Презентація "Понятие о фразеологии. Фразеологизмы"

Про матеріал
Презентація розроблена для використання на уроці російської мови в 5 класі при вивченні теми "Фразеологія. Фразеологізми". Матеріал подається у вигляді лабораторної роботи. Різноманітні завдання, мультфільм,картинки з фразеологізмами дозволяють зробити урок різноманітним та цікавим.
Зміст слайдів
Номер слайду 1

Презентация к уроку русского языкав 5 классе. Подготовила учитель. Захарова Е. А.

Номер слайду 2

Фразеологизмы. Понятие о фразеологии. Фразеологический словарь

Номер слайду 3

цели урока :познакомиться с одним из новых разделов русского языка -фразеологией ;узнать новое понятие, его признаки и роль в речи; научиться находить фразеологизмы в речи, правильно понимать их значение;4.обогатить словарный запас фразеологическими оборотами.

Номер слайду 4

phrasis (выражение) logos (учение) ФРАЗЕОЛОГИЯ и ФРАЗЕОЛОГИЗМЫДревн.-греч. яз. Фразеология – учение о каких-то фразах, т. е. выражениях.« Фразеологизм - устойчивое выражение с самостоятельным значением» - С. И. Ожегов

Номер слайду 5

В каком предложении употреблен фразеологизм ?1. Мальчишка летел по коридору.2. Мальчишка летел по коридору сломя голову. Лингвистическая лаборатория

Номер слайду 6

Вывод:во фразеологизме всегда как минимум два слова. Если вы видите одно слово в необычном значении, это не фразеологизм.

Номер слайду 7

Вывод:фразеологизмы – устойчивые сочетания слов

Номер слайду 8

Лингвистическая лаборатория В каком предложении выделенная фраза употреблена в переносном значении? Что она обозначает?1. Начался сильный дождь, ребятам пришлось сматывать удочки и идти домой.2. Ну все, сматываем удочки, скоро следующий патруль пройдет, - сказал Махмуд, ввернув взрыватель.

Номер слайду 9

Вывод:фразеологизмы имеют переносное значение

Номер слайду 10

Фразу «ВЗЯЛИ НОГИ В РУКИ»Умный правильно поймёт. А хватать себя за брюки. Будет только сумасброд. Кое-кто в затылке чешет: Не поймёт, чудак, никак,Что собак не надо вешать,Чтоб НАВЕСИТЬ ВСЕХ СОБАК. ВЗЯТЬ НОГИ В РУКИ - быстро отправляться куда – либо;НАВЕСИТЬ ВСЕХ СОБАК- сваливать всё на кого – либо. Лингвистическая лаборатория

Номер слайду 11

Вывод:лексическое значение имеет весь фразеологизм в целом

Номер слайду 12

Он пешком готов идти хоть за тридевять земель. Вот к дереву друзья несутся со всех ног. И растет ребенок там не по дням, а по часам. Синтаксическая роль фразеологизмов

Номер слайду 13

за тридевять земель – очень далеко;не по дням, а по часам - очень быстро.со всех ног - очень быстро;

Номер слайду 14

Вывод:все слова во фразеологическом сочетании являются одним членом предложения.

Номер слайду 15

во фразеологизме всегда как минимум два словафразеологизмы – устойчивые сочетания слов все слова во фразеологическом обороте являются одним членом предложенияфразеологизмы имеют переносное значение. Обобщим наши выводы:

Номер слайду 16

Откуда произошли фразеологизмы? Исконно русские (сматывать удочки)Старославянские (как зеницу ока)Из мифологии (нить Ариадны)Из профессий (сгущать краски) Крылатые выражения (счастливые часов не наблюдают)

Номер слайду 17

Номер слайду 18

Номер слайду 19

Продолжите:  как снег на голову-  клевать носом-                   бить баклуши-                   вылететь из головы-                   повесить нос-                   в час по чайной ложке-                   как две капли воды-«Назови одним словом»

Номер слайду 20

Как снег на голову- (внезапно)Клевать носом- (дремать, спать)Бить баклуши- (бездельничать)Вылететь из головы-(забыть)Повесить нос- (грустить, расстраиваться)В час по чайной ложке- (медленно)Как две капли воды- (похоже) «Назови одним словом»

Номер слайду 21

Номер слайду 22

Витать в облаках- мечтать. Водой не разольёшь -неразлучны. Тянуть кота за хвост- нудно и медленно говорить. Чесать языком - болтать, много говорить, причем попусту. Зарубить на носу - запомнить крепко-накрепко, раз навсегда. Сесть в лужу - оказаться в глупом и смешном положении, потерпеть неудачу. Висеть на телефоне - долго и часто говорить по телефону.

Номер слайду 23

1. Разграфите лист сначала вдоль, а затем поперек.2. Путешественники изъездили вдоль и поперек все Зауралье.3. Отец не находил себе места от волнения.4. Я  не нашел себе места и стал в проходе.5. Эта деревня не за горами, а вон за тем лесом.6. Весна уже не за горами.1. Не разгибая спины, поднимите руки повыше вверх. 2. Они трудились не разгибая спины до самого вечера.3. В двух словах изложите вашу просьбу.4. В двух словах он допустил три ошибки.5. Ни днем, ни ночью гости не приехали.6. Нам не давали покоя ни днем ни ночью.1 вариант2 вариант Назовите предложения с фразеологическими оборотами

Номер слайду 24

 вдоль и поперек - повсюду; в разных направлениях; не находил себе места - маялся,испытывал сильное беспокойство, чувствовал себя очень неловко  не за горами - невдалеке, рядом. не разгибая спины - без отдыха, без перерыва, долго и напряжённо; в двух словах- коротко и ясно ни днем ни ночью- не переставая, постоянно, круглые сутки.

Номер слайду 25

Познакомьтесь с фразеологизмами-синонимами.1.«Усердно, прилежно трудиться»: не покладая рук, засучив рукава, не жалея сил, до седьмого пота, в поте лица.2.«Быстро бежать»: со всех ног, сломя голову, что есть сил, что есть духу, во все лопатки, во всю прыть, только пятки засверкали, мчаться на всех парусах.3.«Совсем близко»: в двух шагах, рукой подать, быть под боком.

Номер слайду 26

1. Жить душа в душу2. Спустя рукава 3. Пруд пруди 4. Рукой подать Подберите фразеологизмы-антонимы из правой колонки к фразеологизмам левой колонки. 1. За тридевять земель2. Как кошка с собакой3. Засучив рукава 4. С гулькин нос

Номер слайду 27

Жить душа в душу - очень дружно. Спустя рукава - плохо, с ленцой. Пруд пруди –много. Рукой подать- рядом. За тридевять земель - очень далеко. Как кошка с собакой -постоянно ссорясь, ругаясь. Засучив рукава -усердно, старательно. С гулькин нос -очень маленький. 1.2; 2.3; 3.4; 4.1

Номер слайду 28

Фразеологизмы имеют синонимы и антонимы. Вывод:

Номер слайду 29

Прочитайте предложения. Замените подчеркнутые слова фразеологизмами. Что изменилось? Предложения запишите. Вера Сергеевна объясняла решение задачи, но Петя не слушал. Кирилл целый день бездельничал. Мы догадывались, что он нас обманывает. Первого сентября Ульяна проснулась очень рано.

Номер слайду 30

использование фразеологизмов в речи делает ее более выразительной и образной. Вывод:

Номер слайду 31

В поте лица Засучив рукава Не покладая рук. Ни шатко ни валко Тяп да ляп Через пень колоду Рука об руку

Номер слайду 32

СПАСИБО!МОЛОДЦЫ!

pptx
Додав(-ла)
Захарова Олена
Додано
20 листопада 2020
Переглядів
2959
Оцінка розробки
Відгуки відсутні
Безкоштовний сертифікат
про публікацію авторської розробки
Щоб отримати, додайте розробку

Додати розробку