Урок "Написание слитно и через дефис сложных слов"

Про матеріал
С помощью методической разработки учитель может ознакомить учащихся с правилами правописания сложных слов с пол-, полу-; обучить умению находить эти слова в речи; формировать коммуникативные навыки школьников; развивать культуру речи, самостоятельность мышления, исследовательские умения школьников; воспитывать ответственное отношение к учебе.
Перегляд файлу

Тема урока. Написание слитно и через дефис сложных слов.

Цели:

  • ознакомить учащихся с  правилами правописания сложных слов с пол-, полу-;
  • обучить умению находить эти слова в речи;
  • формировать коммуникативные навыки школьников;
  • развивать культуру речи, самостоятельность мышления, исследовательские умения школьников;
  • воспитывать ответственное отношение к учебе.

Оборудование: учебник, тетрадь, индивидуальный раздаточный материал, учебные тексты, дидактический материал.

Тип урока: изучение нового материала.

Форма проведения: урок-поиск.

 

Ход урока

 

                                                                                            Всякое знание исходит

из наблюдения и опыта.

Платон

 

І. Объявление темы и цели урока

Сегодня мы продолжим знакомиться со сложными словами и будем изучать правила их написания. 

 

ІІ. Мотивация учебной деятельности

Эмоциональная готовность к уроку.

Учитель. Ребята, посмотрите мне в глаза, взгляните друг на друга, улыбнитесь. Вот с этих лучиков добра, которые заискрились на ваших лицах, мы и начнем наш урок.

  1. Чтение эпиграфа, работа с ним.

Учитель. Эпиграфом к нашему уроку будут слова философа Платона. Выделите ключевые слова в этом высказывании. (Ответы детей).

Вот этим мы и займемся сейчас: будем приобретать знания, наблюдать за изменением слов и набираться опыта, применять наши знания на практике.

  1. Проблемный вопрос.

На доске написаны слова.

Полнеба, пол-озера, пол-Европы, полкомнаты, полушубок, полпути, полумрак.   

Учитель. Прочитайте слова, написанные на доске. Почему сложные слова с корнем пол- (половина) и полу- пишутся со словами по-разному?

(Ученики пытаются найти ответ на вопрос).

Как видите, ещё много неизвестного вам нужно выучить о правописании сложных слов. Правильно ответить на этот вопрос вам поможет сегодняшний урок, и эти знания станут ещё одной ступенькой к вашему речевому совершенству.

 

ІІІ. Изучение нового материала

  1. Обьяснение учителя.

В русском языке существуют сложные слова с корнем пол- (половина), например: полдома, пол-окна. После корня пол- ставится дефис в таких случаях:

а) перед всеми прописными буквами, например: пол-Украины, пол-Киева;

б) перед гласными буквами, например: пол-яблока, пол-огурца;

в) перед согласной л, например: пол-лимона, пол-листа.

Перед остальными согласными дефис не ставится, например: полстакана, полкласса.

Слова, начинающиеся с полу-, всегда пишутся слитно, например: полуостров, полусапожки.

  1. Выявление восприятия.

Прочитайте стихотворение. Выпишите слова с пол- и полу-, объясните орфограмму.

 

Я пришел из школы.

Мамы дома нет.

На столе оставлен

Для меня обед:

Полкастрюльки супа,

Может быть, борща,

А на сковородке

Ровно пол-леща.

Был ли это полдник

Или был обед? –

Полкило варенья,

Полкило конфет,

Пол-арбуза с тортом,

Апельсин с халвой…

Я ещё не мёртвый,

Но полуживой.

Я не ем уж полнедели

И не сплю по полночей,

У моей теперь постели

Ровно полстраны врачей.

 

 Учитель.

- Ребята, какая главная мысль этого стихотворения?

- От чего предостерегает автор детей?

- О чём он их предупреждает?

 

IV. Закрепление изученного материала

  1. Орфографический практикум.

Запишите словосочетания. Объясните написание сложных слов.

Выше на полголовы, полжизни прожито, объездил пол-Европы, отрезал пол-апельсина, правый полузащитник, прошло полгода, съел пол-ананаса, пол-луга залито водой, работал до полудня, кожаные полусапожки.

  1. Минутка творчества.

С одним из словосочетаний составьте предложение.

3. Лингвистическое наблюдение.  Работа с таблицей.

Учитель. Рассмотрите таблицу и сравните написание сложных слов в русском и украинском языках. Сделайте вывод.

 

По-русски

По-украински

пол-Киева

пів Києва

пол-Европы

пів Європи

пол-огурца

пів огірка

пол-лимона

пів лимона

 

Ученики делают вывод: сложные имена существительные в русском и украинском языках пишутся по-разному.

4. Распределительный диктант.

Разместите слова в две колонки в соответствии с правилами их написания.

Полчаса, полстраны, пол-улицы, полугодие, полжизни, полумрак, пол-Киева, пол-луковицы, пол-Одессы, пол-Азии, полгруши, пол-Полтавы, пол-арбуза, полметра, полуостров, полкниги, полгода.

5. Словообразовательная мозаика.

Переведите данные слова на русский язык и запишите их.

Півмісяць, напівкоштовний, напівправда, полуденний, півгодинний, півкуля, напівживий, півострів, пів яблука, півфінал, напівтемрява, півріччя, півколо.

 

V. Домашнее задание

  1. Выучить теоретический материал.
  2. Выписать из орфографического словаря 10 слов с корнем пол- и 10 слов –  с полу-; с двумя (на выбор) составить предложения.

По желанию:

Написать лингвистическую сказку, главными героями которой были бы Пол- и Полу-.

 

VІ. Подведение итогов урока

1. Работа с эпиграфом.

Учитель. А теперь давайте вернемся к эпиграфу нашего урока.

- Какие ключевые слова вы выделили в этом высказывании?

- Что нового вы узнали сегодня на уроке?

 

   2. Интерактивное упражнение “Микрофон”.

Продолжите предложение:

Сегодня на уроке я узнал ….

Сегодня на уроке я научился ….

Сегодня на уроке я запомнил ….

  1. Самооценивание.

Учитель. У вас на партах лежит лист самооценивания. Оцените каждый свою работу сегодня на уроке.

 

 

Самооценивание

 

Фамилия, имя__________________________________

 Класс _________________________________________

Моя подготовка к уроку__________ баллов.

Моя работа на уроке ________ баллов.

 

Общее количество баллов ______

 

  1. Минутка для шутки.

Учитель. Мы начали наш урок с улыбки, я хочу, чтобы и в конце урока вы улыбнулись. Давайте прочитаем шуточное стихотворение о сложных словах. Пусть это будет напоминанием для вас, как не надо употреблять сложные слова.

 

Показал садовод нам такой огород,

Где на грядках, засеянных густо,

Огурбузы росли, помидыни росли,

Редисвёкла, чеслук и  репуста.

Сельдерешек поспел, и моркофель дозрел,

Стал уже осыпаться спаржовник,

А таких баклачков да мохнатых стручков

Испугался бы каждый садовник.

                                         (Н. Кончаловская)

 

 

doc
Додано
11 лютого 2022
Переглядів
1824
Оцінка розробки
Відгуки відсутні
Безкоштовний сертифікат
про публікацію авторської розробки
Щоб отримати, додайте розробку

Додати розробку