Презентация может быть использована на уроках литературы при изучении творчества Шекспира в 8 и 9 классах. Работа хорошо иллюстрирована и является хорошим наглядным пособием на уроке литературы.
В конце XVI века, точнее — в 1596 году английский драматург Уильям Шекспир создал пьесу, которая стала бессмертной, дала жизнь балету Сергея Прокофьева, опере Шарля Гуно, множеству рисунков. Сюжет её был переосмыслен чешским писателем Карелом Чапеком, стихотворение о героях трагедии создала русская поэтесса XX века Маргарита Алигер, существует ряд экранизаций трагедии, одна из самых красочных принадлежит итальянскому режиссёру Франко Дзефирелли…
Номер слайду 3
У. Шекспир сюжет этой пьесы заимствовал у древнеримского поэта Овидия, который в сборнике «Метаморфозы» (превращения) рассказал историю Пирама и Фисбы. Мало кто помнит этих героев героев, а вот имена Ромео и Джульетты мы употребляем как символы преданности и беззаветной любви.
Номер слайду 4
С чего начинается пьеса? Какой персонаж появляется на сцене? Не показалось ли вам это удивительным?В прологе на сцену выходит хор и в своей речи кратко сообщает сюжет всей пьесы. В древности в античных трагедиях был такой персонаж — хор, состоявший из группы актёров. Он выражал мнение автора, высказывал отношение к происходящему, комментировал события. Шекспир использовал этот приём древних авторов, чтобы сразу настроить зрителей на трагедию.
Номер слайду 5
Определите тему трагедии «Ромео и Джульетта». Это произведение о жестокости мира, о силе любви, о взрослении юных героев. Где происходит действие?Что мы узнаём о жизни Вероны в самом начале произведения? В этом городе многие годы длится вражда двух семейств, причина её давно забыта, правителю Вероны и жителям это противостояние уже давно надоело, так как оно приносит много бед, но по-прежнему льётся кровь. Почему оба семейства не могут “унять кровопролитья”?
Номер слайду 6
В чём необычность ситуации, которая предстаёт перед нами в пьесе? Друг в друга влюбляются члены враждующих семейств, самые юные представителя фамилий Монтекки и Капулетти. Их чувство способно преодолеть вражду. Что такое сюжет? Выделите его элементы в трагедии У. Шекспира. Сюжет — система событий в произведении . Экспозиция -изображение столкновения Монтекки и Капулетти, беседа Бенволио и Ромео, подготовка к балу в доме Капулетти. Завязка- встреча Ромео и Джульетты на балу у Капулетти и рождение любви . Кульминация- сцена в склепе, когда каждый герой, считая своего возлюбленного умершим, принимает решение уйти из жизни. Развязка- рассказ брата Лоренцо и примирение семей.
Номер слайду 7
Что является способом характеристики героев в драматическом произведении?Способом характеристики персонажей драматического произведения являются их монологи и диалоги, поступки, отзывы о них других героев и авторские ремарки — пояснения автора к тексту, касающиеся обстановки, поведения действующих лиц, их внешнего вида. Проследим, как создаются образы главных героев, которые изменяются под влиянием своей любви. Что говорит Ромео о любви в начале трагедии, до знакомства с Джульеттой?(Акт I. Сцена 1 ) .
Номер слайду 8
Почему герой так отзывается о любви? В чём дело? Ромео признаётся, что влюблён в некую Розалину, которая не отвечает на его чувства, и это заставляет его страдать. Но это чисто надуманное увлечение, которое не затрагивает по-настоящему его сердца. Когда мы впервые встречаем Джульетту? О чём идёт речь?Первая встреча с героиней происходит в сцене разговора Джульетты с матерью, которая сообщает девушке о внимании к ней графа Париса. Мать просит дочь обратить внимание на молодого жениха, на что Джульетта отвечает: Ещё не знаю. Надо сделать пробу. Но это лишь единственно для вас.(Акт I. Сцена 3)
Номер слайду 9
Сколько лет Джульетте?О возрасте героини мы узнаём из речи её кормилицы: “Ей нет ещё четырнадцати лет”. Как и где вспыхивает чувство юных героев?Любовь возникает внезапно во время случайной встречи Ромео и Джульетты на балу у Капулетти, куда герой явился в надежде встретиться с Розалиной. Важно, что герои влюбляются, не зная имён друг друга. Когда они узнают правду, это не останавливает их Зачитайте отрывки из текста, в которых герои говорят о своих впечатлениях друг от друга.(Акт II. Сцена 5)
Номер слайду 10
Что мешает их любви?
Номер слайду 11
Как ведут себя Ромео и Джульетта до и после знакомства?Ромео до встречи с Джульеттой говорит очень много и красиво о своей любви к Розалине. Когда он встречает дочь Капулетти, он начинает действовать, так как настоящее чувство требует решительности. Из мечтательного юноши он превращается в смелого, мужественного человека, способного принимать решения и отвечать за свои поступки. Такой же путь проходит и Джульетта, она меняется ещё сильнее: сначала она была покорной дочерью, теперь восстаёт и борется за свою любовь. Любовь в трагедии предстаёт как великий воспитатель: герои взрослеют, принимают важные решения, берут на себя ответственность
Номер слайду 12
Как юные герои относятся к вражде своих семейств? Какое событие сыграло роковую роль в судьбе героев?Они оценивают друг друга не по имени, а по качествам. “Когда Ромео не звался бы Ромео, он хранил бы все милые достоинства свои…” — говорит Джульетта. Им не понятна вражда, которая мешает соединению. Из-за грубости и кровожадности кузена героини Тибальта, убившего друга Ромео — Меркуцио, герой оказывается изгнанным из Вероны . Чем можно объяснить ненависть Тибальта к Ромео? Почему Ромео был вынужден убить Тибальта?
Номер слайду 13
Хотел ли Ромео гибели Тибальта? Почему?Ромео не желал драться с Капулетти: влюбившись, он по-другому смотрит на мир, в Тибальте он видит родственника своей юной супруги и не желает ему зла .
Номер слайду 14
Прокомментируйте слова брата Лоренцо в третьей сцене, обращённые к Ромео. К чему призывает он юношу?Сопоставьте душевное состояние двух героев — Ромео и Джульетты — во второй и третьей сценах третьего акта. Что возвращает им надежду?
Номер слайду 15
Как описана Шекспиром сцена бракосочетания Ромео и Джульетты?Какое событие наносит любви свой удар?Ненависть наносит любви свой удар — следует сцена убийства Меркуцио. Но вслед за отчаянием приходит решимость, юношеская решимость, суровая и бесстрашная, которая делает вчерашних детей самыми мудрыми и самыми сильными из всех действующих лиц. Герои борются за свою любовь и счастье с враждебным им миром.
Номер слайду 16
Как герои пытались бороться за своё счастье? Кто был их союзником в этой борьбе, а кто — врагом?
Номер слайду 17
В чём видят герои смысл жизни?Для них высшей ценностью является любовь. Поэтому они не могут остаться в мире один без другого, поэтому они выбирают смерть. Даже их слова похожи. Джульетта, принимая снадобье, данное ей монахом Лоренцо, восклицает: “И за твоё здоровье пью, Ромео!”Ромео перед смертью, выпивая яд, говорит: “Пью за тебя, любовь!”
Номер слайду 18
Почему погибают герои?Мир, в котором они живут, ещё не готов к гармонии, примирению, доброте и любви . Прочитайте прощальные монологи героев и прокомментируйте их Чем отличается душевное состояние Ромео и Джульетты в те минуты, когда они произносят свои монологи?
Номер слайду 19
Есть ли смысл в гибели героев?После смерти юных супругов враждующие семьи примиряются. Гибель детей убеждает родителей в том, что их вражда — страшный пережиток времени и они наказаны за зло.
Номер слайду 20
Соответствуют ли эпиграфы содержанию нашего урока?Юные герои У. Шекспира радостно встретили свою любовь, которая вошла в их жизнь неожиданно. Они не смогли жить друг без друга, предпочтя смерть, но их гибель открыла глаза их родителям; Шекспир показал, что любовь действительно сильнее смерти.
Номер слайду 21
Трагедия — это драматическое произведение, в котором изображается столкновение героя с миром, его гибель и крушение идеала. Но в пьесе Шекспира нет трагедии любви, чувство героев торжествует, хотя сами они погибают, отстаивая свой идеал.