Дана презентація, по-перше, оживляє вивчення теми "Поезія "Срібного століття". Творчість Бориса Пастернака", по-друге, може бути використана на уроках мистецтва, художньої культури.
Пастернак нами не читается, он в нас совершается. Мы все забываем, кроме Пастернака... Действие поэзии равно действию сна. Его не понимаешь, в него - впадаешь. Потому что он - тайнопись, иносказание, шифр… Марина Цветаева
Номер слайду 3
Тишина и спокойствие, лёгкий, уютный снег, полная луна и россыпь звёзд по иссиня-чёрному небу Метель за окном, вихрь снежных хлопьев, сумасшедшая пляска духов природы и единственная тихая пристань – дом, свеча на столе.. Зимняя ночь... Какие ассоциации вызывает она в наших душах?
Номер слайду 4
С одной стороны – тревога, беспокойство. Свеча горела на столе… На озаренный потолок… Судьбы скрещенья… Кому посвящено стихотворение Пастернака «Зимняя ночь»? Стихотворение посвящено Ольге Ивинской – женщине, которая стала закатной любовью поэта, была его мукой и страстью, стала прототипом Лары в «Докторе Живаго». С другой – ощущение покоя, умиротворённости
Номер слайду 5
Номер слайду 6
В чередовании образов метели и свечи раскрывается движение жизни. Какой бы беспокойной ни была жизнь, всегда найдётся место, где человек ощутит покой и гармонию Время в стихотворении статично или динамично? Модель сюжетного времени линейная или циклическая? Метель Свеча Свеча Метель
Номер слайду 7
Время в этом пространстве движется быстро Пространство – это комната, где горит свеча: Пространство в стихотворении Мело, мело по всей земле Во все пределы. Пространство, где метёт метель , ̶ беспредельно: Свеча горела на столе, Свеча горела. Время в этом пространстве замедляется
Номер слайду 8
Мело, мело по всей земле Во все пределы. Свеча горела на столе, Свеча горела. Мело весь месяц в феврале, И то и дело Свеча горела на столе, Свеча горела. Метель лепила на стекле Кружки и стрелы. Свеча горела на столе, Свеча горела. Какой основной приём использует автор? Антитезу. Противодействуют и взаимодействуют два символа, два мира, две стихии. Композиция произведения ̶ кольцевая
И все терялось в снежной мгле, Седой и белой. Свеча горела на столе, Свеча горела. Какой цвет ассоциируется с этими образами? Белый цвет метели на фоне чёрного цвета зимней ночи Жёлтый, тёплый, солнечный цвет огонька свечи
Номер слайду 11
С какой целью поэт использует приём рефрена? Свеча озаряет союз влюблённых, это огонёк двух горящих сердец. Ведь «все терялось в снежной мгле, седой и белой», а «свеча горела на столе, свеча горела». Как летом роем мошкара Летит на пламя, Слетались хлопья со двора К оконной раме. Метель лепила на стекле Кружки и стрелы… Холодная стихия – царица всего мира, “всей земли”, всё ей подчинено. И лишь одинокая свеча храбро противостоит этой снежной королеве. Та возмущена, разъярена, и вот:
Номер слайду 12
В стихотворении есть ещё один образ-символ. Какой? Образ креста Тень ангела подобна кресту, благословляющему любовь
Номер слайду 13
Единственной соломинкой, единственным ориентиром в пространстве является символическая “свеча” – оплот веры и надежды. Будет она светить или погаснет под натиском жизненных неурядиц – зависит от самого героя. Где зло? где добро? что лучше, а что хуже?
Номер слайду 14
Мелодичность стихотворения. Благодаря чему она достигается? Приём аллитерации придаёт метели звонкость, лёгкость, мы слышим своеобразный хрустальный звон льдинок, но чувствуем безжизненность пространства, где царит мрак и холод, злобствование метели, швыряющей снежные хлопья в освещенное окно ,
Номер слайду 15
Мело, мело по всей земле Во все пределы... Мелодичность стихотворения. Благодаря чему она достигается? Вы тоже попали под колдовской ритм этих строк? Вы почувствовали с помощью ассонанса, как плачет вьюга, завывает ветер и крутит снежные хлопья? Это все творит удивительная звукопись стихотворения Как летом роем мошкара Летит на пламя, Слетались хлопья со двора К оконной раме. Метель лепила на стекле Кружки и стрелы…
Номер слайду 16
Повторение звука А, открытого и широкого, создает эффект противостояния света - мраку, тепла - холоду, огня - льду. Прием градации придает стихотворению вид заклинания, оно воспринимается как вызов судьбе. Свеча горела на столе, Свеча горела. И жар соблазна Вздымал, как ангел, два крыла Крестообразно. Свеча горела на столе, Свеча горела. Мелодичность стихотворения. Благодаря чему она достигается?
Номер слайду 17
С помощью звукописи потрясающе переданы стук упавших башмачков и медленное падение восковых капель. На озаренный потолок Ложились тени Скрещенья рук, скрещенья ног, Судьбы скрещенья. И падали два башмачка Со стуком на пол. И воск слезами с ночника На платье капал. В нескольких строчках ̶ любовный порыв двух близких людей, ищущих оплота друг в друге во враждебном мире. Мелодичность стихотворения
Номер слайду 18
Редкие эпитеты помогают создать цветовой образ: озаренный потолок ;снежная мгла, седая и белая… Сравнения характеризуют отношение автора к чувству героев: жар соблазна вздымал, как ангел, два крыла... Враждебная влюбленным стихия описана с помощью безличных глаголов, что подчеркивает не конкретный характер злых сил, а их вселенский масштаб: мело, мело по всей земле; на свечку дуло из угла… Словесное строение текста
Номер слайду 19
Номер слайду 20
http://sobiratelzvezd.ru/
http://www.stihi.ru/
http://www.northstarstud.com/events/wintersnight.html
Использованные ресурсы: Підготувала: Говорунець З.В., учитель зарубіжної літератури Черкаської ЗОШ № 5