Разработка урока по русскому языку на тему «Словообразование.Производное слово, производящая основа и словообразовательное средство. Основные способы словообразования.Ознакомление со словообразовательным словарем». Данный урок рекомендован для 6 класса. Предполагает работу в группах. Способствует повторению многих орфограмм. В презентации даны задания для лингвистов, для математиков, для строителей, для писателей.
Словообразование.
Производное слово, производящая основа
и словообразовательное средство.
Основные способы словообразования.
Ознакомление со словообразовательным словарем
Цели: углубить знания о словообразовании, основных способах
словообразования, производящей основе, производном слове, словообразовательных средствах, полученных на уроках украинского языка;
совершенствовать навыки образования слов;
совершенствовать умение находить морфемы и определять границы между ними;
ознакомить со школьным словообразовательным словарем русского языка А.Н. Тихонова;
формировать орфографические навыки;
повторить синтаксический разбор предложения;
повторить написание букв е, и в префиксах пре-, при-;
повторить написание букв з, с на конце префиксов;
повторить написание н, нн в прилагательных;
повторить написание букв а, о в корне -раст- (-ращ-) / -рос-;
повторить написание букв а, о в корнях -кас- (-кос-), -лаг-(-лож-);
повторить написание букв е, и в корнях -тир-(-тер-),
-стил-(-стел-) и др.;
повторить написание букв е, и в суффиксах;
повторить написание букв о, е в суффиксах после шипящих и ц.
Задачи:
образовательная: создать условия для овладения способами решения познавательных задач с целью формирования языковой компетенции посредством углубления знаний, совершенствования умений и навыков через понимание общих закономерностей правописания.
развивающая: развивать способности к анализу и оценке сходных и конкурирующих языковых явлений для их дифференциации.
воспитательная: способствовать развитию коммуникативной компетенции через работу в группах, парах; воспитывать осознанную потребность в знаниях, чуткость и внимательность к слову.
Оборудование: учебник, школьный словообразовательный словарь русского языка А.Н Тихонова, дидактический, раздаточный и наглядный материалы, карточки с групповыми заданиями, таблицы, слайды, мультимедийная доска, проектор.
Тип урока: комбинированный.
Ход урока.
І. Мотивация, сообщение темы и задач урока.
1. Устная работа с таблицей.
2. Сообщение темы и задач урока (запись числа).
ІІ. Актуализация опорных знаний.
Морфема, корень, префикс, суффикс, основа, окончание, словообразование, орфограмма, производящий, производный, префиксальный, суффиксальный.
Вопросы к диктанту.
Слово «орфограмма» здесь не лишнее. Многие орфографические правила опираются на словообразование. И ещё подскажу, что нужно делать, чтобы писать грамотно.
Нам необходимо знать строение слова, уметь находить морфемы и точно определять границы между ними.
Давайте запомним и запишем главное.
Мы должны точно определять границы между морфемами.
А кто может объяснить значение слова «префиксальный»? Кто может объяснить значение слова «суффиксальный»?
ІІІ. Восприятие и усвоение учебного материала.
1. Наблюдение над языковым материалом (работа с таблицей учебника § 33, стр. 141).
2. Демонстрация морфемных способов словообразования.
4. Слово учителя.
Практически образовали слово. Остается ознакомиться с терминами и вспомнить их роль в образовании слов.
5. Ознакомление с производным словом, производящей основой и средством словообразования (самостоятельная работа с учебником – чтение теоретического материала на стр. 142).
6. Фронтальный опрос.
IV. Тренировочные упражнения.
1. Ознакомление с порядком разбора слова.
Образец письменного разбора. Пришкольный школа
2. Словообразовательный разбор слова у доски (березовый береза).
3. Выполнить словообразовательный разбор слов по рядам:
деревянный дерево, звериный зверь, карман карманный |
|
предобрый добрый, заяц зайчонок, подорожник дорога |
V. Физминутка.
1. Отыщите средства словообразования (наглядный материал).
2. Образуйте слова с данными морфемами.
(приближался, безвредный, мечтатель)
VI. Ознакомление со школьным словообразовательным словарем русского языка А.Н. Тихонова.
Слово учителя.
А как мы поступим, если не знаем, как образовано слово? К чему можно обратиться?
Самый известный словообразовательный словарь был составлен русским лингвистом Александром Николаевичем Тихоновым.
VII. Закрепление знаний.
1. Тренировочные задания для всего класса.
А Скалистый;
Б прилететь;
В сотрудник.
Приведите свой пример слова, образованного префиксальным способом.
А Префиксальным;
Б суффиксальным;
В префиксально-суффиксальным.
весна – весенний; пригорок – гора.
2. Работа со школьным словообразовательным словарем русского языка А.Н. Тихонова (с. 397-398).
(родник; родничок, родниковый)
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3. Математическое задание.
Образец. Борода + х = бородатый: х = -ат-.
х + дед = прадед
х + х + тель = мечтатель
х + окно + х = подоконник
4. Творческое задание.
Прочтите сказку, вставив на месте пропуска подходящую по смыслу морфему.
Жил-был ..ёнок. Его очень любили в семье, особенно ..ёнки и ..ишки. Однажды он отправился в темный-претемный ..ок. Шёл долго, встречая по ..ке много разных ..юшек. Как вдруг страшный ..ище вырос на его пути.
5. Групповые задания (математикам, строителям, лингвистам, писателям).
Задание для математиков
Образец. Борода + х = бородатый: х = -ат-.
Одесса + х = одессит
Киев + х = киевлянин
х + стелить = расстелить
Образец. Синеватый - синий = -еват-.
прехорошенький – хорошенький =
ледяной – лёд =
вежливость – вежливый =
Задание для строителей
к |
иц |
к |
ян |
ист |
н |
под |
на |
н |
иц |
як |
н |
ян |
ист |
н |
на |
под |
н |
Задание для лингвистов
Родить, родительский, родовой, род, родовитый, родитель.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Творческое задание для писателей
Продолжите сказку. Укажите способ образования слов, обозначающих героев вашей сказки.
Жил-был ..ёнок. Его очень любили в семье, особенно ..ёнки и ..ишки. Однажды он отправился в темный-претемный ..ок. Шёл долго, встречая по ..ке много разных ..юшек. Как вдруг страшный ..ище вырос на его пути…
VIIІ. Объяснение домашнего задания.
§ 33; упр. 141 (словообразовательный разбор выделенных слов; слова с чередованием в корнях; слова с префиксами на -з, -с; предложения с прямой речью).
IХ. Подведение итогов урока.
С помощью школьного словообразовательного словаря русского языка А.Н. Тихонова мы увидели словообразовательную цепочку слов «родить» и «родник».
А сейчас мы поработаем с таблицей, в которой допущена ошибка. Отыщите её, указав слова, соответствующие данным схемам.
Найдите форму одного слова.
Х. Дополнительный материал.
Давайте образуем слова, зная только их значение.