Презентация содержит материал к уроку обобщения и систематизации знаний ознакомит девятиклассников с порядком разбора сложного предложения; позволит повторить и систематизировать изученное по теме "Сложное предложение"
Синтаксический разбор сложного предложения. Подготовила учитель русского языка Коростышевской СОШ І-ІІІ ст. №3 Житомирской области. Карлинская Е. В.
Номер слайду 2
Цель:ознакомить с порядком синтаксического разбора сложного предложения;повторить и систематизировать знания по теме «Сложное предложение»;развивать логическое мышление; воспитывать интерес к русскому языку.
Номер слайду 3
Игра «Блеф-клуб» Сложные предложения делятся на ССП и СПП. В ССП средством связи являются подчинительные союзы. В СПП части связываются при помощи сочинительных союзов. В БСП части связываются при помощи смысла. Сложным предложением с разными видами связи называют многочленное предложение, которое состоит не менее чем из двух простых предложений. К видам синтаксической связи в таком предложении могут относятся сочинительная, подчинительная, союзная и бессоюзная связь.
Номер слайду 4
Переводчик Переведи предложения на русский язык, объясни постановку знаков препинания Справді, під темним небом затривожився, загудів ліс, закипіло листя по ньому, деревам чогось захотілося бігти, але вони не знали, куди податися, й, стогнучи, металися на всі боки. А коли блискавка згасла, ми побачили інший вогонь — біля самого яру, заломивши руки, горіло скалічене дерево. Місяць уже вкладався спати, а спокійна земля з хвилюванням прислухалася і прислухалась, як журавлі на своїх крилах несли її весну і розсівали той срібний перелив, по якому сьогодні ж людськими подіями посіється нове зерно. Сідало сонечко в сизо-червоні хмари; мов шматки розірваної ганчірки, висіли вони над горою, а зверху їх миготіло червоне зарево.
Номер слайду 5
Четвертое лишнее. Составь схему этого предложения. Солнце взошло, и хотя на небе не было ни единого облачка, но цвет его был странный белесоватый в зените и серый ближе к горизонту. К вечеру пошел дождь, снег почти растаял, и, хотя дорога стала еще грязнее, но все же лошадям стало легче. С весел капали голубые капли и, когда они падали в море), на месте их падения вспыхивало ненадолго тоже голубое пятнышко. Меня не тянула улица, если на ней было тихо, но когда я слышал веселый ребячий гам, то убегал со двора.
Номер слайду 6
План синтаксического разбора сложного предложения. Общая характеристика всего предложения: по цели высказывания, по эмоциональной окраске, по количеству грамматических основ, по виду связи между частями. Характеристика по смысловым отношениям, средствам связи, месту неравноправных частей. Характеристика отдельных частей: по наличию главных членов, по наличию второстепенных членов, по полноте, по наличию осложнений. Тип подчинения (для сложноподчинённого предложения с несколькими придаточными). Виды связи в смысловых блоках (для сложных предложений с разными видами связи).
Номер слайду 7
Образец синтаксического разбора сложного предложения Предложение повествовательное, невосклицательное, сложное, с сочинительной и подчинительной связью; состоит из 4 простых: 1 Он позвонил – двусоставное, нераспространённое, полное, не осложнено; 2 когда дверь открылась – придаточное обстоятельственное времени, двусоставное, распространённое, полное, не осложнено; 3 вышла девочка – двусоставное, нераспространённое, полное, не осложнено; 4 которую он видел вчера – придаточное определительное, двусоставное, распространённое, полное, не осложнено.
Номер слайду 8
Конструктор. Восстанови стихотворение, записав предложения в таком порядке: многочленное СПП с однородным соподчинением, СПП с придаточным изъяснительным, многочленное предложение с подчинительной и сочинительной связью. Объясни орфограммы, расставь знаки.1. Надеюсь что его ты (не)отвергнеш(?). 2. Я подарю тебе на память сувенир который для тебя искал усердно который я наш(?)л об(?)ехав мир. 3. В пространстве ограниче(?)ом квартир пусть он ра(?)кажет где я побывал и если сбережеш(?) мой сувенир то дружбу я твою (не)потерял.
Номер слайду 9
Проверь!Произведи синтаксический разбор предложений. Я подарю тебе на память сувенир,Который для тебя искал усердно,Который я нашел, объехав мир. Надеюсь, что его ты не отвергнешь. В пространстве ограниченном квартирпусть он расскажет, где я побывал,и если сбережешь мой сувенир,то дружбу я твою не потерял.
Номер слайду 10
Рефлексия. Важна ли та деятельность, которой мы занимались на уроке?Выполнили ли задачи, которые поставили перед собой в начале урока?Оцените работу своих одноклассников, сделайте комплимент другу за осознанную и продуктивную деятельность на уроке. Как вы оцениваете собственную работу на уроке?
Номер слайду 11
Домашнее задание. На выбор Повтори теоретический изученный материал по теме «Сложное предложение». Выполни упражнение 336. Напиши сочинение-миниатюру «Роль сложных предложений в речи». Используй сложные предложения. Произведи синтаксический разбор одного из них.