Даний конспект допоможе вчителеві, розвинути знання дітей про мягкі і тверді приголосні звуки.
Тема. Правильно произносим твёрдые и мягкие согласние. Составляем высказывания по вопросам.
Цель: повторить и обобщить знания учащихся о твердых и мягких согласных звуках; формировать умение правильно произносить и обозначать на письме мягкость согласных; воспитывать внимание к звучанию слова; формировать умения составлять высказывания; воспитывать внимательность, интерес к предмету.
Оборудование: картинный план, карточки для чтения, ребус.
Литература: Бабенко Е.А. Русский язык. Разработки уроков: 3 класс. – Х.: изд-во «Ранок», 2013.-с.64
Тип урока - комбинированный
Ход урока
- Здравствуйте, ребята. Меня зовут Виктория Юрьевна, сегодня я проведу у вас урок русского языка.
Мы пришли сюда учиться,
Не лениться, а трудиться.
Работаем старательно,
Слушаем внимательно.
1.Речевая разминка
-Дети, для того чтобы нам лучше говорить на русском языке давайте проведем речевую разминку. Слушайте внимательно и следите все ли картинки на своих местах.
Мишка брёл лесной опушкой.
Повстречался мишка с мушкой.
Закричала мушка грозно:
«Уходи, пока не поздно!»
Гром тут грянул, как из пушки,
Убежал медведь с опушки.
2. Работа с картинным планом
- Дети , посмотрите на картинный план к этому стихотворению, все ли картинки на своих местах?
- Я ещё раз прочитаю стихотворение , а вы внимательно послушайте. (Читаю)
-Прочитайте стихотворение вместе со мной по строчкам, а теперь прочитайте его наизусть по картинкам.
-В чём особенность этого стихотворения? (Когда мы читаем мы что-то представляем , в стихотворении часто повторяется звук [ш])
- Что вы представляете, слушая его? (шум леса, лесную опушку, грохот грома, большого медведя)
3. Проверка домашнего задания
4. Работа с загадкой.
- Ребята, послушайте и отгадайте загадку.
А над нами, а над нами
Луг с волшебными цветами.
Золотистые цветы
Расцвели средь темноты (звёзды)
- Произнесите слово отгадку и внимательно прислушайтесь к его звучанию. Какие согласные в нем твёрдые, а какие мягкие?
Стоит у штурвала спокойно моряк,
Коль светит в ночи ему дружески мак. (Мак – маяк)
- Сегодня мы будем учиться правильно произносить твёрдые и мягкие согласные, а также составлять высказывание по вопросам.
- Дети, а сейчас откройте учебник на с. 104. Кто на ней изображён? (девушка Зима) Сначала я вам прочитаю русскую народною песню(Слушают)
Но перед этим мы проведем словарную работу
1)Стужа- сильный холод, мороз.
2)Изба- деревянный жилой дом в сельской лесистой местности.
3) Сугробы- наметенная ветром куча снега
- О ком эта песня? ( Эта народная песня о зиме)
-Что делала зима (Стужу несла, холод трясла, у реки гостила, окна разрисовала, по полям- лесам ходила, белой шубой всё накрыла)
Чтение вполголоса
-Дети, вы должны сейчас прочитать вполголоса стихотворение, а я пройду и проверю, как вы читаете.
Чтение вслух
- Продолжаем читать эту песню по моему указанию, кому упадёт снежинка тот и читает.
-Какие слова помогают представить зиму живым существом? (Эти слова отвечают на вопросы что делала? что сделала?). Найдите их и прочитайте ( несла, трясла, гостила, мостила, побывала, разрисовала, ходила, накрыла, замела, нагребла)
- Откройте тетрадь, запишите дату. Выпишем эти слова в тетрадки. Подчеркните буквы, которые обозначают мягкие согласные. Один ученик пишет у доски , а все- в тетрадях.
- А как вы представляете то, о чём говорится во второй и третьей строках песни?
- Кто запомнил значение слова «стужа». (Стужа- сильный холод, мороз.)
2. Работа с народными выражениями.
- На с. 105, упражнение 201 прочитайте первое выражение.
1. Летом без дела сидеть- зимой хлеба не иметь.
- Объясни, пожалуйста, как ты его понимаешь.
2. Снег на полях – хлеб в закромах.
- Прочитайте второе выражение. Как ты его понимаешь.
Дети, а кто знает что такое закрома? ( Закрома- отгороженное место в зернохранилище)
-Назовите слова с мягкими согласными ; а в каких словах их нет? (В слове закромах нет мягких согласных)
3. Работа с ребусом
- Дети, а сейчас, давайте разгадаем ребус.
- Это буквенный или звуковой ребус? ( Потому- что слово хлеб, мука)
- В каком из этих слов есть мягкий согласный? ( Хлеб)
- Правильно, составьте и запишите предложение с этим словом. Мы запишем только самые красивые предложение. («Бабушка испекла румяный ароматный хлеб», «Как гласит пословица - хлеб всему голова.»)
Физкультминутка (Провести через 20 минут урока)
- Дети, вы устали .Давайте поднимемся и проведём физкультминутку.
Ветер веет над полями
Ветер веет над полями,
И качается трава. (Дети плавно качают руками над головой.)
Облако плывет над нами,
Словно белая гора. (Потягивания — руки вверх.)
Ветер пыль над полем носит.
Наклоняются колосья —
Вправо-влево, взад-вперёд,
- Очень хорошо, мы отдохнули ,а теперь будем продолжать нашу роботу.
4. Работа над словами
— Посмотрите на карточку на парте.Произнесите звуки, обозначенные на письме выделенными буквами в каждой паре.
сын синь
вол вёл
сад сядь
круг крюк
жар жарь
— Произнесите звуки, обозначенные на письме выделенными буквами в каждой паре.
-В каком слове вы произнесли твёрдый звук, а в каком — мягкий? Какие буквы употребляются для того, чтобы передать на письме твёрдость и мягкость согласных звуков?
— Мягкость согласных на письме обозначается буквами и, е, ё, я, ю.
-Так что же различает значение этих слов.
5. Игра «Поймай мягкий согласны»
Дятел, заяц, лев, синица, куница, тюлень, морж.
-Поставьте руки на локти перед собой, если есть мягкий согласный вы хлопайте, а если нет мягкого согласного не хлопаем.
— Выпишите сначала слова, в которых первый звук твёрдый, а затем слова, в которых первый звук мягкий. Подчеркните буквы, обозначающие мягкость согласных звуков.
6. Работа с мягкими согласными.
- Прочитайте слова. Обратите внимание на произношение мягких согласных в конце слов.
- Какими буквами они обозначены?
- Спишите выделенные слова.
- А теперь, давайте переведем эти слова на украинский язык и сравним произношение украинских и русских слов.
Восемь-вісім; семь- сім.
- Найдите слова, в которых одинаковое количество твёрдых и мягких согласных.
Вывод: в конце слова ь указывает на мягкость предыдущих согласных.
-А в украинских словах? ( Нет ь в конце слова)
7. Работа в парах.
- Дети, давайте поработаем в парах. Расскажите друг другу, каким было сегодняшнее утро, когда ви шли в школу, построив рассказ « Сегоднешнее утро» . Можете отвечать на вопросы на с. 106, упражнение 204, а можете рассказывать самостоятельно.
- Кто хочет выйти к доске и рассказать всем.
- Ребята, давайте прочитаем текст, но перед этим обратите внимание на илюстрацию. Кто там изображён? Как вы думаете о чем будет идти речь в тексте?
- Кто знает значение слова «пелена»?
- Пелена- что-нибудь плотно заволакивающее, закрывающее. Например, снежная пелена- всё покрыто снегом.
- Сейчас, послушайте текст в моем исполнении.
1. Про что рассказывается в тексте?
2. Про какую птицу вы услышали в тексте?
-Дети, у вас на партах лежит текст .Прочитайте его молча.(Читают)
1. Чем было покрыто поле? ( Поле покрыто сплошной снежной пеленой)
2. Что сказано в тексте про природу? (Кажется, что она погрузилась в сон)
3. Что происходило в ясный мартовский день? (На крышах подтаивал снег, в парке послышится веселый голос )
4. Почему можно уверенно сказать: весна пришла? (Слышится голос большой синицы)
- А сейчас, прочитаем текст вслух по абзацу.
Вестница весны.
Молчалив зимний лес. Тихо и в полях, покрытых сплошной снежной пеленой. Кажется, природа навсегда погрузилась в сон.
Но дни становятся длиннее. Сильнее пригревает солнышко. Постепенно леса и поля пробуждаются, наполняются птичьими голосами.
В ясный мартовский день, когда на крышах начнет подтаивать снег и зазвучит первая капель, в парке послышится веселый голос.
«Ци-фи ци-фи», - точно маленький молоточек отбивает по стальной наковальне. Это большая синица, большак. И хотя кругом еще снег, можно уверенно сказать: весна пришла!
- Какие звуки всегда твёрдые?
- Какие звуки всегда мягкие?
Дети , дома вам нужно будет выполнить упражнение 205
.