Урок "Понятие о частях речи "

Про матеріал
ГРАМАТИКА (греч. «грамма» — письменный знак) — это раздел науки о языке, изучающий формы слов, словосочетания и предложения. Грамматика состоит из двух разделов — морфологии и синтаксиса.
Перегляд файлу

 Понятие о частях

ГРАМАТИКА (греч. «грамма» — письменный знак) — это раздел науки о языке, изучающий формы слов, словосочетания и предложения.

Грамматика состоит из двух разделов — морфологии и синтаксиса.

МОРФОЛОГИЯ (греч. «морфе» — форма, «логос» — учение) изучает слова как части речи.

1.  Ребята, знаете ли вы, что термин морфология впервые употребил великий немецкий поэт Гёте, который много лет изучал строение и форму растений и животных? Как вы думаете, почему этот термин уместен и в науке о языке?


2.  Вставьте вместо пропусков подходящие по смыслу слова.

Общее  грамматическое  значение  одинаково для  одной и той же части речи. Например, слова путешествие, отдых, костёр имеют различные лексические значения, но все обозначают предметы, отвечают на вопрос ... и являются ... . Слова морской, активный, яркий обозначают признак предмета, отвечают на вопрос ... и являются ... . Общее грамматическое значение глаголов отправиться, заниматься, разжигать -- ... . Они отвечают на вопрос ....


3.  Распределите слова по колонкам: в первую — те, что отвечают на вопросы кто? что?, во вторую — какой?, в третью —что делать? что сделать? К каким частям речи относятся слова в каждой колонке?

Поход, походный, ходить; соль, солёный, посолить; рыбак, рыбацкий, рыбачить; тройка, тройственный, троиться; чистота, чистый, чистить; пловец, плавательный, плавать; радость, радостный, радоваться.

ЧАСТИ РЕЧИ — это группы слов с общим значением и одинаковыми грамматическими признаками.
 

 

4.  Пользуясь схемой «Части речи», расскажите о самостоятельных и служебных частях речи, а также о междометии. Приведите свои примеры.


5.  Определите с помощью вопросов, к каким частям речи — самостоятельным или служебным — относятся выделенные слова.
                                                                     ДВА ТОВАРИЩА

Шли по лесу два товарища, и выскочил на них медведь. Один бросился бежать, влез на дерево и спрятался, а другой остался на дороге. Делать ему было нечего — он упал наземь и притворился мёртвым.

Медведь подошёл к нему: он и дышать перестал. Понюхал медведь ему лицо, подумал, что мёртвый, и отошёл.

Когда медведь ушёл, тот слез с дерева и смеётся: «Ну, что, — говорит, — медведь тебе на ухо говорил?»

«А он сказал мне, что плохие люди те, которые в опасности от товарищей убегают».
                                                                                                                                                                  (По Л. Толстому)


6.  Прочитайте отрывок из рассказа-потешки Л. Петрушевской. О чём идёт речь? Чем обоснована ваша догадка?
                        ПУСЬКИ БЯТЫЕ

Сяпала Калуша по напушке и увазила бутявку. И волит:
  Калушата, калушаточки! Бутявка!

Калушата присяпали, бутявку стрямкали и подудони-лись.

А Калуша волит:
  Оёё, оёё! Бутявка-то некузявая! Калушата бутявку вычучили.

А Калуша волит:
   Бутявок не тямкают. Бутявки дюбые и зюмо-зюмо не-кузявые. От бутявок дудонятся

 

docx
Додано
13 лютого 2022
Переглядів
764
Оцінка розробки
Відгуки відсутні
Безкоштовний сертифікат
про публікацію авторської розробки
Щоб отримати, додайте розробку

Додати розробку