Понятие интерактивного обучения. Понятие «интеракция» (от англ. Interaction – взаимодействие) возникло впервые в социологии и социальной психологии. Характерно рассмотрение развития и жизнедеятельности личности, созидания человеком своего «Я» в ситуациях общения и взаимодействия с другими людьми. Понятие «интеракция» – это процесс взаимодействия, диалога с чем-либо (например, с компьютером) или кем-либо (человеком). Интерактивность (от англ .‑ «Inter» — «взаимный», «act» ‑ действовать ) - способность взаимодействовать или находится в режиме беседы, диалога с кем-либо (человеком) или чем-либо (например, компьютером). Понятие «интерактивный» происходит от английского «interact» (« inter» — «взаимный», «act» — «действовать»). Интерактивное обучение – это специальная форма организации образовательного процесса, суть которой состоит в совместной деятельности учащихся над освоением учебного материала, в обмене знаниями, идеями, способами деятельности. Интерактивное обучение —диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие преподавателя и учащегося или учащихся между собой. Интерактивное обучение является разновидностью активного обучения.
Цель интерактивного обучения Интерактивное обучение – это обучение погруженное в общение, которое сохраняет конечную цель и основное содержание образовательного процесса, основанное на взаимопонимании и взаимодействии. Цель:создание комфортных условий обучения, при которых учащийся чувствует свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность, что делает продуктивным сам процесс обучения,дать знания и навыки, а также создать базу для работы по решению проблем после того, как обучение закончится.создание диалогового обучения, в ходе которого осуществляется взаимодействие между учащимся и преподавателем, между самими учащимися.
Задачи интерактивного обученияпробуждение у обучающихся интереса; эффективное усвоение учебного материала; самостоятельный поиск учащимися путей и вариантов решения поставленной учебной задачи (выбор одного из предложенных вариантов или нахождение собственного варианта и обоснование решения); установление взаимодействия между учащимися (обучение работать в команде, проявлять терпимость к любой точке зрения, уважать право каждого на свободу слова, уважать его достоинства);развитие высокой мотивации, прочности знаний, творчества и фантазии, активной жизненной позиции, индивидуальности, свободы самовыражения, взаимоуважения и демократичности; развитие коммуникативных умений и навыков;формирование у обучающихся мнения и отношения;установление эмоциональных контактов между учащимися,формирование жизненных и профессиональных навыков;снятие нервной нагрузки обучающихся;выход на уровень осознанной компетентности учащегося.
Технологии интерактивного обучения МЕТОД ОБУЧЕНИЯ«Методы, используемые в учебной деятельности, должны вызывать интерес у ребенка к познанию окружающего мира, а учебное заведение стать школой радости. Радости познания, творчества, общения». В. А. Сухомлинский. Метод обучения (от др.-греч. μέθοδος - путь) – процесс взаимодействия между преподавателями и учениками, в результате которого происходит передача и усвоение знаний, умений и навыков, предусмотренных содержанием обучения.
Неигровые интерактивные имитационные методы. Кейс-метод Метод коллективного анализа ситуации Контекстное обучение Тренинг Конкурс профессионального мастерства Метод группового решения конкретных ситуационных производственных задач (научных проблем) Проблемно-ориентированнный метод Проектно-организационные технологии обучения работе в команде Применение предпринимательских идей в содержании курсов
Информационные методы обучения. Ресурсы Internet Методы дистанционного обучения с использованием глобальной и локальной сети Электронные и мультимедийные учебники Компьютерные диалоговые учебники Электронные ресурсы библиотек Электронные практикумы Компьютерные обучающие программы Консультации с использованием электронной почты и Web-портала
Лекционные формы интерактивных методов. Проблемная лекция Лекция-визуализация Лекция-презентация Лекция вдвоем Лекция с заранее запланированнными ошибками Лекция-пресс-конференция Лекция-беседа Лекция-дискуссия Лекция с разбором конкретных ситуаций Лекция с применением техники обратной связи Лекция консультация Групповая консультация
Схема интерактивного обучения Ученик – активный субъект образовательного процесса, проявляющий самостоятельность в выработке и принятии решений, готовый нести ответственность за свои действия, уверенный в себе, целеустремленный. Учитель – консультант, наставник, партнер. Задача учителя – определить направление работы, создать условия для инициативы обучающихся; грамотно организовать деятельность учащихся.
Этапы построения интерактивного обучения2. Организация взаимодействия в группе. в совместной работе нет «актеров» и «зрителей», все - участники;каждый член микрогруппы заслуживает того, чтобы его выслушали не перебивая;следует говорить так, чтобы тебя понимали; высказываться непосредственно по теме, избегая лишней информации;если прозвучавшая информация не вполне ясна, задавать вопросы «на понимание» (например, «Правильно ли я понял?»); только после этого делаются выводы;критикуются идеи, а не личности;цель совместной деятельности заключается не в «победе» какой-либо одной точки зрения, а в возможности найти лучшее решение, узнав разные мнения по проблеме и т.д.
Этапы построения интерактивного обучения3. Презентация групповых решений мнение группы должно выражать совокупное мнение всех членов. в процессе обсуждения нужно учить слушать друг друга, принимать чужую точку зрения, уступать.находить аргументы, которые, не обижая, доказывают правильность позиции, мнения и т.д.
Этапы построения интерактивного обучения4. Рефлексия - подбор вопросов, помогающих понять и выразить мнение: Легко ли работать в группе? Кто ощущал себя не комфортно и почему? Что помогает и что мешает общей работе?Что нового приобретаешь в совместной работе? Как можно улучшить работу группы?
Формы взаимодействия преподавателя и учащегося Пассивный метод – это форма взаимодействия преподавателя и учащегося, в которой преподаватель является основным действующим лицом и управляющим ходом занятия, а учащиеся выступают в роли пассивных слушателей, подчиненных директивам преподавателя. Связь преподавателя с учениками на пассивных занятиях осуществляется посредством опросов, самостоятельных, контрольных работ, тестов и т. д. Активный метод – это форма взаимодействия учащихся и преподавателя, при которой они взаимодействуют друг с другом в ходе занятия и учащиеся здесь не пассивные слушатели, а активные участники, учащиеся и преподаватель находятся на равных правах. Если пассивные методы предполагали авторитарный стиль взаимодействия, то активные больше предполагают демократический стиль. Интерактивный метод («Inter» - это взаимный, «act» - действовать) – означает взаимодействовать, находиться в режиме беседы, диалога с кем-либо. Другими словами, в отличие от активных методов, интерактивные ориентированы на более широкое взаимодействие студентов не только с преподавателем, но и друг с другом и на доминирование активности студентов в процессе обучения.
Инновационный метод обучения- социально - психологическийтренинг. Тренинг (англ. training от train — обучать, воспитывать) – метод активного обучения, направленный на развитие знаний, умений и навыков и социальных установок. Тренинг – форма интерактивного обучения, целью которого является развитие компетентности межличностного и профессионального поведения в общении. Достоинство тренинга заключается в том, что он обеспечивает активное вовлечение всех участников в процесс обучения
Инновационный метод обучения - тренинг Типы тренингов по критерию направленности воздействия и изменений: Навыковый тренинг направлен на формирование и выработку определённого навыка (например, тренинг переговоров, самопрезентации, техники продаж и др.) Психотерапевтический тренинг (более корректное название – психотерапевтическая группа) направлен на изменение в сознании. Эти группы соотносятся с существующими направлениями психотерапии –психодраматические, гештальт-группы, группы телесноориентированной, танце-двигательной терапии и др Социально-психологический тренинг - направлен на изменения и в сознании, и в формировании навыков, на смену социальных установок, развитие умений и опыта в области межличностного общения.
Социально - психологическийтренинг Требования к проведению тренинга: оптимальное количество участников тренинга 20-25 человек; соответствующее по размерам количеству участников тренинга помещение, где посадочные места расположены по «тренинговому кругу», что способствует активному взаимодействию его участников; обязательность ознакомления участников в начале любого занятия тренинга с целями и задачами данного занятия; проведение на первом занятии тренинга упражнения «знакомство» и принятие «соглашения» - правил работы группы; создание дружелюбной доверительной атмосферы и ее поддержание в течение всего тренинга; вовлечение всех участников в активную деятельность на протяжении всего тренинга;уважение чувств и мнений каждого участника; поощрение участников тренинга; подведение участников преподавателем к достижению поставленной перед ними цели занятия, не навязывая при этом своего мнения; обеспечение преподавателем соблюдения временных рамок каждого этапа тренинга; обеспечение эффективного сочетания теоретического материала и интерактивных упражнений; обязательность подведения итогов тренинга по его окончании.
Социально - психологическийтренинг Цель тренинга: дать участникам недостающую информацию, сформировать навыки устойчивости к давлению сверстников, навыки безопасного поведения. Задачи: обеспечение активного вовлечения всех участников в процесс обучения; достижение наработки и развития требуемого навыка.
Социально-психологическийтренинг. Принятие правил работы группы («соглашения»)Быть пунктуальными (не опаздывать и стремиться узнать и запомнить больше);соблюдение правила «поднятой руки»;занятие – не лекция, а общая работа. все участники равны независимо от возраста, социального статуса, опыта, места работы. каждый участник имеет право на собственное мнение по любому вопросу. говорить по одному; говорить по существу; слушать друг друга; стремиться понять друг друга; щадить чувства других;нет места прямой критике личности (подвергнуться критике может только идея). все сказанное на занятии – не руководство к действию, а информация к размышлению.соблюдение конфиденциальности; соблюдение временных границ; поощрение друг друга (словами, аплодисментами) и т.д.
Алгоритм проведения тренинга. Подготовка занятия: Ведущий (педагог) производит подбор темы, ситуации, определение дефиниций (все термины, понятия и т.д. должны быть одинаково поняты всеми обучающимися), подбор конкретной формы интерактивного занятия, которая может быть эффективной для работы с данной темой в данной группе. Вступление: Сообщение темы и цели занятия. Основная часть: Особенности основной части определяются выбранной формой интерактивного занятия. Выводы (рефлексия) Рефлексия начинается с концентрации участников на эмоциональном аспекте, чувствах, которые испытывали участники в процессе занятия. Второй этап рефлексивного анализа занятия – оценочный. Рефлексия заканчивается общими выводами, которые делает педагог.
Цель: формирование у подростков позитивного отношения к ЗОЖ и негативного отношения к курению. Возраст целевой группы: учащиеся 14-18 лет. Продолжительность занятия: 45 мин. Материалы для работы: доска, маркеры, листы бумаги, ручки. Пример методической разработкизанятия с элементами тренингапо профилактике курения
Ход занятия1. Разминка участников. Вхождение в тему занятия: «Скульптура зависимости»(10 мин)Участники делятся на группы по 3 человека. Каждая группа должна придумать и показать «Скульптуру никотиновой зависимости». Когда одна группа демонстрирует скульптуру — остальные попытаются угадать, что она обозначает. После этого участники микрогрупп объясняют свою позицию по отношению к курению.
2. «Курению – нет!»Актуализация знаний по проблеме курения у детей (20 мин.)Всех участников группы случайным образом делят на три подгруппы, каждой из которых по вариантам предлагается определить причины и последствия курения. Далее каждая группа по очереди представляет результаты своей работы на ватмане, выписывая в один столбик причины возникновения зависимости, а в другой — ее последствия. Пример: Причины: -Скука -Поиск новых приключений -За компанию -Чтобы расслабиться -Для вдохновения. Последствия: -Скандалы дома -Денежные трудности -Плохое самочувствие -Столкновение с законом
3. Разминка участников. Снятие внутреннего напряжения «Скажи-ка, дядя!» (5 мин.) Группа разбивается на 3-4 подгруппы. Каждая подгруппа получает 6 вопросов. Задание для группы: как можно быстрее и точнее ответить на все вопросы: У скольких человек имя начинается на букву «А»?Сколько окон в помещении?Сколько участников в группе курят регулярно?Сколько стульев в помещении?У скольких участников в группе есть часы на руке?Сколько участников в группе ни разу не пробовали курить?
4. Принятие собственной активной позиции в отношении курения«Незаконченные предложения» (20 мин.)Участникам группы зачитываются предложения под диктовку; во время паузы подростки должны их закончить: Когда стоящий рядом со мной человек курит, я чувствую... Если девушка (юноша) курит, я никогда не буду с ним (ней)... Когда я наблюдаю за курящим человеком, я понимаю... Главным признаком никотиновой зависимости, как мне кажется, является... Затем участники в парах зачитывают свои предложения. ВИДЕО РОЛИК
Рефлексия. Насколько вам было интересно? Что нового вы узнали играя сегодня? Хотелось бы вам еще поучаствовать в аналогичном тренинге? Что бы вы добавили в наш тренинг? Даст ли этот тренинг 100% гарантию того, что учащиеся никогда в своей жизни не попробуют наркотики? Конечно нет. Но нам взрослым очень важно помочь детям задуматься о том, как важно хорошо к себе относиться, уметь говорить «нет» и думать о том, для чего мы пришли в этот удивительный мир.
Социально - психологическийтренингсоздает условия для формирования и закрепления профессиональных знаний, умений и навыков, развития умений самостоятельно мыслить, ориентироваться в новой ситуации, находить свои подходы к решению проблем, устанавливать деловые контакты повышает эмоциональный отклик на процесс познания, мотивацию учебной деятельности, интерес на овладение новыми знаниями, умениями и практическом их применении. способствует развитию творческих способностей, устной речи, умения формулировать и высказывать свою точку зрения, активизируют мышление, способствует преодолению стереотипов в обучении, выработке новых подходов к профессиональным ситуациям.