Презентация " ХХ век начинается" представляет собой теоретическо-иллюстративные материалы к урокам литературы в 11 классе, рассматривающим такие сложные литературоведческие понятия, как декадентство, модернизм и другие литературные течения. Слайды помогут учителю в доступной и интересной форме раскрыть тему литературы и искусства рубежа веков.
В людях происходит изменение сознания, появляется ощущение отчужденности от жестокого мира Многие писатели и художники этого периода пытались “уйти” от сложностей жизни в мир грез, ирреальности, а подчас и мистики. Литература как отражение времени испытывает потрясение – меняется тематика произведений, идейные позиции авторов и их героев
Понятие ДЕКАДАНС объединяет художников различных направлений, течений и стилей. ДЕКАДЕНТСТВО (франц . decadence; от средневекого лат. decadentia – упадок) В русской художественной культуре конца ХIХ – начала ХХ в. получило распространение ДЕКАДЕНСТВО, обозначающее такие явления в искусстве как отказ от гражданских идеалов и веры в разум, погружение в сферу индивидуалистических переживаний.
Авангардизм- отказ от простого воссоздания видимой поверхности реальных объектов и желания проникнуть в суть явлений, выразить внутренний мир, характер человека. Протестуя против устаревших идей и форм, модернисты искали новые пути художественного отражения жизни, стремились к коренному обновлению литературы общее обозначение всех авангардистских направлений МОДЕРНИЗМ (франц . moderne - новейший, современный)
Импрессионизм (франц. impressionnisme, от impression – впечатление) направление в искусстве, мастера которого, фиксируя свои мимолетные впечатления, стремились наиболее естественно и непредвзято запечатлеть реальный мир в его подвижности и изменчивости. Я не знаю мудрости, годной для других, Только мимолетности я влагаю в стих. В каждой мимолетности вижу я миры, Полные изменчивой радужной игры. К. Бальмонт
Импрессионисты пытались запечатлеть на полотнах короткие мгновения бытия точно так же, как это делают фотографы в своих работах, они старались передать самое первое впечатление от картин действительности, искали новые мотивы в городских улочках, сельских пейзажах, привычных и всем знакомых зданиях, изображали ремесленников за работой, гуляющих людей...
К.Малевич. «Черный квадрат»; « Скачет красная конница» Общим для русского авангарда был радикальный отказ от культурного наследия, полное отрицание преемственности в художественном творчестве и сочетание деструктивного и созидательного начал: духа нигилизма и революционной агрессии с творческой энергией, направленной на создание принципиально нового искусства. Авангард — радикальное новаторское течение, сложившееся в русском искусстве в предвоенные 1907-1914 годы.
Беспокойное чувство экспрессионистов противопоставлялось безмятежному взгляду импрессионистов и характеризовалось упрощением рисунков до карикатуры и выбором ярких экспрессивных цветов, едких и обжигающих, что хорошо передавало ощущение скрежещущего и хохочущего мира, насмешливого и жестокого. Экспрессионизм - ощущение несправедливости, жестокости и безрадостности действительности
Символисты стремятся противопоставить разум и интуицию. Призвание поэта – связать мир реальный с миром запредельным. Признание, что существуют “миры иные” , что искусство должно стремиться их выразить, определяет художественную практику символизма в целом СИМВОЛИЗМ (от фр. symbolisme, от греч. symbolon – знак)
Очень большое значение в поэзии символистов приобрела звуковая выразительность стиха: И два глубокие бокала Из тонко-звонкого стекла Ты к светлой чаше подставляла И пену сладкую лила, Лила, лила, лила, качала Два темно-алые стекла. Эбер Эрнест. Офелия “... Искусство есть постижение мира иными, не рассудочными путями”
Поэзия символистов – это поэзия для избранных, для аристократов духа. Символ – это эхо, намек, указание, он передает сокровенный смысл. Символисты стремятся к созданию сложной, ассоциативной метафоры, абстрактной и иррациональной. На всех явлениях лежит печать. Одно с другим как будто слито. Приняв одно – стараюсь угадать За ним другое, – то, что скрыто. 3. Гиппиус Призвание поэта-символиста – связать мир реальный с миром запредельным.
Акмеисты в отличие от символистской туманности провозгласили культ реального земного бытия, “мужественно твердый и ясный взгляд на жизнь” Акмеисты стремились вернуть образу его живую конкретность, предметность, освободить его от мистической зашифрованности Медлительнее снежный улей, Прозрачнее окна хрусталь, И бирюзовая вуаль Небрежно брошена на стуле. Ткань, опьяненная собой, Изнеженная лаской света, Она испытывает лето, Как бы не тронута зимой. И, если в ледяных алмазах Струится вечности мороз, Здесь – трепетание стрекоз Быстроживущих, синеглазых. О. Мандельштам АКМЕИЗМ (от греч . akme - высшая степень чего-либо, цветущая сила)
Футуризм (oт лaт. futurum - бyдyщee) Футуризм провозглашал революцию формы, независимой от содержания, абсолютную свободу поэтического слова. Футуристы отказывались от литературных традиций. они призывали сбросить Пушкина, Достоевского, Толстого с “Парохода Современности” . Этот нигилизм проявлялся и во внешнем оформлении футуристических сборников, которые печатались на оберточной бумаге или обратной стороне обоев, и в названиях – “Молоко кобылиц” , “Дохлая луна” и т.п. отстаивали право поэта на создание “заумного” , не имеющего определенного значения языка, у них русская речь действительно заменялась бессмысленным набором слов.
«Во имя свободы личного случая мы отрицаем правописание» «Нами уничтожены знаки препинания» В. Хлебников, стремясь расширить границы языка и его возможности, предлагает создание новых слов по корневому признаку, например: (корни: чур... и чар...) Мы чаруемся и чураемся. Там чаруясь, здесь чураясь, То чурахарь, то чарахарь, Здесь чуриль, там чариль. Из чурыни взор чарыни. Есть чуравель, есть чаравель. Чарари! Чурари! Чурель! Чарель! Чареса и чуреса. И чурайся и чаруйся.
СЮРРЕАЛИЗМ (фр. surrealisme — сверхреализм) — художественное направление, сформировавшееся к началу 1920-х во Франции. То, что сюрреализм предложил зрителю, не может быть узнано, потому что не существует в реальности. Появление подобных образов непредсказуемо; они — материализованная вспышка фантазии, неупорядоченные видения, возникающие на грани сна и пробуждения По мысли теоретиков сюрреализма, целью творчества должно быть не отражение или отображение окружающей реальности или представлений о мире, но контакт с "высшей реальностью", областью структур бессознательного. Сюрреализм верит в существование непридуманных структур, выражающих подлинную сущность бытия, и в то, что художник может быть посредником между этой высшей и обыденной реальностью. Поскольку препятствие, стоящее между высшей реальностью и чистым сознанием, — это наши знания, приобретенные представления, правила и установки, носителями чистого видения могут быть дети, "дикари", душевнобольные.
«Образ и только образ – вот орудие производства мастера искусства... Образ – это броня строки. Это панцирь картины. Это крепостная артиллерия театрального действия» Имажини́зм — литературное направление в русской поэзии 20 в, представители которого заявляли, что цель творчества состоит в создании образа. Для творческой практики имажинистов характерен эпатаж, анархические мотивы. На стиль и общее поведение имажинизма оказал влияние русский футуризм. Имажинизм
Оттого-то в сентябрьскую склень На сухой и холодный суглинок Головой размозжась о плетень, Облилась кровью ягод рябина. С Есенин И ресницы стучат в тишине, как копыта, По щекам, зеленеющим скукой, как луг, И душа выкипает, словно чайник забытый На спиртовке ровных разлук. В. Шершеневич Основное выразительное средство имажинистов — метафора, часто метафорические цепи, сопоставляющие различные элементы двух образов — прямого и переносного.