Матеріал призначений для знайомства і ілюстрації матеріалу до тем "Модернізм", "Поезія Срібного століття" у курсах "Російська мова та література(інтегрований курс)" та "Зарубіжна література"для 11 класу
Поэзия Серебряного века. Учитель НВК № 6 Качурец Татьяна Васильевна
Номер слайду 2
Серебряный век. Серебряный век – период в истории русской культуры с 1890-х по начало 1920-х г. Первым употребил выражение «серебряный век» поэт и литературный критик Н. А. Оцуп. Литература «серебряного века» - это символизм и течения, возникшие в диалоге и борьбе с символизмом: акмеизм и футуризм, некоторые другие (имаженизм)
Номер слайду 3
Символизм Символизм — первое и самое значительное из модернистских течений в России. «Старшие символисты»: В. Брюсов, К. Бальмонт, Д. Мережковский, З. Гиппиус, Ф. Сологуб и др. В 1900-е годы в символизм влились новые силы, существенно обновившие облик течения: А. Блок, А. Белый, В. Иванов и др. «Старших» и «младших» символистов разделял не столько возраст, сколько разница мироощущений и направленность творчества.
Номер слайду 4
Значение символизма. Символисты придали поэтическому слову под- вижность и многозначность. Научили русскую поэзию открывать в слове дополнительные оттенки и грани смысла. Расширили ритмические возможности русского стиха, разнообразнее стала строфика. Попытались создать новую философию культуры. Поставили по-новому вопрос об общественной роли художника. Сделали искусство более личностным.
Номер слайду 5
Поэты-символисты
Номер слайду 6
Акмеизм Акмеизм (от греч. akme — высшая степень чего-либо, расцвет, зрелость, вершина, остриё) — одно из модернистских течений в русской поэзии 1910-х годов, сформировавшееся как реакция на крайности символизма. Акмеизм как литературное направление объединил исключительно одаренных поэтов — Гумилева, Ахматову, Мандельштама, становление творческих индивидуальностей которых проходило в атмосфере «Цеха поэтов». История акмеизма может быть рассмотрена как своеобразный диалог между этими тремя выдающимися его представителями.
Номер слайду 7
Основные принципы акмеизма- освобождение поэзии от символистских призывов к идеальному, возвращение ей ясности; - отказ от мистической туманности, принятие земного мира в его многообразии, зримой конкретности, звучности, красочности; - стремление придать слову определенное, точное значение; - предметность и четкость образов, отточенность деталей; - обращение к человеку, к «подлинности» его чувств; - поэтизация мира первозданных эмоций, первобытно-биологического природного начала; - перекличка с минувшими литературными эпохами, широчайшие эстетические ассоциации, «тоска по мировой культуре».
Номер слайду 8
Поэты - акмеисты
Номер слайду 9
Футуризм. Футуризм (от лат. futurum — будущее) — общее название художественных авангардистских движений 1910-х — начала 1920-х гг. XX в., прежде всего в Италии и России. Это течение претендовало на построение нового искусства — «искусства будущего» Для них характерно преклонение перед действием, движением, скоростью, силой и агрессией; возвеличивание себя и презрение к слабому; утверждался приоритет силы, упоение войной и разрушением.
Номер слайду 10
Основные признаки футуризмабунтарство, анархичность мировоззрения, выражение массовых настроений толпы; отрицание культурных традиций, попытка создать искусство, устремленное в будущее; бунт против привычных норм стихотворной речи, экспериментаторство в области ритмики, рифмы, ориентация на произносимый стих, лозунг, плакат; поиски раскрепощенного «самовитого» слова, эксперименты по созданию «заумного» языка; культ техники, индустриальных городов; пафос эпатажа.
Номер слайду 11
Поэты-футуристы: В. Маяковский, И. Северянин, В. Хлебников
Номер слайду 12
Поэзия Серебряного века. Русская поэзия “серебряного века” явила блестящее созвездие ярких индивидуальностей. Поэты этой эпохи редко замыкались в пределах литературной школы или течения. Поэтому литературный процесс в большей мере определялся творческими индивидуальностями поэтов, чем историей направлений и течений.