Тема: «Объединение слов в тематические группы»
Цель : создать условия для знакомства с понятием «лексическое значение слова», с правописанием словарных слов «береза», способствовать формированию умения объяснять значение слов.
Тип урока: урок новых знаний
Задачи урока: - способствовать формированию лексического запаса языка, развитию звукового анализа слов, активизации познавательной деятельности ;
- создать условия для развития умения наблюдать, анализировать, сравнивать, работать в парах;
- способствовать развитию навыков самоанализа и самоконтроля.
Оборудование : словари, карточки для индивидуальной работы и работы в парах , карточки для самооценки, презентация
I. Мотивирование к учебной деятельности .
1. Организационный момент
Перед началом нашего урока, давайте встанем ровно, выправим спинки и настроимся на урок. Сделайте глубокий вдох, затем выдох
Повторяем все за мной:
Я сегодня молодец!
На уроке – удалец,
Спинку ровненько держу,
Все я знаю, все смогу, все красиво напишу!
2. Психологический настрой.
– Ребята, когда мы здороваемся, что мы желаем друг другу?
- Давайте пожелаем друг другу сегодня на урок что-нибудь хорошее и доброе.
Поиграем в игру « Я желаю тебе сегодня….»
- Я хочу вам пожелать:
Учитесь с улыбкой,
Шутите, учась!
Любая ошибка исчезнет,
Боясь веселой улыбки
и ваших радостных глаз.
Откройте тетрадки. Положите их с наклоном, возьмите в руки ручки, сядьте правильно, выпрямите спинки, поставьте на место ваши ножки.
-запишите дату.
-классная работа.
у каждого из вас на партах лежат карточки для самоконтроля. После каждого задания мы должны оценить себя. Если вы отлично справились с заданием нужно закрасить кружок в зеленый цвет, если у вас были небольшие недочеты, то нужно закрасить в желтый цвет, а если у вас затруднения - нужно закрасить в красный цвет.
II. Чистописание
- Ребята, а с чего мы начинаем урок русского языка? (с минуты чистописания)
- А чему нас учит урок русского языка на минуте чистописания? (учит нас грамотному и красивому письму)
Между прочим, каллиграфия - это искусство четкого и красивого письма. Калос с гречского языка переводится как красивый, а графо – пишу. Значит «красиво пишу».
-Давайте вспомним, какие качества письма мы отрабатываем на минутке чистописания? (наклон, высоту и ширину элементов букв, расстояния между словами и соединения букв).
- Напишите каллиграфически большую и маленькую буквы О,о
II. Работа со словами из словаря.
Игра «Кого и что ты встретишь на пути, ты помоги им домик свой найти»
(Нарисованы 2 домика, на одном написано слово животные, на другом – растения)
Слайды: берёза, сорока, ворона, заяц, пшеница, рябина.
Дети записывают в тетради и на доске.
- Какой вопрос можно задать к словам 1-ой группы? (что?) Почему? (неодуш.предметы)
- Какой вопрос можно задать к словам 2-ой группы? (кто?) Почему? (одушевл. предметы)
- Какие опасные места заметили в этих словах?
III. Сообщение темы и цели урока.
- Какие два домика у нас были? (растения и животные)
- А какие ещё названия растений можно записать? (запис. 1-2 слова)
- А животных? (запис. 1-2 слова)
- А сейчас откройте учебник на странице 111 и найдите упражнение 4 Прочитайте стихотворение Я.Акима. Почему дома именно такого цвета?
Какие буквы нужно вставить в выделенные слова? Почему? Запишите эти слова, обозначьте орфограммы. Спишите понравившееся четверостишие.
ВЫВОД:
- Слова-названия предметов можно делить на группы в зависимости от того, что они обозначают. Сегодня мы будем учиться объединять слова в тематические группы.
IV. Работа по учебнику.
Упр. 5 стр.112 (коллективно)
Выполнение упражнения по заданию.
Упражнение 6 стр. 112 (работа в парах)
Прочитайте предложения. Какие буквы нужно вставить вместо точек?
Упражнене 7 (самостоятельно)
Физминутка.
Мы покинем это класс,
Станем тиграми сейчас.
Ну-ка выпрямись дружок,
Тигр делает прыжок.
А теперь еще один,
Ну, а прыгнув, посидим.
Поглядим по сторонами
И присядем по местам.
V. Игра по командам «Третье лишнее »
. - Эстафета «Кто больше?» (соревнуются три ряда, кто больше напишет слов, которые относятся к одной тематической группе). Учащиеся выходят по цепочке. Все остальные участники должны успеть записать слова из всех трех колонок
Темы: учеба, дружба, отдых
VI. Игра «Назови одним словом» (устно)
Презентация – группы слов: транспорт, цветы, домашние животные, профессии.
VII. Творческая работа.
- Какие тематические группы слов мы сегодня называли?
- Запишите одну тематическую группу (3-4 слова).
Проверка: 1 ученик читает записанные слова, класс называет группу.
VIII. Рефлексия учебной деятельности.
- Какова тема сегодняшнего урока?
-какова была цель нашего урока?
Положите перед собой свои карточки для самоконтроля. Оцените свою работу в целом на уроке.
- Продолжите предложения:
Материал урока был…..
Урок помог мне….
Для меня было сложным….
Урок показался мне….
VIII. Домашнее задание : стр 113. Распределите названия предметов в две группы по темам