Конспект уроку "Устойчивые сочетания слов"

Про матеріал
Матеріал спрямований на засвоєння учнями поняття "фразеологізми", формування навички вживання фразеологізмів у мовленні.
Перегляд файлу

Тема: Устойчивые сочетания слов.

Цель: учить распознавать, понимать устойчивые сочетания слов, употреблять их в речи; развивать устную и письменную речь; память, внимание, творческое воображение; воспитывать трудолюбие, прививать интерес к изучению русского языка.

Тип урока: изучение нового материала.

Оборудование: справка, карточки для парной работы, карточки «Собери фразу», иллюстрации фразеологизмов для групповой работы, учебник, фрагмент мультфильма «Чебурашка».

Ход урока

  1.   Организация класса

Мудрейшая в мире есть птица – сова:

Все слышит, но очень скупа на слова.

Чем больше услышит, тем меньше болтает.

Ах! Этого многим из нас не хватает!

C:\Users\Acer Aspire\Pictures\images.jpg


- Надеюсь, что сегодня на уроке вы не будете болтать лишнего, а говорить будете только по сути.

  1. Актуализация опорных знаний учащихся
  1. Просмотр фрагмента мультфильма «Чебурашка».
  2. Беседа

- Что делал крокодил Гена в мультфильме? (Искал слово Чебурашка в словаре).

- Как вы думаете, какой словарь был у Гены? (Толковый, потому, что он хотел знать, кто такой Чебурашка).

- Какие еще словари вам известны? (Орфографические, тематические, переводные, словари синонимов, антонимов…)

C:\Users\Acer Aspire\Pictures\загруженное.jpg

3. Проверка домашнего задания.

- Дома вам надо было найти в словаре и записать значение нескольких слов.

- Давайте проверим, как вы справились. (Дети зачитывают записанные толкования).

- А вот как выполнил это задание крокодил Гена. (На доске справка).

Справка


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Академия – высшее научное учреждение (высшее учебное заведение).

 

Доклад – публичное, развернутое, официальное сообщение по определенному вопросу, основанное на документальных данных.

 

Клиника – лечебное учреждение, в котором не только лечат больных, но и проводят научные исследования.

 

Клеймо – печать, опознавательный знак на изделии, теле человека или животного.


  1.                     Мотивация учебной деятельности. Сообщение темы и задач урока
  1. Просмотр фрагмента мультфильма «Чебурашка».
  2. Беседа.

- Что сделала Шапокляк? (Убежала, удрала, унесла ноги).

- Какое из записанных значений состоит из нескольких слов? (Унесла ноги).

- Это фраза или слово? (Фраза). Какое значение у этой фразы? (Переносное). Подберите синоним. (Убежала).

- А если разделить эту фразу на отдельные слова, значение сохраниться? (Нет).

- Как вы думаете, для чего нужны тогда такие сочетания слов? (Для красоты речи).

3. Сообщение темы и задач урока.

- Сегодня на уроке мы буде говорить об устойчивых сочетаниях слов, которые по-другому называются фразеологизмы. Научимся их понимать и использовать в речи.

  1. C:\Users\Acer Aspire\Pictures\загруженное (1).jpg                    Изучение нового материала
  1. Каллиграфическая минутка.

26 февраля

Классная работа

Устойчивые сочетания слов

Мм Мм

Мы не пишем, как курица лапой.

- Что значит писать, как курица лапой? (Неаккуратно).

    2. Изучение правила (с. 122 учебника).

    3. Работа в парах.

- У вас на партах карточки. Поработайте в парах. Расшифруйте данные сочетания слов. Составьте с ними предложение.

Кот наплакал – мало.

Держать язык за зубами – молчать.

Глаза на мокром месте – плакать.

Сел в калошу – опозорился.

Обвести вокруг пальца – обмануть.

Надуть губы – обидеться.

Совать нос – проявлять любопытство.

Чесать языком – болтать.

(Проверка выполнения: один расшифровывает значение, второй читает предложение).

- Запишите свои предложения в тетради.

Физкультминутка


Встанем, как аршин

проглотили.

Проголосуем обеими руками.

Согнемся в три погибели.

Попрыгаем, как заяц.

Дадим задний ход.

Посмотрим друг другу в

глаза.

Сделаем хорошую мину при плохой игре.

Побьем друг другу челом.

Разведем руками.

А теперь – руки в брюки.

Подержим нос по ветру.

Намылим друг другу голову.


  1. Закрепление и осмысление изученного материала
  1. Работа с учебником (с. 123, упр. 371).

а) Чтение двумя учениками (один читает текст со словами в скобках, второй – с выделенными фразами).

- В каком случае звучит интересней, красивее? (С фразеологизмами).

б) Работа на доске (дети соединяют устойчивое сочетание слов с его значением).

в) Запись в тетрадь (дети записывают два сочетания, которые им нравятся).

В двух шагах – близко;

не разлей вода – лучшие друзья;

золотые руки – все получается;

светлая голова – он очень умный;

в трудную минуту – когда неприятности.

  1. Работа в группах. Игра «Расшифруй рисунок»

- Поработайте в группах. Попробуйте догадаться, какое устойчивое выражение зашифровано. Составьте с ним предложение и запишите.


C:\Users\Acer Aspire\Pictures\загруженное (1).jpgC:\Users\Acer Aspire\Pictures\загруженное (4).jpg 

 

 

 

 

 

 

 

C:\Users\Acer Aspire\Pictures\загруженное (5).jpg 

 

 

 

 

 

 

 

1 – клевать носом; 2 – делать из мухи слона; 3 – смотреть сквозь пальцы.

(Проверка: один ученик от группы читает фразу, объяснение и предложение).

  1.                     Домашнее задание

С. 124, упр. 373 (для всех), задание на карточках (для сильных учеников).

  1.                  Итог урока

- Что же такое устойчивое выражение слов?

- Для чего они нужны нам?

- А когда говорят «За уши не оттянешь»? (Когда что-то очень вкусное).

- А вас за уши можно оттянуть от шоколада?

- Ну тогда получите вознаграждение от Чебурашки.


 

1

 

docx
Додано
5 листопада 2021
Переглядів
687
Оцінка розробки
Відгуки відсутні
Безкоштовний сертифікат
про публікацію авторської розробки
Щоб отримати, додайте розробку

Додати розробку