2 лютого о 18:00Вебінар: Самооцінювання управлінських та освітніх процесів: нормативні орієнтири та особливості проведення

Урок "Виды односоставных предложений"

Про матеріал
Теоретическая часть учебной темы «Виды односоставных предложений» представлена на одном уроке. Таким образом, увеличивается время, отведенное программой, для практического закрепления учебного материала. Изучение новой темы проходит по текстам о скромном деревце рябине, воспетой многими поэтами и прозаиками, музыкантами и художниками. Разнообразные формы работы на уроке позволяют учащимся самостоятельно сделать выводы о видах односоставных предложений и закрепить теоретическую часть материала.
Перегляд файлу

Тема: Виды односоставных предложений.

Цель: организовать деятельность учащихся по изучению темы «Односоставные предложения»

Задачи:

-образовательные: формировать умения создавать и использовать классификационные и систематизирующие схемы и таблицы по теме; обеспечить формулирование учащимися выводов по изученному материалу; совершенствовать умения определять вид односоставного предложения; обеспечить связь содержания учебного занятия с личностным опытом учащихся;

-развивающие: развивать аналитические способности: сравнивать, сопоставлять, систематизировать, делать выводы; развивать способность учащихся к рефлексии своей деятельности, поведения;

-воспитательные: воспитывать культуру речевого поведения; воспитывать бережное отношение к природе.

Оборудование: таблицы, карточки с заданиями, грозди красной рябины.

                                                 Ход урока

                                                                                                                                              

                                                                                                             Эпиграф

В саду горит костер рябины красной,

Но никого не может он согреть.

С. Есенин.

1. Организационный момент. Запись числа.                                                           

2. Определение темы урока учениками.

Учитель: Ребята, мы с вами продолжаем изучать предложение. Вспомните, что называется предложением?

         Кажется, что мы уже всё знаем о простом предложении. Но сегодня на уроке вы убедитесь сами, что не такое уж и простое это простое предложение.                             

        Есть такая притча о двух римлянах, которые поспорили о том, кто из них скажет самую короткую речь (самое короткое предложение). Один сказал:    « Eo rus» (Еду в деревню), второй ответил: «  I» (Езжай).

-  В чём особенность этих предложений? (Они не просто самые короткие, у них нет одного главного члена  предложения). Как называются такие предложения? Определите тему урока. Сегодня на уроке  речь пойдет об односоставных предложениях.                                                                                      Запишите тему урока: Односоставные предложения                                                   

3. Мотивация учебной деятельности учащихся.

       Знания об односоставных предложениях помогут сделать нашу речь образной, лаконичной, эмоциональной. Изучение нового материала будет проходить по текстам о скромном деревце рябине, воспетой многими поэтами и прозаиками, музыкантами и художниками.

   Грустную красоту осенней рябины выразил в своём стихотворении русский поэт С.А.Есенин. Поэтому неслучайно строчки из его стихотворения:

В саду горит костер рябины красной,

Но никого не может он согреть

станут эпиграфом нашего урока (Запись в тетрадь)                                                     

4. Работа с предложением (эпиграфом)

4.1. Синтаксическая минутка.

-Объясните расстановку знаков препинания в предложении. Выделите ГО, сделайте вывод.   (ССП )

- Какое художественно-изобразительное средство использует автор в этом стихотворении? (горит костер – метафора)                                                                                  

4.2. Орфографическая минутка. Объясните правописание выделенных букв (объяснением правописания слова «рябина» завершаем данную работу)

- Почему в слове «рябина» пишется буква «я»? Обратимся к этимологии этого слова.

4.3. Этимологическая минутка. (Индивидуальное задание)                         

Ученик.  Общеславянское по своему происхождению название РЯБИНА было  дано дереву по пестрому облику его соцветий. Ведь древним значением  слова  РЯБОЙ, РЯБЬ и было «пёстрый, пятнистый». Цветущая рябина выглядит пестрым деревом в отличии, скажем, от белого цвета вишни или яблони.

5. Актуализация опорных знаний

       Анализируемое сложное предложение  состоит их 2  простых предложений. Что вы можете сказать о них? По наличию грамматических основ какие они? (Двусоставные) А какие предложения называют односоставными? (Односоставные предложения имеют ГО, состоящую из одного главного члена предложения, причём второй главный  член предложения не нужен для понимания смысла предложения или  вообще не может быть).                   

 5.1. Из теории языка.

     Одним из первых, кто поднял вопрос об односоставных предложениях в русской грамматике, был Алексей Александрович Шахматов. Он выделил типы односоставных предложений и описал особенности их строения.                                  

6. Изучение нового материала.

     Сегодня мы и познакомимся с типами односоставных предложений. (Запись предложений в тетрадях и на доске). Анализируя предложения, мы будем заполнять таблицу (на партах).

  1. Вот рябина. Скромное ветвистое деревцо. 2. Люблю (1л.,ед.ч) его перистые листочки, шелестящие при легком ветерке. А осенью подойдешь(2л., ед.ч) к  рябине, украшенной гроздьями красных ягод,  и любуешься (2л.,ед.ч.). 3. В деревнях поздней осенью собирают (3л., мн.ч.) тронутые морозом гроздья красной рябины. 4. Ароматно и вкусно пахнет в избах промерзшими ягодами.

Грамматический анализ предложений.

  1. Находим ГО
  2. Определяем вид предложения (одно- или двусоставное)
  3. Смотрим, чем выражен главный член предложения, записываем в таблицу               

Учитель. И еще один вид односоставных предложений с главным членом сказуемым –это обобщенно – личные. Мысленно в этих предложениях можно подставить подлежащее «все», «каждый», «любой», в отличие от неопределенно - личных, в которых мысленно можно подставить подлежащее «кто-то». Форму обобщенно – личного предложения имеют многие пословицы и поговорки:  Без труда не вытащишь(2л.,ед.ч.) и рыбку из пруда. Цыплят по осени считают (3л., мн.ч.).

Коллективное составление таблицы

                            Виды односоставных предложений

 

Виды

Формы выражения главного члена предложения

1.

Назывные

Сказуемого нет. Подлежащее в И.п.

2

Определённо-личные

Сказуемое в форме  1-2 лица

3

Неопределённо-личные

Сказуемое в форме 3 лица мн.ч.

4

Безличные  

нет и не может быть подлежащего

5

Обобщенно - личные

Сказуемое в форме 2-3 лица

Сообщение 1 ученика.                                                                     

         Вошла наша рябинушка в пословицы и загадки. Они красивы и поэтичны:

Без рябины осень скучна. Сентябрь славится одной ягодой,  да и то горькой рябиной.

С рябиной связаны и различные приметы: Много рябины - к сырой осени и морозной зиме. Зацвела рябина – к долгому теплу.                                                                                           

Сообщение 2 ученика

        Рябина считается символом счастья и мира в семье, поэтому молодожены сажали красавицу перед  домом. А 10 сентября – день памяти святых Петра и Павла- именуют еще в народе Рябинником. С этого дня можно было рвать рябину, потому что ягоды теряли свою горечь.       

Блиц-опрос

Учитель. Предлагаю проверить наши знания об односоставных предложениях и провести игру «Скорые вопросы и ответы»

Я произношу фразу, а вы быстро отвечаете, подняв карточку со словом «Да» или «Нет»

  1. Односоставные предложения имеют 2 главных члена предложения ?
  2. Определенно-личные предложения – это  односоставные предложения?
  3. В неопределенно-личном предложении главным является действие, а не лицо?
  4. Можно ли восстановить подлежащее в безличном предложении?
  5. Согласны ли вы, что назывные предложения имеют один только главный член – подлежащее?     
  6. Может ли назывное предложение быть распространенным?                                         

Тренировочные упражнения

Работа в группах по карточкам в течение 5 минут

Карточка 1 группе:

Подчеркнуть ГО, определить вид предложения:

Что стоишь, качаясь,
Тонкая рябина,
Головой склоняясь
До самого тына?

Карточка 2 группе:

   Переведите текст на русский язык. Запишите перевод. Подчеркните  ГО. Определите вид односоставного предложения.

    Осінь. Немов казкова принцеса в жовтому сарафані з червоними сережками – гронами  красується горобина у мене під вікном. Але ось холодний безжалісний вітер зриває чудове вбрання. І тільки червоні грона ягід будуть приховувати ніжні спогади про літо і тепло.

Словарик: грона - кисти, горобина – рябина, спогади – воспоминания.

Карточка 1 группе:

Составьте  сенкан к слову «рябина» (Возможный вариант)

1.Рябина                                                                                                                             2. Пестрая, полезная (горькая)                                                                                          3. Кормит, исцеляет, вдохновляет.                                                                              4.Без рябины осень скучна.                                                                               5.Красавица.                                                                                                                              

Проверка работ

Слово учителя

          Красивое и полезное дерево рябину ценили и берегли, ревностно охраняли от порчи. Оттого сложилось в народе неписаная заповедь: «Не руби, не ломай рябину – зубы болеть будут». Угроза зубной боли как охранная грамота рябине от неразумных  и злых рук, если такие всё- таки появлялись.                                                                                                                                    

Рефлексия  «Соберем рябиновую кисть». Наш урок подошел к концу. У вас на партах лежат листики в виде ягод рябины. На обратной стороне «ягоды» напишите, что вам удалось на уроке, что было интересным, а что трудным, что нового вы узнали. И прикрепите ягодку к нашей веточке.                                                                                                                                                                     Домашнее задание: Знать виды односоставных предложений (таблица),           выполнить упр. 159       

 

 

 

 

Рябина обыкновенная краткая информация Карточка 1 группе:

Запишите текст. Подчеркните ГО, определите вид предложения:

Что стоишь, качаясь,
Тонкая рябина,
Головой склоняясь
До самого тына?

 

 

Карточка 2 группе:

Рябина обыкновенная Фастигиата (на штамбе) / Sorbus aucuparia fastigiata  купить, цена, фото • Green Optima — Питомник растений  Переведите текст на русский язык. Запишите перевод. 

   Подчеркните  ГО. Определите вид односоставного

   предложения.

   Осінь. Немов казкова принцеса в жовтому сарафані з   червоними сережками – гронами  красується горобина у мене під вікном. Але ось холодний безжалісний вітер зриває чудове вбрання. І тільки червоні грона ягід будуть приховувати ніжні спогади про літо і тепло.

Словарик: грона - кисти, горобина – рябина, спогади - воспоминания

 

Сорта рябины: описания, посадка и уход на даче

 

Карточка 3 группе:

Составьте  сенкан к слову «рябина»

Невежинская рябина, купить саженцы с доставкой почтой

 

 

 

 

docx
Додано
22 листопада 2020
Переглядів
50
Оцінка розробки
Відгуки відсутні
Безкоштовний сертифікат
про публікацію авторської розробки
Щоб отримати, додайте розробку

Додати розробку