Укор на тему: "ДЕЕПРИЧАСТИЕ КАК ОСОБАЯ ФОРМА ГЛАГОЛА"

Про матеріал
ознакомить учащихся с лексическим и грамматическим значением деепричастия как особой формы глагола; выработать умения разграничивать основное и добавочное действие, конструировать предложения по заданным моделям с использованием деепричастий.
Перегляд файлу

ДЕЕПРИЧАСТИЕ

КАК ОСОБАЯ ФОРМА ГЛАГОЛА

Цель: ознакомить учащихся с лексическим и грамматическим значением деепричастия как особой формы глагола; выработать умения разграничивать основное и добавочное действие, конструировать предложения по заданным моделям с использованием деепричастий.

Оборудование: запись на доске; схема «Грамматическое значение деепричастия»; учебник.

Тип урока: комбинированный.

                                                      Ход урока

  1. Организационный момент
  2. Актуализация опорных знаний

Словарная работа

(Вторая колонка закрыта.)

Запишите слова в тетради и скажите, какие орфограммы надо знать, чтобы записать эти слова правильно? От записанных слов образуйте деепричастия.

Комментарий. После выполнения задания учитель открывает вторую колонку для совместной проверки правильности выполнения задания.

(Запись на доске.)

 


Предлагать

Прикасаться

Полагать

Отложить

Загорать

Вырасти

Расположиться

Прикоснуться

Истратить

Расписать

Раскрасить

Исчезать

 

(предлагая)

(прикасаясь)

(полагая)

(отложив)

(загорая)

(вырастив)

(расположив)

(прикоснувшись)

(истратив)

(расписав)

(раскрасив)

(исчезая)

 


  1. Мотивация учебной деятельности
  2. Работа над темой урока
  1.     Анализ предложений

Задание. Определите в каждом предложении его грамматическую основу; проанализируйте слова, обозначающие действия.

  1.    Солнце поднималось из-за леса и озаряло верхушки деревьев.
  2.    Солнце поднималось из-за  леса, озаряя верхушки деревьев
  3.    Высоко в небе летят, курлычут журавли.
  4.    Высоко в небе летят, курлыча, журавли

Анализируя предложения, учащиеся делают вывод, что в 1-м и 3-м предложениях глаголы – сказуемые поднималось и озаряло, летят, курлычут

Выполняют основное действие, являются однородными членами предложения. Во 2-м и 4-м предложениях глаголы-сказуемые поднимались, летят обозначают основное действие, а слова озаряя, курлыча – добавочное.

  1.     Слово учителя

 - Слова, обозначающие добавочное действие при основном, называются деепричастиями. В этом термине нам знакома вторая часть, а что же означает первая? Её мы можем обнаружить в таких словах, как деятель, дееспособный.

Обратившись в словарю, узнаем, что термин «деепричастие» возник в 17 веке и состоит из двух частей (дее + причастие) и объяснить его можно как причастность к действию. Действительно, эта форма глагола обозначает в предложении добавочное действие глагола, а по грамматическим признакам эта форма похожа на наречие, так как не изменяется, поэтому в некоторых грамматиках деепричастие называют глагольным наречием.

  1. Ознакомление с лексическим и грамматическим значением деепричастия
  1.    Ознакомление с грамматическим значение деепричастия

           Работа со схемой

          «Грамматическое значение деепричастия»

  •      Озаряя        озарять (глагол несовершенного типа)
  •      Курлыча          курлыкать (глагол совершенного вида)

 

 

 

                                            Деепричастие

 

 

 

                     От глагола                             от наречия

 

 

                         Вид                             неизменяемая форма

                Что делая? (несов.)

                Что сделав? (сов.)

 

Синтаксическая роль – обстоятельство (_._._. _)

  1.    Ознакомиться с лексическим значением деепричастия

Задание: прочитайте приведённый отрывок из повести Н. Гоголя «Тарас Бульба» и определите роль деепричастия в тексте.

…А из города уже выступало неприятельское войско, гремя в литавры и трубы. Подбоченясь, выезжали паны, окруженные несметными слугами. И стали наступать они тесно на казацкие таборы, грозя, нацеливаясь, сверкая, блеща медными доспехами. Дымом затянуло все поле, а запорожцы все палили, не переводя дух

Учитель. Здесь гремя, подбоченясь, грозя, нацеливаясь, сверкая, блеща, не переводя – деепричастия несовершенного вида

Вывод: лексическое значение деепричастия в речи состоит в том, чтобы «дорисовать», уточнить основное действие.

  1.    Работа над языковым материалом.

           «Занимательное о русском языке»: 52 деепричастия

 

         ЛОДОРСКИЙ ВОДОПАД

Как падают воды в Лодаре?

Кипя,

Шипя,

Журча,

Ворча,

Струясь,

Крутясь,

Сливаясь,

Вздымаясь,

Вздуваясь,

Мелькая,  шурша,

Резвясь  и  спеша,

Скользя,  обнимаясь,

Делясь  и  встречаясь,

Ласкаясь, бунтуя, летя,

Играя, дробясь, шелестя,

Блистая, взлетая, шатаясь,

Сплетаясь, звеня,  клокоча,

Взвиваясь, вертясь, грохоча,

Морщинясь, волнуясь, катаясь,

Бросаясь, меняясь, воркуя, шумя,

Взметаясь  и  пенясь, ликуя, гремя,

Дрожа, разливаясь, смеясь  и  болтая,

Катясь, извиваясь, стремясь, вырастая,

Вперед  и  вперед  убегая  в  свободолюбивом  задоре,-

Так  падают  бурные  воды  в  сверкающем, быстром  Лодоре!

                                                                                 (Р. Саут)

Учитель. Следовательно, деепричастия, как и наречия, украшают глагол, дополняют его другими действиями.

  1. ЗАКРЕПЛЕНИЕ И ОБОБЩЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА
  1.    «Литературная викторина»

Из отрывков стихотворений выпишите деепричастия.

  1.     Под голубыми небесами

великолепными коврами…

(блестя на солнце снег лежит).

 

б) Раз царевна молодая, милых братьев..

(поджидая, пряла, сидя у окна).

 

в) Волк ночью…

(думая залезть в овчарню, попал на псарню).

 

г) В чешуе, как жир (горя),

Идут витязи четами…

 

д) На девичник (собираясь),

Вот царевна, (наряжаясь),

Перед зеркалом своим

Перемолвилася с ним…

 

ж) Но невеста молодая,

До зари в лесу (блуждая),

Между тем все шла да шла

И на терем набрела.

Ей на встречу пёс, (залая),

Прибежал и смолк, (играя).

 

к) Буря мглою небо кроет,

Вихри снежные (крутя).

 

л) Зима! Крестьяне, (торжествуя)

На дровнях обновляет путь;

Его лошадка, снег (почуя),

Плетется рысью как-нибудь.

 

Есть ли среди этих слов слова с чередованием гласных звуков в корне?

 

  1.    Конструирование предложений
  1.    Задание (по вариантам): замените деепричастиями глаголы, обозначающие добавочные действия, по образцу:

Белочка распушила хвост и бегала по веткам.

а) Белочка, распушив хвост, прыгала по веткам.

б) Белочка распушила хвост, прыгая по веткам.

 

Снег падал на землю и покрывал её пушистым ковром.

Фонарь мигал и тускло освещал улицу.

 

  1.    Задание: определите, одинаковы ли деепричастия.

 

Холмы, вырастая и в сумерках тая

И думу какую-то в сказках тая,

О том и молчат, что совсем непростая,

Совсем непростая планета моя..

                                      (Л.Козырь)

 

  1.            ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА

 

  1.            ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
docx
Додано
15 березня 2019
Переглядів
639
Оцінка розробки
Відгуки відсутні
Безкоштовний сертифікат
про публікацію авторської розробки
Щоб отримати, додайте розробку

Додати розробку