Данная разработка поможет учителю подготовиться к уроку. Цель урока: познакомить учащихся с условиями выбора слитного и раздельного написания не с существительными.
Тема урока:Правописание частицы не с именами существительными.
Цели урока: познакомить учащихся с условиями выбора слитного и раздельного написания НЕ с существительными; учить различать НЕ как часть корня, приставку, частицу; повторить сведения об однородных членах.
Ход урока
1. Оргмомент.
2. Синтаксическая пятиминутка.
Ученик остановился в нерешительности у кабинета зубного врача.
- Найдите слово, в котором букв больше чем звуков. Почему? (Нерешительности)
- Найдите имена существительные и определите их склонение и падеж.
3. Объяснение нового материала.
- Тема нашего урока правописание НЕ с именами существительными. Сегодня мы должны будем с вами научиться распознавать, когда НЕ приставка, когда частица, часть корня.
- Ребята, а какое слово из предложения относится к нашей теме?
- Познакомьтесь, это НЕ! Хитра, умна, ловка вполне.
Тут может быть она частицей (держат фразу НЕ ДРУГ, А ВРАГ)
А там - в приставку превратиться (НЕДРУГ),
А может к слову прицепиться и навсегда с ним породниться! (НЕРЯХА, НЕУЧ, НЕВЕЖА)
Знай! НЕ всегда частица, если от существительного противопоставлением отделится (НЕ ПРАВДА, А ЛОЖЬ)
НЕ - приставка, если слово синонимом заменим одно на другое (НЕПРАВДА=ЛОЖЬ)
НЕ входит в корень, если слово без неё не имеет смысла никакого, т.е. без НЕ не употребляется! (НЕНАСТЬЕ)
Запомни навсегда, дружок, чтоб без ошибок написать, ты должен правило об употреблении НЕ с существительными знать!
-Ребята, так как может писаться НЕ с существительными?
-Давайте откроем учебник на с. 100 и прочитаем правило.
- Что вы узнали о правописании НЕ с именами существительными?
4. Закрепление.
1. Из данных слов выпишите те, которые не употребляются без НЕ.
Невнимание, невежа, небылицы, недомогание, несчастье, независимость.
- Чем является НЕ в данных словах?
2. Слово учителя.
Этимологически НЕ в этих словах было приставкой, но в современном языке является частью корня.
3. Запись предложений под диктовку.
Невежа – враг самому себе.
Видно неряху по грязной рубахе.
Недостатки перенимать легко, а достоинства – трудно.
4.Работа по учебнику. Выполнение упр. 237-240.
5. Интересное стихотворение написал Б. Заходер. Но поэт допустил одну неточность. Познакомимся со стихотворением, и, может быть, сумеем назвать её.
Побывал я однажды в стране,
Где исчезла частица НЕ.
Посмотрел я вокруг с доумением:
Что за лепое положение?
Но кругом было тихо-тихо,
И кругом была разбериха,
И на взрачной клумбе у будки
Голубые цвели забудки.
И погода стояла настная,
И гуляла собака счастная,
И, виляя хвостом уклюже,
Пробегала пролазные лужи.
Мне навстречу без всякого страха
Шёл умытый, причёсанный ряха.
А за ряхой по травке свежей
Шли суразный дотёпа и вежа.
И навстречу всем утром рано
Улыбалась царевна Смеяна.
Очень жаль, что только во сне
Есть страна без частицы НЕ.
- О чём данное стихотворение?
- В каких строчках выражено мнение автора?
- Кто заметил неточность, допущенную поэтом? ( НЕ бывает не только частицей, но и частью корня и приставкой. )
- Выпишите все слова, которые должны употребляться с НЕ.
5. Итоги урока.
6. Домашнее задание:
1. Выучить орфограмму № 32 с. 100