Восемнадцатое февраля
Утвердительные и отрицательные предложения
Упражнение 1
Прочитайте, спишите пословицы, объясните, как вы их понимаете.
Обратите внимание на то, что в первом из двух этих предложений о чём-то говорится как о реальном, существующем факте. Говорящий словно подтверждает: «Да, это так, настоящему мастеру дело покоряется». Это — утвердительное предложение. Второе предложение содержит отрицание. Говорящий не соглашается с чем-то («Нет, не течёт вода под лежачий камень»). Это — отрицательное предложение.
Упражнение 2
Прочитайте рассказ. Обратите внимание, какие доказательства приводят ребята в защиту своей точки зрения.
ПЛЮС НА МИНУС
Сделал я недавно одно открытие. В какой области знаний — точно не скажу. Во всех науках сразу.
Вот изучаете вы в школах разные предметы и, наверное, думаете, что каждый из них — сам по себе. Ну, какое отношение имеет, к примеру, математика к русскому языку? Смею вас заверить: имеет. Да ещё какое! Порою самое неожиданное.
До недавнего времени я думал, что плюсы и минусы — это только в математике да ещё в физике. В русском языке их нет и быть не может. Теперь приходится признать: заблуждался. Недопонимал, недоучитывал и ещё чего-то не…
С этого самого «не» у меня всё и началось.
Ну, что такое «не»? Две буквы всего: «не» — и только. Микрочастица какая-то. Отрицательно заряженная. И поэтому ужасно Неприятная, Несимпатичная какая-то.
Зададут тебе, к примеру, на дом задачу. Ну, а ты, разумеется, вместо того, чтобы согнувшись крючком сидеть до самой ночи, доблестно в хоккей сражаешься. Сила! Красота! Мужество! В хоккей играют настоящие мужчины! И так далее. А на первом уроке — вопрос: «Решил?» — и словно на полной скорости подножка: «Не решил». «Выполнил?» — «Не выполнил». «Сделал?» — «Не сделал».
И ведь что такое «не» по сравнению с человеком? Муравей! Букашка! Даже мельче. А под ногами путается, мешает.
Я бы её вообще упразднил. Исключил. За вредность.
Долго я с этой идеей носился. Месяца два. Хотел уже садиться письмо писать. В Главное управление словарей и энциклопедий. Но в последний момент посоветоваться решил, проконсультироваться у ребят.
Прихожу в школу. «Так и так, — говорю. — Долой слово «не»!»
Думал, сейчас общее ликование начнётся, бурные аплодисменты, переходящие в овацию. А тут — молчат…
Потом один мальчишка, высокий такой, говорит:
— Не… «Не» — нужная.
— Правильно,— подхватил я.— Ненужная! Упразднить!
— Не…— опять тянут.— Нужная она, «не».
Чудаки какие-то!.. Фразы строить не умеют. Вместо: «Она ненужная» —говорят: «Нужная она не…».
А этот высокий даже за партой встал.
— Нельзя, — говорит, — упразднять. «Не» нам крайне Необходима. Без неё просто Немыслимо. И вообще слово это не вредное, а полезное.
Трах! Бабах! И от моей идеи ничего не осталось. Даже каких-либо сомнений. Доказали как дважды два. С фактами в руках.
По Вольту Суслову
О каком «минусе» в русском языке говорил мальчик? Что он предложил сделать? Согласились ли другие ребята упразднить слово не? Почему? Что вы думаете по этому поводу?
Упражнение 3
Прочитайте. Там, где нужно, вставьте слово не. Какие из предложений являются утвердительными, какие — отрицательными? Слово не пишите отдельно от следующего слова.
Владик (не) захотел играть с нами в лапту. Он (не) ушёл домой, но наблюдал за нами в окно. Мы набегались, насмеялись вволю. Никто (не) хотел уходить с площадки.
Упражнение 4
Прочитайте предложения, спишите, разделив их на две группы:
а) предложения со словом не при сказуемом — это отрицательные предложения;
б) предложения со словом не при остальных членах предложения — в целом это утвердительные предложения, хотя в них есть отрицание отдельных сторон факта, о котором сообщается (эти предложения выделены курсивом).
Я рассказывала не эту историю. Я не верю фантастическим выдумкам. Рассказы о привидениях меня не интересуют. Эти истории годятся не для взрослого человека, а для несмышленыша. Но люди не устают рассказывать такие истории из столетия в столетие. Интерес к ним не связан с дурным вкусом. Этот интерес вызван желанием человека побороть страх перед загадочным, таинственным.