Развитие творческой мысли учащихся на уроках русского языка

Про матеріал
Материал содержит образцы творческих заданий для учащихся 5-7 классов. Задания могут варьироваться, усложняться по мере необходимости
Перегляд файлу

Развитие творческой мысли учащихся на уроках русского языка

Цель: развитие логического мышления, визуализации, формирование навыков устной речи, воспитание навыков понимания другого человека, воспитание сознательного отношения к проблемам человеческого общения.

Образцы заданий творческого характера

  1. Упражнение «Шаг навстречу»
    1.        Проблемный вопрос: ПОЧЕМУ ЛЮДИ ЧАСТО ДРУГ ДРУГА НЕ ПОНИМАЮТ?

В процессе дискуссии дети предлагают свои варианты ответов. Среди них:

 - у людей разное воспитание;

 - разный уровень информированности;

 - разные социальные статусы;

 - несхожие сферы деятельности;

 - разные вкусовые пристрастия

 - разные представления о «правильном»

и т.д.

  1.        Учитель предлагает игру: «Я СКАЖУ ВАМ ОДНО СЛОВО. ВЫ КРЕПКО ЗАЖМУРИТЕСЬ И ХОРОШО ПРЕДСТАВИТЕ ТО, ЧТО УСЛЫШАЛИ. А ПОТОМ ОПИШЕТЕ ПРЕДСТАВЛЕННОЕ»
    Слово КОРАБЛЬ.

Через несколько секунд дети описывают свои «внутренние картинки»:

 - океанский лайнер;

 - рыбацкий баркас;

 - рисованный пиратский корабль из мультика;

 - драккар с вооруженными викингами;

 - «Летучий Голландец»;

 - самые разные парусники (их большинство)

Многие детализируют свои описания (цвет, форма, размер).

Обычно дети играют с удовольствием, поэтому можно продолжить игру, несколько ее усложнив до простого предложения: ЧЕЛОВЕК ИДЕТ ПО УЛИЦЕ.
Вопрос: ЧТО ВЫ УВИДЕЛИ? КАКОЙ ЧЕЛОВЕК? КАКАЯ УЛИЦА? ВРЕМЯ ГОДА? ВРЕМЯ СУТОК?

ЗАПИШИТЕ ВАШИ ОТВЕТЫ НА ЛИСТОЧКАХ, ЧТОБЫ НЕ ЗАВИСЕТЬ ОТ РАНЕЕ СКАЗАННОГО.

Ответы:

 - Осень, сумерки, мелкий дождь. Мужчина в длинном плаще, по черным зонтом (интересный стереотип, 6 человек из 28);

 - Лето, разбитые плиты тротуара, мальчик лет 6 гонит мяч перед собой;

 - Ночь, пустая улица, один фонарь, одинокая девушка (еще один шаблон, 4 человека);

 - По улице после дождя идет старик с палочкой;

 - Зима, мама несет на руках закутанного ребенка;

 - Я иду по улице, лето. Вижу свои ноги в шортах и шлепанцах, длинную тень. Значит, уже часов 5 вечера.

  1.        «Мозговой штурм».
    Заметили ли они, насколько разное «кино» показывают их внутренние «экраны»?
    Какую цель, на их взгляд, ставил себе учитель, задавая этот вопрос?

Ответы:

 - Это был тест на распознавание внутренней депрессии (!);

 - Учитель хотел узнать, не боимся ли мы ходить по улице;

 - Учитель хотел узнать, какое время года у нас самое любимое;

 - Учитель хотел узнать, чего мы больше всего хотим (?)

 - Нам хотели показать, насколько мы разные.

  1.        Подведение итогов.
    Итак, вы смогли самостоятельно выйти на правильный ответ. Хотя, по большому счету, все вы правы. Из ваших маленьких «правд», как из паззлов, складывается большая картинка ИСТИНЫ. Истина всегда многогранна.

Люди действительно разные. И вы только что сами смогли в этом убедиться. Услышав то или иное слово, они зачастую представляют совсем не то, что вы имеете в виду. Поэтому так важно не упускать детали, если вы хотите, чтобы собеседник представил картину как можно более полно и как можно ближе к вашему представлению.

Задание: подобрать эпитеты для описания одной из 10 картинок, висящих на доске. Выигрывает тот, чью картинку по эпитетам распознало и выбрало наибольшее количество человек.

  1. Тренинг «Память поколений»

    Цель: показать, как искажается информация, научить передавать зрительную информацию на вербальном уровне, правильно подбирать слова; научить неукоснительному выполнению правил игры, дать представление о понятии «чистота эксперимента».

 

Оборудование: плакат, разделенный на 4 фрагмента, в каждом фрагменте – отдельный простой рисунок (рыбка, цветок, кораблик, рожица с косичками)

(рисунки полностью на совести экспериментатора)

 

2.1. Ход игры:

 - Из класса выбираются 5 человек, желательно, чтобы один из них умел рисовать.
- Они отправляются за дверь с условием: не подглядывать и не подслушивать.

 - С классом заключается договор: сохранять молчание, что бы ни говорили испытуемые. Ни в коем случае не поправлять и не подсказывать.

 - Плакат укрепляется на закрывающемся крыле доски. Класс имеет возможность его рассмотреть.
- Из-за двери приглашается первый участник эксперимента. Учитель встречает его примерно следующим текстом (не догма, зависит от желания и воображения учителя):

ИТАК, ВАНЯ, ОДНАЖДЫ ТЫ КОЕ-ЧТО УВИДЕЛ. ЭТО СТАЛО САМЫМ ЯРКИМ ВПЕЧАТЛЕНИЕМ ТВОЕЙ ЖИЗНИ. СМОТРИ ВНИМАТЕЛЬНО! ОДНАЖДЫ ТЕБЕ ПРИДЕТСЯ РАССКАЗАТЬ О ТОМ, ЧТО ТЫ УВИДЕЛ, СВОЕМУ ВНУКУ.

 

 - Ребенок смотрит на плакат 15 секунд, после чего крыло доски закрывается.

 - Приглашается следующий участник игры, которому учитель говорит:

ЗДРАВСТВУЙ, МАША. ОДНАЖДЫ ТВОЙ ДЕДУШКА ВАНЯ  (пережить восторг класса) В МОЛОДОСТИ КОЕ-ЧТО УВИДЕЛ. СЕЙЧАС ОН ХОТЕЛ БЫ РАССКАЗАТЬ ЭТО ТЕБЕ. СЛУШАЙ ВНИМАТЕЛЬНО! ТЕБЕ ПРИДЕТСЯ РАССКАЗЫВАТЬ ОБ ЭТОМ СВОИМ ВНУКАМ!

 

 - Первый ученик рассказывает о том, что он видел на плакате. Чаще всего теряется то, что плакат состоит из 4 отдельных картинок, поэтому ребенок – при наличии хорошей памяти – просто перечисляет то, что запомнил.

 

 - Далее таким же образом приглашаются остальные участники.

В процессе игры обычно исчезает около половины информации. А при наличии хотя бы одного игрока с живым воображением, первоначальная информация обрастает несуществующими подробностями.

 

 - Последним приглашается ребенок, умеющий рисовать. Он должен изобразить на доске то, что ему рассказал предпоследний участник.

 

 - После этого открывается плакат, и дети получают возможность воочию увидеть разницу между  оригиналом и рисунком.

 

2.2. Вывод.

Вы только что получили возможность посмотреть, как искажаются факты, переданные по цепочке всего лишь из пяти звеньев в течение каких-то 10 минут. Представьте же, как изменились за сотни лет сказки, легенды, не говоря уже о мифах. Но их оправдывает хотя бы почтенный возраст.

А может ли быть оправдана недостоверная информация, которую мы передаем друг другу исключительно из небрежности?

 

2.3. Письменное задание
 

1 этап «Обязуюсь говорить правду и ничего, кроме правды»

Изложение ( объем 5 предложений) – максимально близко к тексту.

 

2 этап «Без лишних слов»

Сжатое изложение (тот же текст) – выделить информационное зерно в 1 предложении.

 

2.4. Домашнее задание

3 этап «Я художник, я так вижу»

Расширенное изложение (добавить подробности)

 

2.5. Анализ домашнего задания.

 

 

docx
Додано
31 березня 2021
Переглядів
227
Оцінка розробки
Відгуки відсутні
Безкоштовний сертифікат
про публікацію авторської розробки
Щоб отримати, додайте розробку

Додати розробку