Презентація до уроку за темою "Постмодернізм" містить, як на мене, достатньо матеріалів, щоб зацікавити учнів цією досить складною темою. Пропоную використовувати цю презентацію для проведення оглядових укроків за темою.
Постмодернзм – мировоззренческо-искусствоведческое направление, которое в последние десятилетия ХХ века пришло на смену модернизму. Это направление – продукт постпостиндустриальной эпохи, эпохи распада целостного взгляда на мир, разрушения систем - мировоззренческо-философских, экономических, политических.
Интертекстуальность – размывает границы текста. Произведение постмодернизма не претендует на новизну. Заявляя в качестве оригинала лишь фабулу, оно может состоять из прямых и измененных цитат и отсылок к различным, не связанным друг с другом источникам. Этот аспект наиболее сложен, поскольку при желании, к цитатам можно свести почти любое классическое произведение.
Сказка Александры Егорушкиной: «Высокий человек, шагавший темным декабрьским вечером по набережной Карповки против Ботанического сада, вид имел настолько необычный, что немногочисленные прохожие, особенно барышни, даже оборачивались ему вслед. Был он сутуловат, что немудрено при таком росте, длинное белое пальто, на удивление чистое в столь слякотную погоду, развевалось, как мантия за его плечами, в неверном свете фонарей тусклым багрянцем сверкало невероятное кашне и отблескивало никому снизу не видная небольшая аккуратная лысина – шапкой незнакомец пренебрег. Временами ему приходилось останавливаться, чтобы протереть очки, которые постоянно залеплял мокрый снег, - пожалуй, самым странным и были эти самые темные очки, зимним питерским вечером абсолютно неуместные». Булгаков: «Раньше всего: ни на какую ногу описываемый не хромал, и росту был не маленького и не громадного, а просто высокого. Что касается зубов, то с левой стороны у него были платиновые коронки, а с правой – золотые. Он был в дорогом сером костюме, в заграничных, в цвет костюма туфлях. Серый берет он лихо заломил за ухо, под мышкой нес трость с черным набалдашником в виде головы пуделя. По виду – лет сорока с лишним. Рот какой-то кривой. Выбрит гладко. Брюнет. Правый глаз черный, левый почему-то зеленый. Брови черные, но одна выше другой. Словом – иностранец. Пройдя мимо скамьи, на которой помещались редактор и поэт, иностранец покосился на них, остановился и вдруг уселся на соседней скамейке, в двух шагах от приятелей.«Немец», – подумал Берлиоз.«Англичанин, – подумал Бездомный, – ишь и не жарко ему в перчатках
В бывшую гостиную, расположенную слева по коридору и примыкавшую к помещению Сидоровых, сначала въехал многосемейный кустарь Поповский, который занимался починкой керосинок и примусов, потом одинокий милиционер Коновалов, погибший при ликвидации банды Красавчика, знаменитого московского уркагана. И вот тут–то произошло самое главное: я эту тетку возненавидел… Почему это самое главное — потому что, на мой взгляд, компонент ненависти–то и совершил во мне глубокий переворот. Нет, ты вникни в мое тогдашнее состояние: во–первых, мне ее жалко до такой степени, что я не плакал исключительно оттого, что плакать на улице невозможно, не так поймут; во–вторых, во мне говорило оскорбленное национальное чувство, поскольку внешний вид этой тетки — прямое оскорбление для народа; в–третьих, я был обязан ее вывести куда надо; в–четвертых, я ее ненавидел, ненавидел за то, что я ее ненавидел, за то, что идти рядом с ней было ужасно неловко, за то, что вывести куда надо ее было практически невозможно, за то, что она мне уже порядком поднадоела. Иду и говорю себе: «А ты, братец, оказывается, подлец! Впрочем, раз ты подлец, то по–подлому и поступай, брось эту тетку к чертовой матери и сигай в первую попавшуюся подворотню!» Так я и сделал, хотя ты знаешь, Вася, что никакой я, в сущности, не подлец. Вот уже три дня прошло, а я не могу ее позабыть: в глазах стоит, как призрак какой–нибудь!.. Вообще чувство такое, точно я по–хорошему психически приболел. Главное дело — третьи сутки зреет в душе какая–то удушливая слеза…
Симулякр – изображение, копия того, что на самом деле не существует: фото – симулякр той реальности, что на ней изображена; пересказ реальной истории своими словами. В. Пьецух: «…жизнь в сравнении со словесностью гораздо пестрее, бестолковее, вариантнее, подробнее и нуднее. Отсюда вытекает одно причудливое предположение: может быть, литература–то и есть жизнь, то есть идеал ее построения, эталон всех мер и весов, а так называемая жизнь — набросок, подступы, заготовка, а в самых счастливых ситуациях — вариант. Нет, честное слово, больше всего похоже на то, что литература — это чистовик, а жизнь — черновик, да еще не из самых путных».
«Внеклассное чтение» — роман Бориса Акунина из серии «Приключения магистра»В романе параллельно развиваются две сюжетные линии. Действие одной происходит в последний год царствования Екатерины Великой, а другой — в начале XXI века. Все главы носят названия классических произведений русской и зарубежной литературы (не входящих в школьную программу - «Смерть Ивана Ильича», «Много шума из ничего», «Бригадир», «Утраченный рай») и заканчиваются их последними предложениями. Николас, создавая вместе с ученицей компьютерную игру про Эраста Фандорина, предлагает ей три возможных сюжета: «Эраст Петрович против Джека Потрошителя», «Эраст Петрович в Японии» и «Эраст Петрович в подводном городе». Несмотря на то, что достоверных сведений об этих приключениях у Николаса не сохранилось, о каждом из них можно прочитать в отдельном романе («Декоратор», «Алмазная колесница» и «Планета Вода» соответственно).
Перформанс - форма современного искусства, в которой произведение составляют действия художника или группы в определённом месте и в определённое время. К перформансу можно отнести любую ситуацию, включающую четыре базовых элемента: время, место, тело художника и отношение художника и зрителя.
Хэппенинг - форма современного искусства, представляющая собой действия, события или ситуации, происходящие при участии художника, но не контролируемые им полностью. Хеппенинг обычно включает в себя импровизацию и не имеет чёткого сценария (флешмоб на вокзалах, в скверах, на улицах).
Ризома – особая грибница, которая является как бы корнем самой себя. Символизирует хаос мира. Проявляется в фрагментарности, хаотичности композиции, контаминации разнородных элементов, коллажность.«Бесконечный тупик» Дм. Галковского. Гипертекст - http://www.samisdat.com/3/31-bt.htm Состоит из огромного количества цитат. В работу с читателем включено всё: форма, содержание, стиль, подача мыслей и личность автора. И это помимо прекрасной начинки. Но самое забавное в ней то, что если ты высказываешься по поводу этой книги, ты сам становишься её а) автором; б) героем; в) подопытным одновременно. Любой комментарий можно подставить в сам «Бесконечный тупик», и книга от этого только выиграет
Пародия, игра, ирония. Генри Лайон Олди - псевдоним украинских писателей-фантастов Дмитрия Громова и Олега Ладыженского. Едут лорды с леди На велосипеде, А за ними гном На ведре вверх дном. А за ним бароны На зубцах короны, Феи на драконе, Эльф на лепреконе, Змей на василиске, Пять грифонов в миске, Зомби и вервольфы В "Ауди" и "Вольво", Маги в колымаге, Ведьмы на метле. Глори алиллуйя, Фэнтези ура!Вдруг из подворотни Великан, Ушлый и чипастый Киберпанк. Быть беде! – Весь в Винде, И с дискетой кое-где. "Вы из книжек для детишек, Я вас мигом проглочу! Проглочу, проглочу, не помилую!"Киберпанк, киберпанк, киберпанище, Ох, братва, пропадай, кто не пан еще!Феи задрожали, Грифон. Ы заржали, Леди другу-лорду Оттоптали морду, Гном от василиска Оказался близко И, вильнув бедром, Скрылся под ведром. А метла Понесла – Травмам ведьм нет числа!
Олди «Орден Святого Бестселлера, или Выйти в тираж» Что, принц, читаете? Слова, слова, слова. Мой милый принц! Мотивы для печали Не в том, что ложь честна, А правда не права — Они в другом. Что слова нет в начале И нет в конце. Поймите, милый принц, — Ваш дядя Клавдий правил очень долго, В величии супружеского долга Жену Гертруду подсадив на шприц Во избежанье ревности и сплетен. И результат был хорошо заметен. Полоний выжил – умница-хирург Зашил дыру. В наш век пенициллина Жизнь подлецов бывает слишком длинной, И бравый плут вернулся ко двору, Дабы довесть до брачного матраса Офелию и зятя Фортинбраса. Лаэрт, неукротимый датский тигр, Стал чемпионом Олимпийских игр, Фехтуя на отравленных рапирах, Но запил, чем и посрамил Шекспира, Скончавшись от цирроза. Вы же, принц, Мой бедный гений, мой безумный Гамлет, Отправились во тьму вперед ногами, Меняя журавля на горсть синиц, Надеясь обрести уютный дворик, Где ждет любимца-принца бедный Йорик, — И то, что вас подняли на помост, Как воина, четыре капитана, Достойно Метерлинка, и Ростана, И Байрона. Но вывод крайне прост. Его изрек почтеннейший Горацио: В театре важно «психо», В жизни – «рацио».
Тимур Кибиров. Умом Россию не понять —равно как Францию, Испанию,Нигерию, Камбоджу, Данию,Урарту, Карфаген, Британию,Рим, Австро-Венгрию, Албанию —у всех особенная стать. В Россию можно только верить?Нет, верить можно только в Бога. Всё остальное — безнадёга. Какой бы мерою ни мерить —нам всё равно досталось много:в России можно просто жить. Царю с Отечеством служить.