Літературно-музична композиція, присвячена творчості С. Єсеніна

Про матеріал

Літературно-музична композиція «Страна берёзового ситца», присвячена творчості С. Єсеніна, залишить у старшокласників добре почуття радості й краси від зустрічі з поезією С. Єсеніна, допоможе учням зрозуміти його багатостраждальну душу, відчути мелодійність поезії .

Відеофрагменти літературного вечора, присвяченого творчості Єсеніна, який був проведений вчителем Короткіх Е. Г. в 11 класі, можна переглянути тут https://www.youtube.com/watch?v=sBm8PJbxVPI

Сильне емоційне співпереживання визве прослуховування віршів Єсеніна і поеми «Черный человек» у артистичному виконанні декламаторів, підсилять сприйняття глибини думок і переживань Єсеніна романси на слова поета у виконанні учнів 11 класу.

Перегляд файлу

Литературно-музыкальная композиция, посвящённая творчеству    СЕРГЕЯ ЕСЕНИНА

«Страна берёзового ситца…»

 

Цель: познакомить учащихся с творчеством Сергея Есенина, яркого представителя литературы Серебряного века, развивать стремление к творчеству, ассоциативное мышление, воспитывать любовь к прекрасному.

Оформление класса: на столике у доски – сборники стихотворений              С. Есенина, в вазе - букет первых пушистых весенних «котиков» вербы, рядом на кресле гитара; на доске - портрет С. Есенина, пейзаж «Берёзовая роща весной», нарисованные ученицами 11 класса; мультимедийное сопровождение литературного вечера – современная яркая презентация в «PREZI», посвящённая творчеству поэта.

Эпиграф:

Родился я с песнями в травяном одеяле,

Зори меня вешние в радугу свивали…

  Вырос я до зрелости, внук купальской ночи,

Сутемень колдовная счастье мне пророчит.

С.  Есенин

 

 

 

        В начале вечера звучит романс на стихи С. Есенина «Не жалею, не зову, не плачу…», на экране смарт-доски появляется слайд с фотографией пригласительного билета на литературно-музыкальный вечер, сделанного учениками в технике декоративно-прикладного искусства -   квилинг, украшенного графикой.

 

 

Вступительное слово учителя.

 --- Добрый день, дорогие друзья! Мы рады встречи с вами. Наше литературное кафе посвящено С. Есенину – представителю Серебряного века русской поэзии.

     Судьба литературы Серебряного века трагична: кровь, хаос, безвременье революционных лет и гражданской войны уничтожили духовную основу её существования, и только творчество было для поэтов спасением, их верой и надеждой.

  Но говоря словами Булгакова, «рукописи не горят», и мы сегодня с благоговением прикасаемся к неиссякаемому источнику их творчества и в попытке постичь «серебряную тайну» находим в нём темы, созвучные нам: тему любви, природы и, конечно же, детства, которая позволяет оценить состояние общества.

1 ведущий.  Удивительно, но чем рассудочнее общество, тем сильнее тяга настоящего искусства к гармонии, к миру детства.

   Есенин не пишет в ранней юности о днях детства.  Он просто описывает природу или подражает стихотворениям известных поэтов.

    Только когда поэту было 20 лет, появилась тема детства. Тогда было опубликовано стихотворение «Бабушкины сказки», в котором поэт воспроизводит сюжет зимнего вечера:

В зимний вечер по задворкам

Разухабистой гурьбой

По сугробам, по пригоркам

Мы идём, бредём домой.

2 ведущий. Тема детства проявляется во многих стихах поэта на протяжении всей его жизни. Проводя большую часть своей жизни среди природы, он изучал всё окружающее: восход солнца, вечернюю зарю, леса, поля, цветы.  А сколько прекрасных строк он посвятил своим любимым деревьям.

«Белая берёза» - это первое опубликованное стихотворение Есенина. Но и в одном из последних его стихотворений есть строки:

Я навек за туманы и росы

Полюбил у берёзки стан,

И её золотистые косы,

И холщовый её сарафан.

Берёза – это и она сама, и природа, и женщина, и возлюбленная…

Выразительное чтение ученицей стихотворения «Белая берёза»

С. Есенина на фоне музыки.

 https://www.youtube.com/watch?v=sBm8PJbxVPI

 

1 ведущий. Любимой порой года Есенина была весна, когда всё пробуждается к жизни, всё цветёт:

Я более всего весну люблю.

Люблю разлив стремительным потоком,

Где каждой щепке, словно кораблю,

Такой простор, что не окинешь оком.

Выразительное чтение ученицей стихотворения С. Есенина «Черёмуха».

Выразительное чтение ученицей стихотворение С. Есенина «Сыплет черёмуха снегом…». 

2 ведущий.  Произведения Есенина очень музыкальны, многие из них стали песней, песней нежной и ласковой, грустной и весёлой, вобравшей в себя чувства и переживания народа и потому близкой к нему. Давайте послушаем романс «Клён ты мой опавший…»  в исполнении учащихся.

Звучит романс на стихи С. Есенина «Клен ты мой опавший, клён заледенелый…» в исполнении учеников под аккомпанемент гитары.

 1 ведущий.     Пожалуй, нет другого такого поэта, с кем можно было бы сравнить Есенина в любви его к животным.  «Братья наши меньшие» - именно так, благодаря поэту, мы говорим о тех, кто безмолвным взглядом смотрит на нас с надеждой или… страхом.  Боль о «меньших братьях» у поэта оборачивается способностью словом передать состояние их души, говорить от их имени.

Выразительное чтение ученицей стихотворения С. Есенина «Песнь о собаке».

2 ведущий.  «Песнь о собаке», «Лисица», «Корова» - это не просто стихи о животных, это стихи о жестокости человека, взрослого человека, ранящего душу ребёнка.

 Выразительное чтение ученицей стихотворения С. Есенина «Корова».

1 ведущий. Поэт обращается к образам животных для того, чтобы точнее, глубже предать красоту природы, родного края. Конь, корова, ворон, пёс, соловей, телята, кошка, голубь, овца, кобыла, собака, жеребёнок – образы, которые воспроизводят мир детства поэта. Но чаще всего Есенин обращается к образам коня, собаки, коровы.

 Выразительное чтение ученицей стихотворения С. Есенина «Собаке Качалова».

2 ведущий. Поэт, вспоминая о юности, первой любви, обращается также к образу собаки. Одновременно осознается невозвратность того, что миновало.

Выразительное чтение учеником стихотворения С. Есенина «Сукин сын».

1 ведущий.  «Не жалею, не зову, не плачу…» - стихотворение – монолог, в котором поэт подводит итог прожитой жизни.  По щемящей душу минорной тональности вряд ли можно найти ему равное.

    Прослушивание в аудиозаписи романса на стихи С. Есенина «Не жалею, не зову, не плачу…».

  3 ведущий. «Страна берёзового ситца» - страна детства, пора самого прекрасного времени в жизни человека. Недаром Есенин пишет: «шляться босиком»,

    Итак, прошлое («страна берёзового ситца не заманит шляться босиком»), настоящее («дух бродяжий»), грустные думы о будущем («увяданья золотом охваченный») - всё сливается в единую картину жизни. И именно здесь появляется образ – символ розового коня, который создаёт и усиливает ощущения прошедшего детства, юности, красоты.

   Образы детства идут с поэтом по жизни. И в радости, и в горе он обращается к ним. Это истоки его творчества. Отчему дому он посвятил большую часть своих произведений.

 Выразительное чтение ученицей стихотворения С. Есенина «В этом мире я только прохожий». 

  4 ведущий. Детские годы Есенина связаны с образами родных ему людей. Любовь к матери, к её проникновенным песням Есенин сохранил и пронёс через всю жизнь.

Прослушивание в аудиозаписи романса на стихи С. Есенина “Письмо матери”.

 3 ведущий. Слушая эти строки, мы видим, как старенькая мать стоит на ветру и вглядывается в туманную даль. Вдалеке находится избушка, а над ней – тот вечерний несказанный свет. Это свет детства, который оживляет воспоминания поэта.

 4 ведущий.  Есенин счастлив, что жизнь одарила его любовью к женщине, что им испытана радость быть любимым. Об этом чувстве он говорит неоднозначно.

 3 ведущий. Любовь, несущая свет, умножающая силы, открывающая неоглядные просторы.

Выразительное чтение учеником стихотворения С. Есенина «Выткался на озере алый свет зари…».

 4 ведущий.   Весной 1917 года Сергей Есенин в редакции газеты «Дело народа» познакомился с секретарем-машинисткой Зиночкой. Зинаида Райх была редкая красавица. Вскоре они обвенчались в маленькой церквушке, искренне веря, что будут жить долго и счастливо.

      Но их брак был расторгнут в 1921 году.  Позже она вышла замуж за режиссера Всеволода Мейерхольда.

      Но Есенин сохранил в своей душе мучительную любовь к бывшей жене, любовь-ненависть к женщине, которую «легко отдал другому». Кажется, и у нее другой любви не было.

Выразительное чтение учеником стихотворения С. Есенина «Ты меня не любишь, не жалеешь…».

3 ведущий.  2 мая 1922г. Есенин зарегистрировал свой брак со знаменитой танцовщицей, Айседорой Дункан.  Она страстно любила юношу-поэта, эта любовь с самого начала была отчаянием…

4 ведущий. Есенин сопровождал её в длительном турне по странам Западной Европы и Америки. Но вскоре Есенин возвратился в Россию.

3 ведущий. Любовь, под которой струится кровь…

4 ведущий. Любовь – спасение от кабацкого омута, от богемной отравы. 

3 ведущий.  Осенью 1923 года поэт познакомился с Августой Миклашевской – красивой и талантливой актрисой Московского Камерного театра. У нее была репутация строгой женщины и заботливой матери. В том же году состоялась их помолвка, но они так и не поженились… Ей посвящено 7 стихотворений из цикла «Любовь хулигана».

Выразительное чтение учеником стихотворения С. Есенина «Пускай ты выпита другим…».   

Звучит романс на стихи Есенина «Заметался пожар голубой…» в исполнении учениц под аккомпанемент гитары.

5 ведущий.   Написанный в 1925 году цикл «Персидские мотивы» исполнен горячими чувствами и музыкой. Это лебединая песнь Есенина, высокий поэтический взлёт перед трагическим концом. Есенин никогда не был в Персии, так когда-то называли современный Иран и Таджикистан, но мечтал об этом. С чем у нас ассоциируется Восток? Вероятно, с пословицей «Восток – дело тонкое». А так говорил Поэт в своём стихотворении из этого цикла.

 

Выразительное чтение ученицей стихотворения С. Есенина «Золото холодное луны…».

6 ведущий. Один из есенинских шедевров – «Шаганэ ты моя, Шаганэ». Хотя герой находится рядом с Шаганэ, т. е. на востоке, он весь погружен в родной ему мир природы севера.

Выразительное чтение ученицей стихотворения С. Есенина «Шаганэ ты моя, Шаганэ».

5 ведущий.  Одна із сторінок  творчості поета пов’язана з його цікавістю  до української літератури, а саме  творів Тараса Шевченка. У 1922 році  поет відвідав Харків, згодом шевченківські місця і навіть переклав російською мовою кілька шевченкових віршів.  Ось вільний переклад уривка з поеми «Княжна» російською мовою:

Село! В душе моей покой.

Село в Украине дорогой.

И полный сказок и чудес

Кругом села зеленый лес.

6 ведущий.  Давно известно, что у каждого талантливого человека есть не только почитатели, но и завистники. Не избежал этой участи и Есенин. За его спиной злые языки сплетничали о его якобы низкой культуре, пренебрежительном отношении к чтению, нежелании обдумывать каждый стих.

Выразительное чтение ученицей стихотворения С. Есенина «Жизнь – обман с чарующей тоскою». 

Незадолго до смерти поет написал:

Но и все ж, теснимый и гонимый,

Я, смотря с улыбкой на зарю,

На земле, мне близкой и любимой,

Эту жизнь за все благодарю.

Выразительное чтение учеником стихотворения С. Есенина «Грубым даётся радость…».

Выразительное чтение ученицей стихотворения С. Есенина «Несказанное, синее, нежное...»  на фоне музыки.

5 ведущий. Трагическим свидетельством тяжёлого, угнетённого состояния поэта является его поэма «Чёрный человек», проникнутая пугающим чувством смертельной скорби и горьким сожалением о даром растраченных силах. 

       Негодующий и потрясённый, лирический герой дважды прерывает ироничную речь прескверного гостя, говорящего о жизни «скандального поэта», затем запускает в него тростью, но вместо чёрного человека видит разбитое зеркало.

Выразительное чтение учеником поэмы С. Есенина «Чёрный человек».

  

6 ведущий.     Снежная равнина, белая луна.

                         Саваном покрыта наша сторона.

                        И берёзы в белом плачут по лесам

                       Кто погиб здесь? Умер? Уж не я ли сам?

5 ведущий. За несколько дней до смерти Есенин кровью написал строки, обращённые к нам.

Выразительное чтение учеником стихотворения С. Есенина «До свиданья, друг мой, до свиданья».

6 ведущий. Есенина уже ничто не могло спасти. Это был рок. Позже Владимир Маяковский написал стихотворение «Сергею Есенину»:

Вы ушли,

        как говорится,

                      в мир иной.

Пустота...

          Летите, в звёзды врезываясь.

Ни тебе аванса,

               ни пивной.

Трезвость.

Нет, Есенин,                

            это

 не насмешка.

В горле

        горе комом —

                    не смешок.

Вижу —

      взрезанной рукой помешкав,

собственных

           костей

                 качаете мешок.

— Прекратите!

             Бросьте!

                     Вы в своем уме ли?

Дать, чтоб щёки

               заливал

                      смертельный мел?!

Вы ж

    такое

         загибать умели,

что другой

          на свете

                  не умел.

Навсегда                   

        теперь    

              язык

                  в зубах затворится.

Тяжело

      и неуместно

                 разводить мистерии.

У народа,

        у языкотворца,

умер

    звонкий

           забулдыга подмастерье.

Учитель. Творчество Есенина – одна из ярких, глубоко волнующих, печальных страниц литературы. И можно с уверенностью сказать, что его поэзия стала неизменной спутницей многих поколений. Его стихи будут любить и читать!

Выразительное чтение учеником стихотворения «Всё живое особой метой…».

Учитель.   Знакомство с волшебным миром зарубежной литературы продолжается. До новых встреч!

doc
Додано
10 вересня 2018
Переглядів
930
Оцінка розробки
Відгуки відсутні
Безкоштовний сертифікат
про публікацію авторської розробки
Щоб отримати, додайте розробку

Додати розробку