Презентация "В. И. Даль и его сказки"

Про матеріал
В презентации представлен материал о Дале и его сказках. Как появились сказки Даля; особенности сказок. Почему Даля интересовали сказки. Представлен материал к рассуждению по сказке "У тебя у самого свой ум" Примеры творческой работы по сказкам.
Зміст слайдів
Номер слайду 1

«Владимир Иванович Даль и его сказки» Учитель: Зыза А. Н.

Номер слайду 2

Владимир Иванович Даль И его сказки

Номер слайду 3

Сказка ложь, да в ней намек! Добрым молодцам урок. (А. С. Пушкин)Сказка – великая духовная культура народа, которую мы собираем по крохам, и через сказку раскрывается перед нами тысячелетняя история народа. (Алексей Николаевич Толстой)

Номер слайду 4

Особое место в жизни В. И. Даля занимал А. С. Пушкин. Много раз доводилось им встречаться. Произошла встреча и в 1832 году, когда Даль подарил поэту свою первую книгу сказок. Сказки Пушкину понравились , и он отозвался о них с восхищением. В сборнике В. И. Даля «Пословицы русского народа» читаем: «Вот вам сказка гладка, смекай. У кого есть догадка. Из сказки слово не выкидывает. Не дочитав сказки, не кидай указки» Сказки всегда интересовали Даля

Номер слайду 5

С древнейших времен сказки - способ познания мира, возможность передачи культурного опыта народа, отличный воспитатель для ребятишек на все времена

Номер слайду 6

«Сказка- вымышленный рассказ, небывалая и даже несбыточная повесть, сказание. Сказка- складка, а песня- быль. Скоро сказка сказывается, да нескоро дело делается. Не дочитав сказки, не кидай указки. Сказка от начала, до конца читается, а в середке не перебивается. Вот тебе сказка. А мне бубликов вязка!» Вот что написано о сказке в словаре Даля:

Номер слайду 7

21.04.20217 Известность Далю – казаку Луганскому (псевдоним взят по месту рождения) принесли русские сказки. Используя фольклорные сюжеты, Даль свободно их изменял, комбинировал. Из-за сатирической направленности некоторых сказок сборник «Русские сказки, из предания народного из устного на грамоту гражданскую переложенные, к быту житейскому приноровленные и поговорками ходячими разукрашенные казаком Владимиром Луганским. Пяток первый» был расценен как «насмешка над правительством», запрещён и изъят из продажи. Автор был арестован, но сразу же освобождён: Николай Первый припомнил заслуги Даля в польской кампании и простил его. История с запрещением сказок принесла Далю известность среди литераторов. Как появились сказки Даля…

Номер слайду 8

Особенности сказок Даля Особенностью сказок Даля является большое количество в них всевозможных пословиц, поговорок, маленьких песенок, стишков, народных речевых оборотов. Часто сказка начинается с присказки, а заканчивается концовкой. Одной из основных задач издания сказок Даль считал пропаганду русского народного языка. Не сказки сами по себе были ему важны, а русское слово. Герои, как и в любой сказке, делятся на положительных и отрицательных, "добрых и злых".

Номер слайду 9

Даль не акцентирует внимание читателя на замысловатости сюжета, а показывает именно "мораль" своей сказки. Очень часто она прослеживается в самом последнем предложении. Сказки Даля невелики по своему размеру, в них чаще используются простые, короткие предложения. Главные герои в них чаще всего животные, обремененные проблемами людей.

Номер слайду 10

Образы зверей, взятые Далем из русских народных сказок, соответствуют типам людей, за ними как бы скрываются людские характеры. Многие сказки Даля были запрещены, так как под вымышленными персонажами сказок скрывались реальные исторические личности.

Номер слайду 11

Среди самых известных сказок Даля "Гуси-лебеди", "Старик-годовик", "Лиса и волк", "Журавль и цапля", "Война грибов с ягодами", "Медведь-половинщик", "Девочка Снегурочка" и многие другие. В "сказочных" диалогах Даль обличает настоящее, а не вымышленное

Номер слайду 12

Сказка. Я прихожусь родственницей всем актёрам. И всем поэтам. И всем художникам. Если они, разумеется., настоящие художники. Поэты и актеры…Автор. Вы разрешаете задать вам 3 вопроса?Сказка. Отчего же? Пожалуйста. За свою жизнь я ответила на столько вопросов, что ответить еще на три меня не затруднить. Автор. Сколько вам лет? Извините за нескромность…Сказка. Что же тут нескромного? Отвечать на такие вопросы трудно тем, кому лет больше или меньше, чем они хотят. А мне лет ровно столько же, сколько я хочу. Автор. Все- таки сколько же? Много или мало?Сказка. Много и мало…Автор. А теперь скажите: чем вы занимаетесь?Сказка. Учу и забавляю. Когда забавляю- учу. Когда учу- забавляю. Автор. Ну а теперь последний вопрос: каково ваше образование?Сказка. Что?Автор. Где, когда, у кого и чему вы учились?Сказка. О, везде, всегда и у всех. У верей, у людей, у деревьев, у трав и у книг. Училась прежде, учусь теперь и буду учиться еще долго. А научилась я всему тому, чему учу других. Автор. Чему же, например?Сказка. Например, отличать поддельное от настоящего, простоту- от глупости, ум- от хитрости, гнев- от злости… учу не бояться страха, смеяться над тем, что смешно, черное называть черным, а белое- белым… вот чему я учу, например…Поясните, о каких уроках говорит Сказка. Итак, сказка без урока- это не сказка. Если вы забыли об этом или не согласны. То послушайте, о чем говорили между собой Автор и Сказка.

Номер слайду 13

«У тебя у самого свой ум»Прочитайте сказку В. И. Даля Козел повадился в огород: бывало, как только пастухи выгоняют гурт свой, то Васька мой сперва как добрый идет, головой помахивает, бородой потряхивает; а как только ребятишки засядут в овражке где-нибудь в камешки играть, то Васька и отправляется прямо в капусту. Раз и пошел он тем же знакомым путем, идет себе да пофыркивает. В это время отбилась от гурта глупая овца, зашла в чащу, в крапиву да в лопушник, стоит, сердечная, да кричит, да оглядывается- не найдется ли кто добрый человек, что бы вывел её из этой беды. Увидавши козла, обрадовалась она, как родному брату,: пойду, дескать, хоть за ним. «Этот выведет: мне не первина за ним идти; у нас и впереди гурта тот козел- вожак идет, за ним ступай смело!» Пошла овца наша, увязавшись за козлом. Он через овраг- она через овраг; он через тын- она через тын, и попала с ним же в огород. На этот раз огородник заглянул как-то раньше в свою капусту да и увидал гостей. Схватил он хворостину предолгую да кинулся на незваных. Козел, как попроворнее, успел перескочить опять через тын, мемекнул да и пошел да и пошел себе в чистое поле, а бедная овца замоталась, стала кидаться, оробев, во все стороны да и попалась. Не пожалел огородник хворостины своей: всю измочалил о бедную овцу, так, что она уже кричит не своим голосом, да помощи нет ни от кого. Наконец, огородник подумавши про себя: чего доброго, еще убьешь дуру эту, да после хозяин привяжется,- выгнал её в калитку еще- таки на дорогу вытянул во вся длину хворостиной. Пришла коза домой, в гурт да и плачется на козла; а козел говорит: - А кто велел тебе за мной хвостом бегать? Я пошел на свою голову. Так мой и ответ; коли мужик мне отомнет бока, так я ни на кого плакаться не стану, ни на хозяина. Зачем дома не кормит; ни на пастуха, зачем-де не приглядел за мной, а уж буду молчать да терпеть. А тебя зачем нелегкая понесла за мной? Я тебя не звал. И козел, хоть и пут, вор, а прав в этом деле. Смотри всяк своими глазами, раскидывай своим умом да и ступай туда, где лучше. И у нас то же бывает: один спустится на какой ни есть грех, а другой, на его глядя, за ним же;, да после. Как попадается. И плачется на учителя. А разве у тебя у самого своего ума нет?

Номер слайду 14

Объясним с помощью словаря В. И. Даля значение слов: Лексическая работа:гурт- стадо не первина- не впервыетын- изгородь

Номер слайду 15

Порассуждаем. Почему же «У тебя самого свой ум» можно называть литературной сказкой?Какой урок можно извлечь из этой сказки?В чем проявилась связь сказки с устным народным творчеством. Приведите примеры. Придумайте или вспомните ситуацию, в которой уместно было бы рассказать эту сказку.

Номер слайду 16

Сочините маленькую сказку по пословице, только сначала подумайте, кого и чему будет учить ваша сказка, какой урок можно извлечь из неё. Творческая работа

Номер слайду 17

Вывод. Читая статьи о сказках, обратила внимание на слова известного философа и историка Ильина Ивана Александровича: «Все люди делятся на людей, живущих со сказкой, и людей, живущих без сказки. И люди, живущие со сказкой, имеют дар и счастье по-младенчески вопрошать свой народ о первой и последней жизненной мудрости и по- младенчески внимать ответам его первозданной доисторической философии. Такие люди как бы «в ладу» со своей национальной сказкой» Так жил и думал Владимир Иванович Даль!

Номер слайду 18

«Вечером,- пишет Пушкин своему брату,- слушаю сказки и вознаграждаю тем недостатки проклятого своего воспитания. Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма» (Из письма Л. С. Пушкину из Михайловского в Петербург; 1824)

Номер слайду 19

Вспоминается чудесный и мудрый завет Лескова: «Живите, государи мои, люди русские, в ладу со своей старой сказкой! Горе тому, у кого ее не будет под старость!»

Номер слайду 20

«Сколько я ни знаю, нет добрее сказок, чем сказки нашего русского народа и нет их правдивее, если только обращаться с ними правдиво!»- писал Владимир Иванович Даль. Мы об этом будем помнить всегда, читая сказки.

pptx
Додано
21 квітня 2021
Переглядів
3712
Оцінка розробки
Відгуки відсутні
Безкоштовний сертифікат
про публікацію авторської розробки
Щоб отримати, додайте розробку

Додати розробку