Презентація. Аналіз вірша Бориса Пастернака "Зимняя ночь". 11 клас

Про матеріал
Дана презентація, по-перше, оживляє вивчення теми "Поезія "Срібного століття". Творчість Бориса Пастернака", по-друге, може бути використана на уроках мистецтва, художньої культури.
Зміст слайдів
Номер слайду 1

Зимняя ночь Борис Пастернак Анализ

Номер слайду 2

Пастернак нами не читается, он в нас совершается. Мы все забываем, кроме Пастернака... Действие поэзии равно действию сна. Его не понимаешь, в него - впадаешь. Потому что он - тайнопись, иносказание, шифр… Марина Цветаева

Номер слайду 3

Тишина и спокойствие, лёгкий, уютный снег, полная луна и россыпь звёзд по иссиня-чёрному небу Метель за окном, вихрь снежных хлопьев, сумасшедшая пляска духов природы и единственная тихая пристань – дом, свеча на столе.. Зимняя ночь... Какие ассоциации вызывает она в наших душах?

Номер слайду 4

С одной стороны – тревога, беспокойство. Свеча горела на столе… На озаренный потолок… Судьбы скрещенья… Кому посвящено стихотворение Пастернака «Зимняя ночь»? Стихотворение посвящено Ольге Ивинской – женщине, которая стала закатной любовью поэта, была его мукой и страстью, стала прототипом Лары в «Докторе Живаго». С другой – ощущение покоя, умиротворённости

Номер слайду 5

Номер слайду 6

В чередовании образов метели и свечи раскрывается движение жизни. Какой бы беспокойной ни была жизнь, всегда найдётся место, где человек ощутит покой и гармонию Время в стихотворении статично или динамично? Модель сюжетного времени линейная или циклическая? Метель Свеча Свеча Метель

Номер слайду 7

Время в этом пространстве движется быстро Пространство – это комната, где горит свеча: Пространство в стихотворении Мело, мело по всей земле Во все пределы. Пространство, где метёт метель , ̶ беспредельно: Свеча горела на столе, Свеча горела. Время в этом пространстве замедляется

Номер слайду 8

Мело, мело по всей земле Во все пределы. Свеча горела на столе, Свеча горела. Мело весь месяц в феврале, И то и дело Свеча горела на столе, Свеча горела. Метель лепила на стекле Кружки и стрелы. Свеча горела на столе, Свеча горела. Какой основной приём использует автор? Антитезу. Противодействуют и взаимодействуют два символа, два мира, две стихии. Композиция произведения ̶ кольцевая

Номер слайду 9

Какие символические образы противопоставляются? Метель Свеча

Номер слайду 10

И все терялось в снежной мгле, Седой и белой. Свеча горела на столе, Свеча горела. Какой цвет ассоциируется с этими образами? Белый цвет метели на фоне чёрного цвета зимней ночи Жёлтый, тёплый, солнечный цвет огонька свечи

Номер слайду 11

С какой целью поэт использует приём рефрена? Свеча озаряет союз влюблённых, это огонёк двух горящих сердец. Ведь «все терялось в снежной мгле, седой и белой», а «свеча горела на столе, свеча горела». Как летом роем мошкара Летит на пламя, Слетались хлопья со двора К оконной раме. Метель лепила на стекле Кружки и стрелы… Холодная стихия – царица всего мира, “всей земли”, всё ей подчинено. И лишь одинокая свеча храбро противостоит этой снежной королеве. Та возмущена, разъярена, и вот:

Номер слайду 12

В стихотворении есть ещё один образ-символ. Какой? Образ креста Тень ангела подобна кресту, благословляющему любовь

Номер слайду 13

Единственной соломинкой, единственным ориентиром в пространстве является символическая “свеча” – оплот веры и надежды. Будет она светить или погаснет под натиском жизненных неурядиц – зависит от самого героя. Где зло? где добро? что лучше, а что хуже?

Номер слайду 14

Мелодичность стихотворения. Благодаря чему она достигается? Приём аллитерации придаёт метели звонкость, лёгкость, мы слышим своеобразный хрустальный звон льдинок, но чувствуем безжизненность пространства, где царит мрак и холод, злобствование метели, швыряющей снежные хлопья в освещенное окно ,

Номер слайду 15

Мело, мело по всей земле Во все пределы... Мелодичность стихотворения. Благодаря чему она достигается? Вы тоже попали под колдовской ритм этих строк? Вы почувствовали с помощью ассонанса, как плачет вьюга, завывает ветер и крутит снежные хлопья? Это все творит удивительная звукопись стихотворения Как летом роем мошкара Летит на пламя, Слетались хлопья со двора К оконной раме. Метель лепила на стекле Кружки и стрелы…

Номер слайду 16

Повторение звука А, открытого и широкого, создает эффект противостояния света - мраку, тепла - холоду, огня - льду. Прием градации придает стихотворению вид заклинания, оно воспринимается как вызов судьбе. Свеча горела на столе, Свеча горела. И жар соблазна Вздымал, как ангел, два крыла Крестообразно. Свеча горела на столе, Свеча горела. Мелодичность стихотворения. Благодаря чему она достигается?

Номер слайду 17

С помощью звукописи потрясающе переданы стук упавших башмачков и медленное падение восковых капель.   На озаренный потолок Ложились тени Скрещенья рук, скрещенья ног, Судьбы скрещенья. И падали два башмачка Со стуком на пол. И воск слезами с ночника На платье капал. В нескольких строчках ̶ любовный порыв двух близких людей, ищущих оплота друг в друге во враждебном мире. Мелодичность стихотворения

Номер слайду 18

Редкие эпитеты помогают создать цветовой образ:   озаренный потолок ;снежная мгла, седая и белая… Сравнения характеризуют отношение автора к чувству героев: жар соблазна вздымал, как ангел, два крыла... Враждебная влюбленным стихия описана с помощью безличных глаголов, что подчеркивает не конкретный характер злых сил, а их вселенский масштаб: мело, мело по всей земле; на свечку дуло из угла… Словесное строение текста

Номер слайду 19

Номер слайду 20

http://sobiratelzvezd.ru/ http://www.stihi.ru/ http://www.northstarstud.com/events/wintersnight.html Использованные ресурсы: Підготувала: Говорунець З.В., учитель зарубіжної літератури Черкаської ЗОШ № 5

ppt
До підручника
Світова література (академічний, профільний рівень) 11 клас (Звиняцковський В.Я.)
Додано
21 січня 2019
Переглядів
4883
Оцінка розробки
Відгуки відсутні
Безкоштовний сертифікат
про публікацію авторської розробки
Щоб отримати, додайте розробку

Додати розробку