Экономика – это наука, которая изучает повседневную жизнь, которая зависит от экономических условий, которые можно изменять, делать лучшими, тем самым улучшая условия нашей жизни.
Как научить детей ориентироваться в сложных процессах общества, которые непосредственно или опосредствованно их касаются? Задача учителя экономики – не просто дать ученикам теоретические знания по основам экономики, а и показать как можно их практически применять, научить понимать и анализировать события, которые происходят в экономической жизни, находить свои пути в решении экономических проблем.
Применение методики критического мышления на уроках экономики
Экономика – это наука, которая изучает повседневную жизнь, которая зависит от экономических условий, которые можно изменять, делать лучшими, тем самым улучшая условия нашей жизни.
Как научить детей ориентироваться в сложных процессах общества, которые непосредственно или опосредствованно их касаются? Задача учителя экономики – не просто дать ученикам теоретические знания по основам экономики, а и показать как можно их практически применять, научить понимать и анализировать события, которые происходят в экономической жизни, находить свои пути в решении экономических проблем.
Чтобы ученики умели анализировать информацию, обучая их практическим навыкам мышления, что дает возможность эффективно преобразовывать информацию в важные идеи, которые можно потом использовать на практике. А это означает, что они должны уметь критически мыслить. Для этого им необходимо иметь опыт работы с информацией, её обработки и создание собственных идей. Учащиеся должны пройти через систематический процесс критического анализа и критической рефлексии. Это не только поможет им во время работы с информацией в школе, а и станет основой для дальнейшего независимого критического мышления. Для того, чтобы это произошло в классной комнате, методическая система должна быть упорядоченной, тогда дети могут последовательно подойти к пониманию процесса формирования соответствующих навыков и их применения.
Методическая система должна быть самоочевидной, чтобы учащиеся могли узнать, на каком уровне они находятся относительно их собственного мышления, тогда они могут вести и управлять этим процессом, обучаясь самостоятельно.
На уроках экономики для активизации знаний во время изучения нового материала, закрепления материала, а также повторения пройденного материала использую такую стратегию критического мышления:
Деловая игра
Тема урока: Закон спроса.
Условия игры: купить фруктов на определенную сумму.
Покупатели яблок – 4 человека по 1 грн., 4 человека по 1,5 грн., 4 человека по 2грн., 4 человека по 3 грн.
Покупатели груш – 3 человека по 3 грн., 4 человека по 3,5 грн.
Покупатели бананов – 3 человека по 4 грн., 4 человека по 5 грн.
Задача: - кто может купить килограмм яблок по цене 2 грн. (22 чел.)
- кто хочет купить яблоки (8 чел.)
Вывод: спрос на яблоки по цене 2 грн. – 8 человек, даётся определение спроса, величины спроса, строится кривая спроса, устанавливается зависимость между P и Q.
Заключительный вопрос: можно купить более дешевые яблоки, отказавшись от бананов, которые подорожали.
Противоречие суждений
Тема: Предприятие и собственность. Формы собственности и организационные формы предприятия.
Перед учениками ставится проблемный вопрос:
Как создать предприятие, если имеется недостаточное количество капитала?
Первый выход: взять в дело компаньонов и воспользоваться их деньгами.
Второй выход: обратиться в банк с просьбой взять кредит.
В ходе дискуссии: - банк может отказаться в выдаче кредита, тогда время затраченное на запрос кредита, считается потерянным, а производство будет простаивать или сорвется выгодная сделка;
- банк дал кредит, но сумму не так просто вернуть, она нужна на более длительное время, а банку нужно вернуть кредит и платить проценты.
Найди соответствие
Практическая работа: Определение структурных элементов производства.
К - капитал, з - земля, т - труд, и - информация
- мини-пекарня (к)
- плотина Кременчуцкого водохранилища (к)
- вода в Кременчуцком водохранилище (з)
- описание метода обработки цветных металлов (и)
- шахтеры шахты «Краснодонская» (т)
- документы на новую технологию приготовления цемента (и)
- рыболовецкий траулер (к)
Конкурс ораторов
- Вода – это и предмет труда, и средство производства?
- В чем выиграет и в чем проиграет ваша семья при переходе от плановой к рыночной экономике?
- Теневая экономика будет существовать в любом государстве.
- Как повлияют на экономику страны президентские или парламентские выборы?
- Могут ли на рынке существовать товары, для которых вообще не выполняется закон спроса?
- Какие факторы производства используются человеком с доисторических времен, а какие приобрели наибольшее значение в последние 200 лет?
- Почему должны существовать пределы вмешательства государства в экономику?
Творчество ученика
- учреждение, кредит, ссуды, клиенты (банк);
- товар, покупатель, информация (реклама);
- свободно конвертируемая, частично-конвертируемая, неконвертируемая (валюта);
- товар, страна, вывоз (экспорт);
- деньги, большое количество, обесценивание (инфляция).
2. Пинг-понг
Домашнее задание: разработать вопросы классу по определенной теме.
3.Ох уж эти денежки.
Чем вы заплатите:
- за прогулку на гондоле (итальянская лира);
- за посещения Дома-музея Рембранта (голландский гульден);
- за настоящее шампанское (французский франк);
- за посещение статуи Свободы (американский доллар);
- за экскурсию по Иерусалиму (израильский шекель);
- за посещение Тадж-Махалы (индийская руппи);
- за поездку по Темзе (английский франк);
- за стаканчик саке (японская Йена).
4. кроссворды
Обучение – это активная, а не пассивная деятельность. Для того, чтобы произошло полное критическое понимание, рассчитанное на длительный срок, ученики должны принимать участие в учебном процессе.
Стратегия критического мышления способствует активной деятельности детей на уроках. При этом понимание рассчитанное на длительный срок является процессом объединения новой информации с предыдущими структурами.
Формируется также заинтересованность и направленность на исследование темы. Убеждена, что целенаправленное обучение эффективнее, чем нецеленаправленное.
1