Проаналізувати пейзажі повісті, визначити їх роль у тексті. Засоби художньої виразності, які використовує автор: розвивати навички усного мовлення, виразного читання, переказу тексту; виховувати любов до радної природи
Довідкове бюроІм'я при народженні Куїнджі Архип Іванович. Дата народження 15 (27) січня 1842 Місце народження Маріуполь. Дата смерті 11 (24) липня 1910 (68 років)Місце смерті Петербург. Національність грек. Громадянство Російська імперія. Жанр пейзаж. Навчання Петербурзька Академія мистецтв. Напрямок Реалізм. Роки творчості 1865—1908 Вплив на Микола Реріх
«Степь днём»«Степь, чем далее, тем становилась прекраснее... Вся поверхность земли представлялася зелёно-золотым океаном, по которому брызнули миллионы разных цветов. Сквозь тонкие, высокие стебли травы сквозили голубые, синие и лиловые волошки; жёлтый дрок выскакивал вверх своею пирамидальною верхушкою; белая кашка зонтикообразными шапками пестрела на поверхности; занесённый бог знает откуда колос пшеницы наливался в гуще. Под тонкими их корнями шныряли куропатки, вытянув свои шеи. Воздух был наполнен тысячью разных птичьих свистов. В небе неподвижно стояли ястребы, распластав свои крылья и неподвижно устремив глаза свои в траву. Крик двигавшейся в стороне тучи диких гусей отдавался бог весть в каком дальнем озере. Из травы подымалась мерными взмахами чайка и роскошно купалась в синих волнах воздуха. Вон она пропала в вышине и только мелькает одною чёрною точкою. Вон она перевернулась крылами и блеснула перед солнцем... Чёрт вас возьми, степи, как вы хороши!..»
«Степь вечером»«... Вечером вся степь совершенно переменялась. Всё пёстрое пространство её охватывалось последним ярким отблеском солнца и постепенно темнело, так что видно было, как тень перебегала по нём, и она становилась тёмно-зелёною; испарения подымались гуще, каждый цветок, каждая травка испускала амбру, и вся степь курилась благовонием. По небу, изголуба-тёмному, как будто исполинскою кистью наляпаны были широкие полосы из розового золота; изредка белели клоками лёгкие и прозрачные облака, и самый свежий, обольстительный, как морские волны, ветерок едва колыхался по верхушкам травы и чуть дотрогивался до щёк. Вся музыка, звучавшая днём, утихала и сменялась другою. Пёстрые суслики выпалзывали из нор своих, становились на задние лапки и оглашали степь свистом. Трещание кузнечиков становилось слышнее. Иногда слышался из какого-нибудь уединённого озера крик лебедя и, как серебро, отдавался в воздухе».
Робота у групах Завдання 1-ї групи. Дослідження уривку «Степь днём»1. Вкажіть фрази, що характеризують кольорову палітру степу.2. Якими звуками сповнений степ?3. Визначте засоби виразності, які допомагають передати красу українського степу.4. Чому пейзаж завершується описом чайки?Завдання 2-ї групи. Дослідження уривку «Степь вечером»1. Вкажіть фрази, що характеризують кольорову палітру степу.2. Якими звуками сповнений степ?3. Визначте засоби виразності, які допомагають передати красу українського степу.4. Чому пейзаж завершується описом лебедя?