позакласний захід на тему "Математичні уроки життя"
Мета: Прищеплювати інтерес до предмета, розвивати самостійність і творчість, розширювати їх кругозір, розвивати логічне та образне мислення. Навчити вирішувати життєві перешкоди за допомогою математичних міркувань.
Оформлення: Виставка творчих робіт учнів.
Крилаті вирази:
1) Учителю, виховуй учня так, щоб згодом було в кого вчитись...(Б. Паскаль)
2) Математика учит точности мысли, подчинению логике доказательства понятию строго обоснованной истины, а все это формирует личность.(А. Д. Александров)
3)Математик є досконалим лише такою мірою, якою він досконалий як людина.(И. В. Гете)
МАТЕМАТИЧНІ УРОКИ ЖИТТЯ
(позакласний захід)
Мета: Прищеплювати інтерес до предмета, розвивати самостійність і творчість, розширювати їх кругозір, розвивати логічне та образне мислення. Навчити вирішувати життєві перешкоди за допомогою математичних міркувань.
Оформлення: Виставка творчих робіт учнів.
Крилаті вирази:
1) Учителю, виховуй учня так, щоб згодом було в кого вчитись...(Б. Паскаль)
2) Математика учит точности мысли, подчинению логике доказательства понятию строго обоснованной истины, а все это формирует личность.(А. Д. Александров)
3)Математик є досконалим лише такою мірою, якою він досконалий як людина.(И. В. Гете)
Афоризми і повчання (плакат)
Слово вчителя:
Людині дається тільки одне життя, і в тому воно має бути довгим, цікавим і плідним.
Что ты хочешь? Ответь!
Жизнь спросила меня, - или что-то
Иметь или что-то понять?!
Нет я злато менять не желаю на медь,
Мне важнее понять,
А не то что иметь.
Мне понять бы постичь
И в грозу, и в тиши:
Красоту и величье человечьей души
Не пройти бы мне мимо
Окон, ждущих меня!
Не принять клочья дыма,
За сиянье огня!
Мне б у самых пытливых
Мудрость их перенять!
Вот судьба, что помни мне –
Уменье понять.
(Софокл)
Ваш вік-вік запитань, на які ви не завжди можете дати відповіді. Чи кожному під cилу розумно й уміло впоратися з високими життєвими вимогами? М. І. Лобачевский казав: "Математику слід вивчати у школі ще й з тією метою, щоб набутих знань було достатньо для звичайних потреб у житті." А Варден писав: "Математика є частиною духовного життя."
Сегодня мы постараемся дать ответы на многие жизненные вопросы. А именно:
- Как стать положительным человеком?
- Какой оставить после себя след?
- Как избежать эффекта бумеранга?
- Как стать совершенным числом?
- От чего зависит решение жизненных уравнений?
- На какие составляющие должен раскладываться вектор жизни.
- На які частини повинна ділить людина свої матеріальне та духовне багаття?
1.У країні знань-багато,
Та до душі нам лиш одна
Їй перевагу варто дати
Найбільш важливої є вона.
2. О математика! Тебе пою я славу!
Тебя считают все царицею по праву.
Но, главное- ты делаешь людей
Настойчивей, прилежней и умней
Ты учишь мыслить- в этом суть твоя!
Законы познавая бытия,
Ум сделаешь ты светлым, четким, ясным!
И мир гармонии покажется прекрасным!
1. Кто сказал, что математика скучна, что она сложна, суха, тосклива…
В этом вы не правы, господа!
Знайте математика красива!
2. Наскільки яскрава ми взнаємо із тесту
Вставте пропущені слова.
1. Математика есть прообраз красоты мира. (И.Кеплер).
2. Химия правая рука физики, а математика её глаза. (М.В.Лобачевский)
3. Математик должен быть поэтом в душе. (С.Ковалевская)
4. Счёт и вычисления – основа порядка в голове. (Песталоцци)
5. Человек, желающий стать математиком с первых шагов должен любить и ценить эту красоту мысли, стройность выводов о построений, часто неожиданных и сильных. (Соболев С.Л.)
6. У математиков существует свой язык – это формулы. (Ковалевская С.В.)
7. Геометрия есть искусство правильно рассуждать на неправильных чертежах. (Пойа Д.)
8 Математикам без аксиом и известных уже теорем было бы очень трудно продвигаться вперёд. (Лейбниц Г.)
9. Математик скорее, нежели какой-либо другой учёный, может найти свои собственные ошибки. (Юнг Д.)
10. Я не верю, что человек может быть не способен к математике. (Постников А.Г.)
Слова для справок.
1. Душа, слава, мир, жизнь.
2. Рука, глаза, уши, тело.
3. Актер, режиссер, поэт, художник.
4. Ум, порядок, знания, логика.
5. Уважение, ненависть, ценность, понимание.
6. Определение, теоремы, аксиомы, формулы.
7. Алгебра, математика, геометрия, арифметика.
8. Задача, теорема, пример, аксиома, знания.
9. Ошибки, недостаток, решение, работа.
10. Мышления, математика, рассуждения, развлечения
1 Чи існує математика без чисел?
2 Ні, як світ без людей!
1 Везде нас в жизни окружают числа,
Но не сухи они, не холодны,
Пылает жар в них сконцентрированной мысли,
Сияет свет их строгой красоты.
2 В бесконечном множестве чисел так же как среди звезд Вселенной выделяются отдельные числа и целые их созвездия удивительной красоты, числа с необыкновенными свойствами, только им присущей гармонией.
1 Надо только увидеть эти числа, заметить их свойства, и вы увидите много удивительного и неожиданного.
Видит тот, кто смотрит. Ведь люди и в летнюю звездную ночь не заметят сияние Полярной звезды, если не направят свой взор в безоблачную ввысь.
2 Якщо уважно придивитися, то ми можемо побачити в цих числах відображення самих себе.
1 Так які ми числа? Прості, складені, від’ємні, додатні, досконалі, дробові?
Випускниця Серова А. бачить людей як числа додатні і від’ємні, і написала вірш «Люди-числа»
«Люди-числа».
На нашей планете так много людей,
Но чисел значительно больше.
Как много вокруг разных судеб, путей –
Счёт чисел, конечно же, дольше.
Есть добрые люди – без них никуда,
А злые – добру не научат.
Ведь люди, как числа, – кто «ноль»,
а кто «два»,
А кто – вообще невезучий.
А кто – отрицательный в жизни герой,
Людьми дорожить не умеет,
По нитке с души вырывает рукой,
Тот сердца совсем не имеет.
А кто – в своём теле с рожденья хранит
Души положительный признак,
Всех радует, любит и благодарит,
Тот самый счастливый по жизни.
Но есть и двуличность средь чисел-людей.
То «минус», то «плюс» пред тобою:
В глаза говорит об одном «добродей»,
А грязью польёт за спиною.
Случалось, поймёт вот такой человек,
Что нужно менять свои вкусы…
Тогда б изменялись течения рек,
И «минус» менялся на «плюсы»
Ведь каждый себе может строить судьбу.
Кто правильный путь себе выбрал,
Тот будет стремиться по жизни к добру,
Чтоб плюсов он больше достигнул.
Так важно на этой Земле,
Чтоб встретились два человека –
Два «плюса». Тогда уж вдвойне
От них будет доброго света!
Виконавець вірша
Бобух Марина
2 Досконале число дорівнює
сумі своїх власних дільників.
1 Л.Н. Толстой не раз шутливо «похвалялся» тем, что дата его рождения (28 августа) является совершенным числом.
2 Год его рождения 1828 тоже интересное число, если обменять первые две цифры, то получится «4» - совершенное число. Известно 5 совершенных чисел: 6; 28; 496; 8128; 33 550 336. А совершенный человек чему он равен? Что является его собственными делителями?
Василец Георгий, ученик 11 класса (ныне выпускник) , писал в математической новелле «Взгляни на небо», что нашими делителями являются наши дела, поступки. Ведь только в делах, поступках проявляется наше сердце, и самое главное в этой жизни - стать хорошим человеком.
Не быть лицемером, не быть развращенным, не быть эгоистом, не быть подлым и нахальным, завистливым и черствым, не быть глухим по отношению к чувствам других.
Люди, как и числа, все разные. Так чем же мы отличаемся от чисел? Любое число не может стать совершенным, а человек может, если только будет жить по законам Творца. И если мы совершенные числа, то наши дела составляют нас самих, наши сердца и наши души.
1 Прошли века… Но чисел вдохновенье.
Не гаснет за туманом старины.
В них тайн великих отраженье,
Загадки человеческой судьбы.
Л.Н. Толстой писал:
Человек есть дробь:
Числитель - это достоинства человека.
Знаменатель – это оценка человеком самого себя.
II. Увеличить своего числителя – своих достоинств, не во власти человека, но каждый может уменьшить своего знаменателя – свое мнение о самом себе, и этим уменьшением приблизиться к совершенству
Я—УРАВНЕНИЕ...
Я уравнение. Вызовет ли массу удивлений,
Что я уравнение с бесконечным множеством решений?..
В нём много чисел, много переменных,
Доставшихся от всех поступков бренных.
Оно может иметь огромное количество значений,
Зависящих от принятых в жизни решений.
И коль эксперимент мой будет пробным,
То уравнение пусть будет дробным.
В числителе - хорошие дела, а в знаменателе - плохие.
Когда решим, узнаем, кто же мы такие?
Уравненье жизни составляйте, если вам не лень,
И решайте дроби дел своих вы каждый день.
Какарин Роман
Виконавець: Ткаченко Володимир
II. Так, дійсно кожна людина творець свого життя і тільки від неї залежить якою людиною вона буде і який відбиток залишить після себе.
I. Стихотворение «Встречается печаль…» ученицы 11 класса Серовой А.
Встречается печаль, жестокость в мире этом.
Встречается добро и ласка, и любовь…
Ведь люди разные живут на белом свете,
Живут, порой не понимая для чего…
Ведь каждый строит сам свои законы:
Кто выживет, а кто увязнет в них;
Кто жизни раздаёт свои поклоны
И, радуясь, живёт под властью их.
А жизнь людей – это большая плоскость,
Пусть альфа или бета – суть не в том,
Ведь главное, чтоб жизненная ёмкость
Имела содержание своё.
И вот проводим перпендикуляры.
Чем выше, тем серьёзней в жизни планы.
Наклонные – дороги, что к вершинам
Ведут людей, рисуя их картины…
И чем длинней наклонные-дороги,
Длиннее путь, который ты проходишь.
Проекция – то след, что ты оставил
После себя, в чём жизнь души прибавил
Как видим мы: без формул и расчётов,
Без нашей математики родной
Вся жизнь бессмысленно пройти так может!
Чтоб это не случилось всё с тобой,
Всю жизнь чего-то нужно добиваться,
Идти к своим мечтам и их осуществлять!
Ведь в жизни аксиом совсем уж малость,
А больше теорем. Их нужно доказать!
Ведь жизнь людей – это большая плоскость,
Пусть альфа или бета – суть не в том,
Но главное, чтоб жизненная ёмкость
Имела содержание своё…
Виконала Леусенко Юлія
1 І холодні формули не ізольовані від гарячого випромінювання людських почуттів.
2 Усе більше мистецтво стає науковим, а наука художньою; розлучившись біля підніжжя, вони зустрінуться коли-небудь на вершині» сказав Г. Флобер
1 Математика проникла в літературу ще й тому, що осягнення драматичного змісту життя потребувало його логічного впорядкування.
2 Вся наша жизнь бежит как синусоида, пишет
Омельченко Е. Давайте послушаем.
Виконали учні 10 класу
У математиці завжди живе художник, архітектор і навіть поет (О. Прінсгейм)
Наших учнів надихнула поезія і вони написали багато віршів, які мають великий духовний зміст життя.
Вдовенко Алла
Ненавязчивое напутствие
юным математикам
Наворочено, надумано, намаено
в шальном экспрессе скоростных веков
хвалебных песен груды,
что засалено мусолят стих за ширмою слогов.
Великие не требуют советчиков,
О них до боли в горле не кричу,
Как солнце не нуждается в подсвечнике,
Чтоб истин не пошлить, я промолчу.
Я промолчу о мире математики –
обычный рядовой в строю наук.
Поймите, теоретики и практики,
саму, всю суть сведя на звук.
Кто счету в «зелени» нулей приноровился,
находит кнопки ЭВМ-
машин в учебник форменно и страстно
так вперился, маркировался математиком, - и клин!
Нет, расквадрат гипотенузу, не достаточно
Пускать в глаза пыль логарифмов
и корней, учись учиться, попотей порядочно; знай: человеком
чем Виетом, быть сложней.
И только тот, что сложность эту одолеет,
поймет значение абсцисс и ординат,
созвездиями небосклон засеет,
и без «налички» будет счастлив и богат.
Бионика, механика, галактика.
У формул ног валяется давно, но.. .
великим назову я математика,
Кто с формулою счастий знаком.
А впрочем, музы все – от математики до пения
Зальют до края жизнь наукой,
красотой, и лишь тогда коснет тебя их мерное кипение, когда, как паладин, ты предан хоть одной
Виконав Ткаченко Іван
Криворучко Екатерина
Мир математики
«Математика - наука молодых»,-
Сказал однажды всем известный Винер.
Узнав о её истинах простых,
Ты окунёшься в мир волшебных цифер.
Прекрасно всё в царице всех наук,
Её основа арифметикой зовётся.
Нет дисциплины интереснее, мой друг,
Но не всегда она уму легко даётся.
Да, все ж бывают и такие иногда
Вопросы, выкрутасы и загвоздки,
Что может разболеться голова
И будет трудно рассчитать нам скорость лодки.
1По расстоянью S из пунктов А и Б
Толи навстречу, толи друг за другом
За время t, со скоростями U,
Машины едут по большому кругу.
А в планиметрии есть множество фигур,
На плоскости они или в пространстве,
Но даже там объединяет их Амур:
Окружность с треугольником прекрасны
Тригонометрия собою хороша,
Изящна, занимательна, пытлива,
В ней много функций, формул... И душа
Лежит всё ближе к истине строптивой.
А на осях абсцисс и ординат
Параболы, гиперболы, прямые.
А вот дугу и чайку, и квадрат
Нарисовали графики кривые.
А геометрия поможет нам по делу:
И теорему доказать, вывести свойства.
Мы всё с такой подругою сумеем
Без всякого сомненья, беспокойства.
Прогрессию, пропорции, проценты,
Все степени и корни уравнений
Поможет смело вычислить студенту
Лишь математика - сокровище учений.
Не обойтись нам без неё нигде:
В быту, в учёбе, в магазине, в кассе.
Но для того, чтоб применять везде –
Учить отлично надо с первых классов.
Куда не ткнись, повсюду есть расчёты,
Нужны везде законы математики.
Так изучайте же науку вы с почётом,
А значимость её докажет практика.
Виконала Максименкова Наталія
Анисимова Екатерина
Математика.
Как часто мы не замечаем
Все то, что происходит с нами
Сижу на алгебре, мечтаю
Не о Фалесе, не о нем,
О нем я думать буду днем.
Днем раньше или днем попозже.
О Боже, как же это сложно!
Запомнить столько теорем!
Они ж погубят нас совсем!
И вот решаю уравненье…
Какое все-таки терпенье
Надо иметь! Наверняка
Нужна «набитая» рука,
Пара извилин в голове,
Чтоб счет уметь вести в уме.
Немножко логики, терпенья
И вот – готово уравненье!
Гордись собою, ученик
Иди сюда, неси дневник,
Двенадцать твердую получишь.
Умеешь сам – других научишь.
Ведь математика – она
Нам всем и каждому нужна.
И что бы кто ни говорил,
Как на уроках ни хитрил,
Без Пифагора и Фалеса
Нам в этом мире мало места.
Ступенькой вверх, ступенькой вниз,
Запомни для себя девиз:
«Не покоряется без мук
Царица Всех Земных Наук
Исполнительница стиха «Математика»
Саяпина Мария
Пантюхина Анна
Трійка з математики
Цілий день працює Женя,
Піт аж градом з нього ллє,
Це ж який тягар на плечі
Математика дає!
Щоб одержати хоч “трійку”,
Наче лицар справжню бійку
Він з підручником веде.
Множить, ділить, додає.
У чорнилі ніс, чоло,
Не працює так ніхто!
Пише, креслить, виправляє,
Вже не одну дірку має!
Уночі закінчив справу,
На уроці буде слава.
Вчитель зошит в руки взяв.
Роздивився і сказав:
Що за цифри вчені стали,
У дірки всі повтікали.
Бачу, Женя, працював,
Ось і “трійку” вже дістав.
Виконавець вірша
“Трійка з математики” Куштей Іван
1 Багато творців мистецтва подавали свої вірші у числах.
Дарма, що цифри без прикрас
Вони – змагання наші й сила.
У титанічний гордий час –
До щастя зоряного крила.
Зацікавились цим мистецтвом і наші вчителі й учні.
Бондарчук Л.Н. Пушкин А.С Бондарчук Л.Н
20 30 45 17 30 48 5 4 3 12
45 17 140 10 01 18 19
9 70 105 126 138 06 517
8 6 15 140 3 501 30 40 18
Маяковский В.В Гапеева Д (5-А) Анищенко А.(5-Б)
2 46 38 1 104 22 0 15 320 48 50
116 14 20 18 42 48 48 0 17 35
15 14 21 23 44 7 17 18 19 60
14 0 17 19 22 18 5 15 39 45
Есенин С.А Считалка Марш
14 126 14 2 12 46 18 17! 18 16!
132 17 43 48 3 06 115 13 3006!
16 42 511 33 1 102 90 17! 90 16!
704 83 8 30 32 240 110! 526!
170! 16 39
514 700 142
612 349
17 114 02
Весёлый стих Грустный стих Импровизация
2 15 42 511 16 3 4 2 1
45 15 5 20 337 46 17
37 08 5 712 19 300 10 900
20 20 20! 2000047 57 16
Наші учні бачать себе не тільки в числах, а і в геометричних фігурах:
1 Вова, ти хоч раз замислювався якою геометричною фігурою ти хотів би бути у житті?
2 "Геометричною фігурою? Ні, якось не думав"
А ось учні 5-х класів уже задумуються над цим питанням. Послухаємо, як вони виражають свої думки.
Бондар Давид: “ Я мрію бути у житті правильним трикутником, тому що я хочу ходити правильними і прямими путями. ”
Власенко Анатолій: “ Я бачу себе різностороннім трикутником, бо хочу бути різносторонньою людиною. ”
Голубець Аліна: “ Я себе вважаю в житті розгорнутим кутом, бо мрію бути розгорнутою людиною, допомагати людям, піклуватись про рідних. ”
"Мене це дуже вразило, тепер і я обов’язково над цим поміркую."
Да, много решено загадок
От прадеда и до отца,
Но нам с тобой продолжить надо
Тропу которой нет конца.
Багато письменників, поетів у своїх творах, віршах засвоїли острови безмежного океану математики, поєднали два могутні знаряддя: пізнання і перетворення навколишнього світу, частиною якого є сама людина.
Пропонуємо розв'язати математичні життєві задачі, наведені в літературних творах
Учитель: Казка « Три гроші» (уривок)
... Кожного разу, коли йшов король, він бачив як одна людина дуже тяжко працювала. І він запитав:
- Скажи, мені голубе, а скільки ти береш за свою тяжку працю?
- Ой, найясніший пане, беру я три гроші.
Здивувався король і спитав його, як він може прожити на три гроші. «Ой, ласкавий пане, якось би воно на них жилося. Та я з тих трьох грошів один повертаю, другий позичаю, а з третього живу». І задумався король, що сказав йому цей чоловік? А ви як думаєте?
Відповідь: Годую я старого й немічного батька, отож йому й повертаю, бо він мене годував. Годую і малого сина — йому позичаю, щоб він повертав, коли постарію. А на третій гріш сам мушу жити.
Горят причудливо краски
И, как ни мудра голова,
Вы все-таки верьте сказке,
Сказка всегда права.
Илья Фоненков «Актер»
Почти дожив до голубых седин,
Я понял арифметике назло,
Что у людей простейшее «один»-
Поистине сложнейшее число.
Каков содержательный смысл слов «арифметике назло»?
Ответ: Действительно, в жизни одиночество «один» — сложное состояние человека, а фразой «арифметики назло»
поэт напоминает, что 1 не составное (сложное) и не простое число. 1— уникальное число.
Василь Моруга
Один поділить на один-один,
Один розділить між двома-половина,
З рожевої піни дитячих картин
Зринає оця картина.
А дні промайнуть, і юність мине,
Та буде стояти за їхнім плином:
Вітчизна, як мати, плекала мене,
Дві неньки у мене, любов єдина.
І кожний мусить віддячити син,
І буде вірити кожна мати:
Один поділити на два-один…
І це – найскладніша з моїх математик.
Чому один поділити на два-один?
Що автор хотів сказати цими словами?
Викторина
1.В каком виде спорта в Олимпийских играх брал участие
Пифагор ?
а) бросание диска б) плавание
в) кулачный бой г) бег
2. Какая геометрическая фигура была очень популярна среди английских джентльменов ?
а) конус б) куб
в) цилиндр г) призма
3. Какое слово латинского происхождения в переводе обозначает шнур ?
а) прямая б) многоугольник
в) ломаная г) линия
4. Какие числа в старину считались абсурдными, фиктивными, числами от сатаны ?
а) иррациональные б) дробные
в) отрицательные г) положительные
5. Что измеряли в гривнах в старину ?
а) давление б) силу
в) длину г) массу
6. Что обозначает греческий вариант слова круг(коло) ?
а) урбанизация в) губерния
б) периферия г) автономия
7. Какому числу в самом центре Будапешта(Венгрия) поставили памятник ?
а) 10 б) 7 в) 0 г) 1
8.Какое число в Древнем Египте, Вавилоне считалось священным ?
а) о б) 13 в) 12 г) 1
9. Откуда пришли к нам знаками « + » и « - » ?
а) Арабский восток в) Индия
б Греция г) Египет
10. Какое число определяет полноту исполнения Божьих заповедей ?
а) а б) 5 в) 10 г) 7
11. Кто первым предложил нумерацию кресел в театре по рядам и местам ?
а) Пифагор в) Эйлер
б) Ньютон г) Декарт
12 Пифагор особенное внимание уделял числам. Он считал, что с помощью чисел можно выразить все закономерности Вселенной. Каждое число что-то символизировало, например:
5- цвет; 6 – холод; 7 – ум
13. Догадайтесь, что символизировало число 8
а) душу в) радость
б) ненависть г) любовь и дружбу
Знайти математичні аналоги прислів’ям .
1. Сколько веревочке не виться, а конец будет.
(отрезок)
2. Від одного берега відстав, до другого не пристав.
(промінь)
3. Більше однієї істини бути не може (прямі перетинаються в одній точці)
4. Рибак рибака бачить із далека.
(подібність)
5. Стерпеться – злобиться.
(зведення до спільного знаменника)
Записать математической формулой следующие афоризмы:
1. Друг моего друга — мой друг.
2. Враг моего врага — мой друг.
3. Враг моего друга — мой враг.
4. Друг моего врага — мой враг.
Направленный отрезок называют вектором, а что мы называем жизнью? Ведь это такой же направленный отрезок времени, имеющий начало и конец.
Жизнь, как и вектор, можно разложить по трем некомпланарным векторам: семья, работа, досуг – главные составляющие ее.
Конечно жизнь не такая простая, но мы должны стремиться к тому, чтобы вектор ее всегда устремлялся ввысь и раскладывался на счастье, добро и удачу.
(Об этом писала выпускница Протащик Юлия в своем сочинении: «Вектор – жизнь»)
Песня на мотив «Мы разошлись, как в море корабли»
из репертуара Валерии
Помнишь логарифмы на доске,
Интеграл и производную,
Когда считали числа вы в уме,
Делили их и умножали вы.
ПРИПЕВ:
Нам не забыть все это никогда
Прекрасной математики науку.
И будем помнить мы ее всегда,
Нам не забыть ее, нам не забыть ее / 2 раза
Помнишь как объем ты вычислял
И графики чертил в своїй тетрадке,
Системы,уравнение решал
Всегда без всякой ты поздсказки.
ПРИПЕВ:
Нам не забыть все это никогда
Прекрасной математики науку.
И будем помнить мы ее всегда,
Нам не забыть ее, нам не забыть ее / 2 раза