Презентація. Узагальнюючий урок з теми «Дієслово». 7 клас

Про матеріал
Текстово-ілюстративний матеріал розрахований на використання під час уроку узагальнення та систематизації знань з теми «Дієслово». На уроках узагальнення і систематизації знань діти змагаються, журі постійно оцінює їхню роботу – це стимулює до творчості, активності. Учні вчаться працювати в команді, вдосконалювати набуті знання. Ресурс розрахований, в першу чергу, на використання учителями російської мови, але може використовуватися й учнями при самостійному або дистанційному навчанні.
Зміст слайдів
Номер слайду 1

Обобщающий урок по теме «Глагол». Форма работы: учебная встреча. Глагол – самая огнедышащая, самая живая часть речи. В глаголе струится самая алая, самая свежая артериальная кровь языка. А. Югов

Номер слайду 2

проверить, как ученики усвоили материал по теме «Глагол»; привести в систему знания, полученные на уроках; развивать внимание, мышление, память, творческие способности; прививать интерес к русскому языку, стремление обогащать свой словарный запас, совершенствовать свою речь. Цель:

Номер слайду 3

Кто быстрее и правильнее?1. Определите вид, от каких корней образовались глаголы? Устно составьте предложения. (купить – купать)(вычесть – читать)Выкупать – выкупать;Вычитать – вычитать;

Номер слайду 4

Кто быстрее и правильнее?2. Преобразуйте непереходные глаголы в переходные с помощью приставок. Лететь – Работать – Кружить – Бежать – перелететь поле; отработать день;вскружить голову; перебежать дорогу.

Номер слайду 5

3. Образуйте неопределённую форму глагола. Объясните особенности правописания. Препятствие, восхищение, приближение. Ненависть, присоединение, недоумение. Кто быстрее и правильнее?

Номер слайду 6

4. От глаголов несовершенного вида образуйте глаголы совершенного вида с помощью суффикса -НУ-. Шептать,кричать,хлестать. Блестеть, стучать, топать. Кто быстрее и правильнее?

Номер слайду 7

Кто больше?1. Подберите глаголы совершенного вида к глаголам несовершенного вида с помощью приставок. Читать – Говорить – Работать – Учить – прочитать, перечитать, зачитать.недоучить, переучить, выучить, заучить.отработать, наработать, переработать.переговорить, недоговорить, заговорить, договорить, приговорить.

Номер слайду 8

2. Образуйте безличные глаголы настоящего времени от личных с помощью прибавления частицы -СЯ к форме 3 лица, единственного числа. Он не сидит дома. Ему ... Он думает. Ему... Кто больше?Он не спит. Ему... Он дремлет. Ему ... Он хочет погулять. Ему... (не спится). (не сидится). (дремлется). (хочется погулять). (думается).

Номер слайду 9

3. Запишите возвратные глаголы, которые характеризуют настроение человека. Устно составьте небольшой рассказ, используя образованные глаголы.веселится злится. Радуется,смеётся,улыбается, Печалится, сердится, огорчается, хмурится, Кто больше?

Номер слайду 10

Работа с фразеологизмами1. Замените фразеологизмами. Определите вид, переходность, спряжение. Думать – Разоблачить – Обманывать – Запомнить – ломать голову. водить за нос.зарубить на носу.вывести на чистую воду.

Номер слайду 11

2. Подберите к фразеологическим сочетаниям близкие по значению глаголы повелительного наклонения. Устно составьте предложения с некоторыми сочетаниями. Держи язык за зубами – Не опускай голову – Возьми себя в руки – Не задирай нос – Работа с фразеологизмамимолчи. не унывай.успокойся. не зазнавайся.

Номер слайду 12

3. Подберите антонимы, укажите вид, возвратность. С одним из слов запишите фразеологическое сочетание, объясните значение. Работать – Работать спустя рукава. Упасть – Упасть духом. Выносить – Усилить – Выносить сор из избы. Приблизиться – Потерять – Потерять голову. Работа с фразеологизмамизаносить. лениться. ослабить.удалиться. подняться. найти.

Номер слайду 13

4. К разноспрягаемым глаголам подберите синонимы. Запишите фразеологизмы с глаголами движения. Хотеть – есть – Бежать – дать – Лететь стрелой. Бежать сломя голову. Нестись во весь дух Мчаться на всех парусах. Работа с фразеологизмамижелать; кушать.мчаться; вручить.

Номер слайду 14

Знатоки русского языка1. Запишите за определённое время как можно больше пословиц, подчеркните глаголы, назовите орфограммы. Поспешишь – людей насмешишь. Тише едешь – дальше будешь. Поищешь – найдёшь, захочешь – добьёшься. Труд человека кормит, а лень портит. Правду водой не зальёшь, огнём не сожжёшь. Сказал, как узлом завязал. Добрая шутка дружбы не рушит. От добра добра не ищут. Десять раз примерь, один раз отрежь. Слово не воробей, вылетит – не поймаешь. Что посеешь, то и пожнёшь.

Номер слайду 15

2. Подумайте и ответьте, к какой части речи относятся выделенные слова?Ведро дало течь, и вода стала течь. Мама стала печь пироги, а сын на печь залез. Снежное покрывало покрывало всё поле. Ветер стих. Я прочитал стих. Мы получили хорошие вести. Надо вести братика в садик. Знатоки русского языка

Номер слайду 16

Образовать все формы глагола. Мне нездоровится. Нездоровится (Н.вр.);Нездоровиться (неопределённая форма);Нездоровилось (Пр.вр.);Будет нездоровиться (Б.вр.);Нездоровилось бы (условное наклонение). Зимой быстро смеркается. Смеркается (Н.вр);Смеркаться (неопределённая форма);Смеркалось (Пр.вр.);Будет смеркаться (Б.вр.);Смеркалось бы (условное наклонение).

Номер слайду 17

Морфологический разбор глагола. Капли росы поблескивали на солнце. Поблескивали – глагол , н.ф. – поблескивать, несов. в., І спр., неперех., невозвр., в изъяв. накл., в прош. вр., мн. ч., сказуемое. Белый пар по лугам расстилается. Расстилается – глагол, н.ф. – расстилаться, несов. в., І спр., неперех., возвр., в изъяв. накл., в наст. вр., в ед. ч., в ІІІ лице, сказуемое.

Номер слайду 18

1. Разминка 2. Кто быстрее и правильнее3. Кто больше?4. Работа с фразеологизмами5. Знатоки русского языка6. Образовать все формы глагола7. Морфологический разбор глагола8. Путешествие в страну «Глаголию»9. Работа над мини-текстом Этапы учебной встречи

Номер слайду 19

Автор презентации: Говорунец З. В.учитель русского языка изарубежной литературы. Черкасской общеобразовательной школы І-ІІІ ст. №51. Труднев В. П. Считай, смекай, отгадывай. – М., 1980.2. Мережинская Е. К. Занимательная грамматика. – К.: Радянська школа., 1979.3. Cоколова Г. П. Правописание НЕ и НИ. – М.: Просвещение, 1987.4. Ушаков Н. Н. Кружковая работа по русскому языку. – М.: Просвещение, 1989.5. Кривин Ф. Калейдоскоп. – Ужгород: Карпаты, 1989.6. Газмаи О. С., Харитонова Н. Е. В школу с игрой. – М.: Просвещение, 1993.7. Баландина Н. Ф. Русский язык, 7 кл. – К.: Издательство «Мастер-класс», 2012. Использованная литература:

pptx
Додано
16 жовтня
Переглядів
36
Оцінка розробки
Відгуки відсутні
Безкоштовний сертифікат
про публікацію авторської розробки
Щоб отримати, додайте розробку

Додати розробку