Развитие творческой мысли учащихся на уроках русского языка
Цель: развитие логического мышления, визуализации, формирование навыков устной речи, воспитание навыков понимания другого человека, воспитание сознательного отношения к проблемам человеческого общения.
Образцы заданий творческого характера
В процессе дискуссии дети предлагают свои варианты ответов. Среди них:
- у людей разное воспитание;
- разный уровень информированности;
- разные социальные статусы;
- несхожие сферы деятельности;
- разные вкусовые пристрастия
- разные представления о «правильном»
и т.д.
Через несколько секунд дети описывают свои «внутренние картинки»:
- океанский лайнер;
- рыбацкий баркас;
- рисованный пиратский корабль из мультика;
- драккар с вооруженными викингами;
- «Летучий Голландец»;
- самые разные парусники (их большинство)
Многие детализируют свои описания (цвет, форма, размер).
Обычно дети играют с удовольствием, поэтому можно продолжить игру, несколько ее усложнив до простого предложения: ЧЕЛОВЕК ИДЕТ ПО УЛИЦЕ.
Вопрос: ЧТО ВЫ УВИДЕЛИ? КАКОЙ ЧЕЛОВЕК? КАКАЯ УЛИЦА? ВРЕМЯ ГОДА? ВРЕМЯ СУТОК?
ЗАПИШИТЕ ВАШИ ОТВЕТЫ НА ЛИСТОЧКАХ, ЧТОБЫ НЕ ЗАВИСЕТЬ ОТ РАНЕЕ СКАЗАННОГО.
Ответы:
- Осень, сумерки, мелкий дождь. Мужчина в длинном плаще, по черным зонтом (интересный стереотип, 6 человек из 28);
- Лето, разбитые плиты тротуара, мальчик лет 6 гонит мяч перед собой;
- Ночь, пустая улица, один фонарь, одинокая девушка (еще один шаблон, 4 человека);
- По улице после дождя идет старик с палочкой;
- Зима, мама несет на руках закутанного ребенка;
- Я иду по улице, лето. Вижу свои ноги в шортах и шлепанцах, длинную тень. Значит, уже часов 5 вечера.
Ответы:
- Это был тест на распознавание внутренней депрессии (!);
- Учитель хотел узнать, не боимся ли мы ходить по улице;
- Учитель хотел узнать, какое время года у нас самое любимое;
- Учитель хотел узнать, чего мы больше всего хотим (?)
- Нам хотели показать, насколько мы разные.
Люди действительно разные. И вы только что сами смогли в этом убедиться. Услышав то или иное слово, они зачастую представляют совсем не то, что вы имеете в виду. Поэтому так важно не упускать детали, если вы хотите, чтобы собеседник представил картину как можно более полно и как можно ближе к вашему представлению.
Задание: подобрать эпитеты для описания одной из 10 картинок, висящих на доске. Выигрывает тот, чью картинку по эпитетам распознало и выбрало наибольшее количество человек.
Оборудование: плакат, разделенный на 4 фрагмента, в каждом фрагменте – отдельный простой рисунок (рыбка, цветок, кораблик, рожица с косичками)
(рисунки полностью на совести экспериментатора)
2.1. Ход игры:
- Из класса выбираются 5 человек, желательно, чтобы один из них умел рисовать.
- Они отправляются за дверь с условием: не подглядывать и не подслушивать.
- С классом заключается договор: сохранять молчание, что бы ни говорили испытуемые. Ни в коем случае не поправлять и не подсказывать.
- Плакат укрепляется на закрывающемся крыле доски. Класс имеет возможность его рассмотреть.
- Из-за двери приглашается первый участник эксперимента. Учитель встречает его примерно следующим текстом (не догма, зависит от желания и воображения учителя):
ИТАК, ВАНЯ, ОДНАЖДЫ ТЫ КОЕ-ЧТО УВИДЕЛ. ЭТО СТАЛО САМЫМ ЯРКИМ ВПЕЧАТЛЕНИЕМ ТВОЕЙ ЖИЗНИ. СМОТРИ ВНИМАТЕЛЬНО! ОДНАЖДЫ ТЕБЕ ПРИДЕТСЯ РАССКАЗАТЬ О ТОМ, ЧТО ТЫ УВИДЕЛ, СВОЕМУ ВНУКУ.
- Ребенок смотрит на плакат 15 секунд, после чего крыло доски закрывается.
- Приглашается следующий участник игры, которому учитель говорит:
ЗДРАВСТВУЙ, МАША. ОДНАЖДЫ ТВОЙ ДЕДУШКА ВАНЯ (пережить восторг класса) В МОЛОДОСТИ КОЕ-ЧТО УВИДЕЛ. СЕЙЧАС ОН ХОТЕЛ БЫ РАССКАЗАТЬ ЭТО ТЕБЕ. СЛУШАЙ ВНИМАТЕЛЬНО! ТЕБЕ ПРИДЕТСЯ РАССКАЗЫВАТЬ ОБ ЭТОМ СВОИМ ВНУКАМ!
- Первый ученик рассказывает о том, что он видел на плакате. Чаще всего теряется то, что плакат состоит из 4 отдельных картинок, поэтому ребенок – при наличии хорошей памяти – просто перечисляет то, что запомнил.
- Далее таким же образом приглашаются остальные участники.
В процессе игры обычно исчезает около половины информации. А при наличии хотя бы одного игрока с живым воображением, первоначальная информация обрастает несуществующими подробностями.
- Последним приглашается ребенок, умеющий рисовать. Он должен изобразить на доске то, что ему рассказал предпоследний участник.
- После этого открывается плакат, и дети получают возможность воочию увидеть разницу между оригиналом и рисунком.
2.2. Вывод.
Вы только что получили возможность посмотреть, как искажаются факты, переданные по цепочке всего лишь из пяти звеньев в течение каких-то 10 минут. Представьте же, как изменились за сотни лет сказки, легенды, не говоря уже о мифах. Но их оправдывает хотя бы почтенный возраст.
А может ли быть оправдана недостоверная информация, которую мы передаем друг другу исключительно из небрежности?
2.3. Письменное задание
1 этап «Обязуюсь говорить правду и ничего, кроме правды»
Изложение ( объем 5 предложений) – максимально близко к тексту.
2 этап «Без лишних слов»
Сжатое изложение (тот же текст) – выделить информационное зерно в 1 предложении.
2.4. Домашнее задание
3 этап «Я художник, я так вижу»
Расширенное изложение (добавить подробности)
2.5. Анализ домашнего задания.