Материал презентации поможет восьмиклассникам в условиях дистанционного обучения углубить знания об обособлении определений и приложений, закрепить навык расстановки знаков препинания при обособленных членах.
Обособленные определения и приложения. Подготовила учитель русского языка Коростышевской СОШ І-ІІІ ст. №3 Житомирской области. Карлинская Е. В.
Номер слайду 2
Цель:углубить знания об обособлении определений и приложений;закрепить пунктуационный навык;развивать связную речь;воспитывать интерес к русскому языку.
Номер слайду 3
Продолжи определение. Второстепенный член предложения, обозначающий признак предмета…Определение, выраженное именем существительным, согласующимся с определяемым словом в падеже…Смысловое и интонационное выделение второстепенных членов с целью придать им известную синтаксическую самостоятельность в предложении…
Номер слайду 4
Согласен ли ты? Член предложения, выделяемый по смыслу и интонацией, называетсявторостепенным? На письме обособленные определения и приложения выделяютсязапятыми, реже тире? Обособляются определения и приложения, стоящие послеопределяемого существительного? Приложения с союзом как, имеющие значение «в качестве», обособляются? Всегда обособляются определения и приложения, относящиеся к личному местоимению?
Номер слайду 5
Повтори!Обособление определений и приложений
Номер слайду 6
Практическая работа. Сделай синтаксический разбор предложений Его, красавца, замечали все. Ночь, облачная и туманная, окутала землю.
Номер слайду 7
Укажи обособленные члены, объясни условия обособления. Великий киевский князь Владимир Мономах, муж многоумный, с малых лет обученный многим языкам и премудростям, владел редкостным умением: изобрел способ, как передать далёким потомкам о событиях своего времени и делах князей прежних.
Номер слайду 8
Найди соответствие. Обособленное определение, выраженное причастным оборотом. Обособленные однородные определения, стоящие после определяемого слова Обособленное несогласованное определение, стоящее рядом с согласованным определением. Обособленное приложение, имеющее добавочное обстоятельственное значение. Обособленное приложение, стоящее после имени собственного. Навстречу ей вышла сероглазая женщина, полная, в черном костюме Ветви, отягощенные плодами, ломались. Отличный рыбак, Васька знал толк в рыбе. Мишка, сын соседа, отчаянный сорванец. Над рекой повис туман, белый и страшный.
Номер слайду 9
Кто лучше?Дополни предложения обособлением, выраженным:причастным оборотом: На берегу растут ивы….прилагательными с зависимыми словами: Высоко в небе зажглись звёзды…распространённым приложением: Лев Толстой… создал шедевры мировой литературы.определением с обстоятельственным оттенком причины или уступки: Изнемогающий от жары…Взволнованный этой вестью…
Номер слайду 10
Деловая игра «Я учитель»Исправь пунктуационные ошибки. Измученный и продрогший я, едва добрался домой. Изумлённый, прохожий о чём-то спросил. На столе лежат, не отправленные вовремя, письма. На лестнице показался парень, заспанный и недоумевающий в красной рубашке, выпущенной из-под жилета.
Номер слайду 11
Грамматический тренинг. Спиши, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания, подчеркни обособленные определения и приложения. Дерев(?)я измуче(нн,н)ые дождями и ветрами нежат(?)ся на со(?)нце. Ноч(?) в(?)южная морозная кажется дли(нн,н)ой. Увере(нн,н)ый в победе спор(?)мен всё же испытывал волнение. Перепачка(нн,н)ый краской он выглядел смешно. Одуванчик медоносное р(?)стение р(?)стёт (по)всюду. Закова(нн,н)ые в гранит волны моря подавле(нн,н)ы громадными тяжестями скользящими по его хребтам. Истоще(нн,н)ый усилиями и лишениями старик слег в постель.
Номер слайду 12
Рефлексия. Выбрав любую фразу, продолжи еёНа этом уроке я узнал ... Я похвалил бы себя... Урок для меня показался ... С урока я ухожу ... Своей работой на уроке я ...
Номер слайду 13
Домашнее задание Выпиши из текстов художественных произведений 6 - 8 предложений с обособленными определениями и приложениями. Подчеркни обособленные определения и приложения.