Обратите внимание!В художественном произведении подтекст часто раскрывает отношение автора к действующим лицам, их взаимоотношениям, происходящим событиям. Прочитайте текст. Определите жанр. По улицам Слона водили,Как видно напоказ —Известно, что Слоны в диковинку у нас Так за Слоном толпы зевак ходили. Отколе ни возьмись, навстречу Моська им. Увидевши Слона, ну на него метаться,И лаять, и визжать, и рваться,Ну, так и лезет в драку с ним.«Соседка, перестань срамиться»,Ей шавка говорит: «тебе ль с Слоном возиться?Смотри, уж ты хрипишь, а он себе идёт. Вперёд. И лаю твоего совсем не примечает».—«Эх, эх!» ей Моська отвечает:«Вот то-то мне и духу придаёт,Что я, совсем без драки,Могу попасть в большие забияки. Пускай же говорят собаки:«Ай, Моська! знать она сильна,Что лает на Слона!»
Какого человека символизирует образ Слона? Как он реагирует на Моську?Почему усилия маленькой Моськи выглядят смешно и нелепо?На кого направлено «показательное выступление» Моськи? Почему она хочет произвести впечатление на других собак?В какой части басни, как правило, раскрывается ее смысл ( своеобразная «расшифровка» подтекста ) ?
Прочитайте притчу. Определите ее тему и идею. Ветер и Солнце. Однажды Солнце и сердитый северный Ветер затеяли спор о том, кто из них сильнее. Долго спорили они и наконец решились померяться силами над путешественником, который в это самое время ехал верхом по большой дороге.— Посмотри, — сказал Ветер, — как я налечу на него: мигом сорву с него плащ. Сказал — и начал дуть, что было мочи. Но чем более старался Ветер, тем крепче закутывался путешественник в свой плащ: он ворчал на непогоду, но ехал всё дальше и дальше. Ветер сердился, свирепел, осыпал бедного путника дождём и снегом; проклиная Ветер, путешественник надел свой плащ в рукава и подвязался поясом. Тут уж Ветер и сам убедился, что ему плаща не сдёрнуть. Солнце, видя бессилие своего соперника, улыбнулось, выглянуло из-за облаков, обогрело, осушило землю, а вместе с тем и бедного полузамёрзшего путешественника. Почувствовав теплоту солнечных лучей, он приободрился, благословил Солнце, сам снял свой плащ, свернул его и привязал к седлу.— Видишь ли, — сказало тогда кроткое Солнце сердитому Ветру, — лаской и добротой можно сделать гораздо более, чем гневом. К. Ушинский Источник: https://pritchi.ru/id_4637
Можно ли утверждать, что жанр притчи, как и жанр басни, предполагает наличие подтекстовой информации?Какой подтекст лежит в основе содержания этой притчи?Какой из данных пословиц можно наиболее точно выразить подтекст притчи?Добро победит зло. Ласка и доброта могут сделать гораздо больше, чем гнев. Где гнев, там и милость. Гневом и соломки не переломишь. Доброму везде добро. Найдите в первом предложении притчи слова, которыми автор характеризует персонажей.
Прочитайте два отрывка, определите стиль речи и тему. 1. Когда Леонардо да Винчи писал портрет Моны Лизы, музыканты развлекали ее игрой на лютне. Настойчивость, с которой Леонардо заставлял музыкантов играть в течение четырех лет, наводит на мысль, что художник хотел вернуть душевное состояние, которое не успела запечатлеть его кисть, более медлительная, чем сердце Джоконды. Ее лицо менялось непрерывно, и в этой игре однажды мелькнуло что-то, выразившее с наибольшей полнотой духовную суть женщины (а может быть, и эпохи). Леонардо и надеялся музыкой, ее завораживающими повторами вернуть то «мгновение ока» — тот момент истины. На портрете Мона Лиза изменчива фантастически. И изменчивость эта вызывает чувства самые различные — от ощущения ее беззащитности и нежности к ней ( при просмотре издали) до почти поклонения ей как высшему существу, возле которого сам чувствуешь себя беззащитным ( при просмотре вблизи ). По Е. Богату
2. Знаменитая улыбка Джоконды вызвала к жизни неимоверное количество разных гипотез, часто весьма противоречивых. Хорошо, если просто говорят о влечении к этой улыбке. Ведь стоит только всмотреться в глаза Джоконды, как можно без труда заметить, что она совсем не улыбается. Это не улыбка, а хищническая маска с холодными глазами и отчетливым сознанием беспомощности той жертвы, которой Джоконда хочет овладеть и в которой, кроме слабости, она рассчитывает еще на бессилие. По А. Лосеву Леонардо да Винчи. Мона Лиза
Сравните два фрагмента, выявите авторские позиции при восприятии картины Леонардо да Винчи. Запишите два предложения, в которых кратко сформулируйте основной подтекст каждой статьи. Рассмотрите репродукцию картины Леонардо да Винчи «Мона Лиза». Какое впечатление Джоконда произвела на вас?