Тема: Обобщение изученного по теме «Простое предложение, осложнённое однородными членами, обращением, вводными словами (словосочетаниями, предложениями)».
Цели:
Оборудование: учебник, раздаточный и дидактический материал, компьютеры, презентации Microsoft Office Power Point 2007.
Тип урока: систематизация и обобщение учебного материала.
Форма проведения: урок-КВН.
Ход урока
Успокойся, детвора,
Прозвенел уже звонок.
Отправляться всем пора.
В путешествие-урок.
Нынче всем на удивленье
Игровое представленье.
Сегодня на уроке мы с вами систематизируем и обобщим наши знания во время игры в КВН. А для этого нам необходимо провести жеребьёвку.
Все готовы отвечать?
Но с чего бы нам начать?
Одного с каждой команды попрошу подойти ко мне:
Получить заданье, постарайтесь приложить
Максимум старанья.
1. Индивидуальное задание.
Уловив в голосе незнакомца теплую, душевную нотку, Каштанка лизнула ему руку и заскулила еще жалобнее. (А.П.Чехов)
Предложение повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, распространенное, осложнено однородными простыми глагольными сказуемыми, деепричастным оборотом и находящимися в нем однородными определениями.
Запятая между словами “теплую” и “душевную” ставится, так как определения-эпитеты обычно однородны. Запятая после слова “нотку” означает завершение деепричастного оборота, стоящего в начале предложения. Между однородными членами предложения – сказуемыми – запятая не ставится, так как они соединены одиночным союзом “и”.
Презентация группы «Однородные члены предложения».
2. Цифровой диктант.
(Однородные члены предложения).
Остальных я попрошу
Слушать предложенье
И записывать в тетрадь
Цифрами решенье.
(Ученики разбивают лист на две части, одна из которых – для записи однородных определений, другая предназначена для записи неоднородных определений в цифровом варианте.)
1. Глубокая, дремучая старина окружала детство мое на слободке. (С.Маршак)
2. Прошел серый пассажирский пароход. (К.Паустовский)
3. Шел надоедливый октябрьский дождь. (К.Паустовский)
4. Леднев боролся с таким же рослым, здоровым парнем. (А.Рыбаков)
5. Полоса яркого вечернего света легла на старый ствол возле скамьи. (И.А.Бунин)
6. Снова потянулись длинные, однообразные дни. (С.Щипачев)
7. Мы купили для рыбной ловли надувную резиновую лодку. (К.Паустовский)
8. Много раз мы с Яковом теряли друг друга в густом, местами непроходимом кустарнике. (А.Куприн)
9. Веселые белые облака плыли над синими отрогами. (А.Фадеев)
10. Молодой, нежный месяц лежал на синем пологе ночи. (К.Паустовский)
3. Взаимопроверка.
Обменяемся с другом тетрадкой –
Проверим: все ли там в порядке
(На доске открывается код, и дети проверяют правильность написанного диктанта, в это время учитель проверяет работающего у доски.)
Код: однородные определения – 1, 4, 6, 8, 10; неоднородные определения – 2. 3, 5. 7, 9.
4.Тесты на компьютере.(4 человека)
Презентация группы «Обращение».
5. Работа с учебником.
Упражнение 164 страница 162.
Спишите предложения, расставляя недостающие знаки препинания. Назовите вид обращения.
Тесты на компьютере. (4 человека).
Презентация группы «Вводные слова (словосочетания, предложения)».
6. Работа с дидактическим материалом.
(средний и низкий уровни)
Самое трудное для меня — работа над словом || Чем я руковожусь предпочитая одно слово другому! (Во)первых слово должно с наибольшей точностью определять мысль// (Во)вторых оно должно быть музыкально-выр..зительно// (В)третьих должно иметь размер требуемый ритмической конструкцией фразы|| (Я. Федин)
(достаточный и высокий уровни)
— Определите, сколько запятых нужно поставить в предложениях с однородными членами, связанными разделительными союзами. Напротив номера предложения напишите соответствующую букву (А -одна запятая. Б — две запятые. В — три запятые. Г — ие нужны запятые.)
1 вариант
II вариант
ІII вариант
Тесты на компьютере. (3 человека).
Правильные ответы для взаимопроверки
І вариант
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
А |
Г |
А |
Б |
В |
Б |
Б |
А |
ІІ вариант
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
А |
Б |
А |
Б |
Б |
А |
Б |
В |
ІІІ вариант
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
А |
Г |
А |
Г |
Б |
А |
А |
А |
IІІ. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА
Подходит к концу ученический час,
Хочу поблагодарить я всех вас.
Оценивание учебных достижений учащихся. Награждение победителей.
ІV, ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ