СИМВОЛЫ И ПОДАРКИ
Преподнесение подарков членов семьи друг другу влияет на качество их общения и стимулирует больше обращать внимания на потребности и предпочтения. Благодаря подаркам устанавливается здоровая внутрисемейная атмосфера, в которой поддерживается ценность (значимость) каждого, что позволяет людям хорошо относиться к собственной семье как к целому, равно как и ко всем ее отдельным членам.
Подарки – это важный вид символического общения [1, 13]. Смысл символов имеет субъективное значение, особенно, когда речь идёт о значимых прошлых событиях жизни. Например, запах духов, звуки музыки и др. всегда несут воспоминания. Преподнесение подарков представляет собой очень сложный символический процесс и может нести в себе, сразу несколько посланий, выраженных в чувствах и идеях. Подарки могут быть как материальные так и нематериальные, и, на первый план всегда выдвигается их субъективно-личностная значимость для обоих, как того кто получает, так и для того, кто их дарит. Преподнесение подарков также связано с силой, используемой негативно или позитивно во взаимоотношениях между людьми. Это может оказаться формой получения каких-то благ, попыткой повлиять на кого-то, взяткой, средством установления превосходства, по принципу: «Ты мой должник». Подарки иногда служат выражением покровительства, средством установления равенства.
Вместе с тем подарки могут выступать символом уважения, поэтому неожиданный подарок должен нести большой позитивный смысл, будь то какая-то деятельность или предмет. Условия задания состоят в том, что индивид не должен сообщать другим, когда именно он преподнесёт подарок. Остальным же членам семьи дается задание отгадать, что же все-таки подарит им их родственник. Такое задание активизирует в каждом члене семьи программу поиска положительных, нежели отрицательных моментов в действиях других членов семьи.
Техника «Символы и подарки» используется консультантом для диагностики семейной системы, а также для целей интервенции. Например, предписывается преподнесение подарков одним членом семьи другому для стимулирования позитивных форм внутрисемейных коммуникаций и улучшения эмоционального климата в семье.
Предписание членам семьи делать подарки друг другу выражается в следующем:
1. Консультант предлагает членам семьи подумать о том, какие подарки каждый может преподнести семье в целом или кому-то индивидуально.
2. Подарок должен быть таким, чтобы тому, кто дарит его было приятно преподносить, а принимающему - получить удовольствие от его приобретения.
3. Подарок может представлять собой какую-то деятельность (выполнение конкретных домашних обязанностей, приглашение на интересную экскурсию, теплой разговор и др.); может представлять материальный предмет (вещь, игра, цветы, книга, любимое блюдо и др.).
4. Подарок не обязательно должен быть дорогим имеет значение проявление внимания.
5. Лучше всего, если обмен подарками будет взаимным, не автоматическим по принципу «ты мне, а я тебе» как обычно происходит на рождество, юбилеи и др. Процесс должен носить спонтанный характер.
6. Каждый человек, получающий подарок должен вежливо выразить благодарность и признательность за него.
7. На следующей встрече с клиентами, консультант интересуется как выполнено ее задание, было ли его осуществление приятно, и какой эффект процесс в целом произвел на всю семью и ее отдельных членов.
Список литературы