Презентация «Социально-психологический тренинг - интерактивный метод обучения»

Про матеріал
Социально-психологический тренинг - повышает эмоциональный отклик на процесс познания, мотивацию учебной деятельности, интерес на овладение новыми знаниями, умениями и практическом их применении.
Зміст слайдів
Номер слайду 1

Инновационные технологии обучения. Презентацию подготовила социальный педагог Сергеева Елена Анатольевна Презентация на тему:«Социально-психологический тренинг - интерактивный метод обучения»Государственное учебное заведение«Запорожское высшее профессиональное училище»

Номер слайду 2

Понятие интерактивного обучения. Понятие «интеракция» (от англ. Interaction – взаимодействие) возникло впервые в социологии и социальной психологии. Характерно рассмотрение развития и жизнедеятельности личности, созидания человеком своего «Я» в ситуациях общения и взаимодействия с другими людьми. Понятие «интеракция» – это процесс взаимодействия, диалога с чем-либо (например, с компьютером) или кем-либо (человеком). Интерактивность (от англ .‑ «Inter» — «взаимный», «act» ‑ действовать ) - способность взаимодействовать или находится в режиме беседы, диалога с кем-либо (человеком) или чем-либо (например, компьютером). Понятие «интерактивный» происходит от английского «interact» (« inter» — «взаимный», «act» — «действовать»). Интерактивное обучение – это специальная форма организации образовательного процесса, суть которой состоит в совместной деятельности учащихся над освоением учебного материала, в обмене знаниями, идеями, способами деятельности. Интерактивное обучение —диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие преподавателя и учащегося или учащихся между собой. Интерактивное обучение является разновидностью активного обучения.

Номер слайду 3

Цель интерактивного обучения Интерактивное обучение – это обучение погруженное в общение, которое сохраняет конечную цель и основное содержание образовательного процесса, основанное на взаимопонимании и взаимодействии. Цель:создание комфортных условий обучения, при которых учащийся чувствует свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность, что делает продуктивным сам процесс обучения,дать знания и навыки, а также создать базу для работы по решению проблем после того, как обучение закончится.создание диалогового обучения, в ходе которого осуществляется взаимодействие между учащимся и преподавателем, между самими учащимися.

Номер слайду 4

Задачи интерактивного обученияпробуждение у обучающихся интереса; эффективное усвоение учебного материала; самостоятельный поиск учащимися путей и вариантов решения поставленной учебной задачи (выбор одного из предложенных вариантов или нахождение собственного варианта и обоснование решения); установление взаимодействия между учащимися (обучение работать в команде, проявлять терпимость к любой точке зрения, уважать право каждого на свободу слова, уважать его достоинства);развитие высокой мотивации, прочности знаний, творчества и фантазии, активной жизненной позиции, индивидуальности, свободы самовыражения, взаимоуважения и демократичности; развитие коммуникативных умений и навыков;формирование у обучающихся мнения и отношения;установление эмоциональных контактов между учащимися,формирование жизненных и профессиональных навыков;снятие нервной нагрузки обучающихся;выход на уровень осознанной компетентности учащегося.

Номер слайду 5

Технологии интерактивного обучения МЕТОД ОБУЧЕНИЯ«Методы, используемые в учебной деятельности, должны вызывать интерес у ребенка к познанию окружающего мира, а учебное заведение стать школой радости. Радости познания, творчества, общения». В. А. Сухомлинский. Метод обучения (от др.-греч. μέθοδος - путь) – процесс взаимодействия между преподавателями и учениками, в результате которого происходит передача и усвоение знаний, умений и навыков, предусмотренных содержанием обучения.

Номер слайду 6

Методы обучения. Игровые интерактивные имитационные Неигровые интерактивные имитационные Неимитационные интерактивные Лекционные формы Информационные

Номер слайду 7

Игровые интерактивные имитационные методы. Деловая игра Ролевая игра Организационно-деятельностная игра Дискуссия (диспут, симпозиум, дебаты, брейн-ринг, круглый стол) Мозговой штурм

Номер слайду 8

Неигровые интерактивные имитационные методы. Кейс-метод Метод коллективного анализа ситуации Контекстное обучение Тренинг Конкурс профессионального мастерства Метод группового решения конкретных ситуационных производственных задач (научных проблем) Проблемно-ориентированнный метод Проектно-организационные технологии обучения работе в команде Применение предпринимательских идей в содержании курсов

Номер слайду 9

Неимитационные интерактивные методы. Групповая учебная деятельность Эвристическая беседа Метод эврестических вопросов Коллоквиум Соревнование Олимпиада

Номер слайду 10

Информационные методы обучения. Ресурсы Internet Методы дистанционного обучения с использованием глобальной и локальной сети Электронные и мультимедийные учебники Компьютерные диалоговые учебники Электронные ресурсы библиотек Электронные практикумы Компьютерные обучающие программы Консультации с использованием электронной почты и Web-портала

Номер слайду 11

Лекционные формы интерактивных методов. Проблемная лекция Лекция-визуализация Лекция-презентация Лекция вдвоем Лекция с заранее запланированнными ошибками Лекция-пресс-конференция Лекция-беседа Лекция-дискуссия Лекция с разбором конкретных ситуаций Лекция с применением техники обратной связи Лекция консультация Групповая консультация

Номер слайду 12

Схема интерактивного обучения Ученик – активный субъект образовательного процесса, проявляющий самостоятельность в выработке и принятии решений, готовый нести ответственность за свои действия, уверенный в себе, целеустремленный. Учитель – консультант, наставник, партнер. Задача учителя – определить направление работы, создать условия для инициативы обучающихся; грамотно организовать деятельность учащихся.

Номер слайду 13

Этапы построения интерактивного обучения1. Объединение учащихся в группу.  «по желанию»;с учетом личностных склонностей.

Номер слайду 14

Этапы построения интерактивного обучения2. Организация взаимодействия в группе. в совместной работе нет «актеров» и «зрителей», все  -  участники;каждый член микрогруппы заслуживает того, чтобы его выслушали не перебивая;следует говорить так, чтобы тебя понимали; высказываться непосредственно по теме, избегая лишней информации;если прозвучавшая информация не вполне ясна, задавать вопросы «на понимание» (например, «Правильно ли я понял?»); только после этого делаются выводы;критикуются идеи, а не личности;цель совместной деятельности заключается не в «победе» какой-либо одной точки зрения, а в возможности найти лучшее решение, узнав разные мнения по проблеме и т.д.

Номер слайду 15

Этапы построения интерактивного обучения3. Презентация групповых решений мнение группы должно выражать совокупное мнение всех членов. в процессе обсуждения нужно учить слушать друг друга, принимать чужую точку зрения, уступать.находить аргументы, которые, не обижая, доказывают правильность позиции, мнения и т.д.

Номер слайду 16

Этапы построения интерактивного обучения4. Рефлексия - подбор вопросов, помогающих понять и выразить мнение: Легко ли работать в группе? Кто ощущал себя не комфортно и почему? Что помогает и что мешает общей работе?Что нового приобретаешь в совместной работе? Как можно улучшить работу группы?

Номер слайду 17

Формы взаимодействия преподавателя и учащегося Пассивный метод – это форма взаимодействия преподавателя и учащегося, в которой преподаватель является основным действующим лицом и управляющим ходом занятия, а учащиеся выступают в роли пассивных слушателей, подчиненных директивам преподавателя. Связь преподавателя с учениками на пассивных занятиях осуществляется посредством опросов, самостоятельных, контрольных работ, тестов и т. д. Активный метод – это форма взаимодействия учащихся и преподавателя, при которой они взаимодействуют друг с другом в ходе занятия и учащиеся здесь не пассивные слушатели, а активные участники, учащиеся и преподаватель находятся на равных правах. Если пассивные методы предполагали авторитарный стиль взаимодействия, то активные больше предполагают демократический стиль. Интерактивный метод («Inter» - это взаимный, «act» - действовать) – означает взаимодействовать, находиться в режиме беседы, диалога с кем-либо. Другими словами, в отличие от активных методов, интерактивные ориентированы на более широкое взаимодействие студентов не только с преподавателем, но и друг с другом и на доминирование активности студентов в процессе обучения.

Номер слайду 18

Инновационный метод обучения- социально - психологическийтренинг. Тренинг (англ. training от train — обучать, воспитывать) – метод активного обучения, направленный на развитие знаний, умений и навыков и социальных установок. Тренинг – форма интерактивного обучения, целью которого является развитие компетентности межличностного и профессионального поведения в общении. Достоинство тренинга заключается в том, что он обеспечивает активное вовлечение всех участников в процесс обучения

Номер слайду 19

Инновационный метод обучения - тренинг Типы тренингов по критерию направленности воздействия и изменений: Навыковый тренинг направлен на формирование и выработку определённого навыка (например, тренинг переговоров, самопрезентации, техники продаж и др.) Психотерапевтический тренинг (более корректное название – психотерапевтическая группа) направлен на изменение в сознании. Эти группы соотносятся с существующими направлениями психотерапии –психодраматические, гештальт-группы, группы телесноориентированной, танце-двигательной терапии и др Социально-психологический тренинг - направлен на изменения и в сознании, и в формировании навыков, на смену социальных установок, развитие умений и опыта в области межличностного общения.

Номер слайду 20

Социально - психологическийтренинг Требования к проведению тренинга: оптимальное количество участников тренинга 20-25 человек; соответствующее по размерам количеству участников тренинга помещение, где посадочные места расположены по «тренинговому кругу», что способствует активному взаимодействию его участников; обязательность ознакомления участников в начале любого занятия тренинга с целями и задачами данного занятия; проведение на первом занятии тренинга упражнения «знакомство» и принятие «соглашения» - правил работы группы; создание дружелюбной доверительной атмосферы и ее поддержание в течение всего тренинга; вовлечение всех участников в активную деятельность на протяжении всего тренинга;уважение чувств и мнений каждого участника; поощрение участников тренинга; подведение участников преподавателем к достижению поставленной перед ними цели занятия, не навязывая при этом своего мнения; обеспечение преподавателем соблюдения временных рамок каждого этапа тренинга; обеспечение эффективного сочетания теоретического материала и интерактивных упражнений; обязательность подведения итогов тренинга по его окончании.

Номер слайду 21

Социально - психологическийтренинг Цель тренинга: дать участникам недостающую информацию, сформировать навыки устойчивости к давлению сверстников, навыки безопасного поведения. Задачи: обеспечение активного вовлечения всех участников в процесс обучения; достижение наработки и развития требуемого навыка.

Номер слайду 22

Социально-психологическийтренинг. Принятие правил работы группы («соглашения»)Быть пунктуальными (не опаздывать и стремиться узнать и запомнить больше);соблюдение правила «поднятой руки»;занятие – не лекция, а общая работа. все участники равны независимо от возраста, социального статуса, опыта, места работы. каждый участник имеет право на собственное мнение по любому вопросу. говорить по одному; говорить по существу; слушать друг друга; стремиться понять друг друга; щадить чувства других;нет места прямой критике личности (подвергнуться критике может только идея). все сказанное на занятии – не руководство к действию, а информация к размышлению.соблюдение конфиденциальности; соблюдение временных границ; поощрение друг друга (словами, аплодисментами) и т.д.

Номер слайду 23

Алгоритм проведения тренинга. Подготовка занятия: Ведущий (педагог) производит подбор темы, ситуации, определение дефиниций (все термины, понятия и т.д. должны быть одинаково поняты всеми обучающимися), подбор конкретной формы интерактивного занятия, которая может быть эффективной для работы с данной темой в данной группе. Вступление: Сообщение темы и цели занятия. Основная часть: Особенности основной части определяются выбранной формой интерактивного занятия. Выводы (рефлексия) Рефлексия начинается с концентрации участников на эмоциональном аспекте, чувствах, которые испытывали участники в процессе занятия. Второй этап рефлексивного анализа занятия – оценочный. Рефлексия заканчивается общими выводами, которые делает педагог.

Номер слайду 24

Цель: формирование у подростков позитивного отношения к ЗОЖ и негативного отношения к курению. Возраст целевой группы: учащиеся 14-18 лет. Продолжительность занятия: 45 мин. Материалы для работы: доска, маркеры, листы бумаги, ручки. Пример методической разработкизанятия с элементами тренингапо профилактике курения

Номер слайду 25

Ход занятия1. Разминка участников. Вхождение в тему занятия: «Скульптура зависимости»(10 мин)Участники делятся на группы по 3 человека. Каждая группа должна придумать и показать «Скульптуру никотиновой зависимости». Когда одна группа демонстрирует скульптуру — остальные попытаются угадать, что она обозначает. После этого участники микрогрупп объясняют свою позицию по отношению к курению.

Номер слайду 26

2. «Курению – нет!»Актуализация знаний по проблеме курения у детей (20 мин.)Всех участников группы случайным образом делят на три подгруппы, каждой из которых по вариантам предлагается определить причины и последствия курения. Далее каждая группа по очереди представляет результаты своей работы на ватмане, выписывая в один столбик причины возникновения зависимости, а в другой — ее последствия. Пример: Причины: -Скука -Поиск новых приключений -За компанию -Чтобы расслабиться -Для вдохновения. Последствия: -Скандалы дома -Денежные трудности -Плохое самочувствие -Столкновение с законом

Номер слайду 27

3. Разминка участников. Снятие внутреннего напряжения «Скажи-ка, дядя!» (5 мин.) Группа разбивается на 3-4 подгруппы. Каждая подгруппа получает 6 вопросов. Задание для группы: как можно быстрее и точнее ответить на все вопросы: У скольких человек имя начинается на букву «А»?Сколько окон в помещении?Сколько участников в группе курят регулярно?Сколько стульев в помещении?У скольких участников в группе есть часы на руке?Сколько участников в группе ни разу не пробовали курить?

Номер слайду 28

4. Принятие собственной активной позиции в отношении курения«Незаконченные предложения» (20 мин.)Участникам группы зачитываются предложения под диктовку; во время паузы подростки должны их закончить: Когда стоящий рядом со мной человек курит, я чувствую... Если девушка (юноша) курит, я никогда не буду с ним (ней)... Когда я наблюдаю за курящим человеком, я понимаю... Главным признаком никотиновой зависимости, как мне кажется, является... Затем участники в парах зачитывают свои предложения. ВИДЕО РОЛИК

Номер слайду 29

Рефлексия. Насколько вам было интересно? Что нового вы узнали играя сегодня? Хотелось бы вам еще поучаствовать в аналогичном тренинге? Что бы вы добавили в наш тренинг? Даст ли этот тренинг 100% гарантию того, что учащиеся никогда в своей жизни не попробуют наркотики? Конечно нет. Но нам взрослым очень важно помочь детям задуматься о том, как важно хорошо к себе относиться, уметь говорить «нет» и думать о том, для чего мы пришли в этот удивительный мир.

Номер слайду 30

Социально - психологическийтренингсоздает условия для формирования и закрепления профессиональных знаний, умений и навыков, развития умений самостоятельно мыслить, ориентироваться в новой ситуации, находить свои подходы к решению проблем, устанавливать деловые контакты повышает эмоциональный отклик на процесс познания, мотивацию учебной деятельности, интерес на овладение новыми знаниями, умениями и практическом их применении. способствует развитию творческих способностей, устной речи, умения формулировать и высказывать свою точку зрения, активизируют мышление, способствует преодолению стереотипов в обучении, выработке новых подходов к профессиональным ситуациям.

Номер слайду 31

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ

zip
Додано
26 квітня 2019
Переглядів
2464
Оцінка розробки
Відгуки відсутні
Безкоштовний сертифікат
про публікацію авторської розробки
Щоб отримати, додайте розробку

Додати розробку