Тема урока. Написание слитно и через дефис сложных слов.
Цели:
Оборудование: учебник, тетрадь, индивидуальный раздаточный материал, учебные тексты, дидактический материал.
Тип урока: изучение нового материала.
Форма проведения: урок-поиск.
Ход урока
Всякое знание исходит
из наблюдения и опыта.
Платон
І. Объявление темы и цели урока
Сегодня мы продолжим знакомиться со сложными словами и будем изучать правила их написания.
ІІ. Мотивация учебной деятельности
Эмоциональная готовность к уроку.
Учитель. Ребята, посмотрите мне в глаза, взгляните друг на друга, улыбнитесь. Вот с этих лучиков добра, которые заискрились на ваших лицах, мы и начнем наш урок.
Учитель. Эпиграфом к нашему уроку будут слова философа Платона. Выделите ключевые слова в этом высказывании. (Ответы детей).
Вот этим мы и займемся сейчас: будем приобретать знания, наблюдать за изменением слов и набираться опыта, применять наши знания на практике.
На доске написаны слова.
Полнеба, пол-озера, пол-Европы, полкомнаты, полушубок, полпути, полумрак.
Учитель. Прочитайте слова, написанные на доске. Почему сложные слова с корнем пол- (половина) и полу- пишутся со словами по-разному?
(Ученики пытаются найти ответ на вопрос).
Как видите, ещё много неизвестного вам нужно выучить о правописании сложных слов. Правильно ответить на этот вопрос вам поможет сегодняшний урок, и эти знания станут ещё одной ступенькой к вашему речевому совершенству.
ІІІ. Изучение нового материала
В русском языке существуют сложные слова с корнем пол- (половина), например: полдома, пол-окна. После корня пол- ставится дефис в таких случаях:
а) перед всеми прописными буквами, например: пол-Украины, пол-Киева;
б) перед гласными буквами, например: пол-яблока, пол-огурца;
в) перед согласной л, например: пол-лимона, пол-листа.
Перед остальными согласными дефис не ставится, например: полстакана, полкласса.
Слова, начинающиеся с полу-, всегда пишутся слитно, например: полуостров, полусапожки.
Прочитайте стихотворение. Выпишите слова с пол- и полу-, объясните орфограмму.
Я пришел из школы.
Мамы дома нет.
На столе оставлен
Для меня обед:
Полкастрюльки супа,
Может быть, борща,
А на сковородке
Ровно пол-леща.
Был ли это полдник
Или был обед? –
Полкило варенья,
Полкило конфет,
Пол-арбуза с тортом,
Апельсин с халвой…
Я ещё не мёртвый,
Но полуживой.
Я не ем уж полнедели
И не сплю по полночей,
У моей теперь постели
Ровно полстраны врачей.
Учитель.
- Ребята, какая главная мысль этого стихотворения?
- От чего предостерегает автор детей?
- О чём он их предупреждает?
IV. Закрепление изученного материала
Запишите словосочетания. Объясните написание сложных слов.
Выше на полголовы, полжизни прожито, объездил пол-Европы, отрезал пол-апельсина, правый полузащитник, прошло полгода, съел пол-ананаса, пол-луга залито водой, работал до полудня, кожаные полусапожки.
С одним из словосочетаний составьте предложение.
3. Лингвистическое наблюдение. Работа с таблицей.
Учитель. Рассмотрите таблицу и сравните написание сложных слов в русском и украинском языках. Сделайте вывод.
По-русски |
По-украински |
пол-Киева |
пів Києва |
пол-Европы |
пів Європи |
пол-огурца |
пів огірка |
пол-лимона |
пів лимона |
Ученики делают вывод: сложные имена существительные в русском и украинском языках пишутся по-разному.
4. Распределительный диктант.
Разместите слова в две колонки в соответствии с правилами их написания.
Полчаса, полстраны, пол-улицы, полугодие, полжизни, полумрак, пол-Киева, пол-луковицы, пол-Одессы, пол-Азии, полгруши, пол-Полтавы, пол-арбуза, полметра, полуостров, полкниги, полгода.
5. Словообразовательная мозаика.
Переведите данные слова на русский язык и запишите их.
Півмісяць, напівкоштовний, напівправда, полуденний, півгодинний, півкуля, напівживий, півострів, пів яблука, півфінал, напівтемрява, півріччя, півколо.
V. Домашнее задание
По желанию:
Написать лингвистическую сказку, главными героями которой были бы Пол- и Полу-.
VІ. Подведение итогов урока
1. Работа с эпиграфом.
Учитель. А теперь давайте вернемся к эпиграфу нашего урока.
- Какие ключевые слова вы выделили в этом высказывании?
- Что нового вы узнали сегодня на уроке?
2. Интерактивное упражнение “Микрофон”.
Продолжите предложение:
Сегодня на уроке я узнал ….
Сегодня на уроке я научился ….
Сегодня на уроке я запомнил ….
Учитель. У вас на партах лежит лист самооценивания. Оцените каждый свою работу сегодня на уроке.
Самооценивание
Фамилия, имя__________________________________ Класс _________________________________________ Моя подготовка к уроку__________ баллов. Моя работа на уроке ________ баллов.
Общее количество баллов ______ |
Учитель. Мы начали наш урок с улыбки, я хочу, чтобы и в конце урока вы улыбнулись. Давайте прочитаем шуточное стихотворение о сложных словах. Пусть это будет напоминанием для вас, как не надо употреблять сложные слова.
Показал садовод нам такой огород,
Где на грядках, засеянных густо,
Огурбузы росли, помидыни росли,
Редисвёкла, чеслук и репуста.
Сельдерешек поспел, и моркофель дозрел,
Стал уже осыпаться спаржовник,
А таких баклачков да мохнатых стручков
Испугался бы каждый садовник.
(Н. Кончаловская)