Презентація до уроку узагальнення та систематизації знань з теми «Дієприкметник». 7 клас

Про матеріал
Текстово-ілюстративний матеріал розрахований на використання під час уроку узагальнення та систематизації знань з теми «Дієприкметник». Ресурс розрахований, в першу чергу, на використання учителями російської мови, але може використовуватися й учнями при самостійному або дистанційному навчанні.
Зміст слайдів
Номер слайду 1

Обобщающий урок по теме «Деепричастие» Форма работы: учебная встреча. Людей неинтересных в мире нет,Их судьбы, как истории планет, У каждой всё особое, своё,И нет планет, похожих на неё. Е. Евтушенко.

Номер слайду 2

привести в систему знания, полученные на уроках; проверить, как ученики усвоили материал по теме «Деепричастие», учить находить деепричастия в предложениях, определять морфологические признаки деепричастий; развивать языковедческие и коммуникативные компетенции учащихся, внимание, мышление, память, творческие способности; воспитывать интерес к изучению русского языка, любовь к природе. Цель :

Номер слайду 3

Музей русского языка. Зал Деепричастий. Словарная работа. Основные грамматические признаки. Морфологические признаки. Видовые пары. Морфемный состав. Деепричастный оборот. Правописание деепричастий. Знатоки русской речи. Этапы учебной встречи

Номер слайду 4

Спряжение. Вид. Род. Падеж. Возвратность. Невозвратность. Число. Лицо. Склонение. Время. Неизменяемость. Основные грамматические признаки

Номер слайду 5

Найдите в каждой колонке деепричастие и назовите основные грамматические признаки. Основные грамматические признаки{2 D5 ABB26-0587-4 C30-8999-92 F81 FD0307 C}І командаІІ команда. Б) водная гладь; Б) скользя по воде. Г) кружатся, веселясь;Г) волны ликуют. А) капли дрожат; А) радуясь солнцу. В) бурлит, вздымаясь; В) величественный водопад.

Номер слайду 6

Морфологические признаки. Деепричастие отвечает на вопрос…. Деепричастия совмещают признаки двух частей речи…От глагола деепричастие унаследовало…….. От наречия деепричастие унаследовало…. В предложении деепричастия бывают ……Деепричастие обозначает……Из морфем у деепричастия отсутствует…. Закончите фразы:

Номер слайду 7

Вздымаясь дрожа и ликуя летят воды Ниагарского водопада играя светом солнечных лучей. Морфологические признаки. Выпишите деепричастия, определите вид, выделите суффиксы. Расставьте знаки препинания, выделите деепричастный оборот

Номер слайду 8

Морфемный состав. Назовите суффиксы, при помощи которых образуются деепричастия.( -а, -я, -учи,- ючи, -в, -вши, - ши)Рисуют – Блестят – Изображать – Заказать – Умыться – Быть – Кричат – Принёс – Что подтверждает неизменяемость деепричастия?крича рисуя блестя принёсши изображая заказав умывшись будучи

Номер слайду 9

Подберите к данным глаголам как можно больше деепричастий. Выделите суффиксы Говорить – жестикулируя, вздыхая, сидя, стоя, изображая, отвернувшись. Рассказывать – ... Читать – ... Думать – ... Морфемный состав. Декламировать – ...

Номер слайду 10

Морфемный состав. От данных глаголов образуйте деепричастия, обратив внимание на вид глаголов. Радоваться – Падать – Играть – Шипеть – радуясь падаяиграяшипя

Номер слайду 11

Видовые пары. Посмотрите внимательно на картины и дайте им названия. Какие виды деепричастий вы знаете?

Номер слайду 12

РАБОТА С СИГНАЛЬНЫМИ КАРТОЧКАМИСобираясь в музей, совершив экскурсию, путешествуя по миру, веселясь от души, любуясь картинами Айвазовского, испытывая острые ощущения, увидев водопад, слушая экскурсовода, узнав новое, возвращаясь домой Видовые пары

Номер слайду 13

Правописание деепричастий. Раскройте скобки. Найдите «третье лишнее» А) (не)почувствовал, (не)просмотрел, (не)думая;Б) (не)понимая, (не)понимавший, (не)поняв;В) (не)годуя, (не)сделав, (не)стерпев;А) (не)навидел, (не)принимал, (не)доумевал;Б) (не)написавший, (не)слушающий, (не)прочитав;В) (не)умолкая, (не)домогая, (не)допив.

Номер слайду 14

Деепричастный оборот Веет ветерок, принося прохладу и свежесть. Распространите предложения деепричастными оборотами. Веет ветерок. Летают чайки. Летают чайки, оглушая криками воздух. Море шумит. Лодка скользит по воде. Море шумит, накатываясь на берег. Лодка скользит по воде, мерно качаясь на волнах.

Номер слайду 15

Употребление деепричастий в речи. Вспомните основное правило употребления деепричастий в речи. Основное действие, обозначенное глаголом-сказуемым, и добавочное действие, обозначенное деепричастием, относятся к одному и тому же лицу (предмету). Посмотрите внимательно на предложение, верно ли оно построено?Заглушая все звуки, мы отправились к водопаду.

Номер слайду 16

Употребление деепричастий в речи. Работа с текстом. Я начал пилить отжившую берёзу, не испытывая никакой жалости. Пилил, думая, что освобождаю в саду пространство для расцветающей красоты. Пилу всё время заедало. Я измучился, всё время дёргая её. Наконец, берёза затрещала, накренилась. И вдруг мучительно застонала она в предсмертной боли, уже валясь, падая, судорожно цепляясь за листву своих молодых сестёр. С пронзительным вскриком о помощи упала она на траву, ломая сучья, прощально качая ветвями. Я никогда не знал, что деревья, погибая, стонут, как люди.(Ю. Бондарев)

Номер слайду 17

Употребление деепричастий в речи. Лингвистический эксперимент. Исключите все деепричастия и деепричастные обороты. Замените деепричастия и деепричастные обороты глаголами. Текст получился куцый, в нём много недосказанного, он потерял яркость и выразительность, обкрадывается полнота представления, притупляется эмоциональность. Текст стал громоздким, невыразительным, эмоционально обделённым.

Номер слайду 18

Какие же тайны языка открылись сегодня перед нами?1. Сегодня я узнал…2. Было интересно…3. Было трудно…4. Я теперь могу…5. Я научился…6. У меня получилось…7. Мне захотелось…8. Я попробую…9. Я смог... 10. Урок дал мне для жизни...

Номер слайду 19

Домашнее задание (дифференцированное) Найти стихотворения о Ниагарском или Лодорском водопадах, выписать деепричастия. Написать стихотворение, используя деепричастия и деепричастные обороты.

Номер слайду 20

Автор презентации: Говорунец З. В.учитель русского языка изарубежной литературы. Черкасской общеобразовательной школы І-ІІІ ст. №5 Использованная литература:1. Труднев В. П. Считай, смекай, отгадывай. – М., 1980.2. Мережинская Е. К. Занимательная грамматика. – К.: Радянська школа., 1979.3. Cоколова Г. П. Правописание НЕ и НИ. – М.: Просвещение, 1987.4. Ушаков Н. Н. Кружковая работа по русскому языку. – М.: Просвещение, 1989.5. Кривин Ф. Калейдоскоп. – Ужгород: Карпаты, 1989.6. Газмаи О. С., Харитонова Н. Е. В школу с игрой. – М.: Просвещение, 1993.7. Баландина Н. Ф. Русский язык, 7 кл. – К.: Издательство «Мастер-класс», 2012.

pptx
Додано
16 жовтня 2019
Переглядів
882
Оцінка розробки
Відгуки відсутні
Безкоштовний сертифікат
про публікацію авторської розробки
Щоб отримати, додайте розробку

Додати розробку