику?
  3. Как капризничает погода зимой? Почему она «гостья, а не хозяйка»?
  4. Какой народ живет в нашем южном городе? Какие нации живут здесь в мире и согласии?

 

 

Словарь: олицетворяет; город Лета; мариупольская осень;

 зелено-золотая; как раскаленный уголек в печи; увязнуть в ледяной каше; такое не в диковинку; доброжелательный и гостеприимный; нации сплелись.

Чтение молча

 

Сережа и «бабулечка»

 

     Пятилетний Сережа, худенький, робкий мальчик впервые видел море. Все здесь его радовало и удивляло. Он щурил глаза и улыбался морю, солнцу, людям.

     Море оказалось таким тихим и таким бесконечно большим, что все Сережины сны о нем сразу померкли. И мальчишка-рыболов был тоже какой-то необыкновенный: за полчаса он наловил бычков больше, чем другие рыболовы за все утро. Просто удивительно, с какой ловкостью вытаскивал он из воды одного бычка за другим!

     Сережа стоял невдалеке и с восторгом смотрел на живых трепещущих бычков, на маленьких рачков-креветок, служащих приманкой для прожорливых рыб. Он не смел ближе подойти к воде, к рыболовам, терялся под бдительным бабушкиным взглядом и только кричал:

     - Бабулечка! Они живые!

     В ответ «бабулечка», еще не старая женщина с властным лицом, выкрикивала сразу несколько фраз, не разделяя их на отдельные предложения:

     - Сережа, не подходи близко к воде, не трогай руками, не бегай!

     «Бабулечка» еще выкрикивала свои бесконечные «не», как вдруг Сережа увидел на песке большой целлофановый кулек. В нем, как в настоящем аквариуме, в настоящей морской воде плавали испуганные бычки и прозрачные рачки! Это была удача! Море рядом, стоит лишь протянуть руку к этому сверкающему на солнце удивительному миру.

     Боясь, что его остановит «бабулечка» или увидит мальчишка-рыболов, Сережа осторожно дотронулся пальцем до пакета, а потом опустил в него руку. К счастью, бабулечка была увлечена разговором с соседкой, а мальчишка только приветливо ему улыбнулся.

     Тогда Сережа осмелел, стал подавать рачков удачливому рыболову. И делать это надо было  быстро, иногда он даже не успевал, потому, что рыболов был очень удачливый. И тяжелые бычки звонко шлепались в кулек…

                                                                         Н. Харакоз. Живые нити

Тесты

 

  1. Что радовало и удивляло пятилетнего Сережу?

А) он наконец-то приехал к любимой бабулечке;

б) ему купили новые игрушки;

в) он впервые увидел море.

 

 

  1. Почему мальчишка-рыболов «был необыкновенный»?

а) за полчаса наловил бычков больше, чем другие за все утро;

б) у него была удочка не такая, как у всех остальных;

в) дал Сереже удочку, чтоб он сам ловил рыбу.

 

 

  1. Сережа не мог подойти ближе к воде и рыболовам, потому что…

а) боялся упасть в воду;

б) терялся под взглядом бабушки;

в) был одет не для рыбалки.

 

 

  1. Сережа кричал бабушке, взволнованный увиденным…

а) Бабулечка! Я сам впоймал бычка!

б) Бабулечка! Они живые!

в) Бабулечка! Я боюсь упасть в воду!

 

 

  1. Что начал делать малыш, когда мальчик-рыболов ему приветливо улыбнулся?

А) улыбнулся в ответ и убежал к бабулечке;

    б) взял его целлофановый кулек и выпустил бычков в море;

    в) осмелел, стал подавать рачков удачливому рыболову. 

 

 

  1. Определите стиль текста:

а) художественный;

б) официально-деловой;

в) научный.                                                                        

 

 

Чтение вслух

 

Легенды Приазовья

 

Откуда пошли скифы

 

     Геродотова легенда гласит, что в незапамятные времена у  Геракловых столбов сын Зевса Геракл пас стадо быков. Шли годы, и со временем иссякла трава на пастбище. Тогда Геракл погнал огромное стадо на восток за Понт Эвксинский (Черное море) к Меотийскому озеру (Азовскому морю). Перед ним открылись бескрайние степи Северного Приазовья, в изобилии усеянные сочной травой. Многодневный переход утомил Геракла. И вот однажды, устав с дороги, он лег в душистую траву, закутался в львиную шкуру и уснул. Очнувшись от продолжительного сна, он обнаружил, что его быки исчезли.

     В поисках стада Геракл обошел всю необозримую степь, но не встретил ни одного человека. Наконец он очутился в так называемом Полесье. В одной из глубоких пещер Геракл встретил странное существо – полудеву-полузмею. Это необычное создание сообщило ему, что быки находятся у нее и что она отдаст их ему только тогда, когда он станет ее мужем.

     Прошло время, и змееногая богиня Апа, а это была она, возвратила Гераклу быков со словами: «Я сберегла тебе быков, и ты отплатил мне за это: у меня есть трое сыновей. Скажи, что мне делать с ними, когда они вырастут: поселить ли их здесь или отослать к тебе»?

     Геракл рассудил так: «Когда ты увидишь сыновей возмужалыми, поступи лучше всего так: посмотри, который из них натянет вот этот лук и сумеет надеть мой пояс, тому предоставь для жительства эту землю. А кто не сумеет это сделать, отошли прочь».

     Шли годы, сыновья мужали, и мать дала им имена: Агафирс, Гелон, а младшего назвала Скифом. Помня завет Геракла, однажды она в точности исполнила его волю. Агафирс и Гелон не выполнили условия Геракла и были изгнаны родительницей из страны, а младший – Скиф – условия выполнил и остался в степной стране. От него и пошло славное скифское племя, поселившееся в приднепровских и приазовских степях, где когда-то Геракл пас своих быков.                        

А.Проценко. Записки                 мариупольского краеведа

 

 

 

 

 

 

 

 

Приазовские амазонки

 

     В незапамятные времена меотийские (приазовские) степи населяло воинственное племя амазонок. Гордые, мужественные независимые женщины распахивали землю и сеяли хлеб, пасли скот, охотились на диких зверей, жили мирной жизнью. Но если им угрожал враг, амазонки брались за оружие и умели за себя постоять.

     Каким образом в приазовских степях появились амазонки? Согласно геродотовой легенде, когда в сражении эллинов с амазонками на реке Фермодонте эллины одержали верх, они на трех кораблях отплыли оттуда вместе  со всеми захваченными в плен амазонками… Однако в открытом море амазонки напали на мужчин и перебили их. Но кораблей они не знали и не умели обращаться ни с парусами, ни с веслами, а потому, перебивши мужчин, понеслись по ветру за волнами и прибыли к Кремнам на Меотийском озере. Кремны лежали на земле свободных скифов. Здесь амазонки сошли с кораблей и пешком дошли до обитаемой местности, скифских владений.

     В ту пору сын вавилонского жреца Бероса и амазонки Лизиппы Танаис решил посмеяться над военными талантами женщин и был жестоко за это наказан богиней Венерой. Она внушила ему любовь к собственной матери, и юноша в отчаянии бросился в реку. Так гласит легенда. Река эта – Дон – существует и поныне, а город, который вырос у ее дельты еще до нашей эры, стал называться Танаис. Слово это наполовину скифское, производное от слова «тан», что означает «вода», «река».

                                                                    А.Проценко. Записки                 мариупольского краеведа

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Аудирование

 

Мужчины

 

     Зимой Васек без конца попадал в больницу и очень тосковал. Часами не отходил от окна, за которым виднелась заснеженная и петляющая между сугробами узкая дорожка. А когда среди деревьев появлялась мама и бабушка, такие родные и озабоченные, он, прыгая от радости, махал им худенькой ладошкой и не мог сдержать слез.

     Поправлялся мальчик медленно и ненадолго. Миновало несколько недель, а то и дней, и его снова укладывали в постель. Все усилия взрослых пропадали даром, хоть и берегли, как зеницу ока. Особенно боялись простуды. Она вызывала болезнь и обманчиво рядилась в прозрачные одежда сквозняков, манила широкой и доверчивой улыбкой снежной бабы, сладчайшим мороженым. Поэтому малыша собирали на улицу, как на северный полюс, со всеми предосторожностями. В большой шапке-ушанке, толстых варежках и валенках, повязанный поверх пальто крест-накрест шерстяным платком, Васек был неуклюж и смешон, как пингвин.

     Стесняясь своего вида и боясь насмешек, мальчик не играл с детьми во дворе, а одиноко бродил вокруг дома. Казалось, в эти минуты его ничего не интересовало. Но было любимое занятие. Васек внимательно рассматривал прохожих и с завистью, украдкой провожал глазами легко одетых взрослых мужчин и парней, которые и в стужу не прятали своих ушей от мороза. Он считал их сильными и смелыми людьми и мечтал стать таким же.

     А своего отца мальчик чуть не боготворил. Тот вообще не признавал никаких шляп, шапок или фуражек и всегда ходил улыбающийся и гордый, с непокрытой головой. При воспоминании об отце Васек тоскливо вздыхал: сейчас они жили врозь в разных городах.

     Перечить маме и бабушке во время проводов его во двор малыш не решался. Но когда их не было рядом, он преображался, смелел, туго завязывал  длинные, как у зайца, «уши» шапки на макушке, а варежки и платок бросал лихо в сугроб. В эти минуты он чувствовал  себя настоящим мужчиной.

     А в квартире после этого тревожно пахло валерьянкой, и Ваську озабоченно поили таблетками и густым теплым молоком. Но мальчик, казалось, не замечал этих неприятностей и переносил все с непонятным для домашних молчанием и терпением. Молчал он, и когда его настойчиво спрашивали, где он схватил очередную простуду.

     Проходило время, и Васек, вновь укутанный с головы до пят, понуро ковылял вокруг дома. Потом все повторялось сначала: шапка-ушанка превращалась в «кубанку», а голые руки приятно обжигал мороз.

     Но однажды на прогулке мальчик был непривычно тихим и смирным: не снимал варежки, не трогал шапку, руки держал вытянутыми по швам. А вокруг все искрилось, журчало, кружилось в весеннем хороводе.

     Город проклевывался. Как птенец, из белого снежного плена. Кое-где показался асфальт, потекли вдоль дорог ручьи талой воды. С оголенных деревьев, карнизов домов свисали крупные тяжелые капли. Они звонко и часто шлепались в лужи, возле которых важно похаживали худые голуби и прыгали воробьи. И на каждом шагу попадались прохожие в легкой одежде.

     - Молодец! – похвалила мальчика подошедшая мать. Она очень устала от бесконечных болезней сына…

     - Осторожно! – воскликнул Васек и неловко шагнул в сторону. Варежка слетела с левой руки и скользнула в лужу. Из нее выпала тугая зеленовато-коричневая почка сирени и исчезла в мутной воде.

     - Что это? – удивилась мама мальчика.

     - Ей зе холодно! – дрогнувшим голосом сказал малыш. – Она зе простудится. Она в снегу леза-ала-а…

    

     Васек говорил, заикаясь и испуганно округлив глаза. И такая решимость заботиться о ком-то, защищать была в нем, что мать остановилась и пристально посмотрела на него. Радуясь за сына и ничего не сказав, она нашла в студеной воде живой комочек и бережно положила в теплую ладошку сына. А когда они подходили к дому, словно споря с кем-то, и, казалось не кстати, она подумала: «А все же сила мужчины – в его доброте».

     На душе у мальчика царил покой, как давно уже не бывало…

                                                                                   

                                                                                           Н. Харакоз. Живые нити

 

Тесты:

 

  1. Что происходило с мальчиком зимой?

 

а) попадал в больницу и очень тосковал;

б) увозили на месяц в санаторий;

в) радовался новогодним подаркам.

 

 

  1. Почему Ваську  собирали на улицу, как на северный полюс?

 

а) Стояли страшные морозы;

б) Особенно боялись простуды;

в) Боялись, чтоб не замерз, ведь он подолгу гулял на улице.

 

 

3. Почему мальчик не играл с детьми во дворе, а одиноко    бродил вокруг дома?

а) боялся, что у него ребята во дворе отберут игрушки;

б) с ним никто не дружил, т.к. он был слишком драчлив;

в) стеснялся своего вида и боялся насмешек.

 

 

4.Каким было любимое занятие Васька?

 

          а) провожал украдкой глазами легко одетых мужчин;

          б) любил лепить снежных баб;

         в) удобно умоститься в теплой комнате и ждать с работы маму.

   

 

  1. Когда он чувствовал себя настоящим мужчиной?

 

а) когда мог дать сдачи обидчику;

б)  когда завязывал «уши» шапки на макушке  и бросал в сугроб платок и варежки;

в) когда спорил с мамой и бабушкой.

 

 

  1. За что мальчик чуть не боготворил отца?

 

а) спас соседского мальчика на пожаре;

б) покупал ему любимое мороженое;

в) всегда ходил улыбающийся и гордый, без головного убора.

 

                                                                  

  1. Что случилось однажды весной на прогулке?

 

а) Васек, наконец-то, играл в компании мальчишек;

б) был непривычно тихим и смирным;

в) ему впервые разрешили снять на улице шапку.

 

 

  1. Почему мальчик воскликнул, когда мама хотела взять за руку сына?

 

а) ему стало очень больно;

б) у него была глубокая рана от пореза;

в) в ладошке под варежкой держал почку сирени.

 

  1. Что случилось с почкой, когда с руки мальчика соскользнула варежка?

 

а) она распустила клейкие листочки;

б) скользнула в лужу и исчезла в мутной воде;

в) ее смяли и выбросили.

 

 

10.Какое решение приняла мама?

 

а) увела сына домой, подальше от лужи;

б) нашла почку в воде и положила в ладонь сына;

в) накричала на Васька, ругая, что он снова заболеет.

 

 

11.Почему мама радовалась за сына?

 

а) в нем была настоящая решимость заботиться о ком-то;

б) ее сын был самым сильным мальчиком во дворе;

в) в этот раз Васек не попал на лечение в больницу.

 

 

12. Закончите предложение, в котором заключена основная мысль: «А все же сила мужчины в его …»

 

     а) мускулистых руках;

     б) умении выполнять любую тяжелую работу;

     в) доброте.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Контрольный

зрительно-слуховой диктант

 

Осенние мотивы

 

     … Вы пройдете в сад. Над ним стоит запах сырости, спелых яблок и мокрой листвы. Под ногами у деревьев земля, холодная и обиженная. На ней твердые и крепкие, с зеленоватой кожурой и пятнами червоточин яблоки. Вы будете собирать их. И они влажные от росы, от недавно прошедшего дождя приятно будут холодить пальцы рук. И ваши ладони вкусно будут пахнуть яблоками и сырой землей. Охватит вас какое-то грустное очарование – расставание с летом.

     И вдруг вы увидите под старой яблоней с изогнутыми, корявыми ветками маленькую яблоньку. Всю в белых цветах. Словно извиняющуюся, что весна пришла к ней неожиданно – осенью. (76 сл.)

                                                                      Н. Харакоз. Живые нити

 

 

 

Зеленый костер

 

     Жаркое июльское утро неожиданно перешло в холодный полдень с ураганным ветром, с клубами сухой серой пыли. Пыль была всюду, и никто не знал, откуда она сыпалась.

     Она поднималась с земли, и ветер кружил и швырял ее куда попало. Она оседала на каменных карнизах, прилипала к стеклам домов, машин.

     Долго не утихал ветер. Казалось, разгорается в кроне деревьев невиданный костер, мечутся и бьются на ветру зеленые языки пламени.

     Так же неожиданно, как и начался, ураган стих. Улетел куда-то ветер, успокоился, догорел зеленый костер. И только иногда шевелились ставшие от пыли серыми, но живые листья. Словно кучки пепла в потухшем костре…(80 сл.)    

                                                                      Н. Харакоз. Живые нити

Контрольное списывание

 

Листья

 

    Тепло, непривычно тепло для осени. Тополя на проспекте стоят еще совсем зеленые, стройные. Они не любят часто менять наряды. Как оделись в зеленые платья весны, так и стоят, разве что одежда чуть припылилась да обносилась от непогоды. Зато клены под стать самой капризной моднице: любят надеть на себя что-нибудь поновей да поярче. И в зеленом красовались, и в желтом, и в красном. А сейчас норовят и вовсе раздеться: «Ух! Как жарко!»

      И сбрасывают с себя пёстрые одежды. И летят на асфальт листья красивые.

     Что ни лист, то произведение искусства, каждый умело расписан мастером-природой да еще как бы лаком покрыт. Лежат они на черном асфальте и протягивают людям свои желтые ладошки:

     - Не топчите нас!

     Кто мимо пробежит, красы не увидит, крика не услышит, листья ногами топчет. А кто пройдет, лист стороной обойдет, полюбуется, с собой возьмет…(107 сл.)

                                                                          Н. Харакоз. Живые нити

                               

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Контрольное списывание

 

Непостижимый Куинджи

 

     Есть люди, которых природа щедро одарила талантом. К ним относится и Архип Иванович Куинджи. Он был не только великим художником, но и педагогом, мыслителем. Он создал новый тип пейзажа, писал по памяти и воображению.

     Когда смотришь на картины Куинджи, что-то особенно завораживает. С помощью тончайших нежно-перламутровых тонов он мог передать мерцание прогретого солнцем южного степного воздуха, умел в красках передать, казалось бы, такое невозможное в живописи, как тишина и время.

     Он никогда не писал свои картины прямо с натуры и редко делал к ним этюды. Постоянно и неутомимо всматривался в окружающий мир, и его зрительная память удерживала увиденное во всех подробностях.

     Художник В.Д. Орловский однажды спросил Куинджи, как это ему удается писать по впечатлению, так хорошо запоминая формы и световые эффекты? Архип Иванович ответил: «Картину следует писать «от себя». Писать наизусть». (108 сл.)

По А.Проценко. Записки  мариупольского краеведа

 

 

 

 

 

 

 

    

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа  № 1

по теме «Лексикология. Фразеология»

 

Вариант I

 

  1. Записать 10 общеупотребительных слов.

 

  1. Списать текст, подчеркнуть устаревшие слова:

 

Лихо мчат по булыжной мостовой извозчики, шумит разноликий     базар. Купеческие лавки гордо стоят на видных местах. Рядом с ними теснятся лавки местных торговцев. По воскресным дням – ярмарки,  и редко какая из них обходится без балагана – яркого зрелища, который начинался с появления зазывалы.                                    (По А. Проценко)

 

  1. Из профессиональных слов  выбрать те, которые используются в  профессии художника:

 

Кисть, вернисаж, охра, аккорд, мольберт, пейзаж, соната,     пиано, натюрморт, подрамник, оперетта, холст, репродукция, виолончель, пьеса, оперетта, палитра, сольфеджио, романс, солист.

 

  1. Указать лексическое значение заимствованных слов. С двумя из них составить предложения:

                                                   Конференция –

                                              Фойе –

                                              Презент –

                                              Газон –

                                              Шоссе –

 

  1.  Дать толкование фразеологизмам. С двумя из них составить предложения:

 

    Задирать нос –

    С болью в сердце –

    Как снег на голову –

    Язык без костей –

    Рукой подать –

 

          Записать с двумя из них предложения.

 

  1. Дать толкование фразеологизму « кот наплакал». Подобрать к данному фразеологизму синоним и антоним.

                                      Вариант II

 

1. Записать 10 общеупотребительных слов.

 

  1. Списать текст, подчеркнуть устаревшие слова:

 

Лихо мчат по булыжной мостовой извозчики, шумит разноликий     базар. Купеческие лавки гордо стоят на видных местах. Рядом с ними теснятся лавки местных торговцев. По воскресным дням – ярмарки,  и редко какая из них обходится без балагана – яркого зрелища, который начинался с появления зазывалы.                                    (По А. Проценко)

 

  1. Из профессиональных слов  выбрать те, которые используются в  профессии музыканта:

 

Кисть, вернисаж, охра, аккорд, мольберт, пейзаж, соната,     пиано, натюрморт, подрамник, оперетта, холст, репродукция, виолончель, пьеса, оперетта, палитра, сольфеджио, романс, солист.

 

  1. Указать лексическое значение заимствованных слов. С двумя из них составить предложения:

 

    Холл –

   Аудитория –

   Турне –

   Эксперимент –

   Колье –

 

  1.  Дать толкование фразеологизмам. С двумя из них составить предложения:

 

   Зарубить на носу –

   Положа руку на сердце –

  Сломя голову –

  Язык хорошо подвешен –

  Вешать лапшу на уши –

  На скорую руку -

 

      Записать с двумя из них предложения.

 

  1. Дать толкование фразеологизму «на край света».

    Подобрать к данному фразеологизму синоним и антоним.

 

Контрольная работа  № 2

по теме « Состав слова. Словообразование.Орфография»

 

Вариант I

               1.  Назовите вариант ответа,  где во всех словах после шипящих и    Ц пишется «Ё» (буквы не расставлены):

а) щ…ки,  реш…тка,  ш…коладка;

б) зайч…нок,  чащ…ба,  мяч…м;

в) ч…рный,  ж…рдочка,  расч…ска.

 

               2.  Укажите словосочетания с чередующейся гласной «И» в корне

(буквы не расставлены):

а) разж…гать костер,  расст…лается туман,  соб…рать гербарий;

б) выб…раем игру,  бл…стят на солнце,  зап…раем на ключ;

в) наб…раться ума,  выт…рать пыль,  зам…рает от страха.

 

               3 .  Назовите предложение, где в слове с чередующимися гласными в корне пишется гласная «О» (буквы не расставлены):

                    а) Уши и щеки мои г…рели.

     Керосиновая лампа г…рит под стеклом.

     Мама дала Федору таблетку с г…рячим молоком.

 

б) В дымоходе печки сегодня заг…релась сажа.

     Заг…р этим летом пристал ко мне, как никогда.

     Г…релка печи сильно раскалилась.

 

в) В меню на десерт я выбрал г…рячий шоколад.

     Здорово нырнуть в студеную воду в разг…р полуденного зноя.

     Уши и щеки его огнем г…рели.

 

              4. Определите, в каком варианте ответа правильно выполнен   морфемный разбор слова:

а) прох – лад – ный;

б) про – хлад – н – ый;

в) прох – лад – н – ый.

 

               5.   Укажите слова с приставкой ПРЕ- (буквы не расставлены):

а) пр…жигать,  пр…тормозить,  пр…увеличить;

б) пр…восходный,  пр…града,  пр…терпеть.

в) пр…умножить,  пр…вратиться,  пр…земление.

 

 

          6. В каких словах на конце приставки пишется  З- (буквы не расставлены):

         а) бе…душный, и…брал,   …давать;

         б) во…стание,  и…ложение,  ра…бор;

         в) бе…дельничать,  и…дание,  ра…деление.

 

          7. Определить словосочетания, где во всех словах с пропущенной буквой пишется суффикс  -ИК- (буквы не расставлены):

        а) капроновый бант…к,  детский пальч…к,  зеленый горош…к;

        б) крепкий ореш…к,  золотой ключ…к,  перочинный нож…к;

        в) острый корт…к,  вкусный торт…к,  фант…к от конфеты.

 

              8. В каком из ответов допущены ошибки при написании  О,  Е   после   шипящих и   Ц, запишите их в исправленном виде:

                  а) принцЕм, ключОм, овцОй;

                  б) девчОнка, торцОм, пальцЕм;

                  в) плечЁм, шалашЁм, ножОм.

         

         9. Определите безошибочное написание слов с суффиксом  -ЧИК-(буквы не расставлены):

       а) газет…ик,  доклад…ик, переплет…ик;

       б) барабан…ик,  контор…к,  лет…ик;

       в) рез…ик,  извоз…ик,  фонар... ик.

 

       10. Укажите ответ с допущенными ошибками в написании сложных и сложносокращенных слов. Запишите в исправленном виде:  а) северовосточный,  сельско-хозяйственный,  мелко-водный;

            б) птицеферма, железнодорожный, горько-соленый;

            в) русско-украинский,  международный,  темно-зеленый.

 

       11.  Правильное написание слов с приставками  ПОЛ-,  ПОЛУ- :

  а) полу-автомат,  полу-круг,  пол-Земли;

  б) полвека, пол-лица,  полубоком;

  в) пол-книги, пол-абрикоса, пол-дня.

 

  1.  Укажите группу слов, не являющихся родственными:

 а) загородный, городище, междугородный;

             б) городок,  городской,  пригородный;

             в) город,  огород,  Богородица.

   

     Ключ:  1 – в        4 – б        7 – в        10 – а

              2 -  а        5 – б        8 – в        11 – б

              3 -  а        6  - в        9 – а        12 – в

            

    

                               Вариант II

 

  1. Назовите вариант ответа, где во всех словах после шипящих и Ц пишется «О» (буквы не расставлены):

а) плащ…м,  платьиц..м,  ключ…м;

б) тяж…лый, вещ…вой, волч..к;

в) боч…нок,  нович…к,  певц…м.

 

  1. Укажите словосочетания с чередующейся гласной «Е» в корне (буквы не расставлены):

а) выж…чь табличку,  зап…реть дверь,  бл…стит на солнце;    

б) раст…реть спину,  ум…раю со смеху,  наб…раться сил;

в) подп…рает стену,  соб…раемся в гости,  выт…раю пыль.

 

               3 .  Назовите предложение, где в слове с чередующимися гласными в корне пишется гласная «О» (буквы не расставлены):

 

а) Оля почувствовала, как г…рячо запылали ее щеки.

    В середине купола г…рел самый большой фонарь.

    Мальчишка заг…рел и обжился на новом месте.

 

б) Экран видеофона заг…релся ярче.

    Ог…рок свечи так и остался в подсвечнике.

    Заг…р в солярии небезопасен для здоровья.

 

в) Наг…р от потушенного костра мы размели по песку.

    Пог…рельцам предоставили временное жилье.

    При закрытой заслонке в печи легко отравиться уг…рным    газом.

 

              4. Определите, в каком варианте ответа правильно выполнен морфемный разбор слова:

а) приш – коль - ный;

б) при - школь – н – ый;

в) приш- коль – н – ый.

 

               5.   Укажите слова с приставкой ПРИ- (буквы не расставлены):

а) пр…тормозить, Пр…азовье, пр…красный;

б) пр…открыть, пр…жечь, пр…косновение;

в) пр…лестный, пр…дираться, пр…влекательный.

 

              6. В каких словах на конце приставки пишется  С- (буквы не расставлены): 

         а) ра…трата, и…биратель, ра…бег;

         б) ра…сказ, и…бавление, бе…предел;

         в) и…портил,  во…кликнул,  бе…толковый.

 

          7. Определить словосочетания, где во всех словах с пропущенной буквой пишется суффикс  -ЕК- (буквы не расставлены):

        а) зеленый огонеч…, легкий халат…к, невысокий борт..к;

        б) дверной замоч…к, родился, сыноч…к, диванч…к для гостей;

        в) маленький кружоч…к,  мешоч…к с чаем, морской песоч…к.

 

              8. В каком из ответов допущены ошибки при написании  О,  Е   после   шипящих и   Ц, запишите их в исправленном виде:

                  а) кольцЕвой, тунцОм, мальчОнка;

                  б) свинцОвый, огурцОм, парчОй;

                  в) плащЁм, бочЁнок, вещОвой.

         

         9. Определите безошибочное написание слов с суффиксом             -ЩИК-(буквы не расставлены):

       а) стеколь…ик,  паром…ик,  камен….ик;

       б) водопровод…ик,  извоз…ик,  носиль…ик;

       в) перевод…ик,  переплет…ик,  смаз…ик.

 

       10. Укажите ответ с допущенными ошибками в написании сложных и сложносокращенных слов. Запишите в исправленном виде:   а) кислосладкий,  югозападный,  свино-ферма;

            б) дальневосточный, теплоход, темно-синий;

            в) водопроводчик,  диван-кровать,  самолет.

     

      11.  Правильное написание слов с приставками  ПОЛ-,  ПОЛУ- :

  а) пол-года,  пол-часа,  полу-бокс;

  б) полуботинки, Пол-Мариуполя, полванны;

  в) полурока, полу-проводник, поллиста.

 

            12.  Укажите группу слов, не являющихся родственными:

  а) проводник, уводить, вождение;

              б) привод, заводила, поводок;

              в) вода, водитель, завод .

 

 

 

      Ключ:  1 – в        4 – б        7 – в        10 – а

              2 -  а        5 – б        8 – в        11 – б

              3 -  а        6  - в        9 – а        12 – в

 

 

 

Контрольная работа  № 3

по теме «Морфология. Орфография. Имя существительное»

 

                                              Вариант   I

 

  1. Раздел науки о языке, изучающий части речи:

а) лексикология;

б) морфология;

в) орфография.

 

  1. Общее значение имени существительного:

а) действие предмета;

б) предмет;

в) признак предмета.

 

  1. Определите, в каком из ответов все существительные, не имеют рода:

а) джинсы,  щипцы,  сумерки;

б) ножницы,  умница,  сливки;

в) эскимо,  сани,  спектакль.

 

  1. Определите предложение с допущенной речевой ошибкой Запишите в исправленном виде:

а) Новый директор  Скворцова В.А. приступила к работе.

б) Известная адвокат Чернова Л.А. выступила в суде.

в) Опытный  электромонтер Петровская М.И. стажировала практикантов.

 

  1.  Найдите предложение с ошибкой в употреблении имени существительного. Запишите в исправленном виде:

а) Маршрут проходил по широкому шоссе.

б) Утром я пью черный кофе с молоком.

в) В раздевалке оставались польта учеников нашего класса.

 

 

 

 

 

  1. Существительные, которые имеют форму только единственного числа:

а) инженер,  каникулы,  фамилия;.

б) юность,  старость,  имя.

в) сахар,  молоко,  молодежь.

 

 

                 7. Существительные, на конце которых в предложном падеже    единственного числа   пишется – ИИ:

                      а) Лиля,  Юлия,  фамилия;

                      б) санаторий,  Лидия,  соревнование;

                      в) аллея, урожай, география.

 

             8. Укажите грамматически верно записанное словосочетание:

                 а) горжусь своим именем;

                 б) назвали красивым имям;

                 в) прочитал о своем  имянем. 

 

                  9. Верно выполненный разбор существительного по составу:

                 а) по – дорож - н – ик;

                 б) подо - рожн – ик;

                 в) по - дорожн – ик.

 

                 10.  Слитно с НЕ- пишутся слова:

                   а) (не) ряха, (не) друг,  (не) настье;

                   б) (не) друг, а враг;  (не) лепость;

                   в) (не) уч,  влияет (не) погода, а настроение.

 

             11. Допиши пропущенные окончания прилагательных, определи род существительных:

                   Ваня – больш…  умница.

                   Моя подруга Катя – известн… тихоня.

                   Сосед Виктор – больш… забияка. 

 

             12. Перевести словосочетания с украинского языка на русский:

                    Великий клопiт;

                    синэ чорнило;

                    чудовий годинник.

                  

 

 Ключ:       1 – б        4 – б        7 – б         10 – а

              2 -  б        5 – в        8 – а        11 – м.р. , ж.р. , м.р. .

              3 -  а        6  - в        9 – а        12 – большие хлопоты, синие

                                                                       чернила, красивые часы.

Вариант   II

 

           1.  Морфология – раздел науки о языке. изучающий:

а) разбор слова по составу;

б) правильное произношение и написание слов;

в) слово как часть речи.

 

 

                 2.  Имена существительные изменяются:

 а) по родам, числам, склонениям;

 б) по временам, числам, падежам;

 в) по родам, числам, падежам.

 

 

 3.  Определите, в каком из ответов все существительные, не имеют рода:

 а) разиня, качели,  шорты;

 б) уголь, неряха, клещи;

 в) брюки, чернила, плоскогубцы.

 

 

            4.  Определите предложение с допущенной речевой ошибкой.   Запишите в исправленном виде:

а) Старшая аптекарь Иванова Н.И. подала выписанное в рецепте лекарство.

б) На митинге выступила молодой депутат Петрова Н.В.

в) Опытная продавец Сидорова А.П. взвешивала товар.

 

 

  5.  Найдите предложение с ошибкой в употреблении имени существительного. Запишите в исправленном виде:

 а) В клетке сидел большой шимпанзе.

 б) Я люблю есть пирожное  и запивать  кофем .

 в) На сцену выкатили черный рояль.

 

 

            6.  Существительные, которые имеют форму только  множественного числа:

а) Карпаты, щи, ворота;

б) корешки, очки,  качели.

в) будни, хлопоты, портфели.

 

 

                 7. Существительные, на конце которых в предложном падеже    единственного числа   пишется – ИИ:

                      а) Марья,  линия,  Маша;

                      б) змея, деревня, аллея;

                      в) акация, Мария, лилия.

 

 

             8. Укажите грамматически верно записанное словосочетание:

                 а) загорелся ярким пламенем;

                 б) дом объят пламям;

                 в) вверх взвились пламена. 

 

 

                  9. Верно выполненный разбор существительного по составу:

                 а) неволь - н – ик;

                 б) не – воль – н -  ик;

                 в) не – вольн – ик.

 

 

                 10.  Слитно с НЕ- пишутся слова:

                   а) (не) брежность,  проявить (не) внимание,а логику;

                   б) (не) былицы;  (не) точность выполнения, а аккуратность;

                   в) (не) вежда,   (не) взгоды,  (не) видаль.

 

 

             11. Допиши пропущенные окончания прилагательных, определи род существительных:

                   Эт… маленьк… непоседа не могла  усидеть на месте.

                   Сережа – кругл…сирота, поэтому живет в интернате.

                   В зоопарке я впервые увидела больш… кенгуру.

                   . 

 

             12. Перевести словосочетания с украинского языка на русский:

                    Значнi  прибутки;

                    цiла доба;

                    учнiвськi змагання.

 

 

 

Ключ:    1 – в      4 – б       7 – в       10 – в

           2 -  в      5 – б       8 – а       11 – ж.р. , м.р. , м.р. .

           3 -  в      6  - а       9 – б       12 – значительная прибыль, целые

                                                                сутки, ученические соревнования.

 

Контрольная работа  № 4

по теме «Морфология. Орфография. Имя прилагательное»

 

                                              Вариант   I

  1. Заполните таблицу, выписав из текста имена прилагательные (вместе с  существительными):

 

Имя прилагательное (с существ.)

род

число

падеж

 

 

 

 

 

Когда ты вновь идешь в ночную смену

С хорошей песней, с радостью в груди,

Остановись на миг и непременно

На Кальмиус вечерний погляди.

И оживет вдруг в памяти картина:

Дымы костров спускаются к реке,

А по степи солончаковой

                                          длинный

Чумацкий тракт пролег…

                                           (В.Смирный)

 

 

  1. С прилагательными  ДРУЖНЫЙ, ДРУЖЕСКИЙ составьте словосочетания, используя слова:

Компания _______________;

работа     _______________;

смех          _______________;

класс         _______________;

     коллектив _______________;

пение         _______________.

 

 

  1. Вставьте пропущенные буквы. Графически обозначьте окончания прилагательных. Укажите падеж.

1. Береги землю родим…, как мать любим… . 2. Хорош… дело два века живет. 3. Ближн… копеечка дороже дальн… рубля.

               4. В чуж… глазу сучок видим, а в своем бревна не замечаем.

 

 

 

 

 

  1. Выпишите из стихотворения имена прилагательные, укажите их разряд (качественное, относительное, притяжательное):

 

                                  Потомством птицы озабочены.

                                  В осе(н/нн)ей мгле во все концы

                                  От старых гнезд, от дома отче(г/в)о

                                  Летят окрепшие птенцы…

                                  Но за снегами и туманами

                                  Им вдруг захочется опять

                                  На склоне дня весною ра(н/нн)ею

                                  Березку ру(с/сс)кую узнать.

                                                                         (В.Смирный)

 

 

  1. Исправьте ошибки в употреблении степеней сравнения прилагательных. Запишите предложения в исправленном виде:

 

  1. Мама – самая наилучшая моя подруга.
  2. Когда мы с другом возвращались домой, нашли более короче дорогу.

 

 

  1. Составьте словосочетания (по образцу). Графически обозначьте условие выбора орфограммы «Н, НН в именах прилагательных»:

 

О б р а з е ц:  сок из лимона  - лимонный сок.

 

Мнение общества –                         Шкаф для платьев  -  

Здание из камня -                             Банка из жести -

Тропа зверя -                                    Игрушка из дерева –

 

 

  1. Спишите отрывок из стихотворения, вставляя пропущенные буквы.  Определите синтаксическую роль выделенных прилагательных, подчеркните условной линией.

            

             Тихо. Месяц. Ночь св…тла.

             Звезды д…леки.

             Зазвенели удила около р…ки.

             Там, в высоких камышах,

             Ветер был р…жден.

             И на миг весь мир запах

             Прол…вным дождем.

                                     (Г. Костоправ)

 

Контрольная работа  № 4

по теме «Морфология. Орфография. Имя прилагательное»

 

                                              Вариант   II

 

  1. Заполните таблицу, выписав из текста имена прилагательные (вместе с  существительными):

 

Имя прилагательное (с существ.)

род

число

падеж

 

 

 

 

 

                 Радуга краски свои уронила,

                 Яркой жар-птицей легла у села.

                 Радуга – чистый рушник Украины –

                 Солнца буханку в село унесла…

                 Неба рушник… Моя мама умеет

                 Вышить такой же в знаках земли.

                 Радость на нем красным цветом замлеет,

                 Вспыхнут печали от черной петли.

                 Строчки цветные стелются рядом.

                 Мама устало ставит их врозь.

                 В жизни так вышло – надо не надо –

                 Красное с черным цветом сплелось.

                                                  (О.Тохтомыш) 

 

 

  1. С прилагательными  ДРУЖНЫЙ, ДРУЖЕСКИЙ составьте словосочетания, используя слова:

     пожелание_______________;

тон            _______________;

разговор    _______________;

встреча     _______________;

     послание    _______________;

визит         _______________.

 

  1. Вставьте пропущенные буквы. Графически обозначьте окончания прилагательных. Укажите падеж.

 

1. Рабоч… руки не знают скуки.  2. Верь своим глазам, а не чуж… словам.  3. Мышин… шкуру на барабан не натянешь.                         4. Материнск… ласка конце не знает.

 

  1. Выпишите из стихотворения имена прилагательные, укажите их разряд (качественное, относительное, притяжательное):

 

                                  Мамин рушник – то судьбы переливы.

                                  Нёс он, как радуга, на два крыла:

                                  Белое солнце – в полдень дождливый

                                  Хлеба буханку – к добрым рукам.

                                                                   (О.Тохтомыш)

 

  1. Исправьте ошибки в употреблении степеней сравнения прилагательных. Запишите предложения в исправленном виде:

 

          1. Донецк – один из самых найкрасивейших городов Украины.

          2. Мы нашли более лучшее место для привала.

 

  1. Составьте словосочетания (по образцу). Графически обозначьте условие выбора орфограммы «Н, НН в именах прилагательных»:

 

О б р а з е ц:  сок из лимона  - лимонный сок.

 

Речь на торжестве -                          деньги в кармане -  

Песня соловья -                                 кольцо из серебра -

Замок из песка -                                солдатик из олова -

 

 

  1. Спишите отрывок из стихотворения, вставляя пропущенные буквы.  Определите синтаксическую роль выделенных прилагательных, подчеркните условной линией.

 

               Он курчав, синеглаз и несносен.

               Шаловлив он и весел, как бог.

               Так капризно Раевская просит,

               Чтобы с кручи спустит…ся помог….

               Лук…морье пр…пахло полынью.

               Что за прел…сть его в…чера

               Над белёсой азовскою синью!

               -Пушкин! Пушкин! Мы едем! П…ра!

                                                        (А.Стегло)

            

            

 

 

 

 

Контрольная работа  № 5

по теме «Морфология. Орфография. Имя числительное»

 

Вариант I                                  

 

  1. Значение порядковых   числительных:                                     

     а) признаки предметов;                         

     б) порядок предметов при счете;

     в) количество предметов.                      

 

2. Найдите имена числительные:    

    а) вдесятеро, десятый, десятка;

    б) одна десятая, удесятерить, в-десятых;

    в) десять целых две десятых, десятый, десятеро.

 

3. Назовите словосочетания с количественными числительными:

        а)  двенадцать месяцев, за двумя зайцами, трое из Простоквашино;

        б) семнадцатилетний парень, семеро козлят, десятка за ответ;

        в) повторить трижды, четверка за диктант, двухтысячный год.

 

4. Найдите ответ с ошибкой в склонении количественных     числительных:

         а) девяти, сорока пяти, пятьюстами;

         б) о девяностах, шестьстами, восемьдесяти;

         в) шестьюдесятью, двумстам, на трёх.

 

5. Укажите грамматически верное склонение порядковых числительных:

     а) шестьдесятый, семисот пятый, двадцатью третьим;

     б) пятьдесяти восьмой, пятьсотый, семьдесятый;

     в) двенадцатого, шестидесятым, сто девяносто вторым.

 

6. Спишите текст, вставляя пропущенные буквы и заменяя цифры словами:

    

В 2 шагах от центра гор…да, на Георгиевской ул…це, дом 37, ст…ит д…бротный дом из красно…о кирпича. Мемориальная д…ска на фасаде сообщ…ет, что в этом доме с 15 дек…бря 1896 года по 1 янв…ря 1898 года ж…л выдающийся рус…кий п…сатель А.С. Серафимович.

                                                                 (А. Проценко. Свидетели былого)

 

Ключ:         1. б;      2. в;       3. а;       4. б;       5. в

 

Вариант   II

 

1.  Значение количественных  числительных:                                     

     а) порядок предметов при счете;

     б) действия предметов;

     в) количество предметов.

 

2. Найдите имена числительные:    

    а) сотник, сотка, сотенная (купюра);

    б) сто, сотый, стотысячный;

    в) сотня, стольник, в-сотых.

 

3. Назовите словосочетания с порядковыми числительными:

        а) две тысячи двенадцатый год, шестой трамвай, восьмое марта;

        б) тройка лошадей, за семью печатями, медный пятак;;

        в) двенадцать месяцев, сотня гусей, девятое мая.

 

4. Найдите ответ с ошибкой в склонении количественных     числительных:

         а) двадцатью пятью, тридцати семи, о девятистах;

         б) пятьюстами, шестнадцати, девятисот;

         в) о семьстах, сороками пяти, шестьдесятью.

 

5. Укажите грамматически верное склонение порядковых числительных:

     а) восемьдесятому, трехсот шестого, пятьдесяти  восьмым;

     б) седьмого, пятисотого, восемьдесят девятым;

     в) двадцати третьему, семьдесятый, шестьсотый .

 

6. Спишите текст, вставляя пропущенные буквы и заменяя цифры словами:

 

     В 2 шагах от центра гор…да, на Георгиевской ул…це, дом 37, ст…ит д…бротный дом из красно…о кирпича. Мемориальная д…ска на фасаде сообщ…ет, что в этом доме с 15 дек…бря 1896 года по 1 янв…ря 1898 года ж…л выдающийся рус…кий п…сатель А.С. Серафимович.

                                                                 (А. Проценко. Свидетели былого)

 

 

 

Ключ:      1. в;       2. б;         3. а;        4. в;        5. б

 

 

 

Использованная литература

 

  1. Проценко А. Д. Записки мариупольского краеведа: Строки, имена, находки. Издание третье, - Мариуполь, 2000. – 280 с.
  2. Харакоз Н. Г.  Живые нити: Повесть, новеллы, миниатюры, - Донецк: Донбасс, 1989. – 111 с.
  3. Яруцкий Л. Д. Мариупольская старина: Рассказы краеведа, - Москва: Советский писатель, 1991. - 432 с.
  4. Мариуполь в созвездии лиры. Стихи, проза./составитель

Харакоз  Н.Г./ - Мариуполь, 1994. – 220 с.

  1. Первая ласточка: Сборник детских творческих работ мариупольских школьников, - Мариуполь: Рената, 1998.– 44 с.

 

 

 

Содержание

 

 

1. Аннотация к методическому пособию……………………………………….2

2. Тематика устных  сочинений………………………………………………… 3

3. Тематика диалогов……………………………………………………………..3

4. Устное изложение.  А.Проценко «Танаис»…………………………………..4

5. Письменное изложение.  Д.Хаевская «Мой добрый город»………………...6

6. Чтение молча.  Н.Харакоз  «Сережа и «бабулечка» ………………………...7

7. Чтение вслух. А.Проценко «Легенды Приазовья. Откуда пошли скифы»…9

                             А.Проценко «Легенды Приазовья.Приазовские амазонки».10

8. Аудирование. Н.Харакоз «Мужчины»………………………………………11

9. Зрительно-слуховой диктант. Н. Харакоз  «Осенние мотивы»……………15

                                                       Н. Харакоз «Зеленый костер»……………...15  

10. Контрольное списывание. Н.Харакоз «Листья»…………………………...16  

                                                    А.Проценко «Непостижимый Куинджи»……17

11. Контрольная работа № 1. «Лексикология. Фразеология»………………...18

12. Контрольная работа № 2. «Состав слова. Словообразование.

                                                    Орфография»…………………………………..20

13. Контрольная работа № 3. «Морфология. Орфография.                                  

                                                    Имя существительное»……………………….24

14. Контрольная работа № 4. «Морфология. Орфография.                                  

                                                    Имя прилагательное»…………………………28

15. Контрольная работа № 5. «Морфология. Орфография.                                  

                                                    Имя числительное»……………………………32

16. Использованная литература…………………………………………...........34

 

                                                                                                               

1

 

doc
Додано
18 жовтня 2022
Переглядів
768
Оцінка розробки
Відгуки відсутні
Безкоштовний сертифікат
про публікацію авторської розробки
Щоб отримати, додайте розробку

Додати розробку