В презентации содержатся сведения об Эзопе, иллюстративный материал, тексты басен, толкование литературных терминов, вопросы по анализу содержания басен. В качестве рефлексии дан проверочный тест.
Посмотрите внимательно на портрет Эзопа. На нем предстат образ нищего раба, отвергнутого обществом. Ироническое отношение к миру помогло ему обрести внутреннюю свободу. На лице – грустное безразличие и мудрость человека, изведавшего истинную цену жизни.
Номер слайду 3
Как-то Ксанф послал Эзопа на рынок: «Купи нам всего лучшего, что есть на свете!» Пришли гости – Эзоп подаёт одни только языки: жареные, варёные, соленые. «Что это значит?» – «А разве язык не самое лучшее на свете? Языком люди договариваются, устанавливают законы, рассуждают о мудрых вещах – ничего нет лучше языка!» – «Ну так на завтра купи нам всего худшего, что есть на свете!» Назавтра Эзоп опять подаёт одни только языки: «Что это значит?» – «А разве язык не самое худшее на свете? Языком люди обманывают друг друга, начинают споры, раздоры, войну – ничего нет хуже языка!»
Номер слайду 4
Басня – это короткое прозаическое или стихотворное произведение, сатирически изображающее в аллегорической (иносказательной) форме человеческие поступки и отношения. Теория литературы
Номер слайду 5
Аллегория – это изображение отвлечённых понятий, черт человеческого характера через конкретные образы и предметы. Иносказание – это высказывание, выражение, содержащее скрытый смысл, намёк. Теория литературы
Номер слайду 6
Мораль – это нравоучительный вывод. Ирония – это скрытая насмешка. Эзопов язык – это тайнопись, то есть намеренная маскировка мыслей автора при помощи намёков, недомолвок, аллегории, иронии. Теория литературы
Номер слайду 7
Ворон унёс кусок мяса и уселся на дереве. Лисица увидела, и захотелось ей получить это мясо. Стала она перед вороном и принялась его расхваливать: уж и велик он, и красив, и мог бы получше других стать царм над птицами, да и стал бы, конечно, будь у него еще и голос. Ворону и захотелось показать ей, что есть у него голос; выпустил он мясо и закаркал громким голосом. А лисица подбежала, ухватила мясо и говорит: "Эх, ворон, кабы у тебя еще и ум был в голове, - ничего бы тебе больше не требовалось, чтоб царствовать". Басня уместна против человека неразумного. Ворон и Лисица
Номер слайду 8
Докажите, что басня высмеивает человеческую глупость, способность поддаваться лести. Достойна ли осуждения Лисица за то, что намеренно одурачила Ворона?А может быть, она остроумно наказала того, кто о себе слишком высокого мнения?Беседа по содержанию
Номер слайду 9
Голодная Лиса пробралась в сад и на высокой ветке увидела сочную гроздь винограда. «Этого-то мне и надобно!» — воскликнула она, разбежалась и прыгнула один раз, другой, третий... но всё бесполезно — до винограда никак не добраться. «Ах, так я и знала, зелен он ещё!» — фыркнула Лиса себе в оправдание и заспешила прочь. Лиса и Виноград
Номер слайду 10
Действительно ли виноград был несозревшим?Как вы объясните поведение Лисы?Что высмеивает Эзоп?Беседа по содержанию
Номер слайду 11
Эзоп высмеивает людей, которые, не получив ожидаемой выгоды, пытаются обвинить в этом обстоятельства. Ирония автора заключается в том, что Лиса, вместо того чтобы признать собственную несостоятельность или хотя бы попросту молча уйти ни с чем, пытается обмануть сама себя, говоря, что виноград зелёный. Вывод
Номер слайду 12
Крестьянин собрался помирать и хотел оставить своих сыновей хорошими земледельцами. Созвал он их и сказал: "Детки, под одной виноградной лозой у меня закопан клад". Только он умер, как сыновья схватили заступы и лопаты и перекопали весь свой участок. Клада они не нашли, зато перекопанный виноградник принёс им урожай во много раз больший. Басня показывает, что труд - это клад для людей. Крестьянин и его дети
Номер слайду 13
Басня показывает, что труд - это клад для людей.
Номер слайду 14
Тест. Басни Эзопа
Номер слайду 15
А – Ж. де Лафонтен;Б – Эзоп;В – Сократ;Г – Федр.1. Укажите известного древнегреческого баснописца
Номер слайду 16
А – в III до н. э.;Б – в IV до н. э.;В – VI-V до н. э.;Г – VII-VI до н. э.2. В каком веке жил Эзоп?
Номер слайду 17
А – сыр;Б – пирожок;В – мясо; Г – хлеб.3. Какой продукт держал в клюве Ворон из басни Эзопа?
Номер слайду 18
А – метафора;Б – афоризм;В – иносказание;Г – гипербола. 4. Что означает выражение эзопов язык?
Номер слайду 19
А –Ливий Тит;Б – Аристотель;В – Фукидид;Г – Геродот.5. Какой историк впервые упоминает Эзопа?
Номер слайду 20
А – купец;Б – раб;В – земледелец; Г – патриций.6. Кем был Эзоп по происхождению?
Номер слайду 21
А – тема;Б – идея;В – мораль; Г – общая мысль.7. Начальные или заключительные строки басни с нравоучительным выводом
Номер слайду 22
«Истинное сокровище для людей — умение трудиться»?А – «Крестьянин и его сыновья»;Б – «Старик и смерть»;В – «Стрекоза и Муравьи»; Г – «Жук и Муравей».8. Из какой басни Эзопа взята мораль:
Номер слайду 23
А – прославляет находчивых людей; Б – предостерегает от доверчивости; В – высмеивает лесть;Г – осуждает трусость.9. В чем мораль басни Эзопа «Ворон и Лисица»?
Номер слайду 24
А – аллитерация; Б – сравнение; В – аллегория;Г – гипербола.10. Художественный прием, когда героями произведения являются животные, а подразумеваются люди с их недостатками – это
Номер слайду 25
А – в стихотворном;Б – в прозаическом;В – в форме монолога;Г – в форме диалога.11. В каком виде были изложены басни Эзопа?
Номер слайду 26
А – в любом деле важно держаться вместе;Б – для достижения цели важно упорство; В – самый большой порок – лень; Г – лесть очень опасна, может причинить беду.12. Мораль басни «Отец и сыновья»
Номер слайду 27
Согласье крепче каменных стен. Друг за друга стой - выиграешь бой.