Разработка урока по теме "Словообразование. Производное слово, производящая основа и словообразовательное средство. Основные способы словообразования.

Про матеріал

Разработка урока по русскому языку на тему «Словообразование.Производное слово, производящая основа и словообразовательное средство. Основные способы словообразования.Ознакомление со словообразовательным словарем». Данный урок рекомендован для 6 класса. Предполагает работу в группах. Способствует повторению многих орфограмм. В презентации даны задания для лингвистов, для математиков, для строителей, для писателей.

Зміст слайдів
Номер слайду 1

Номер слайду 2

Номер слайду 3

Номер слайду 4

Словообразование. Производное слово, производящая основа и словообразовательное средство. Основные способы словообразования. Ознакомление со словообразовательным словарем 

Номер слайду 5

Цели: Углубить знания о словообразовании, основных способах словообразования, производящей основе, производном слове, средствах словообразования;совершенствовать навыки образования слов,умения находить морфемы и определять границы между ними;ознакомиться со школьнымсловообразовательным словарем.

Номер слайду 6

Морфемные способы образования новых слов в русском языке. Префиксальный. Суффиксальный. Префиксально-суффиксальный. Бессуффиксный

Номер слайду 7

Номер слайду 8

1. Порядок разбора слова.• Найти слово, от которого образовано данное слово.• Найти в данном слове производящую основу.• Отбросив производящую основу, найти средства словообразования.• Назвать способ словообразования. Образец письменного разбора. ¬ ^ Пришкольный школа └------┘

Номер слайду 9

2. Выполнить словообразовательный разбор слов по рядам.{69 CF1 AB2-1976-4502-BF36-3 FF5 EA218861}Деревянный дерево;звериный зверь;карман карманный. Предобрый добрый;заяц зайчонок;подорожник дорога.

Номер слайду 10

Номер слайду 11

1. Отыщите средства словообразования (наглядный материал).2. Образуйте слова с данными морфемами.

Номер слайду 12

Самый известный словообразовательный словарь был составлен русским лингвистом Александром Николаевичем Тихоновым.

Номер слайду 13

Номер слайду 14

Номер слайду 15

Укажите слово, образованное префиксальным способом: а) скалистый; б) прилететь; в) сотрудник. Приведите свой пример слова, образованного префиксальным способом. Укажите, каким способом образовано слово подснежник: а) префиксальным; б) суффиксальным; в) префиксально-суффиксальным. Определите, какое из слов от какого образовалось:  весна – весенний; пригорок – гора; солнце – солнышко.  

Номер слайду 16

2. Работа со школьным словообразовательным словарем русского языка А. Н. Тихонова (с. 397-398). Расположите однокоренные слова с учетом последовательности образования их друг от друга. (Родник, родничок, родниковый).             

Номер слайду 17

3. Математическое задание. Найдите второе слагаемое (по-укр.: доданок). Образец. Борода + х = бородатый: х = -ат-   х + дед = прадед; х + y + тель = мечтатель; х + окно + y = подоконник. 

Номер слайду 18

4. Творческое задание. Прочтите сказку, вставив на месте пропуска подходящую по смыслу морфему.  Жил-был ..ёнок. Его очень любили в семье, особенно ..ёнки и ..ишки. Однажды он отправился в темный-претемный ..ок. Шёл долго, встречая по ..ке много разных ..юшек. Как вдруг страшный ..ище вырос на его пути.

Номер слайду 19

5. Групповые задания (математикам, строителям, лингвистам, писателям).   Задание для математиков Найдите второе слагаемое (по-укр.: доданок). Образец. Борода + х = бородатый: х = -ат-.   Одесса + х = одессит; Киев + х = киевлянин; х + стелить = расстелить.  Определите средство словообразования путем лингвистического вычитания (по-укр.: віднімання). Образец. Синеватый - синий = -еват-.  Прехорошенький – хорошенький = ; ледяной – лёд = ; вежливость – вежливый = . Составьте задачу, используя средства словообразования.

Номер слайду 20

Номер слайду 21

Задание для лингвистов• Расположите однокоренные слова с учетом последовательности образования их друг от друга. Родить, родительский, родовой, род, родовитый, родитель.                          Выполните словообразовательный разбор слова родительский. Объясните написание суффикса в прилагательном.

Номер слайду 22

Творческое задание для писателей Продолжите сказку. Укажите способ образования слов, обозначающих героев вашей сказки. Жил-был ..ёнок. Его очень любили в семье, особенно ..ёнки и ..ишки. Однажды он отправился в темный-претемный ..ок. Шёл долго, встречая по ..ке много разных ..юшек. Как вдруг страшный ..ище вырос на его пути…

Номер слайду 23

Номер слайду 24

Домашнее задание § 33; упражнение 141 (выполнить словообразовательныйразбор выделенных слов)

Перегляд файлу

Словообразование.

Производное слово, производящая основа

и словообразовательное средство.

Основные способы словообразования.

Ознакомление со словообразовательным словарем

 

Цели:  углубить знания о словообразовании, основных способах

словообразования, производящей основе, производном слове, словообразовательных средствах, полученных на уроках украинского языка;

совершенствовать навыки образования слов;

совершенствовать умение находить морфемы и определять границы между ними;

ознакомить со школьным словообразовательным словарем русского языка А.Н. Тихонова;

формировать орфографические навыки;

повторить синтаксический разбор предложения;

повторить написание букв е, и в префиксах пре-, при-;

повторить написание букв з, с на конце префиксов;

повторить написание н, нн в прилагательных;

повторить написание букв а, о в корне -раст- (-ращ-) / -рос-;

повторить написание букв а, о в корнях -кас- (-кос-), -лаг-(-лож-);

повторить написание букв е, и в корнях -тир-(-тер-),

-стил-(-стел-) и  др.;

повторить написание букв е, и в суффиксах;

повторить написание букв о, е в суффиксах после шипящих и ц.

 

Задачи:

 

образовательная: создать условия для овладения способами решения познавательных задач с целью формирования языковой компетенции посредством углубления знаний, совершенствования умений и навыков через понимание общих закономерностей правописания.

 

развивающая: развивать способности к анализу и оценке сходных и конкурирующих языковых явлений для их дифференциации.
 

воспитательная: способствовать развитию коммуникативной компетенции через работу в группах, парах; воспитывать осознанную потребность в знаниях, чуткость и внимательность к слову.

 

Оборудование: учебник, школьный словообразовательный словарь  русского языка А.Н Тихонова, дидактический, раздаточный  и наглядный материалы, карточки с групповыми заданиями, таблицы, слайды, мультимедийная доска, проектор.

 

Тип урока: комбинированный.


Ход урока.

 

І. Мотивация, сообщение темы и задач урока.

 

1. Устная работа с таблицей.

 

 

2. Сообщение темы и задач урока (запись числа).

 

ІІ. Актуализация опорных знаний.

 

  1. Терминологический диктант (один у доски).

 

Морфема, корень, префикс, суффикс, основа, окончание, словообразование, орфограмма, производящий, производный, префиксальный, суффиксальный.

 

Вопросы к диктанту.

  • Какой темой объединены слова?
  • Что изучает словообразование?
  • Почему слова «корень», «префикс», «суффикс» следуют одно за другим, а «окончание» после слова «основа»?

 

  1. Слово учителя.

 

Слово «орфограмма» здесь не лишнее. Многие орфографические правила опираются на словообразование. И ещё подскажу, что нужно делать, чтобы писать грамотно.

Нам необходимо знать строение слова, уметь находить морфемы и точно определять границы между ними.

Давайте запомним и запишем главное.

 

  1. Синтаксический разбор предложения (один у доски).

Мы должны точно определять границы между морфемами.

  1. Слово учителя.

А кто может объяснить значение слова «префиксальный»? Кто может объяснить значение слова «суффиксальный»?

 

ІІІ. Восприятие и усвоение учебного материала.

 

1. Наблюдение над языковым материалом (работа с таблицей учебника § 33, стр. 141).

  • Что дает основание утверждать, что это словообразование?
  • С помощью чего образуются слова? (префиксы, суффиксы)

 

2. Демонстрация морфемных способов словообразования.

 

 

 

  1. Определение способов словообразования.

 

4. Слово учителя.

Практически образовали слово. Остается ознакомиться с терминами и вспомнить их роль в образовании слов. 

 

5. Ознакомление с производным словом, производящей основой и средством словообразования (самостоятельная работа с учебником – чтение теоретического материала на стр. 142).

 

6. Фронтальный опрос.

  •     Для чего служит производящая основа?
  •     Как называется она в украинском языке?
  •     Какое слово называется производным?
  •     Как называется такое слово в украинском языке?
  •     Что является средствами словообразования?

 

IV. Тренировочные упражнения.

 

1. Ознакомление с порядком разбора слова.

 

  • Найти слово, от которого образовано данное слово.
  • Найти в данном слове производящую основу.
  • Отбросив производящую основу, найти средства словообразования.
  • Назвать способ словообразования.

 

Образец письменного разбора. Пришкольный                       школа 

 

2. Словообразовательный разбор слова у доски (березовый  береза).

 

3. Выполнить словообразовательный разбор слов по рядам:

 

деревянный  дерево,

звериный  зверь,

карман карманный

 

предобрый  добрый,

заяц зайчонок,

подорожник дорога

 

 

V. Физминутка.

 

1. Отыщите средства словообразования (наглядный материал).

2. Образуйте слова с данными морфемами.

 

(приближался, безвредный, мечтатель)

 

VI. Ознакомление со школьным словообразовательным словарем русского языка А.Н. Тихонова.

 

Слово учителя.

 

А как мы поступим, если не знаем, как образовано слово? К чему можно обратиться?

Самый известный словообразовательный словарь был составлен русским лингвистом Александром Николаевичем Тихоновым.

 

 

 

 

 

 

 

VII. Закрепление знаний.

 

1. Тренировочные задания для всего класса.

 

  • Укажите слово, образованное префиксальным способом.

А Скалистый;

Б прилететь;

В сотрудник.

 

Приведите свой пример слова, образованного префиксальным способом.

 

  • Укажите, каким способом образовано слово подснежник?

А Префиксальным;

Б суффиксальным;

В префиксально-суффиксальным.

 

  • Определите, какое из слов от какого образовалось:

 

весна – весенний; пригорок – гора.

 

2. Работа со школьным словообразовательным словарем русского   языка А.Н. Тихонова (с. 397-398).

 

  • Расположите однокоренные слова с учетом последовательности образования их друг от друга.

 (родник; родничок, родниковый)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Математическое задание.

  • Найдите второе слагаемое (по-укр.: доданок).

Образец. Борода + х = бородатый: х = -ат-.

 

х + дед  = прадед

х  + х + тель = мечтатель

х  + окно + х = подоконник

 

4. Творческое задание.

Прочтите сказку, вставив на месте пропуска подходящую по смыслу морфему.

 

Жил-был ..ёнок. Его очень любили в семье, особенно ..ёнки и ..ишки. Однажды он отправился в темный-претемный ..ок. Шёл долго, встречая по ..ке много разных ..юшек. Как вдруг страшный ..ище вырос на его пути.

 

5. Групповые задания (математикам, строителям, лингвистам, писателям).

 

Задание для математиков

  •     Найдите второе слагаемое (по-укр.: доданок).

 Образец. Борода + х = бородатый: х = -ат-.

 

Одесса + х = одессит

Киев + х = киевлянин

х + стелить = расстелить

 

  •     Определите средство словообразования путем лингвистического вычитания (по-укр.: віднімання).

Образец. Синеватый - синий = -еват-.

 

прехорошенький – хорошенький =

ледяной – лёд =

вежливость – вежливый =

 

  • Составить задачу, используя средства словообразования.

 

Задание для строителей

 

  • Постройте домик из нужных кирпичиков. Корень слова можно использовать столько раз, сколько потребуется.

 

к

иц

к

ян

ист

н

под

на

н

 

иц

як

н

ян

ист

н

на

под

н

 

Задание для лингвистов

 

  • Работа со школьным словообразовательным словарем русского   языка А.Н. Тихонова (с. 397).

 

  • Расположите однокоренные слова с учетом последовательности образования их друг от друга.

 

Родить, родительский, родовой, род, родовитый, родитель.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  • Выполнить словообразовательный разбор слова «родительский». Объяснить написание суффикса в прилагательном.

 

Творческое задание для писателей

 

Продолжите сказку. Укажите способ образования слов, обозначающих героев вашей сказки.

 

Жил-был ..ёнок. Его очень любили в семье, особенно ..ёнки и ..ишки. Однажды он отправился в темный-претемный ..ок. Шёл  долго, встречая по ..ке много разных ..юшек. Как вдруг страшный ..ище вырос на его пути…

 

VIIІ. Объяснение домашнего задания.

 

§ 33; упр. 141 (словообразовательный разбор выделенных слов; слова   с чередованием в корнях; слова с префиксами на -з, -с; предложения с прямой речью).

 

IХ. Подведение итогов урока.

 

  1. Анализ работы учащихся и объявление оценок.

 

  1. Слово учителя.

С помощью школьного словообразовательного словаря русского   языка А.Н. Тихонова мы увидели словообразовательную цепочку слов «родить» и «родник».

А сейчас мы поработаем с таблицей, в которой допущена ошибка. Отыщите её, указав слова, соответствующие данным схемам.

Найдите форму одного слова.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Х. Дополнительный материал.

Давайте образуем слова, зная только их значение.

 

 

 

 

 

zip
Додано
30 серпня 2018
Переглядів
2159
Оцінка розробки
Відгуки відсутні
Безкоштовний сертифікат
про публікацію авторської розробки
Щоб отримати, додайте розробку

Додати розробку