Актуальность опыта{5 C22544 A-7 EE6-4342-B048-85 BDC9 FD1 C3 A}«Включить» обучающихся в активный процесс познания и достижения истинных знаний. Формировать универсальные виды учебной деятельности, необходимые для развития личности, её самореализации, готовности к непрерывному образованию Учить школьника самостоятельно мыслить, осмысливать, структурировать и передавать информацию. Контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности
Технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо» представляет собой систему конкретных методических стратегий и приемов, направленных на достижение образовательных результатов умение работать с увеличивающимся и постоянно обновляющимся информационным потоком в разных областях знанийумение задавать вопросы, самостоятельно формулировать гипотезуумение вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представленийумение выражать свои мысли (устно и письменно) ясно, уверенно и корректно по отношению к окружающимумение аргументировать свою точку зрения и учитывать точки зрения других способность брать на себя ответственностьспособность участвовать в совместном принятии решенияспособность выстраивать конструктивные взаимоотношения с другими людьми
Специфика технологии « Развитие критического мышления» на уроках русского языка и литературы. Во-первых, учебный процесс строится на научно - обоснованных закономерностях взаимодействия личности и информации. Во-вторых, фазы технологии (вызов, осмысление, рефлексия) обеспечены таким образом, что учитель может быть максимально гибким в учебной ситуации, например, в работе с текстом, организации дискуссий, процесса реализации проектов. В-третьих, приёмы технологии позволяют обучение проводить на основе принципов сотрудничества, совместного планирования и осмысления.
Верные и неверные утверждения Верите ли вы, что… 1. Существительное обозначает предмет. 2. Имя существительное изменяется по родам. 3 Бывают собственными и нарицательными. 4. У существительных 3 склонения на конце слова после шипящих пишется ь. 5 Окончание существительного зависит только от падежа. 6. Не изменяется по числам. 7. Существительное изменяется по падежам. 8. У существительных 4 рода. 9 Бывают существительные только единственного числа или только множественного.10. В предложении выступают только в роли подлежащего. 11. Раздел, в котором изучаются части речи, называется морфология.
Ключевые слова. Посмотрите на слова и словосочетания и попробуйте предположить сюжет рассказа: Лобо – вожак волчьей стаи , Бланка – его подруга, опустошения в стадах скотоводов, премия за голову, капканы, последний вой Бланки, бедный старый герой, стальные челюсти крепко держат лапы, безучастие ко всему, сердце не вынесло тройного испытания, теперь никто их не разлучит.
Философская основа. Эстетические принципы. Идеологические принципы. Прекрасно то,что разумно. Деление на жанры. Три единства. Наследование античности. Основной конфликт. Ода. Трагеия. Комедия Места. Времени. Действия Столкновениеличных и гражданских интересов. Долга и страсти. Разума и чувства. Служение государственной идее. Высшее достоинство – исполнение долга. Укрепление абсолютной монархии. Классицизм в искусстве. Архитектура. Живопись. Музыка. Выражение мощи и величия Российской империи. Заложены основы новой архитектурной школы. М. Казаков. Н. Львов. В. Баженов. Е. Старов18 век – век портрета. Ф. Рокотов. Д. Левицкий. Светская. Духовная КЛАССИЦИЗМ
Тонкие и толстые вопросы. При изучении поэмы А. Ахматовой «Реквием» можно задать следующие вопросы: Тонкие - Как бы вы определили тему поэмы? Обратите внимание на эпиграф. Какие строки выражают основной пафос, идею? Какие художественные средства использует поэт, чтобы описать общее материнское горе?Толстые - Можно ли говорить, что поэма «Реквием» - это произведение о личной драме Ахматовой? Как в поэме соотносятся образ «бронзового памятника» и поэмы-памяти? Попытайтесь определить жизненную философию поэтессы.
{E8 B1032 C-EA38-4 F05-BA0 D-38 AFFFC7 BED3}Параметры сопоставления. Гоголь «Шинель»Кафка «Превращение»Имена героев. Акакий – незлобливый, сущий мученик. Грегор Замза – мотив превращения: автор – в героя, герой – в насекомое. Образ жизни героев. Служба, гнёт, повинность, уничтожение личности. Роль начальника в жизни каждого Нет имён и человеческих качеств – символы службы, идеологи системы. Модель существования. Человек-служба. Человек-служба - семья. Смерть героев«исчезло существо» (сравнение с мухой)«оно сдохло» (смерть ожидаема)Послесловие. Неотвратимость возмездия. Новая жизнь семьи «с чистого листа»Тема «маленького человека»«оставьте меня, зачем вы меня обижаете»«какое счастье быть вместе с людьми»КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ ТАБЛИЦА
Голова – вечная проблема «отцов и детей»Верхние косточки –1. Бен занят поиском работы. Совершенно не интересуется сыном. 2. Не отвечает на детские вопросы. Говорит с сыном с раздражением.3. Не общается, а только просит сына выполнять поручения. 4. Трагедия в Акульей бухте. 5. Изменения в поведении Бена. Думает не о себе, а о своих взаимоотношениях с сыном. 6. Спасти сына. 7. Бен разглядел Деви. Нижние косточки – 1.“Где-то в глубине души Бен понимал, что мальчик чужой им обоим”. 2. Был с сыном “резким и немногословным”.“Каждое замечание отца доводило его до слёз…” 3. Мальчик и не пытался продолжать разговор и молча выполнял, что ему приказывали”.4." - Что мне делать? - закричал Дэви. - Видишь, что с тобой случилось!" 5."...прикрикнул Бен как обычно, но тут же понял, что единственная надежда... Он нащупывал путь к сердцу мальчика....» 6. «...приближается последний дюйм. И все в руках мальчика». 7. «Он пристально посмотрел на сына и вспомнил, что уже давно как следует на него не глядел»Хвост - Судьба всегда дарит шанс.
Тест с пропущенными словами. В ___ году, было создано «Слово о полку Игореве» — гениальное произведение древней русской литературы.«Слово о полку Игореве» создано в годы, когда процесс феодального дробления Руси достиг своей наибольшей силы. О походе князя ___________Новгород-Северского _________ года сохранилось два летописных рассказа: один более обширный — в ________летописи, другой более сжатый — в__________. «Слово о полку Игореве» было создано вскоре после событий Игорева похода. Автор «Слова» обращается в своем произведении к ____________событий, которым эти события были хорошо известны. «Слово» — горячий призыв к ______________перед лицом внешней опасности, призыв к защите мирного, созидательного труда. Один из списков «Слова о полку Игореве», относящийся, по-видимому, к XVI веку, был найден в начале _____-х годов известным любителем и собирателем русских древностей ___________. С рукописи «Слова» сняты были копии; до нас дошла одна из них, предназначавшаяся для___________,. В 1812 году сборник, включавший «Слово о полку Игореве», сгорел во время московского пожара. Сгорела и большая часть экземпляров первого издания «Слова».
Лови ошибку1. Из описания Воланда: «…приятели догадались заглянуть ему как следует в глаза и убедились в том, что левый, голубой, у него совершенно безумен, а правый - пуст, черен и мертв». 2. «Очертил Бездомный главное действующее лицо своей поэмы, то есть Дьявола, очень черными красками, и тем не менее всю поэму приходилось, по мнению редактора, писать заново».3. «Она несла в руках отвратительные, тревожные красные цветы. Черт их знает, как их зовут, но они первые почему-то появляются в Москве. И эти цветы очень отчетливо выделялись на черном ее весеннем пальто… Нехороший цвет».
После проведенных уроков с применением стратегий технологии всегда появляются новые идеи. Это еще раз доказывает, что технология развития критического мышления не только педагогическая технология с установленными правилами, принципами и набором приемов, но и динамический, развивающий подход к обучению. Смысл образовательного процесса состоит не в строгом следовании алгоритму, а в свободном творчестве педагогов и учеников, работающих с использованием новых технологии.