Тема: Устойчивые сочетания слов.
Цель: учить распознавать, понимать устойчивые сочетания слов, употреблять их в речи; развивать устную и письменную речь; память, внимание, творческое воображение; воспитывать трудолюбие, прививать интерес к изучению русского языка.
Тип урока: изучение нового материала.
Оборудование: справка, карточки для парной работы, карточки «Собери фразу», иллюстрации фразеологизмов для групповой работы, учебник, фрагмент мультфильма «Чебурашка».
Ход урока
Мудрейшая в мире есть птица – сова:
Все слышит, но очень скупа на слова.
Чем больше услышит, тем меньше болтает.
Ах! Этого многим из нас не хватает!
- Надеюсь, что сегодня на уроке вы не будете болтать лишнего, а говорить будете только по сути.
- Что делал крокодил Гена в мультфильме? (Искал слово Чебурашка в словаре).
- Как вы думаете, какой словарь был у Гены? (Толковый, потому, что он хотел знать, кто такой Чебурашка).
- Какие еще словари вам известны? (Орфографические, тематические, переводные, словари синонимов, антонимов…)
3. Проверка домашнего задания.
- Дома вам надо было найти в словаре и записать значение нескольких слов.
- Давайте проверим, как вы справились. (Дети зачитывают записанные толкования).
- А вот как выполнил это задание крокодил Гена. (На доске справка).
Справка
Академия – высшее научное учреждение (высшее учебное заведение).
Доклад – публичное, развернутое, официальное сообщение по определенному вопросу, основанное на документальных данных.
Клиника – лечебное учреждение, в котором не только лечат больных, но и проводят научные исследования.
Клеймо – печать, опознавательный знак на изделии, теле человека или животного.
- Что сделала Шапокляк? (Убежала, удрала, унесла ноги).
- Какое из записанных значений состоит из нескольких слов? (Унесла ноги).
- Это фраза или слово? (Фраза). Какое значение у этой фразы? (Переносное). Подберите синоним. (Убежала).
- А если разделить эту фразу на отдельные слова, значение сохраниться? (Нет).
- Как вы думаете, для чего нужны тогда такие сочетания слов? (Для красоты речи).
3. Сообщение темы и задач урока.
- Сегодня на уроке мы буде говорить об устойчивых сочетаниях слов, которые по-другому называются фразеологизмы. Научимся их понимать и использовать в речи.
26 февраля
Классная работа
Устойчивые сочетания слов
Мм Мм
Мы не пишем, как курица лапой.
- Что значит писать, как курица лапой? (Неаккуратно).
2. Изучение правила (с. 122 учебника).
3. Работа в парах.
- У вас на партах карточки. Поработайте в парах. Расшифруйте данные сочетания слов. Составьте с ними предложение.
Кот наплакал – мало.
Держать язык за зубами – молчать.
Глаза на мокром месте – плакать.
Сел в калошу – опозорился.
Обвести вокруг пальца – обмануть.
Надуть губы – обидеться.
Совать нос – проявлять любопытство.
Чесать языком – болтать.
(Проверка выполнения: один расшифровывает значение, второй читает предложение).
- Запишите свои предложения в тетради.
Физкультминутка
Встанем, как аршин
проглотили.
Проголосуем обеими руками.
Согнемся в три погибели.
Попрыгаем, как заяц.
Дадим задний ход.
Посмотрим друг другу в
глаза.
Сделаем хорошую мину при плохой игре.
Побьем друг другу челом.
Разведем руками.
А теперь – руки в брюки.
Подержим нос по ветру.
Намылим друг другу голову.
а) Чтение двумя учениками (один читает текст со словами в скобках, второй – с выделенными фразами).
- В каком случае звучит интересней, красивее? (С фразеологизмами).
б) Работа на доске (дети соединяют устойчивое сочетание слов с его значением).
в) Запись в тетрадь (дети записывают два сочетания, которые им нравятся).
В двух шагах – близко;
не разлей вода – лучшие друзья;
золотые руки – все получается;
светлая голова – он очень умный;
в трудную минуту – когда неприятности.
- Поработайте в группах. Попробуйте догадаться, какое устойчивое выражение зашифровано. Составьте с ним предложение и запишите.
1 – клевать носом; 2 – делать из мухи слона; 3 – смотреть сквозь пальцы.
(Проверка: один ученик от группы читает фразу, объяснение и предложение).
С. 124, упр. 373 (для всех), задание на карточках (для сильных учеников).
- Что же такое устойчивое выражение слов?
- Для чего они нужны нам?
- А когда говорят «За уши не оттянешь»? (Когда что-то очень вкусное).
- А вас за уши можно оттянуть от шоколада?
- Ну тогда получите вознаграждение от Чебурашки.
1