ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА Отрицательные числа появились позднее, чем дроби. Долгое время такие числа считали « несуществующими», «ложными» прежде всего из-за того, что принятое истолкование для положительных и отрицательных чисел «имущество – долг» приводило к недоумениям: можно сложить или вычесть «имущества» или «долги», но как понимать произведение или частное «имущества» и «долга»? Однако несмотря на такие сомнения и недоумения, правила умножения и деления положительных и отрицательных чисел были предложены в III веке греческим математиком Диофантом, а позже индийский математик Бхаскара (XII век) выразил те же правила в понятиях»имущество», «долг». Было установлено, что свойства действий над отрицательными числами те же, что и над положительными. И наконец с начала прошлого века отрицательные числа стали равноправными с положительными.
Номер слайду 3
+ = + = + + = + + = Друг моего друга – мой друг Враг моего друга – мой враг Враг моего врага – мой друг Мнемоническое правило Друг моего врага – мой враг
Номер слайду 4
Карточка контроля теоретических знаний Умножение и деление рациональных чисел ВАРИАНТ № 1 1. Чтобы умножить два числа с разными знаками, нужно: а) найти модули множителей; б) произведение модулей множителей; в) перед полученным результатом поставить знак «-». 2. а●(-1) = -а; а●0 = 0 3. а●1 = 1●а = а 4. Если произведение m●n > 0, то числа m и n имеют одинаковые знаки. 5. Если а●b = 0, то хотя бы одно число равно 0 6. Переместительное свойство умножения: а●b = b● а 7. Единственный числовой множитель, записанный перед буквенным, называется коэффициентом 8. Частным двух отрицательных чисел является число положительное 9. Делить нельзя на 0 10. a(b-c) = ab – ac – распределительное свойство умножения
Номер слайду 5
Карточка контроля теоретических знаний Умножение и деление рациональных чисел ВАРИАНТ № 2 1. Чтобы умножить два отрицательных числа, нужно: а) найти модули множителей; б) произведение модулей множителей и записать результат. 2. (-1) ● а = -а 3. а●0 = 0●а = 0 4. Если а●b < 0, то числа а и b имеют разные знаки. 5. Выражение cІ принимает неотрицательные значения для любого значения c. 6. (ab)c = a(bc) – сочетательное свойство умножения. 7. a(b+c) = ab + ac – распределительное свойство умножения 8. Чтобы разделить два числа с разными знаками, нужно: а) найти модули делимого и делителя; б) модуль делимого разделить на модуль делителя; в) перед полученным результатом поставить знак «-». 9. 0 : a = 0 , если a ≠ 0. 10. На 0 делить нельзя.
Номер слайду 6
Ф -5 Р 0,4 Г -48 Т -50 И 2 А 10,4 Расшифруй слово 1) -8∙6 = 2) -4∙(-0,1) = 3) -5,2∙(-2) = 4) -7,5:1,5 = 5) -90:(-45) = 6) -200:4 =
Номер слайду 7
«А уравнения будут существовать вечно». Эйнштейн
Номер слайду 8
ИТОГ УРОКА 1) Чем вы занимались сегодня на уроке? 2) Что повторили? 3) Легко ли было выполнять задания? 4) Что вызвало затруднения?
Номер слайду 9
Магнитный квадрат Можно ли в клетки таблицы так записать числа:-1; 2; -3; 4; -5; 6; -7; 8; -9, чтобы их произведение в любой строке, любом столбце и любой диагонали были отрицательными?