ГРАМАТИКА (греч. «грамма» — письменный знак) — это раздел науки о языке, изучающий формы слов, словосочетания и предложения.
Грамматика состоит из двух разделов — морфологии и синтаксиса.
МОРФОЛОГИЯ (греч. «морфе» — форма, «логос» — учение) изучает слова как части речи.
1. Ребята, знаете ли вы, что термин морфология впервые употребил великий немецкий поэт Гёте, который много лет изучал строение и форму растений и животных? Как вы думаете, почему этот термин уместен и в науке о языке?
2. Вставьте вместо пропусков подходящие по смыслу слова.
Общее грамматическое значение одинаково для одной и той же части речи. Например, слова путешествие, отдых, костёр имеют различные лексические значения, но все обозначают предметы, отвечают на вопрос ... и являются ... . Слова морской, активный, яркий обозначают признак предмета, отвечают на вопрос ... и являются ... . Общее грамматическое значение глаголов отправиться, заниматься, разжигать -- ... . Они отвечают на вопрос ....
3. Распределите слова по колонкам: в первую — те, что отвечают на вопросы кто? что?, во вторую — какой?, в третью —что делать? что сделать? К каким частям речи относятся слова в каждой колонке?
Поход, походный, ходить; соль, солёный, посолить; рыбак, рыбацкий, рыбачить; тройка, тройственный, троиться; чистота, чистый, чистить; пловец, плавательный, плавать; радость, радостный, радоваться.
ЧАСТИ РЕЧИ — это группы слов с общим значением и одинаковыми грамматическими признаками.
4. Пользуясь схемой «Части речи», расскажите о самостоятельных и служебных частях речи, а также о междометии. Приведите свои примеры.
5. Определите с помощью вопросов, к каким частям речи — самостоятельным или служебным — относятся выделенные слова.
ДВА ТОВАРИЩА
Шли по лесу два товарища, и выскочил на них медведь. Один бросился бежать, влез на дерево и спрятался, а другой остался на дороге. Делать ему было нечего — он упал наземь и притворился мёртвым.
Медведь подошёл к нему: он и дышать перестал. Понюхал медведь ему лицо, подумал, что мёртвый, и отошёл.
Когда медведь ушёл, тот слез с дерева и смеётся: «Ну, что, — говорит, — медведь тебе на ухо говорил?»
«А он сказал мне, что плохие люди те, которые в опасности от товарищей убегают».
(По Л. Толстому)
6. Прочитайте отрывок из рассказа-потешки Л. Петрушевской. О чём идёт речь? Чем обоснована ваша догадка?
ПУСЬКИ БЯТЫЕ
Сяпала Калуша по напушке и увазила бутявку. И волит:
— Калушата, калушаточки! Бутявка!
Калушата присяпали, бутявку стрямкали и подудони-лись.
А Калуша волит:
— Оёё, оёё! Бутявка-то некузявая! Калушата бутявку вычучили.
А Калуша волит:
— Бутявок не тямкают. Бутявки дюбые и зюмо-зюмо не-кузявые. От бутявок дудонятся