Презентація " Кобзарське мистецтво - історія та сучасність"

Про матеріал

Презентація "Кобзарське мистецтво-історія та сучасність" розкриває тему Кобзарства на Україні. Презентація створена для російськомовних шкіл.Може використовуватися науроках з історії та культури України та у позакласних заходах.

Зміст слайдів
Номер слайду 1

Кобзари Подготовила: Шпор Екатерина Ученица 10-Б класса

Номер слайду 2

История и первое упоминание Кобзарь (укр. кобзар)– украинский народный певец, представитель эпического жанра, как правило, аккомпанирующий себе на одном из трех инструментов – кобзе, бандуре или колесной лире. Кобзари, прежде всего, были моральными авторитетами в народе. В народных верованиях кобзарь был персонажем «из-за реки» (т.е. «с того света»). И вместе с персонажами обряда сватанья, а также обрядов Коляды и Маланки, он, как на несколько столетий раньше, волхв, приходил в семью, чтобы «испытать» три поколения на правильность воспитания их предками и правильность воспитания ними своих потомков. Обидеть кобзаря – означало навлечь гнев небес «на мертвых, живых и ещё ненародженных». Поэтому самый бедный крестьянин на Украине всегда держал часть поля «на старцев дольку» - для подаяния кобзарю (в Беларуси существовала аналогичная традиция относительно лирников). Обучение кобзаря начиналось с пения псалмов и прошения подаяния без инструмента . И лишь по прохождении данного этапа ученик начинал изучение кобзы, бандуры или лиры. Кобзари были ревностными православными христианами, чтили праздники, в репертуаре имели псалмы и многочисленные религиозные морализаторские песни, а во время “борьбы с религией” в 1920-30 гг в официальных документах даже проходили как “безштатные священники”(орфография оригинала) и “самодеятельный монашествующий элемент”.

Номер слайду 3

Выступления и репертуар В репертуаре кобзарей были религиозные псалмы (или псальмы) и канты, морализаторские песни, эпические баллады или “думы” (в т.ч., относящиеся к эпохе Киевской Руси, казачества), юмористические а также т.н. «бытовые» песни и танцы. Состав репертуара определялся местом и временем исполнения. Основными формами «концертной деятельности» кобзарей были уличное и домашнее (в семьях) пение. Эти же формы встречаем и у многих других традиционных певцов мира. Приходя в семью, кобзарь прежде всего общался с детьми, рассказывая им сказки, исполняя детские песни; потом с юношами и девушками, для которых был припасен морализаторский репертуар. И только в конце засиживался со старшим поколением семьи, рассказывая в песнях о старине, исполняя древние псалмы и канты, жалобные и юмористические песни. К традиционным местам кобзаревания можно отнести также церковь (у входа, никогда не в самой церкви), рынок, шинок (трактир) и свадьбу, где появление кобзаря считалось добрым предзнаменованием для молодых. Для каждого из этих мест был свой репертуар: псальмы и канты для церкви, юмористические песни и танцы для шинка, морализаторские песни для приветствия молодых и т.д..

Номер слайду 4

Современное традиционное кобзарство Кобзари на сегодняшнее время одни из наиболее полно изученных эпических певцов в Европе. Записана значительная часть традиционного репертуара, изучены цеховые традиции, хорошо описан инструментарий и имеются даже всемирно известные аудиозаписи наиболее известных кобзарей начала ХХ ст., чего, к сожалению, не удалось сделать исследователям многих других эпических традиций - трубадуров, скальдов, менестрелей и миннезингеров .

Номер слайду 5

Возрождение традиции Все это сделало возможным возрождение кобзарской традиции как явления, энтузиастами 1960-80-х гг.. Человеком, начавшим возрождение кобзарской традиции стал бывший московский архитектор (автор проектов известных московских и подмосковных парков и правительственных сооружений, а прошлом, также, преподаватель Московского архитектурного института), Георгий Кириллович Ткаченко . В молодости, учась в Харьковском архитектурном техникуме, он брал уроки у известнейших харьковских кобзарей Петра Древченко (на фото) и Гната Пасюги (записанных, в свое время, на первые фонографы Климентом Квиткой). Выйдя на пенсию в 1960-х, он вернулся на Украину, поселился у своей племянницы в Киеве и начал давать уроки игры на традиционной (“старосветской”) бандуре - простом и доступном для самостоятельного изучения инструменте. Из его учеников впоследствии образовался Киевский кобзарский цех, занимающийся изучением кобзарской традиции, реконструкцией инструментов и репертуара. Первым панмайстром ("панотцом") возрожденного Кобзарского цеха стал Микола Будник . Только ним одним было реконструировано 17 типов кобзарских инструментов. Среди них: вересаевская кобза, кобза по Ригельману, различные виды бандур, торбан ("панская кобза")и др. В 2002 году Кобзарский цех выпустил CD-альбом псалмов и кантов “Кто кріпко на Бога уповая”. Музыкальные (в т.ч и CD) альбомы есть также и у отдельных его представителей: Володимира Кушпета и его учеников, Eдуарда Драча  , Тараса Компаниченко и других. С 2008 года Кобзарский цех ежегодно на Троицу проводит свой фестиваль "Кобзарська Трійця" (укр. - Кобзарская Троица), который реконструирует традиционное открытие кобзарского сезона. С 2011 года к работе по возрождению кобзарской традиции привлекаются уже и незрячие музыканты.

Номер слайду 6

Конец)

ppt
Додано
27 серпня 2018
Переглядів
1040
Оцінка розробки
Відгуки відсутні
Безкоштовний сертифікат
про публікацію авторської розробки
Щоб отримати, додайте розробку

Додати розробку