20 червня о 18:00Вебінар: Особливості організації навчальної діяльності учнів, що мають розлади аутистичного спектру

Правильно произносим твёрдые и мягкие согласние. Составляем высказывания по вопросам.

Про матеріал

Даний конспект допоможе вчителеві, розвинути знання дітей про мягкі і тверді приголосні звуки.

Перегляд файлу

Тема. Правильно произносим твёрдые и мягкие согласние. Составляем высказывания по вопросам.

Цель: повторить и обобщить знания учащихся о твердых и мягких согласных звуках; формировать умение правильно произносить и обозначать на письме мягкость согласных; воспитывать внимание к звучанию слова; формировать умения составлять высказывания; воспитывать внимательность, интерес к предмету.

     Оборудование: картинный план, карточки для чтения, ребус.

Литература: Бабенко Е.А. Русский язык. Разработки уроков: 3 класс. – Х.: изд-во «Ранок», 2013.-с.64

Тип урока - комбинированный

Ход урока

  1. Организация класса к уроку (1 мин)

- Здравствуйте, ребята. Меня зовут Виктория Юрьевна, сегодня я проведу у вас урок русского языка.

 

Мы пришли сюда учиться,

Не лениться, а трудиться.

Работаем старательно,

Слушаем внимательно.

  1. Повторение изученного материала. Актуализация опорных знаний (7-8 мин.)

1.Речевая разминка

-Дети, для того чтобы нам лучше говорить на русском языке давайте проведем речевую разминку. Слушайте внимательно и следите все ли картинки на своих местах.

Мишка брёл лесной опушкой.

Повстречался мишка с мушкой.

Закричала мушка грозно:

«Уходи, пока не поздно!»

Гром тут грянул, как из пушки,

Убежал медведь с опушки.

2. Работа с картинным планом

- Дети , посмотрите на картинный план к этому стихотворению, все ли картинки на своих местах?

- Я ещё раз прочитаю стихотворение , а вы внимательно послушайте. (Читаю)

-Прочитайте стихотворение вместе со мной по строчкам, а теперь прочитайте его наизусть по картинкам.

-В чём особенность этого стихотворения? (Когда мы читаем мы что-то представляем , в стихотворении часто повторяется звук [ш])

- Что вы представляете, слушая его? (шум леса, лесную опушку, грохот грома, большого медведя)

3. Проверка домашнего задания

4. Работа с загадкой.

- Ребята, послушайте и отгадайте загадку.

А над нами, а над нами
Луг с волшебными цветами.
Золотистые цветы

Расцвели средь темноты (звёзды)

- Произнесите слово отгадку и внимательно прислушайтесь к его звучанию. Какие согласные в нем твёрдые, а какие мягкие?

http://stendall.ru/images/big/294.jpg

Стоит у штурвала спокойно моряк,

Коль светит в ночи ему дружески мак. (Мак – маяк)

 

  1. Сообщение темы и цели урока(1 мин.)

- Сегодня мы будем учиться правильно произносить твёрдые и мягкие согласные, а также составлять высказывание по вопросам.

  1. Первичное восприятие нового материала(20 мин.)
    1. Чтение русской песни

- Дети, а сейчас откройте учебник на с. 104. Кто на ней изображён? (девушка Зима) Сначала я вам прочитаю русскую народною песню(Слушают)

Но перед этим мы проведем словарную работу

1)Стужа- сильный холод, мороз.

2)Изба- деревянный жилой дом в сельской лесистой местности.

3) Сугробы- наметенная ветром куча снега

- О ком эта песня? ( Эта народная песня о зиме)

-Что делала зима (Стужу несла, холод трясла, у реки гостила, окна разрисовала, по полям- лесам ходила, белой шубой всё накрыла)

Чтение вполголоса

-Дети, вы должны  сейчас прочитать  вполголоса стихотворение, а я пройду и проверю, как вы читаете.

Чтение вслух

- Продолжаем читать эту песню по моему указанию, кому упадёт снежинка тот и читает.

-Какие слова помогают представить зиму живым существом? (Эти слова отвечают на вопросы что делала? что сделала?). Найдите их и прочитайте ( несла, трясла, гостила, мостила, побывала, разрисовала, ходила, накрыла, замела, нагребла)

- Откройте тетрадь, запишите дату. Выпишем эти слова в тетрадки. Подчеркните буквы, которые обозначают мягкие согласные. Один ученик пишет у доски , а все- в тетрадях.

- А как вы представляете то, о чём говорится во второй и третьей строках песни?

- Кто запомнил значение слова «стужа». (Стужа- сильный холод, мороз.)

2. Работа с народными выражениями.

- На с. 105, упражнение 201 прочитайте первое выражение.

1. Летом без дела сидеть- зимой хлеба не иметь.

- Объясни, пожалуйста, как ты его понимаешь.

2. Снег на полях – хлеб в закромах.

- Прочитайте второе выражение. Как ты его понимаешь.

Дети, а кто знает что такое закрома? ( Закрома- отгороженное место в зернохранилище)

-Назовите слова с мягкими согласными ; а в каких словах их нет? (В слове закромах нет мягких согласных)

3. Работа с ребусом

- Дети, а сейчас, давайте разгадаем ребус.

- Это буквенный или звуковой ребус? ( Потому- что слово хлеб, мука)

- В каком из этих слов есть мягкий согласный? ( Хлеб)

- Правильно, составьте и запишите предложение с этим словом.  Мы запишем только самые красивые предложение. («Бабушка испекла румяный ароматный хлеб», «Как гласит пословица - хлеб всему голова.»)

Физкультминутка (Провести через 20 минут урока)

- Дети, вы устали .Давайте поднимемся и проведём физкультминутку.

Ветер веет над полями
Ветер веет над полями,
И качается трава. (Дети плавно качают руками над головой.)
Облако плывет над нами,
Словно белая гора. (Потягивания — руки вверх.)
Ветер пыль над полем носит.
Наклоняются колосья —
Вправо-влево, взад-вперёд,

- Очень хорошо, мы отдохнули ,а теперь будем продолжать нашу роботу.

4. Работа над словами

Посмотрите на карточку на парте.Произнесите звуки, обозначенные на письме выделенными буквами в каждой паре.

сын    синь

вол     вёл

сад     сядь

круг   крюк

жар   жарь

— Произнесите звуки, обозначенные на письме выделенными буквами в каждой паре.

-В каком слове вы произнесли твёрдый звук, а в каком — мягкий? Какие буквы употребляются для того, чтобы передать на письме твёрдость и мягкость согласных звуков?

— Мягкость согласных на письме обозначается буквами и, е, ё, я, ю.

-Так что же различает значение этих слов.

5. Игра «Поймай мягкий согласны»

Дятел, заяц, лев, синица, куница, тюлень, морж.

-Поставьте руки на локти перед собой, если есть мягкий согласный вы хлопайте, а если нет мягкого согласного не хлопаем.

— Выпишите сначала слова, в которых первый звук твёрдый, а затем слова, в которых первый звук мягкий. Подчеркните буквы, обозначающие мягкость согласных звуков.

 

6. Работа с мягкими согласными.

- Прочитайте слова. Обратите внимание на произношение мягких согласных в конце слов.

- Какими буквами они обозначены?

- Спишите выделенные слова.

- А теперь, давайте переведем эти слова на украинский язык и сравним произношение украинских и русских слов.

Восемь-вісім; семь- сім.

 

- Найдите слова, в которых одинаковое количество твёрдых и мягких согласных.

Вывод: в конце слова ь указывает на мягкость предыдущих согласных.

-А в украинских словах? ( Нет ь в конце слова)

7. Работа в парах.

- Дети, давайте поработаем в парах. Расскажите друг другу, каким было сегодняшнее утро, когда ви шли в школу, построив рассказ « Сегоднешнее утро» . Можете отвечать на вопросы на с. 106, упражнение 204, а можете рассказывать самостоятельно.

- Кто хочет выйти к доске и рассказать всем.

  1. Проверочная работа .Чтение вслух.

- Ребята, давайте прочитаем текст, но перед этим обратите внимание на илюстрацию. Кто там изображён?  Как вы думаете о чем будет идти речь в тексте?

- Кто знает значение слова «пелена»?

- Пелена- что-нибудь плотно заволакивающее, закрывающее. Например, снежная пелена- всё покрыто снегом.

- Сейчас, послушайте текст в моем исполнении.

1. Про что рассказывается в тексте?

2. Про какую птицу вы услышали в тексте?

-Дети, у вас на партах лежит текст .Прочитайте его молча.(Читают)

1. Чем было покрыто поле? ( Поле покрыто сплошной снежной пеленой)

2. Что сказано в тексте про природу? (Кажется, что она погрузилась в сон)

3. Что происходило в ясный мартовский день? (На крышах подтаивал снег, в парке послышится веселый голос )

4. Почему можно уверенно сказать: весна пришла? (Слышится голос большой синицы)

- А сейчас, прочитаем текст вслух по абзацу.

Вестница весны.

Молчалив зимний лес. Тихо и в полях, покрытых сплошной снежной пеленой. Кажется, природа навсегда погрузилась в сон.

Но дни становятся длиннее. Сильнее пригревает солнышко. Постепенно леса и поля пробуждаются, наполняются птичьими голосами.

В ясный мартовский день, когда на крышах начнет подтаивать снег и зазвучит первая капель, в парке послышится веселый голос.

«Ци-фи ци-фи», - точно маленький молоточек отбивает по стальной наковальне. Это большая синица, большак. И хотя кругом еще снег, можно уверенно сказать: весна пришла!

 

  1. Итог урока

- Какие звуки всегда твёрдые?

- Какие звуки всегда мягкие?

 

  1. Домашнее задание

Дети , дома вам нужно будет выполнить упражнение 205

.

 

 

 

 

 

 

docx
Додано
13 березня
Переглядів
59
Оцінка розробки
Відгуки відсутні
Безкоштовний сертифікат
про публікацію авторської розробки
Щоб отримати, додайте розробку

Додати розробку