Первый подход основан на общегуманистических принципах и понимает сопровождение какпроектирование образовательной среды, создание условий для максимально успешного обучения данного конкретного ребенка с опорой на возрастные нормативы, в логике собственного развития ребенка, приоритетности его потребностей, целей и ценностей(Битянова, 1997, 1998). Сопровождение
- защита прав детей на развитие и образование, - защита прав детей на сохранение «позитивного здоровья», которое нарушается в том числе из-за перегрузок образовательных программ, несоответствия образовательной среды потенциальным возможностям детей, их эмоциональных перегрузок. Цель сопровождения
В ситуации значительного увеличения образовательных нагрузок защита прав ребенка и его сопровождение должны осуществляться как дозирование этих нагрузок. Нагрузки должны быть: - оптимальными и достаточными для полноценного развития, - не выходить за пределыпосильных для данного ребенка. Осуществление сопровождения
Отсутствие четких и понятных для педагогов критериев максимальной и в то же время оптимальной нагрузки вызывает необходимость:-контролировать состояние школьника с целью оптимизации воздействий на него образовательной среды и «уравнивать» эти воздействияс ограниченными возможностями ребенка. Осуществление сопровождения
Непрерывное поддержание силами всех специалистов — равновесной ситуации между реальными возможностями ребенка по амплификации образовательных воздействий (определяемых, в первую очередь, закономерностями индивидуального развития ребенка) и объемом, динамическими показателями этих образовательных воздействий, со стороны педагогов, родителей, других субъектов образовательного процесса. Цели и задачи сопровождения
будет определяется тремя основными взаимосвязанными компонентами по М. Р. Битяновой:1) систематическим отслеживанием психолого-педагогического статуса ребенка, динамики его психического развития в процессе обучения;2) созданием социально-психологических условий для развития личности каждого ребенка, успешности его обучения (базовый образовательный компонент);3) созданием специальных социально-психологических условий для сопровождения и помощи в обучении и развитии детям с ООП (в рамках специального образовательного компонента). Сопровождение как целостная деятельность всех субъектов образовательного процесса
- комплексная диагностика, - развивающая и коррекционная деятельность, - консультирование и просвещение педагогов, родителей, других участников образовательного процесса, - экспертная деятельность по определению и корректировке индивидуального образовательного маршрута, - социально-диспетчерская деятельность (в рамках взаимодействия отдельных специалистов и служб помощи ребенку и его семье). Конкретные формы и содержание работы специалистов:
т.е. критериев перехода состояния ребенка (при увеличении силы, сложности и объема образовательных воздействий) в пограничную с дезадаптивным состоянием зону, в которой ребенок будет демонстрировать преддезадаптационное состояние. Определение критериев максимально-оптимально-допустимых образовательных воздействий
Такое пограничное состояние ребенка традиционно описывается как нахождение ребенка в группе риска по конкретному показателю:школьная или социальная дезадаптация, девиантное или деликвентное поведение, в том числе суицидальное поведение, эмоционально-аффективная дезадаптация и т.п. Пограничное состояние ребенка
- проведение подобной оценки можно осуществлять только после периода адаптации ребенка к условиям образовательного учреждения. - это относится к детям, поступающим в первый класс, и к новым детям, поступающим во второй и последующие классы. Таким образом, процесс выявления детей, нуждающихся в специальных образовательных условиях и индивидуальном образовательном маршруте, следует начинать не ранее третьей недели школьного обучения. Технология выделения детей, нуждающихся в организации специальных условий образования
В ситуации совместной роботы педагога класса и психолога содержание анализа наблюдаемых особенностей ребенка должно быть одинаковым. Содержание анализа наблюдаемых особенностей ребенка. Ребенок оценивается по восьми показателям: Поведение;Темповые характеристики деятельности;Познавательное развитие;Речевое развитие;Овладение программным материалом;Игра и общение с сверстниками;Эмоциональные особенности;Моторное развитие.
{5 C22544 A-7 EE6-4342-B048-85 BDC9 FD1 C3 A}№ пп. Анализируемый показатель. Незначителен или отсутствует. Отмечается, но не постоянно. Характерендля ребенкаинаблюдается частоІПоведение ребенка 1 Импульсивен, расторможен. Нуждается в многократном повторении заданий и контроле взрослого0122 С трудом подчиняется правилам и инструкциям, неусидчив на уроках, возбужден на переменах0123 Тормозим. Не сразу включается в работу,долго «раскачивается»0124 Неуверен в своих силах. Боязлив и тревожен012 Сумма по I гр:
{5 C22544 A-7 EE6-4342-B048-85 BDC9 FD1 C3 A}ІІТемповые характеристики деятельности Незначителен или отсутствует Отмечается, но не постоянно Характерендля ребенкаинаблюдается часто5 Заторможен, медлителен, не успевает за другими детьми0126 Темп работы неравномерен. Быстро устает, теряет интерес0127 Работает невнимательно, допускает много ошибок, не следит за ходом урока, много отвлекается0128 Темп работы быстрый, но работает хаотично и «бестолково»012 Сумма по II гр:
{5 C22544 A-7 EE6-4342-B048-85 BDC9 FD1 C3 A}ІІІПознавательное развитие Незначителен или отсутствует Отмечается, но не постоянно Характерендля ребенкаинаблюдается часто9 Недостаточно сообразителен (затрудняется в ответах на простые вопросы и задания)01210 Постоянно нуждается в дополнительныхразъяснениях01211 Недостаточен объем знаний об окружающем мире01212 Познавательно недостаточно активен(мало чем интересуется)012 Сумма по III гр:
{5 C22544 A-7 EE6-4342-B048-85 BDC9 FD1 C3 A}IVРечевое развитие Незначителен или отсутствует Отмечается, но не постоянно Характерендля ребенкаинаблюдается часто 13 Речь недостаточно разборчива. Имеются трудности звукопроизношения01214 Словарный запас беден по сравнению с другими детьми01215 Имеются нарушения грамматического строя речи01216 Малоразговорчив. выраженные трудностипересказа, старается говорить односложно012 Сумма по IV гр:
{5 C22544 A-7 EE6-4342-B048-85 BDC9 FD1 C3 A}VОвладение программным материалом Незначителен или отсутствует Отмечается, но не постоянно Характерендля ребенкаинаблюдается часто17 С трудом осваивает программу пописьму (украинский язык)01218 С трудом осваивает программу по математике01219 Имеются трудности чтения и понимания (пересказа) текстов01220 Нуждается в дополнительныхзанятиях с педагогом012 Сумма по V гр:
{5 C22544 A-7 EE6-4342-B048-85 BDC9 FD1 C3 A}VIИгра и общение со сверстниками Незначителен или отсутствует Отмечается, но не постоянно Характерендля ребенкаинаблюдается часто21 Предпочитает играть в одиночестве,малоконтактен01222 Конфликтует с детьми, часто дерется, злится01223 Не умеет поддержать игру, принять роль01224 Чрезмерно общителен, бездистантен012
{5 C22544 A-7 EE6-4342-B048-85 BDC9 FD1 C3 A}VIIЭмоциональные особенности Незначителен или отсутствует Отмечается, но не постоянно Характерендля ребенкаинаблюдается часто 25 Фон настроения повышен,многоречив, «всюду лезет»01226 Наблюдаются эмоциональные «перепады»(аффективные «вспышки»), может быть эмоционально неадекватен01227 Настроение снижено, плаксив, негативистичен01228 Проявляет агрессию по отношению к детям и взрослым012 Сумма по VII гр:
{5 C22544 A-7 EE6-4342-B048-85 BDC9 FD1 C3 A}VIIIМоторное развитие Незначителен или отсутствует Отмечается, но не постоянно Характерендля ребенкаинаблюдается часто29 Плохо развита графическая деятельность, почерк корявый, неразборчивый01230 Нарушена общая координация. Неуклюжий, неловкий01231 Неуспешен в таких предметах как труд и рисование01232 Предпочитает (часто) работать левой рукой012 Сумма по VIII гр:
Психологом должны быть оценены следующие показатели поведения и состояния ребенка, в том числе, психические процессы: Операциональные характеристики деятельности (темп деятельности, работоспособность, характеристика параметров внимания);Характер поведения ребенка в целом, а также такой его параметр как целенаправленность (регуляторная зрелость);Особенности речевого развития;Аффективные и эмоциональные особенности ребенка;Специфика взаимодействия ребенка с детьми и взрослыми (коммуникативный аспект);Моторная гармоничность, ловкость ребенка (включая оценку латеральных моторных и сенсорных предпочтений ребенка);Анализ продуктов деятельности как дополнительный элемент метода наблюдения. Наблюдение за детьми на уроке
Договоренность с педагогом или воспитателем о времени и целях посещения психологом класса или группы детей«Незаметность» — в этом случае дети быстро перестанут замечать чужого взрослого в классе и станут вести себя естественно. Наличие заранее заготовленных листов-схем и листов для фиксации наблюдений. Условия проведения
ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ КАРТАФ. И. О. ученика _________________________ класс ____________учебный год ________________________ четверть _____________Дата. Данные наблюдения психолога. Данные логопедического обследования. Данные социально-педагогического обследования. Данные медицинского обследования
Снятие тревоги, опасений, разбор заблуждений. Установление доверительных отношений между участниками инклюзивного проекта (учителями и специалистами ПМПК). Выявление педагогов, наиболее готовых к тому, чтобы особый ребенок, или дети учились именно в его классе. Тренинг для участников инклюзивного процесса
дети со сниженным слухом и дети с проблемами двигательного характера лучше себя чувствуют если их в классе двое или трое, если в классе будет учиться ребенок со сниженным физическим слухом, то педагог ни в коем случае не должен быть чрезмерно разговорчивым и с быстрой речью. Комплектация инклюзивного класса
дети с расстройствами аутистического спектра достаточно легко «заражаются» чужим двигательным возбуждением, в одном классе с таким ребенком не должно быть слишком много детей с двигательной расторможенностью.дети с проблемами аутистического спектра лучше себя чувствуют в среде более младших детей и детей с проблемами когнитивного плана.таких детей в классе также не должно быть больше двух. Комплектация инклюзивного класса
Проведение игровых занятий для учеников класса на эмоциональное сплочение на перемене, на продленке. Трансляция педагогу, воспитателю, социальному педагогу приемов «сплочения» детей во внеурочное время, различных коммуникативных и «общих» игр, в том числе и фольклорных. Социальная адаптация