Суицидологи отмечают во внешнем поведении детей и подростков ряд изменений, которые могут свидетельствовать о суицидальных намерениях: недостаток сна или повышенная сонливость; нарушение аппетита; признаки беспокойства, вспышки раздражительности;усиление чувства тревоги, печальное настроение;признаки вечной усталости, упадок сил, потеря свойственной детям энергии; неряшливый внешний вид;усиление жалоб на физическое недомогание;склонность к быстрой перемене настроения;отдаление от семьи и друзей;излишний риск в поступках; выражение безнадежности, поглощенность мыслями о смерти, разговоры о собственных похоронах; открытые заявления: "Ненавижу жизнь"; "Не могу больше этого выносить"; "Жить не хочется"; "Никому я не нужен".
Прежде всего необходимо помнить что за любое суицидальное поведение ребенка в ответе взрослые. При проведении беседы с подростком, размышляющем о самоубийстве, рекомендуется: внимательно слушать собеседника, т.к. подростки часто страдают от одиночества и невозможности излить душу;правильно формулировать вопросы, спокойно и доходчиво расспрашивая о сути тревожащей ситуации и о том, какая помощь необходима;не выражать удивления услышанным и не осуждать его за любые, даже самые шокирующие высказывания;
не спорить и не настаивать на том, что его беда ничтожна, что ему живется лучше других; высказывания "у всех есть такие же проблемы" заставляют ребенка ощущать себя еще более ненужным и бесполезным;постараться развеять романтически-трагедийный ореол представлений подростка о собственной смерти;не предлагать неоправданных утешений, но подчеркнуть временный характер проблемы;стремиться вселить в подростка надежду; она должна быть реалистичной и направленной на укрепление его сил и возможностей,
оцените серьезность намерений и чувств ребенка, если он уже имеет конкретный план самоубийства - ему срочно нужна помощь,оцените глубину эмоционального кризиса, замечайте детали, например, если человек, находившийся в состоянии депрессии, вдруг начинает проявлять бурную деятельность, - это может служить основанием для тревоги,внимательно отнеситесь ко всем, даже самым незначительным обидам и жалобам, подросток может не давать волю чувствам, скрывая свои проблемы, но в то же время находиться в состоянии глубокой депрессии,не бойтесь прямо спросить ребенка, не думает ли он (или она) о самоубийстве.
Оптимизация межличностных отношений в школе Поскольку причинами суицидов среди подростков являются также и нарушения межличностных отношений в школе, необходимо принять меры по нормализации стиля общения педагогов с учащимися, оптимизации учебной деятельности учащихся, вовлечению их в социально-значимые виды деятельности. Для предотвращения суицидов у детей учителя могут сделать следующее: вселять у детей уверенность в своих силах и возможностях; внушать им оптимизм и надежду; проявлять сочувствие и понимание; осуществлять контроль за поведением ребенка, анализировать его отношения со сверстниками.