Розробка уроку для 6 класу на тему "Фразеологизмы" розкриває особливості використання складних мовних одиниць.
Русский язык 6 класс
Тема: “Фразеологизмы”.
Цели урока: 1) образовательная: сформировать у учащихся представление о фразеологизме как единице языка, об особенностях его строения и употребления в речи; 2) развивающая: развивать навыки правильного употребления фразеологизмов в устной и письменной речи; развивать творческие способности и образное мышление школьников, обогащать словарный запас учеников;
3) воспитательная: воспитать интерес и любовь к русскому языку, его красоте и многозначности.
Тип урока: усвоение новых знаний.
Ход урока
І. Оргмомент.
ІІ. Вступительное слово учителя.
ІІІ. Проверка домашнего задания.
Совершенствование умений построения диалогов.
IV. Формирование темы и цели урока.
Слово учителя. Ребята, а мы сегодня отправимся в путешествие по стране “Лексикология”. Именно так называется раздел науки о языке, который изучает словарный состав языка и его основную единицу - слово.
“Четырёхлетняя Светлана спросила у матери, скоро ли наступит лето.
Светлана стала как-то странно вертеться.
В основе этого забавного случая, рассказанного писателем К. Чуковским в книге “От двух до пяти”, лежит сложное и интересное явление русского языка.
В русском языке это более сложные языковые единицы - устойчивые сочетания слов. В этих сочетаниях слова слова теряют свою самостоятельность, и смысл имеет всё выражение в целом. Например, “бить баклуши” - бездельничать, “зарубить на носу” - запомнить. Такие выражения нельзя понимать буквально, так как их смысл не исходит из смысла слов, составляющих выражение.
Цель нашего урока: познакомиться с понятием фразеологизмы; учиться отличать фразеологизмы от других лексических групп и правильно употреблять в речи.
Учитель:
Наверное нет человека, который бы не слышал в свой адрес: “Не валяй дурака!”, “Не бей баклуши!” или “Заруби себе на носу!”.
Каждый, кто хорошо владеет русским языком, прекрасно понимает, о чем идёт речь, и не удивляется ни коту, который мало плачет, ни дождику, который почему-то идёт в четверг.
А помогает нам в этом изучение сегодняшней темы.
Итак, не будем бить баклуши,
Вы засучите рукава.
Задания готовьтесь слушать,
Чтоб не кружилась голова.
V. Закрепление изученного материала
Задача: обнаружить фразеологизмы.
Стихотворение В. Суслова.
Бывает частенько, что слово одно,
Но очень по-разному служит оно.
Примеры тут можно найти без труда,
Возьмем хоть короткое слово “вода”.
Вот был я мальчишкой, да детство прошло.
С тех пор уж немало воды утекло.
О смелом мы вправе сказать наперёд:
“Такой сквозь огонь и сквозь воду пройдет!”
А гуси и утки сухие всегда:
Заметили люди: “Как с гуся вода”.
Случилось с тобою: ты правил не знал,
Молчал при опросе? «Воды в рот набрал»!
Лентяй отдыхает, а время идет:
«Под камень лежачий вода не течет».
Сказать болтуну мы порою не прочь:
Довольно, мол, «воду-то в ступе толочь»!
Не прочь и другому сказать невзначай:
«Довольно лить воду! Ты дело давай! »
Работать впустую!. . Что скажут потом?
Не дело, мол, «воду носить решетом»!
Стихи я пишу, не жалея труда,
Чтоб вы не сказали: «В стихах-то вода… »
Ответы списать из тетрадки.
Не надо! Ведь этим ты другу
Окажешь … (медвежью услугу)
Поют кто в лес, ... (кто по дрова)
Ребята слушать их не станут:
От этой песни уши … (вянут)
На свете не найдешь.
О них обычно говорят:
[“Водой не разольёшь!”]
Буквально вдоль и поперёк,
И так устали мы в дороге,
Что еле … (волочили ноги)
Солнце блестит во всю ивановскую, и берёзы распустились.
(А. П. Чехов)
Вывод: фразеологизм выполняет роль одногочлена предложения.
История появления этого фразеологизма.
Во всю ивановскую значит “что есть мочи, изо всех сил”.
Очень давно, в XVI-XVII веках, указы русских царей зачитывались на городских площадях. Так в Москве указы русских царей зачитывались на Ивановской площади в Кремле (у колокольни Ивана Великого). Площадь была шумная, многолюдная. Дьяки, читавше царёвы указы, старались своим голосом заглушить гомон толпы. Им приходилось не читать, а кричать на всю площадь, во всю Ивановскую. С тех пор и пошло выражение “кричит во всю ивановскую”.
Рефлексия.
Домашнее задание: Найти историю одного из фразеологизмов, выучить правило.