Цель: привитие и поддержание интереса к изучению химии; раскрытие значения величайшего открытия в области естествознания периодического закона и периодической системы Д. И. Менделеева; знакомство учащихся с интересными фактами из жизни этого выдающегося ученого
Дидактический материал: периодическая система, портрет Д.И. Менделеева, флипчарт, магнитофон, карточки-задания, атрибутика команд
Ход мероприятия:
1. Вступление
2. Литературный монтаж
3. Конкурсная часть
4. Подведение итогов
Внеклассное мероприятие
Для учащихся 8-11 классов
Периодический закон и периодическая система
Цель: привитие и поддержание интереса к изучению химии; раскрытие значения величайшего открытия в области естествознания периодического закона и периодической системы Д. И. Менделеева; знакомство учащихся с интересными фактами из жизни этого выдающегося ученого
Дидактический материал: периодическая система, портрет Д.И. Менделеева, флипчарт, магнитофон, карточки-задания, атрибутика команд
Ход мероприятия:
1. Учитель химии ( на фоне музыки)
В природе ничего другого нет ни здесь, ни там – в космических глубинах,
Все от песчинок малых до планет из элементов состоит единых.
Как формула, как график трудовой, строй менделеевской системы строгой.
Вокруг тебя творится мир живой, входи в него, вдыхай, руками трогай!
Ты знаешь газ легчайший водород, в соединении с кислородом –
Июньский дождь от всех его щедрот, сентябрьские туманы на рассвете.
Кипит железо, серебро, сурьма и темно-бурые растворы брома
И, кажется вселенная сама одной лабораторией огромной.
Тут мало оптикой поможешь глазу, тут мысль пытливая всего верней.
Пылинку и увидишь-то не сразу – глубины мирозданья скрыты в ней.
Будь то вода, что поле оросила, будь то железо, медь или гранит –
Всю страшную космическую силу, закованную в атомы, хранит.
Мы не отступим, мы пробьем дорогу туда, где замкнут мирозданья круг, -
И что приписывалось раньше Богу, все будет делом наших грешных рук.
(Щипачев)
Сегодня ребята у нас замечательный повод встретится, и поговорить о химии, сегодня мы будем праздновать день рождения, но не человека, а гениального открытия. Сегодня день рождения Периодического закона и периодической таблицы Д.И.Менделеева им исполняется 140 лет (салют, возложение цветов к таблице)
Открытия не возникают сами по себе, они рождаются в долгом кропотливом поиске истины. Этот поиск в многолетних спорах и научных баталиях ведут десятки, сотни ученых, но только один, как награду, находит ее – великую истину, закон природы.
Вечная слава людям, положившим свою жизнь на алтарь служения науке. Их имена золотыми буквами вписаны в историю химии. И сегодня мы вспоминаем великого ученого и замечательного человека Д.И.Менделеева
2. ( звучит музыка, открывается занавес, мизансцена: Д.И. Менделеев работает за письменным столом)
1-й ученик
Дмитрий Иванович Менделеев родился 8 февраля 1834 года. Он был последним (четырнадцатым) ребенком в семье директора Тобольской гимназии Ивана Павловича Менделеева, который в том же 1834 году ослеп и был вынужден оставить службу, выхлопотав небольшую пенсию. Основная тяжесть забот о семье и воспитании детей легла на плечи Марии Дмитриевны – матери ученого. Это была умная женщина с сильным характером и незаурядными интеллектуальными и нравственными запросами. Оказавшись в трудном материальном положении, она приняла решении переехать с семьею в деревню Аремзянка, где удалось восстановить хозяйство небольшого стекольного завода, доставшегося ей от покойного брата. Мария Дмитриевна не забывала о духовном воспитании своих детей. В семье любили читать. По наследству матери досталась одна из лучших библиотек в Сибири, из которой даже в самые трудные для семьи годы не было продано ни одной книги.
Ученик в роли Менделеева
Мой дед по отцу Павел Максимович Соколов имел четырех сыновей: Василия Покровского, Ивана Менделеева, Тимофея Соколова, Александра Тихомандрицкого. Не удивляйтесь, по обычаю того времени юноши получали фамилии в виде прозвища при поступлении в духовную семинарию. Отсюда фамилия Тихомандрицкий – по названию села, Покровский – по названию церкви. Фамилия Менделеев – была дана отцу за способность «мену делать» по созвучию слов (он менял лошадей у помещика)
2-й ученик
1841 год
Семи лет Дмитрий поступил в Тобольскую гимназию, о своих педагогах на склоне лет он всегда вспоминал с большой теплотой. Особенно хорошие отношения сложились у ученика с Петром Павловичем Ершовым, автором хорошо всем известной сказки «Конек-Горбунок»
В гимназии Менделеев увлекался физико-математическими дисциплинами, а также географией и историей. Дома он любил «экзаменовать» своих братьев и сестер и как позже вспоминали его родные «любил играть в учителя»
Ученик в роли Менделеев
У меня было 5 братьев и 8 сестер. Пятеро из них умерли в младенчестве. В возрасте 15 лет умерла старшая сестра Мария от чахотки. Таким образом совершеннолетия достигли лишь 8: Ольга, Екатерина, Аполлинария, Елизавета, Иван, Мария, Павел и Дмитрий. Я был 14-м ребенком в семье или как называла меня мама «последний»
3-й ученик
1840-1850 гг.
Дмитрий окончил гимназию. Умер его отец. И Менделеевы переехали в Петербург, глее будущий великий ученый поступил в Главный педагогический институт. Зачисленный на естественное отделение физико-математического факультета, Менделеев увлекся химией, лабораторными занятиями, лекциями. Менделеев считался одним из самых лучших студентов.
4-й ученик
1855 год
В этом году он окончил институт с золотой медалью, блестяще защитил диссертацию – это дало ему право на получение звания старшего учителя. Тогда же Менделеев получил назначение в Симферопольскую гимназию. Но в связи с Крымской войной не мог приступить к своим обязанностям. Поэтому он вскоре переехал в Одессу, где получил место преподавателя естественных наук. Здесь у него под рукой прекрасная библиотека и собственная лаборатория. Здесь он начинает искать «причину химического сродства», - то, о чем думал уже давно и чему посвятил всю свою жизнь.
5-й ученик
1856-1857 гг.
Полгода в Одессе, и вот Менделеев вновь в Петербурге. Приехал он не с пустыми руками:
Работа , которую он привез,- тончайшее и кропотливейшее исследование по удельным объемам. Это фактически его диссертация. Она дает ему ученую степень магистра. Магистра физики и химии. Менделееву исполнилось тогда всего двадцать два года. Это была его первая победа. Но победа, радость которой омрачило горе: умерла его сестра Лиза.
А в октябре того же года Менделеев поразил своих друзей: он защитил вторую диссертацию. Случай необычайнейший. Второй труд Менделеева- серьезный вклад в химию стекловарения. Дмитрий Иванович получает знание и должность доцента Петербургского университета. Начал читать лекции по органической химии.
6-й ученик
1865 год
Приступая к чтению лекций по химии в Петербургском университете, и перебрав все книги, Менделеев не нашел ничего, что можно было рекомендовать студентам в качестве учебного пособия. Поэтому он решил написать новую книгу « Основы химии»
Случилось в Петербурге это, профессор университета писал учебник для студентов,
Задумался невольно он: как рассказать про элементы? Нельзя ли здесь найти закон?
Искали многие решенье но, проходя лишь пол пути, бросали. Мучило сомненье:
« А можно ли закон найти?». Мир состоит из элементов ( в то время знали шестьдесят)
А сколько их всего? На это нельзя ответить наугад.
Но не гадал, а верил он « Тут должен, должен быть закон!» упрямо он искал решенье
Был труд, надежда и терпенье; и вера в то что он найдет! Он так работал целый год.
7-й ученик
1869 год
1 марта 1869 года Д.И.Менделеев предполагал выехать из Петербурга для обследования артельных солеварен в Тверскую губернию. В день выезда он искал ответ на вопрос, какую группу элементов следует поставить сразу после щелочных металлов?
Но вот дела отложены, расчеты прерываются,
С утра в поездку дальнюю ученый собирается,
Все чемоданы собраны, на козлах кучер мается:
«Поспеть бы надо к поезду, а барин все копается!»
А барин одевается и к двери направляется. И вдруг!!!
Шляпа брошена в углу, он бросается к столу.
И строчит карандашом. Наконец-то! Он нашел!
Он на чем попало пишет – ничего вокруг не слышит.
Наконец-то понял он, в чем разгадка , в чем закон.
Из кабинета не выходит, не упустить бы мысли той.
Он элементы ставит в строй, но все ж таблица не выходит…
Тогда усталостью сражен, лег на диван и видит сон…
8-й ученик
Говорят, что во сне к нему пришло озарение и, что ночью ему привиделось, как, в каком порядке надо расположить элементы, чтобы все легло по своим местам, по закону природы. Может быть. Мозг человека всегда бодрствует. Но шел-то Менделеев к этому прозрению годами. Он продвигался, осмыслено, заранее намечая и рассчитывая каждый свой очередной шаг. Может, и было то озарение, но его нельзя назвать случайным.
Менделеев нашел связь даже между самыми непохожими элементами. Он обнаружил, что свойства элементов, если разместить их в порядке возрастания атомных весов, через правильные промежутки повторяются. Менделеев понимал: случайностью это быть не могло. Тогда он сделал последний – решающий шаг: расположил все элементы еще и по группам, объединив в отдельные семьи ближайших родственников.
По порядку, по закону элементы стали в ряд.
И выходит, что в колонну все похожие стоят!
Под Карбоном стал Силиций, Сульфур похож на Оксиген
Алюминий встал под Бором, Фосфор как и Нитроген.
Ряд пристраивался к ряду. А рядов- то десять к ряду.
Металлы под металлами, едкие под едкими. ковкие под ковкими.
По порядку все стоит, вот природы алфавит.
9-й ученик
1870г.
Он настолько ясно видел стройность созданной им системы, что, заметив отсутствие элемента между алюминием и титаном оставил ему свободное место; таких пустых клеток пришлось оставить еще две. Система позволила ему предвидеть открытие.
Был четвертый ряд нарушен, элемент не обнаружен.
Элемент не обнаружен, тот, что в этом месте нужен.
Но напрасно беспокойство, существует, где-то он.
«Я найду сначала свойства, и поможет мне закон!»
Удельный вес назвал и цвет, летуч на воздухе, иль нет,
Как плавится, в чем растворим… Законом пользуясь своим,
Три элемента предсказал, как будто их в глаза видал!
Быть может раз в тысячелетье свершить подобное дано.
Но мир открытья не заметил, иль не поверил, все равно.
И кто-то говорил по-свойски: «Забудь об этой ерунде!
Как можно обнаружить свойства веществ невиданных нигде!»
10-й ученик
1875 год
Вокруг периодического закона вскоре после его открытия развернулась острая длительная борьба, больно отражавшаяся на душевном состоянии Менделеева. Сторонников было сначала очень мало, даже среди российских химиков. Противников же – много, особенно в Германии и Англии. Это были химики, мыслившие эмпирически и не признававшие роли теоретического мышления. Это были Бунзен в Германии, Зинин в России, Нильсон и Питерсон в Швеции.
Но решающее значение имели открытия трех предсказанных Менделеевым элементов. В 1875 году молодой французский химик Лекок де Буабодран, ничего не знавший о работах Менделеева, открыл новый металл, назвав его Галлием, в честь своей родины Франции. По ряду свойств и по способу открытия (спектральным путем) он совпадал с экаалюминием Менделеева. Но самое поразительное еще было впереди.
Менделеев предсказал, что плотность этого элемента 5,9. А Буабодран утверждал: открытый им элемент имеет плотность 4,7. Менделеев, и в глаза не видевший новый элемент заявил, что французский химик ошибся в расчетах. Но Буабодран оказался упрямцем. Он уверял, что был точен. Этот спор был похож на игру с магом-прорицателем. После дополнительных измерений выяснилось: Менделеев безоговорочно прав.
Вот как-то раз узнали ученые всех стран, металл чудесный Галлий открыл Буабодран
Довольный и счастливый рассматривал металл, и писем из России никак не ожидал.
Он взял письмо, прочел его, от русского ученого?! – «Ошибся я! Слыхали?!»
Француз был удивлен – в глаза не видел Галлий, а свойства знает он!
Вес удельный высчитал точней, чем я, стократ какой-то Менделеев, еще пять лет назад!
Глаза его сверкали, топорщились усы, но вот металл свой Галлий он бросил на весы!..
Ответ в Россию мчится: «Прекрасная Таблица! Я вами восхищен!
Проверен мной практически закон периодический,
И я категорически приветствую Закон!»
3. Конкурсная программа
( 4 сборные команды по 4 человека)
- Приветствие команд ( название, девиз)
- Химический сюрприз соперникам
Конкурс №1 Химические загадки
Из химической таблицы элемент я свой возьму
Вы по свойствам угадайте, я его не назову.
Красноватым будто цветом, ковкий, мягкий он металл.
Из кислот же он при этом водород не вытеснял.
Только может окисляться, коль нагреем в кислоте.
Право, можно догадаться вам теперь уже вполне.
( Купрум, медь)
Среди металлов самый славный, важный древний элемент.
В тяжелой индустрии главный, знаком с ним школьник и студент.
Родился в огненной стихии, а сплав его течет рекой.
Важнее нет в металлургии. Он нужен всей стране родной.
( Феррум, железо)
Находиться в морской воде. Он спутник кальция везде.
Свободный, легкий и горючий, не очень твердый и тягучий.
С образованием иона, готов отдать два электрона.
( Магний)
Горит лиловым в кислороде, свободным нет его в природе.
Но соль находит примененье как для растений удобренье.
( Калий)
Конкурс №2 Химический элементарий:
(Нитроген, что в переводе означает «безжизненный»)
( Арсен)
( Иридий)
(Из него изготовлены хирургические инструменты)
(Фосфор)
( Кальций)
( Неон - «новый»; дал сын ученого У. Рамзая)
( Аргентум, Аргентина)
(Калифорний, 10 000 за 1 мг.)
(Калия)
(Купрум)
12. Какой элемент был назван в честь бессмертных детей богини земли Геи и бога неба Урана? ( Титан)
Конкурс №3 Транслитерация
можно получить название реки? ( Радон-Дон)
а) название пролива между Европой и Азией ( Фосфор-Босфор);
б) название сложного шифра ( Йод-код)
в) водоем ( Золото-болото)
г) Название строительного инструмента (Золото - долото )
6. Из названия, какого химического элемента, заменив две последние
буквы на две другие, можно получить фамилию космонавта?(Титан-
Титов).
а) фамилию ученого, который учредил одну из престижных премий
(Нобелий – Нобель);
б) название части континента ( Европий – Европа)
Конкурс капитанов:
Задание. Найти из двух предложенных изречение Д.И.Менделеева и объяснить причину своего выбора (изречения записаны на карточках).
Для капитана 1 команды:
а) «Химическая природа сложной частицы определяется природой элементарных составляющих частиц, их количеством и химическим строением».
б) «Мы должны ждать открытие многих еще неведомых простых тел, например, которые схожи с алюминием и кремнием».
Ответы: а) Бутлеров. б) Менделеев.
Для капитана 2 команды:
а) «Истинный химик должен уметь доказывать познанное…,то есть давать ему объяснение».
б) «Главная цель передовой технологии – поиск способов производства, полученного из непотребного».
Ответы: а) Ломоносов; б) Менделеев
Для капитана 3 команды:.
а) «Истина, конечно, одна и вечна, но… познается и доступна только по частям…».
б) «Только благодаря теории знания, объединяясь в единое целое, становятся научными знаниями».
Ответы: а) Менделеев; б) Бутлеров.
Для капитана 4 команды:
а) «Наука начинается с тех пор, как начинают измерять. Точная наука немыслима без меры».
б ) Природа говорит языком математики. Буквы этого языка – круг, треугольник и другие математические фигуры»
Ответы: а) Менделеев; б) Галилео Галилей..
Конкурс болельщиков:
1. Назовите, какие химические элементы получены искусственным путем и неизвестны в земной коре? ( Те технеций, Рt прометий, Аt астат, Nр нептуний, Рu плутоний, Аm америций, Вк берклий, Сf калифорний, Fr франций).
2. Названия каких элементов чисто русского происхождения?
( рутений – открыл К.К.Клаус проф.Казанского университета
-Россия с латинского, самарий – от названия минерала самарскита в честь русского геолога полковника Самарского, которій нашел минерал на Урале).
3. Какой элемент нашли вначале на Солнце, а затем на Земле? (18 августа 1868 года во время солнечного затмения с помощью спектроскопа в солнечном спектре были найдены линии, которые не соответствовали ни одному из известных на Земле веществ. Эти линии определили линиями нового элемента гелия ( от греческого - солнце) Только через 27 лет (1895г) гелий нашли на Земле).
4. Какой из элементов, известный в природе то как очень мягкий, то более твердый чем сталь, то как топливо,то как тугоплавкое негорючее вещество? ( Графит, алмаз, сажа)
5. Что такое «гелиевый воздух»? Где его используют? ( 20% - О, 89% - Не) – для работы водолазов. Не – не растворяется во время дыхания как N - избавляет от «кессонной болезни»).
6. Название какого єлемента в переводе с греческого означает «несущий свет»?(Фосфор).
7. Что такое «серебряная вода»? ( Вода, которая содержалась некоторое время в серебряной посуде или в соприкосновении с серебряными изделиями «святая вода»).
8. Название какого єлемента в переводе с испанского означает «серебришко» ( Рt – платина – похожая на серебро. Долгое время платина не имела широкого использования из-за высокой температуры плавления – была дешевой)
9. Какие атомы и почему называют «меченными»? ( Радиоактивные изотопы. Метод изучения процессов с помощью «меченых» атомов используется в медицине, археологии и т.д.)
10. О чем мечтали алхимики? Какая мечта алхимиков уже осуществилась? ( Получить философский камень, который превратит любой металл в золото. Сейчас уже получено золото из платины, ртути, путем атомных реакций)
14. Какие ценные руды имеют название: «красная стеклянная голова», «бурая стеклянная голова»? (красный железняк, бурый железняк)
4.Подведение итогов и награждение победителей
Учитель: Вот и подошел к концу наш праздник.
- Понравилось ли вам?
- Узнали ли вы что-то новое и интересное?
Спасибо ребятам, которые помогали мне в подготовке и проведении этого мероприятия, спасибо командам ( грамоты и призы)
До новых встреч на безграничных просторах познания.