Цель: учить детей распознавать отдельные слова и предложения, восстанавливать деформированные предложения; продолжать учить связно, правильно и последовательно выражать свои мысли, пополнять словарный запас детей. Развивать умение работать в коллективе, совместно выполнять поставленные задачи; развивать творческие способности, речевую активность. Воспитывать любовь и бережное отношение к окружающей среде.
Оборудование: компьютер, телевизор, девушка - ОСЕНЬ, образец букв «Оо», письма «Осени», рисунок осени, осенние листья с домашним заданием, презентация, музыкальное сопровождение.
Русский язык 4 класс
Тема: Восстановление деформированных предложений.
Цель: учить детей распознавать отдельные слова и предложения, восстанавливать деформированные предложения; продолжать учить связно, правильно и последовательно выражать свои мысли, пополнять словарный запас детей. Развивать умение работать в коллективе, совместно выполнять поставленные задачи; развивать творческие способности, речевую активность. Воспитывать любовь и бережное отношение к окружающей среде.
Оборудование: компьютер, телевизор, девушка - ОСЕНЬ, образец букв «Оо», письма «Осени», рисунок осени, осенние листья с домашним заданием, презентация, музыкальное сопровождение.
ХОД УРОКА:
І. Организация класса СЛАЙД 1
Долгожданный дан звонок,
Начинается урок.
Встали все у парт красиво.
Поздоровались учтиво.
Тихо сели, спинки прямо.
Все с улыбочкой вздохнём
И урок мы наш начнём.
-Пусть этот урок принесёт вам радость познания. Я, ребята, желаю вам успеха.
ІІ. Проверка д/з
- С домашним заданием справились? Молодцы!
- Урок наш будет проходить под девизом: СЛАЙД 2
«Думать – интенсивно!
Работать – оперативно.
Если спорить – доказательно!
Всем ребятам – обязательно!»
- Готовы работать?
- Тогда сверьте свою осанку с таблицей. Откройте тетради, положите её на искосок.
- Запишите число, классная работа.
ІІІ, Актуализация знаний.
Работа с пословицей:
- Ребята, продолжить наш урок я бы хотела пословицей:
СЛАЙД 3
«Каждый день жизни прибавляет частицу мудрости»
- Как вы её понимаете? (Каждый день мы узнаём что-то новое, интересное, поэтому становимся мудрее).
- Вы знаете, что наши знания – это наше богатство, которое мы складываем в сундучок, а когда нужно – достаём и используем. Сегодня на уроке нам понадобится этот сундучок, потому, что мы отправимся с вами в сказку по необъятным просторам РУССКОГО ЯЗЫКА.
ІV. Сообщение темы урока
-Поднимите руку те, кто любит сказки ( музыкальная заставка).
-Сегодня мы окажемся в «Сказке «Страна предложений»,
научимся распознавать отдельные слова и предложения и, даже, восстанавливать деформированные предложения; будем продолжать учиться связно, правильно и последовательно выражать свои мысли, работать в коллективе, совместно выполнять поставленные задачи и помогать сказочным героям.
-А главным героем нашей сказки будет… , а кто ….отгадайте: СЛАЙД 4
Листья с веток облетают,
Птицы к югу улетают.
«Что за время года?» — спросим.
Нам ответят: «Это...» (осень) (СЛАЙД 5 рисунок ОСЕНИ)
V. Минутка чистописания с заданием.
-Посмотрите, какие осенние узоры нарисовала КРАСАВИЦА – ОСЕНЬ для нас.
- Пропишите эти росчерки:
-А какая буква спряталась в этих узорах? (О)
- Запишите большую и маленькую буквы «Оо»так же красиво в тетрадь, как на образце. Как красиво у вас получается!
-А какие слова можно придумать на букву «О»?(Дети записывают придуманные слова).
- Поставьте ударение в словах, поделите слова на слоги.
-Вот вы и разгадали первый секрет ОСЕНИ. Молодцы!
**************************************************************
- А теперь закройте глазки и слушайте сказку дальше. (Фонограмма из «Щелкунчика» , дети слушают музыку и спокойный голос учителя).
-Живёт себе ОСЕНЬ, живёт, не тужит. Землю легким золотым одеялом укутывает, согревает. Деревья в ослепительные одежды наряжает: желтые, красны, расписные. Создаёт покой и уют в лесном царстве.
-Но не ходит Зима одна, с ней её верные помощники ДОЖДЬ и ВЕТЕР. Завели они как - то они спор: кто лучше умеет звуковой анализ слова делать.
-А вы, ребята, умеете? Сделайте звуковой анализ слова «ОСЕНЬ».
- Составьте словосочетание со словом «осень». Назовите главное и зависимое слово.
-Вот вы разгадали еще один секрет ОСЕНИ.
-Обрадовались Мороз и Холод, помирились и полетели по своим делам, а на память оставили осенний листочек с заданием:
- Подберите однокоренные слова к слову «осень».
-Поздравляю, вы раскрыли еще один секрет ОСЕНИ.
VІ. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА для глаз СЛАЙД 6
***************************************************************
VІІ. Работа над темой урока
- Осень тоже приготовила для вас, ребята, задание. Но поднялся ВЕТЕР и ОСЕНЬ всё рассыпала. Остались вот такие слова:
СЛАЙД 7 долго, листья, Под, сухие, лежали, деревьями.
- Скажите, ребята, эти слова могут быть предложением? Почему?
- А что такое предложение?
- Составьте предложение из рассыпанных слов. Запишите его.
- Вот мы с вами не только записали предложение, но и восстановили деформированное предложение (из рассыпанных слов).
- Что же нужно было сделать со словами? (связать их по смыслу между собой).
- Составьте из слов предложение: ЗЕЛЁНЫЙ, МОЛОКО, СМЕЯТЬСЯ
- Можно ли из этих слов составить предложение? Почему?
-Подчеркните главные и второстепенные члены предложения ( коллективно).
- Какое это предложение по цели высказывания? А по интонации?
- Какими ещё бывают предложения по цели высказывания?
- Какие это вопросительные предложения? Побудительные?
- Перестройте это предложение в вопросительное, побудительное (устно).
VІІІ. Физкультминутка «Ветер дует нам в лицо»
ІХ. Закрепление
1) Работа с учебником.
-А сейчас ОСЕНЬ предлагает заглянуть в учебник на страницу 43 и выполнить упр. 62.
- Прочитайте задание. Нужно восстановить деформированное предложение.
колышет, Ветер, деревья, голые.
- Установите связь слов в предложении. (коллективно)
2) Развитие речи
- ОСЕНЬ очень довольна вашими знаниями, дружбой, поэтому приглашает всех на прогулку в осенний лес.
- Посмотрите, как красиво в осеннем лесу! ( картинка осени).
-«КАК В СКАЗКУ ПОПАЛИ…»
-А когда так говорят?
- Составьте сказочные (повествовательные, вопросительные, побудительные) предложения об осеннем лесе (дети составляют предложения по картине).
-ОСЕНЬ тоже приготовила для вас сюрприз. Это «Письма от ОСЕНИ». В них предложения – пословицы, которые нужно восстановить. Справимся?
3) Работа в группах
1 группа: Придет осень, да за всё спросит.
2 группа: День прозевал - урожай потерял.
3 группа: Осень - перемен восемь.
-Как вы понимаете эти пословицы?
Х. Итог. Микрофон.
-Наш урок – сказка подходит к концу. «Сказка – ложь, да в ней намек. Добрым молодцам - урок». Предлагаю продемонстрировать ОСЕНИ то, что наш урок прошел не зря, что мы не только раскрыли секреты восстановления деформированных предложений, но и научились этими секретами пользоваться.
- Что же такое предложение?
- Как восстановить деформированное предложение?
ХІ. Домашнее задание ( деференцированное).
- Последний сюрприз от ОСЕНИ – это домашнее задание с осенними листочками. Они у вас на партах. Найдите задания с листочками, их два. Вы можете выбрать задание себе по силам.
- Задание с большим листочком – это трудное задание. Восстановить деформированные предложения и вставить пропущенные буквы.
- Задание с листочком поменьше – задание легче. Нужно только восстановить деформированное предложение.
-Оцените свои силы и покажите, какое задание вы выберете.
- Я очень рада, что многие из вас трудностей не боятся.