привести в систему знания, полученные на уроках; проверить, как ученики усвоили материал по теме «Деепричастие», учить находить деепричастия в предложениях, определять морфологические признаки деепричастий; развивать языковедческие и коммуникативные компетенции учащихся, внимание, мышление, память, творческие способности; воспитывать интерес к изучению русского языка, любовь к природе. Цель :
Найдите в каждой колонке деепричастие и назовите основные грамматические признаки. Основные грамматические признаки{2 D5 ABB26-0587-4 C30-8999-92 F81 FD0307 C}І командаІІ команда. Б) водная гладь; Б) скользя по воде. Г) кружатся, веселясь;Г) волны ликуют. А) капли дрожат; А) радуясь солнцу. В) бурлит, вздымаясь; В) величественный водопад.
Морфологические признаки. Деепричастие отвечает на вопрос…. Деепричастия совмещают признаки двух частей речи…От глагола деепричастие унаследовало…….. От наречия деепричастие унаследовало…. В предложении деепричастия бывают ……Деепричастие обозначает……Из морфем у деепричастия отсутствует…. Закончите фразы:
Морфемный состав. Назовите суффиксы, при помощи которых образуются деепричастия.( -а, -я, -учи,- ючи, -в, -вши, - ши)Рисуют – Блестят – Изображать – Заказать – Умыться – Быть – Кричат – Принёс – Что подтверждает неизменяемость деепричастия?крича рисуя блестя принёсши изображая заказав умывшись будучи
Правописание деепричастий. Раскройте скобки. Найдите «третье лишнее» А) (не)почувствовал, (не)просмотрел, (не)думая;Б) (не)понимая, (не)понимавший, (не)поняв;В) (не)годуя, (не)сделав, (не)стерпев;А) (не)навидел, (не)принимал, (не)доумевал;Б) (не)написавший, (не)слушающий, (не)прочитав;В) (не)умолкая, (не)домогая, (не)допив.
Деепричастный оборот Веет ветерок, принося прохладу и свежесть. Распространите предложения деепричастными оборотами. Веет ветерок. Летают чайки. Летают чайки, оглушая криками воздух. Море шумит. Лодка скользит по воде. Море шумит, накатываясь на берег. Лодка скользит по воде, мерно качаясь на волнах.
Употребление деепричастий в речи. Вспомните основное правило употребления деепричастий в речи. Основное действие, обозначенное глаголом-сказуемым, и добавочное действие, обозначенное деепричастием, относятся к одному и тому же лицу (предмету). Посмотрите внимательно на предложение, верно ли оно построено?Заглушая все звуки, мы отправились к водопаду.
Употребление деепричастий в речи. Работа с текстом. Я начал пилить отжившую берёзу, не испытывая никакой жалости. Пилил, думая, что освобождаю в саду пространство для расцветающей красоты. Пилу всё время заедало. Я измучился, всё время дёргая её. Наконец, берёза затрещала, накренилась. И вдруг мучительно застонала она в предсмертной боли, уже валясь, падая, судорожно цепляясь за листву своих молодых сестёр. С пронзительным вскриком о помощи упала она на траву, ломая сучья, прощально качая ветвями. Я никогда не знал, что деревья, погибая, стонут, как люди.(Ю. Бондарев)
Употребление деепричастий в речи. Лингвистический эксперимент. Исключите все деепричастия и деепричастные обороты. Замените деепричастия и деепричастные обороты глаголами. Текст получился куцый, в нём много недосказанного, он потерял яркость и выразительность, обкрадывается полнота представления, притупляется эмоциональность. Текст стал громоздким, невыразительным, эмоционально обделённым.
Автор презентации: Говорунец З. В.учитель русского языка изарубежной литературы. Черкасской общеобразовательной школы І-ІІІ ст. №5 Использованная литература:1. Труднев В. П. Считай, смекай, отгадывай. – М., 1980.2. Мережинская Е. К. Занимательная грамматика. – К.: Радянська школа., 1979.3. Cоколова Г. П. Правописание НЕ и НИ. – М.: Просвещение, 1987.4. Ушаков Н. Н. Кружковая работа по русскому языку. – М.: Просвещение, 1989.5. Кривин Ф. Калейдоскоп. – Ужгород: Карпаты, 1989.6. Газмаи О. С., Харитонова Н. Е. В школу с игрой. – М.: Просвещение, 1993.7. Баландина Н. Ф. Русский язык, 7 кл. – К.: Издательство «Мастер-класс», 2012.