Упражнения "Утвердительные и отрицательные предложения"

Про матеріал
Упражнения для выполнения на уроке русского языка к теме "Утвердительные и отрицательные предложения"
Перегляд файлу

Восемнадцатое февраля

                                                Утвердительные и отрицательные предложения

                                                Упражнение 1

Прочитайте, спишите пословицы, объясните, как вы их понимаете.

  1. Дело мастера боится. 2. Под лежачий камень вода не течёт. 3. Каков мастер, такова и работа.

 

Обратите внимание на то, что в первом из двух этих предложений о чём-то говорится как о реальном, существующем факте. Говорящий словно подтверждает: «Да, это так, настоящему мастеру дело покоряется». Это — утвердительное предложение. Второе предложение содержит отрицание. Говорящий не соглашается с чем-то («Нет, не течёт вода под лежачий камень»). Это — отрицательное предложение.

                                                          

                                    Упражнение 2

 Прочитайте рассказ. Обратите внимание, какие доказательства приводят ребята в защиту своей точки зрения.

 

ПЛЮС НА МИНУС

Сделал я недавно одно открытие. В какой области знаний — точно не скажу. Во всех науках сразу.

Вот изучаете вы в школах разные предметы и, наверное, думаете, что каждый из них — сам по себе. Ну, какое отношение имеет, к примеру, математика к русскому языку? Смею вас заверить: имеет. Да ещё какое! Порою самое неожиданное.

До недавнего времени я думал, что плюсы и минусы — это только в математике да ещё в физике. В русском языке их нет и быть не может. Теперь приходится признать: заблуждался. Недопонимал, недоучитывал и ещё чего-то не…

С этого самого «не» у меня всё и началось.

Ну, что такое «не»? Две буквы всего: «не» — и только. Микрочастица какая-то. Отрицательно заряженная. И поэтому ужасно Неприятная, Несимпатичная какая-то.

Зададут тебе, к примеру, на дом задачу. Ну, а ты, разумеется, вместо того, чтобы согнувшись крючком сидеть до самой ночи, доблестно в хоккей сражаешься. Сила! Красота! Мужество! В хоккей играют настоящие мужчины! И так далее. А на первом уроке — вопрос: «Решил?» — и словно на полной скорости подножка: «Не решил». «Выполнил?» — «Не выполнил». «Сделал?» — «Не сделал».

И ведь что такое «не» по сравнению с человеком? Муравей! Букашка! Даже мельче. А под ногами путается, мешает.

Я бы её вообще упразднил. Исключил. За вредность.

Долго я с этой идеей носился. Месяца два. Хотел уже садиться письмо писать. В Главное управление словарей и энциклопедий. Но в последний момент посоветоваться решил, проконсультироваться у ребят.

Прихожу в школу. «Так и так, — говорю. — Долой слово «не»!»

Думал, сейчас общее ликование начнётся, бурные аплодисменты, переходящие в овацию. А тут — молчат…

Потом один мальчишка, высокий такой, говорит:

— Не… «Не» — нужная.

— Правильно,— подхватил я.— Ненужная! Упразднить!

— Не…— опять тянут.— Нужная она, «не».

Чудаки какие-то!.. Фразы строить не умеют. Вместо: «Она ненужная» —говорят: «Нужная она не…».

А этот высокий даже за партой встал.

— Нельзя, — говорит, — упразднять. «Не» нам крайне Необходима. Без неё просто Немыслимо. И вообще слово это не вредное, а полезное.

Трах! Бабах! И от моей идеи ничего не осталось. Даже каких-либо сомнений. Доказали как дважды два. С фактами в руках.

   По Вольту Суслову

 

О каком «минусе» в русском языке говорил мальчик? Что он предложил сделать? Согласились ли другие ребята упразднить слово не? Почему? Что вы думаете по этому поводу?

 

                                            Упражнение 3

Прочитайте. Там, где нужно, вставьте слово не. Какие из предложений являются утвердительными, какие — отрицательными? Слово не пишите отдельно от следующего слова.

Владик (не) захотел играть с нами в лапту. Он (не) ушёл домой, но наблюдал за нами в окно. Мы набегались, насмеялись вволю. Никто (не) хотел уходить с площадки.

                                          Упражнение 4

Прочитайте предложения, спишите, разделив их на две группы:

а) предложения со словом не при сказуемом — это отрицательные предложения;

б) предложения со словом не при остальных членах предложения — в целом это утвердительные предложения, хотя в них есть отрицание отдельных сторон факта, о котором сообщается (эти предложения выделены курсивом).

Я   рассказывала не эту историю. Я   не верю фантастическим выдумкам. Рассказы о привидениях меня не интересуют. Эти истории годятся не для взрослого человека, а для несмышленыша. Но люди   не устают рассказывать такие истории из столетия в столетие. Интерес к ним   не связан с дурным вкусом. Этот интерес   вызван желанием человека побороть страх перед загадочным, таинственным.

docx
Додано
14 лютого 2022
Переглядів
577
Оцінка розробки
Відгуки відсутні
Безкоштовний сертифікат
про публікацію авторської розробки
Щоб отримати, додайте розробку

Додати розробку