БЕЗЛИЧНЫЕ ГЛАГОЛЫ
Цель: познакомить учащихся с группой глаголов, не имеющих категорий лица; выработать навыки нахождения безличных глаголов в тексте; сформировать умения употреблять безличные глаголы в речи; воспитывать интерес к русскому языку, стремление к грамотности и умение видеть, воспринимать мир природы.
Оборудование: плакаты с текстами скороговорок, учебные тексты, таблица, карточки для индивидуальной работы, репродукции картин, аудиозапись фрагмента фортепианного цикла П.И. Чайковского «Времена года».
ХОД УРОКА
І. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ЭТАП
ІІ. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ
Индивидуальное задание (у доски): сделайте синтаксический разбор текста скороговорки.
У Вари на бульваре варежки пропали,
Воротилась Варя вечером с бульвара.
И нашла в кармане варежки Варвара.
Задание для класса. Прочитайте выразительно, быстро скороговорку; разберите по членам предложения; укажите грамматические признаки глагола.
Везет Сенька Саньку с Сонькой на санках.
ІІІ. ПОСТАНОВКА ЦЕЛИ И ЗАДАЧ УРОКА. МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
Создание проблемной ситуации
Учитель. Сегодня на уроке, изучая новый материал, мы будем работать с глаголами, не имеющими лица (безличными глаголами).
Задание. Прочитайте предложения, записанные на доске. Сравните их. В каком из них не названо действующее лицо? Запишите предложения, подчеркните грамматические основы. Сделайте вывод, в какой форме употреблены глаголы-сказуемые в предложении без подлежащего.
IV.ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА.
Выводы учащихся (Составление кластера)
V ОБОБЩЕНИЕ, СИСТЕМАТИЗАЦИЯ И КОНТРОЛЬ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ УЧАЩИХСЯ.
Задание. Запишите в два столбика безличные глаголы, обозначающие: а) явление природы; б) состояние человека.
Смеркается, темнеет, морозит, лихорадит, моросит, вьюжит, нездоровится, дремлется, подмораживает, не спится, рассветает, знобит, пригревает.
Например. Ох, спится мне, младёшенькой, дремлется. На дворе то вдруг завьюжит, то опять заморосит.
2.Выборочный диктант Чтение стихотв. Под музыку П.И.ЧАЙКОВСКОГО
Зима в свои права вступила:
Небо тучами закрыло,
Хлопья снега закружило,
Все тропинки занесло,
Стало вкруг белым-бело.
Запорошено дорожки,
Разукрасило окошки,
Крышки изб посеребрило,
Замело и запуржило.
Заковало речку льдом,
Бледный месяц над прудом.
Над рукою, будто гривы,
Треплет ветер ветки ивы.
Лес темнеет за селом,
Весь объят тревожным сном.
С песней вьюги елям спится,
Им весна, наверно, снится.
3.Беседа
ОБРАЗЕЦ СОЧИНЕНИЯ
На картине В.Д. Поленова «ранний снег» изображен зимний пейзаж. Все небо заволокло густыми облаками. Снегом замело поля и темные рощи, раскинувшиеся вдоль берега застывшей реки. С деревьев все еще не сорвало последнюю листву, но тонкие веточки уже подморозило. Одиноко, словно завороженная, стоит на косогоре испуганная осинка. Взгрустнулось ей, потому что так неожиданно вдруг повеяло холодом, наполнило мир унынием и печалью.
Ранний снег – предвестник долгой студеной зимы.
Карточка №1
Вечереет. Мне не сидится дома, и я отправляюсь к речке. Солнце уже закатилось. Постепенно свежеет. Вода в реке кажется теплой. Как легко дышится!
Карточка №2
VI. РЕФЛЕКСИЯ. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА.
VII. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.