Презентацію з рос. мови для учнів 8 класу на тему "Развитие речи. Культура речи. Составление диалогов на заданную тему. "В мире науки". "Науки юношей питают..." можна використати під час дистанційного навчання.
Русский язык8 класс. Тема. Развитие речи. Культура речи В мире науки. «Науки юношей питают…» Читаем текст, воспринимая его содержание в целом. Говорим: отвечаем на вопросы по тексту; разыгрываем диалог по указанной теме. Пишем тематические ряды слов; небольшое сочинение с опорой на прочитанный текст.
Номер слайду 2
Читаем текст. Река пестреет серыми тугими парусами. Тихо на судах. Идут холмогорские поморы на нелегкий и опасный морской промысел. Как-то вернутся они домой? Думается идущим на море о своей жизни и судьбе, но больше чем кто-либо другой думает об этом Михайло Ломоносов*. Когда моряки возвращались к Холмогорам, тогда кончалась мореходная страда, и Михайло Ломоносов обращался к наукам. Михайло сидит у стола, близко придвинув к себе большую книгу. Он еще раз пробегает стоящую на ней, на заглавном листе, широко разогнанную надпись из больших красных букв: «Арифметика». Взглянув вниз, читает: «Сочинися сия книга чрез труды Леонтия Магницкого».
Номер слайду 3
Продолжение текста. Тугими медными застежками он крепко стягивает переплет этой большой книги, которая называлась арифметикой, но заключала в себе сведения и по алгебре, геометрии, тригонометрии, астрономии и многое другое. Потом Михайло перелистывает маленькие, упругие, сухо потрескивающие страницы грамматики Мелетия Смотрицкого, любовно проводит рукой по ее корешку. Когда Михайло Ломоносов закрывал «Арифметику», будто и незаметно перед его глазами мелькнула фраза: «Потребно есть науки стяжати…» Потребно? Кому? Может, ему отдать себя этому? Ведь есть же такие люди — ученые… Может, ему по книгам и идти? Эта мысль возникла как-то просто, сама собою. Но, легши в постель, он все не мог уснуть. Он догадывался, что понял чрезвычайно для него важное, но того, что он сделал первое свое великое открытие, этого Михайло Ломоносов еще не понял. (По С. Андрееву-Кривичу)
Номер слайду 4
Ломоносов Михаил Васильевич (1711–1765) — ученый мирового значения. Механика, физика, химия, астрономия, география, языковедение, литература — отрасли, в которых он сделал много открытий. Благодаря Ломоносову используются слова градусник, равновесие, диаметр, горизонт, кислота, квадрат и минус. Л. Миропольский Портрет М. Ломоносова
Номер слайду 5
Он утвердил стили языка, систему стихосложения, да и сам был замечательным поэтом. Немало поэтических строк он посвятил науке, например: Науки юношей питают, Отраду старцам подают, В счастливой жизни украшают, В несчастный случай берегут…
Номер слайду 6
Работа с предложением. Выпишите из первого абзаца сложносочиненное предложение. Свой выбор обоснуйте. Осовременьте выделенные части предложений. С какой целью писатель использует их в первоначальном варианте?Река пестреет серыми тугими парусами. Тихо на судах. Идут холмогорские поморы на нелегкий и опасный морской промысел. Как-то вернутся они домой? Думается идущим на море о своей жизни и судьбе, но больше чем кто-либо другой думает об этом Михайло Ломоносов*.
Номер слайду 7
Работа со словом. Поясняя значение выделенного слова, подумайте, почему автор уточняет содержание книги, которую читал Михайло. Выпишите из текста слова тематической группы «Точные науки». Самостоятельно составьте тематическую группу. А «Естественные науки». Б «Гуманитарные науки».
Номер слайду 8
Работа с текстом. Поставьте друг другу вопросы по цепочке. Внимательно выслушайте ответ. При необходимости уточните его или исправьте. — Откуда родом М. Ломоносов и чем занимался в детстве? — Как проводил свободное время? — По каким книгам учился? Прочитайте фрагмент текста, повествующий о трепетном отношении Михайлы к книгам. Какое первое открытие сделал будущий великий ученый? Определите тему и основную мысль текста. Докажите, что относится он к художественному стилю. Советуем запомнить! известный знаменитый выдающийся ученый великий замечательный
Номер слайду 9
Творческое задание Используя текст и комментарий к нему, составьте диалог о М. Ломоносове и разыграйте его. В ходе беседы представьте свое понимание стихотворных строк из комментария. Лео́нтий Фили́ппович Магни́цкий - русский математик, педагог. Преподаватель математики в Школе математических и навигацких наук в Москве (с 1701 по 1739), автор первого в России учебного пособия по математике, «Арифметика». Школа математических и навигацких наук. Основана: 25 января 1701 Закрыта: 1753
Номер слайду 10
По учебнику: Баландина Н. Ф. Б20 Русский язык (4-й год обучения) для общеобразовательных учебных заведений с украинским языком обучения : учебник для 8 класса общеобразоват. учеб. заведений / Н. Ф. Баландина, Е. Ю. Крюченкова. — Х. : Издательство «Ранок», 2016. — 256 с. : ил. Домашнее задание . Упражнение: 281 (с.155).