Урок по теме: "БЕЗЛИЧНЫЕ ГЛАГОЛЫ"

Про матеріал
познакомить учащихся с группой глаголов, не имеющих категорий лица; выработать навыки нахождения безличных глаголов в тексте; сформировать умения употреблять безличные глаголы в речи; воспитывать интерес к русскому языку, стремление к грамотности и умение видеть, воспринимать мир природы.
Перегляд файлу

                                    БЕЗЛИЧНЫЕ ГЛАГОЛЫ

 

       Цель: познакомить учащихся с группой глаголов, не имеющих категорий лица; выработать навыки нахождения безличных глаголов в тексте; сформировать умения употреблять безличные глаголы в речи; воспитывать интерес к русскому языку, стремление к грамотности и умение видеть, воспринимать мир природы.

       Оборудование: плакаты с текстами скороговорок, учебные тексты, таблица, карточки для индивидуальной работы, репродукции картин, аудиозапись фрагмента фортепианного цикла П.И. Чайковского «Времена года».

 

ХОД УРОКА

 

І. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ЭТАП

 

ІІ. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ

 

  1. Дополни ответ:
  •   Глагол обозначает…
  •   Глагол имеет … спряжения.
  •   Глагол совершенного вида отвечают на вопросы…
  •   Глаголы несовершенного вида отвечают на вопросы…
  •   Переходные глаголы сочетаются с существительными или местоимениями в … падеже…
  •   Глаголы прошедшего времени изменяются …
  •   Глаголы бежать, хотеть относятся к …
  •   Возвратные глаголы – это глаголы, которые заканчиваются…
  •   Глаголы, обозначающие просьбу, приказ, побуждение к действию относятся к …
  •   Действие желаемое или действительное обозначают глаголы..

 

  1. Работа с языковым материалом

Индивидуальное задание (у доски): сделайте синтаксический разбор текста скороговорки.

У Вари на бульваре варежки пропали,

Воротилась Варя вечером с бульвара.

И нашла в кармане варежки Варвара.

 

Задание для класса. Прочитайте выразительно, быстро скороговорку; разберите по членам предложения; укажите грамматические признаки глагола.

 

         Везет Сенька Саньку с Сонькой на санках.

ІІІ. ПОСТАНОВКА ЦЕЛИ И ЗАДАЧ УРОКА. МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

 

Создание проблемной ситуации

Учитель. Сегодня на уроке, изучая новый материал, мы будем работать с глаголами, не имеющими лица (безличными глаголами).

Задание.  Прочитайте предложения, записанные на доске. Сравните их. В каком из них не названо действующее лицо? Запишите предложения, подчеркните грамматические основы. Сделайте вывод, в какой форме употреблены глаголы-сказуемые в предложении без подлежащего.

 

  1. Мне не дремлется, не спится у ночного костерка.
  2. Я не сплю, не дремлю у ночного костра.

 

IMG_0006.jpg

  

 

 

IV.ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА.

 

  1. Чтение и анализ статьи учебника по теме урока
  2. Ознакомление с таблицей «Безличные глаголы» (на доске)

Выводы учащихся (Составление кластера)

 

V ОБОБЩЕНИЕ, СИСТЕМАТИЗАЦИЯ И КОНТРОЛЬ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ УЧАЩИХСЯ.

 

  1. Распределительный диктант

Задание. Запишите в два столбика безличные глаголы, обозначающие: а) явление природы; б) состояние человека.

 

   Смеркается, темнеет, морозит, лихорадит, моросит, вьюжит, нездоровится, дремлется, подмораживает, не спится, рассветает, знобит, пригревает. 

 

  •             Составьте (устно) по одному предложению с глаголом из каждой группы.

Например. Ох, спится мне, младёшенькой, дремлется. На дворе то вдруг завьюжит, то опять заморосит.

 

2.Выборочный диктант Чтение стихотв. Под музыку П.И.ЧАЙКОВСКОГО

  • Выпишите безличные глаголы.

Зима в свои права вступила:

Небо тучами закрыло,

Хлопья снега закружило,

Все тропинки занесло,

Стало вкруг белым-бело.

Запорошено дорожки,

Разукрасило окошки,

Крышки изб посеребрило,

Замело и запуржило.

Заковало речку льдом,

Бледный месяц над прудом.

Над рукою, будто гривы,

Треплет ветер ветки ивы.

Лес темнеет за селом,

Весь объят тревожным сном.

С песней вьюги елям спится,

Им весна, наверно, снится.

 

  •  Что обозначают безличные глаголы в этом тесте? Укажите их время.

 

3.Беседа

  • Заметили ли вы созвучие поэтического и музыкального жанров? Удалось ли композитору передать с помощью музыки приметы зимы?
  • А в каком виде искусства мы можем не только услышать, но и увидеть описание зимы?
  • Как называется в живописи описание природы?

 

  1. Творческая работа: написание сочинения-миниатюры по картине художника В.Д. Поленова «Ранний снег» с употреблением безличных глаголов.

 

  1. Сообщение подготовленного ученика о художнике В. Д. Поленове.

 

  1. Работа над сочинением по картине (в парах)

 

                                            ОБРАЗЕЦ СОЧИНЕНИЯ

       На картине В.Д. Поленова «ранний снег» изображен зимний пейзаж. Все небо заволокло густыми облаками. Снегом замело поля и темные рощи, раскинувшиеся вдоль берега застывшей реки.  С деревьев все еще не сорвало последнюю листву, но тонкие веточки уже подморозило. Одиноко, словно завороженная, стоит на косогоре испуганная осинка. Взгрустнулось ей, потому что так неожиданно вдруг повеяло холодом, наполнило мир унынием и печалью.

      Ранний снег – предвестник долгой студеной зимы.

 

  1. Самостоятельная работа
  1. Выполнение упражнений по учебнику –упр.100
  2. Индивидуальная работа по карточкам

 

Карточка №1

  • Найдите в тексте безличные глаголы, подчеркните их условным знаком члена предложения.

Вечереет. Мне не сидится дома, и я отправляюсь к речке. Солнце уже закатилось. Постепенно свежеет. Вода в реке кажется теплой. Как легко дышится!

 

Карточка №2

  • Перестройте предложения в безличные
  1. Я болен. 2) Я мечтаю. 3) Идет дождь. 4) Наступает рассвет. 5) Я не спал. 6) стало холодно.

 

VI. РЕФЛЕКСИЯ. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА.

 

VII. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.

  1. Выучить теоретический материал учебника (стр 65).
  2. Выполнить упражнение №103.
  3. Написать сочинение-миниатюру «Парк зимой» (по желанию).
docx
Додано
15 березня 2019
Переглядів
1614
Оцінка розробки
Відгуки відсутні
Безкоштовний сертифікат
про публікацію авторської розробки
Щоб отримати, додайте розробку

Додати розробку