Русский язык8 класс. Тема. Развитие речи. Культура речи В мире науки. «Науки юношей питают…» Читаем текст, воспринимая его содержание в целом. Говорим: отвечаем на вопросы по тексту; разыгрываем диалог по указанной теме. Пишем тематические ряды слов; небольшое сочинение с опорой на прочитанный текст.
Читаем текст. Река пестреет серыми тугими парусами. Тихо на судах. Идут холмогорские поморы на нелегкий и опасный морской промысел. Как-то вернутся они домой? Думается идущим на море о своей жизни и судьбе, но больше чем кто-либо другой думает об этом Михайло Ломоносов*. Когда моряки возвращались к Холмогорам, тогда кончалась мореходная страда, и Михайло Ломоносов обращался к наукам. Михайло сидит у стола, близко придвинув к себе большую книгу. Он еще раз пробегает стоящую на ней, на заглавном листе, широко разогнанную надпись из больших красных букв: «Арифметика». Взглянув вниз, читает: «Сочинися сия книга чрез труды Леонтия Магницкого».
Продолжение текста. Тугими медными застежками он крепко стягивает переплет этой большой книги, которая называлась арифметикой, но заключала в себе сведения и по алгебре, геометрии, тригонометрии, астрономии и многое другое. Потом Михайло перелистывает маленькие, упругие, сухо потрескивающие страницы грамматики Мелетия Смотрицкого, любовно проводит рукой по ее корешку. Когда Михайло Ломоносов закрывал «Арифметику», будто и незаметно перед его глазами мелькнула фраза: «Потребно есть науки стяжати…» Потребно? Кому? Может, ему отдать себя этому? Ведь есть же такие люди — ученые… Может, ему по книгам и идти? Эта мысль возникла как-то просто, сама собою. Но, легши в постель, он все не мог уснуть. Он догадывался, что понял чрезвычайно для него важное, но того, что он сделал первое свое великое открытие, этого Михайло Ломоносов еще не понял. (По С. Андрееву-Кривичу)
Ломоносов Михаил Васильевич (1711–1765) — ученый мирового значения. Механика, физика, химия, астрономия, география, языковедение, литература — отрасли, в которых он сделал много открытий. Благодаря Ломоносову используются слова градусник, равновесие, диаметр, горизонт, кислота, квадрат и минус. Л. Миропольский Портрет М. Ломоносова
Работа с предложением. Выпишите из первого абзаца сложносочиненное предложение. Свой выбор обоснуйте. Осовременьте выделенные части предложений. С какой целью писатель использует их в первоначальном варианте?Река пестреет серыми тугими парусами. Тихо на судах. Идут холмогорские поморы на нелегкий и опасный морской промысел. Как-то вернутся они домой? Думается идущим на море о своей жизни и судьбе, но больше чем кто-либо другой думает об этом Михайло Ломоносов*.
Работа с текстом. Поставьте друг другу вопросы по цепочке. Внимательно выслушайте ответ. При необходимости уточните его или исправьте. — Откуда родом М. Ломоносов и чем занимался в детстве? — Как проводил свободное время? — По каким книгам учился? Прочитайте фрагмент текста, повествующий о трепетном отношении Михайлы к книгам. Какое первое открытие сделал будущий великий ученый? Определите тему и основную мысль текста. Докажите, что относится он к художественному стилю. Советуем запомнить! известный знаменитый выдающийся ученый великий замечательный
Творческое задание Используя текст и комментарий к нему, составьте диалог о М. Ломоносове и разыграйте его. В ходе беседы представьте свое понимание стихотворных строк из комментария. Лео́нтий Фили́ппович Магни́цкий - русский математик, педагог. Преподаватель математики в Школе математических и навигацких наук в Москве (с 1701 по 1739), автор первого в России учебного пособия по математике, «Арифметика». Школа математических и навигацких наук. Основана: 25 января 1701 Закрыта: 1753
По учебнику: Баландина Н. Ф. Б20 Русский язык (4-й год обучения) для общеобразовательных учебных заведений с украинским языком обучения : учебник для 8 класса общеобразоват. учеб. заведений / Н. Ф. Баландина, Е. Ю. Крюченкова. — Х. : Издательство «Ранок», 2016. — 256 с. : ил. Домашнее задание . Упражнение: 281 (с.155).