Рассказ А.П.Чехова «Толстый и тонкий». Разоблачение чинопочитания и угодничества

Про матеріал
Розробка до уроку літератури та зарубіжної літератури для 7-х класів. Повний аналіз тексту, вивчення особливостей письменницького таланту А.П.Чехова. Під час уроку зверьається увага не тільки на літературние бачення життєвої ситуації, а і художній погляд на тему "Товстий і тонкий".
Перегляд файлу

 

Тема: Рассказ А.П.Чехова «Толстый и тонкий». Разоблачение чинопочитания и         угодничества.

Цель урока: Обучающие: анализировать текст; рассматривать речь героев как источник юмора; иметь представление о том, что такое юмористическая ситуация; выявлять в тексте художественно значимые изобразительно-выразительные средства языка и определять их художественную функцию; уметь создавать словесный портрет на основе полученных знаний и представлений;

                      Развивающие: излагать своё мнение в учебном диалоге, аргументируя его,     осознанно использовать речевые средства в соответствии с ситуацией общения.

                          Воспитательные: на примере рассказа воспитывать чувство собственного  достоинства.

 

Содержание урока

 

Дружба любит равенство.

И.А.Гончаров

...среди людей нужно сознавать

своё достоинство.
А.П. Чехов

  1. Мотивация класса.

Проблемный вопрос. Формируем проблемный вопрос с учениками.

- Как вы думаете, исходя из темы урока и эпиграфа, над какими проблемными вопросами мы сегодня будем работать? (высказывания детей и вывод вопроса на слайд).

Кого мы называем настоящим другом? Можно ли подхалима назвать настоящим другом? О дружбе, друзьях.

А. П. Чехов был убеждён, как он писал брату Михаилу, что “... среди людей нужно сознавать своё достоинство” во всякое время.

- Как вы понимаете эти слова?

- Подберите синонимы к слову Достоинство (честь, самоуважение)

Писателя отличала абсолютная скромность, постоянная неудовлетворённость собой, стремление к самосовершенствованию, чувство собственного достоинства. Своим творчеством писатель не только утверждал лучшие качества людей, но и отмечал их недостатки.

Записываем в тетрадь число, классная работа и тему урока. 12.03.

 

  1. Актуализация знаний

Для начала нашей работы предлагаю вам небольшую разминку. Давайте составим литературный портрет А.П.Чехова, записав ключевые слова биографии писателя. Литературный портрет должен состоять из 5-7 слов, чтобы человек, не изучавший биографию и творчество писателя, мог составить свое мнение о нем, на основе вашего портрета.

Антоша Чехонте, врач, «Смерть чиновника», короткие рассказы, высмеивает пороки, не любил пошлость.

 

  1. Изучение рассказа «Толстый и Тонкий»

Сегодня мы попытаемся раскрыть литературное мастерство А.П.Чехова через рассказ «Толстый и Тонкий». Перед работой, давайте побываем в импровизированном театре и вспомним еще раз этот рассказ. Итак, слово нашим начинающим актерам.

Инсценировка рассказа. Автор,…роли исполняли…

 

А.П.Чехов, удивительный мастер слова, умел в малую форму уместить глубокое содержание, умел показать глубину мысли. Как же это удавалось Антону Павловичу?

 

Обратите внимание на ключевые слова, записанные на доске, которые вам помогут правильно выстроить свой ответ. (Ключевые слова: диалог, художественная деталь, действия, антитеза, гротеск, лаконизм)

 

Аналитическая беседа:

- Давайте посмотрим, как вводит нас Чехов в мир своего рассказа. Найдите завязку рассказа «Толстый и тонкий» («На вокзале Николаевской железной дороги встретились два приятеля: один толстый, другой тонкий»)

 

- Представьте себе, что являетесь постановщиками и вам нужно подобрать актеров, какими, по вашему мнению, будут они, как вы их видите? Свои небольшие характеристики запишите в тетрадь, и кто-то один озвучьте. Найдите подтверждение своим словам в тексте.

- А теперь посмотрим, как описал толстого Чехов: «Толстый только что пообедал на вокзале, и губы его, подёрнутые маслом, лоснились, как спелые вишни. Пахло от него хересом и флердоранжем».

- О чём эта деталь говорит? (Всего одна-две детали – и перед нами состоятельный, богатый человек, довольный жизнью).

- А как описывает Чехов тонкого? («Тонкий же только что вышел из вагона и был навьючен чемоданами, узлами и картонками. Пахнет от него ветчиной и кофейной гущей»)

- Какие детали здесь, на ваш взгляд, наиболее значительные? (Дети отмечают, что тонкий навьючен: значит герой беден, у него нет денег на носильщика. Обвешенный чемоданами, узлами, картонками, он жалок. И пахнет от него не дорогим вином, а кофейной гущей.)

 

- Какой композиционный приём использовал Чехов, рисуя героев? (Антитеза – противопоставление образов, эпизодов, картин.)

- Кто первый бросается к другу? (Толстый)

- Как Тонкий называет Толстого? Миша! Друг детства!»)

- Каково состояние обоих? (Они оба приятно ошеломлены)

- Скажите, в каком положении по отношению друг к другу находятся друзья в начале рассказа? (равные)

- Что вспоминает тонкий? (Как их дразнили. «Геростратом, а меня Эфиальтом, так как ябедничать любил»)

- С каким чувством задаёт вопрос толстый? (Восторженно глядя на друга)

- Что мы узнаём о материальном положении тонкого? (Маленькое жалованье, подрабатывает уроками жена, он сам делает дешёвые портсигары)

- С каким чувством это говорит тонкий? (С чувством гордости)

- А как обстоят дела у толстого? (Он стал тайным советником, получил две звезды)

 

- Сейчас более подробно разберем понятие художественной детали в тексте «Толстый и Тонкий»

Художественная деталь - выразительная подробность, характерная черта какого-либо предмета, несущая содержательную или эмоциональную нагрузку.

- Опираясь на текст рассказа, заполните таблицу (выпишите слова, словосочетания, фрагменты предложений, являющиеся художественной деталью):

 

Перемены в Порфирии (Тонкий)

 

Не знает о служебном положении товарища

Знает о служебном положении товарища

Лицо

 

 

Интонация

 

 

Поведение

 

 

Вещи

 

 

Предполагаемый ответ:

Перемены в Порфирии (Тонкий)

 

Не знает о служебном положении товарища

Знает о служебном положении товарища

Лицо

«Глаза, полные слез»

«Побледнел, окаменел, лицо искривилось широчайшей улыбкой; казалось, что от лица и глаз его посыпались искры»

Интонация

«Милый мой!»

«Вот не ожидал! Вот сюрприз!»

«Я, ваше превосходительство...Очень приятно-с!»

«Помилуйте... Что вы-с...»

Поведение

«Троекратно облобызались и устремили друг на друга глаза, полные слез»

«Сам он сморщился, сгорбился, сузился» «Было... столько благоговения, сладости и почтительной кислоты»

«Пожал три пальца, поклонился всем туловищем»

Вещи

«Навьючен чемоданами, узлами и картонками»

«Его чемоданы, узлы и картонки съежились, поморщились»

Какие изменения происходят с тонким, как он выглядит? (читают)

- Какой приём использует Чехов? (Метафора, доведённая до гротеска)

- Что такое гротеск? (Это фантастическое, странное, комическое преувеличение)

- Найдите гротеск в этой сцене. («Чемоданы и коробки поморщились, съёжились»)

 

- Как заговорил тонкий? (Он говорит униженно)

- Найдите слова, которые выражают его подобострастность. (Присоединяет суффикс -с; «Ваше превосходительство»; заикается, это выражено на письме ввиде многоточий; речь прерывиста)

- Какие изменения произошли с Толстым?

- Почему стало противно и кому? (Толстому)

- Какое слово находит толстый, чтобы остановить тонкого? (Чинопочитание)

- Подберите синонимы к этому слову. (Лакейство, приспособленчество, утрата чувства собственного достоинства)

- Почему рассказ назван «Толстый и тонкий»? (Герои не названы по именам, толстый - это не только физическое качество, но и признак достатка, так же, как и у тонкого)

- Чего больше в рассказе Чехова: повествования, описания, диалога?

- Чехов избегает описаний. Почему? (Они замедляют, удлиняют рассказ, делают его менее динамичным)

 

- Какая фраза проходит рефреном, повторяется в рассказе? («Были приятно ошеломлены»)

- Кто был ошеломлён в начале, а кто в конце рассказа? (Сначала друзья детства, а в конце - семья тонкого)

- Почему «все трое приятно ошеломлены»?

 

- Давайте вспомним что такое юмор и сатира? (Юмор – комические, смешные стороны жизни, героев, все, что вызывает смех, улыбку, радость. Смех помогает человеку освобождаться от всего дурного, мелкого, пошлого. Сатира – прием, с помощью которого высмеиваются недостатки человека или общества.)

- Что смешно, а что грустно в рассказе Чехова? (Забавны воспоминания детства, а грустно то, что эти воспоминания тонкого теряют магическую власть перед его нынешними взглядами на людей, перед рабской угодливостью и чинопочитанием)

- Прочтём в словаре, что такое юмор, а что такое сатира:

 

- Что у юмора и сатиры общее? (Высмеивают)

- А чем они отличаются? (Юмор высмеивает недостатки людей, курьёзные ситуации, а сатира бичует пороки общества)

- Рассказ «Толстый и тонкий» юмористический или сатирический? (Сатирический)

- Какой порок он бичует? (Он осуждает порок общества - чинопочитание)

 

Словарная работа: чинопочитание, угодничество, подхалимство, самоуничижение, подобострастие.

- Что же Чехов ненавидел в людях, в обществе, что бичевал? (Чинопочитание, рабское угодничество)

- Еще одной отличительной особенность Чехова был лаконизм. Что это по вашему мнению?  В маленьком содержании автор вмещал глубокие мысли.

  1. Работа с текстом

К каждому слову, приведенному в левой колонке, подберите соответствующее ему лексическое значение, указанное в правой колонке.

 

СЛОВО

ЛЕКСИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ СЛОВА

  1.  

Николаевская железная дорога

А

Первая железная дорога в России между Москвой и Петербургом

  1.  

Подёрнутый

Б

Покрытый легким слоем чего-нибудь, ка бы пеленой

  1.  

Херес

В

Сорт крепкого виноградного вина

  1.  

Флёрдоранж

Г

Настойка из цветов померанцевого дерева (померанец – цитрусовое дерево, а также сочный ароматный кисловато-горький его плод с твердой кожурой)

  1.  

Гуща

Д

Густой осадок в жидкости

  1.  

Душонок

Е

Милый, приятный человек

  1.  

Щёголь

Ж

Человек, любящий наряжаться, нарядно одетый, франт (франт – человек, любящий наряжаться)

  1.  

Лютерантка

З

Последовательница лютеранства (крупнейшего направления протестантизма, возникшего в XVI в. на основе учения Лютера и распространенного в Германии, скандинавских и прибалтийских странах, в США)

  1.  

Казённый

И

Государственный

  1.  

Приватно

К

Частно, неофициально

  1.  

Департамент

Л

В царской России и некоторых других странах: отдел министерства высшего государственного учреждения

  1.  

Мундир

М

Военная или гражданская форменная одежда

  1.  

Вельможа

Н

В старое время: знатный и богатый сановник (т.е. крупный чиновник, занимающий высокое положение)

  1.  

Чинопочитание

О

Почитание старших по чину, по служебному положению

  1.  

Милостивый

П

Проявляющий, выражающий милость (благосклонность, полное доверие, расположение к кому-нибудь низшему со стороны низшего)

  1.  

Живительный

Р

Укрепляющий силы, оживляющий

  1.  

Благоговение

С

Глубочайшее почтение (т.е. глубокое уважение)

  1.  

Почтительный

Т

Относящийся к кому-нибудь с почтением; выражающий почтение

Ответы запишите в таблицу.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

 

 

 

 

 

 

 

 

 

10

11

12

13

14

15

16

17

18

 

  1. Обращение к искусству.

 

Давайте обратимся к живописи и посмотрим, каковы взгляды художников о  Толстом  и Тонком из рассказа А.П.Чехова. Рассмотрите иллюстрации художников, обращавшихся к рассказу А.П. Чехова.

- На какие детали обратил внимание художник Б.Калаушин? А С.Алимов? Какую особенность героев отразил О.Ю.Яхнин?

 

- К рассказу обращались и скульпторы. В городе Таганроге в Гоголевском переулке около музея «Лавка Чеховых» появилась скульптурная композиция Давида Бегалова «Толстый и тонкий». Чеховские герои будто только что сошли с поезда и неожиданно встретились. Какие детали характеризуют героев?

 

  1. Рефлексия.

 

Сформулируйте в нескольких предложениях ответ на вопрос:  

- Смешным или  грустным показался рассказ? Почему?

- Как сложились отношения в дальнейшем между друзьями детства?

- От чего же зависит достоинство человека? (от него самого, а не от должности, положения в обществе и денег)

- Что использовал писатель, чтобы показать художественное мастерство, глубину мысли своих произведений?

Размышляя над рассказами Чехова, я вдруг понял: “маленьким” человека делают не чин и не положение в обществе. От самого человека зависит — быть ему “маленьким” или “большим”

Д/з: подготовиться к к.р. – сочинение-размышление

 

 

 

doc
Додано
30 березня 2020
Переглядів
1929
Оцінка розробки
Відгуки відсутні
Безкоштовний сертифікат
про публікацію авторської розробки
Щоб отримати, додайте розробку

Додати розробку