урок развития связной речи

Про матеріал

Урок развития речи предназначен для учащихся 5-6 классов. Дети обучаются не только понимать слово, но и чувствовать его .Отталкиваясь от конкретного слова "снежинка" дети учатся искать аналогии, рисуют слово и пишут небольшой текст

Перегляд файлу

МАСТЕР-КЛАСС

 

- Дорогие друзья, мы, наверное, с вами очень часто встречаем в коридоре ребят, которые идут с чрезвычайно расстроенными лицами. Когда вы к ним подходите и спрашиваете, что же произошло, они говорят о том, что поссорились со своими друзьями, со своим возлюбленными.

- Как это вышло? – спрашиваешь их.

- Да вот, я послал ему СМС, он её неправильно понял. Или он прислал мне СМС. Он такое написал.

- А что написал-то?

Как выясняется, ничего особенного. Обыкновенные слова. Просто за этими словами наши дети рисуют свои собственные образы и начинают понимать обыкновенные зачастую слова несколько искаженно.

И моя задача, как учителя литературы, научить понимать и чувствовать слово.

Помните, что сказал Тютчев?

 Нам не дано предугадать,
Как слово наше отзовется, —
И нам сочувствие дается,
Как нам дается благодать...

 

И я сейчас хочу показать вам то, как мы с пятиклассниками, шестиклассниками, а потом уже со старшеклассниками пытаемся прикоснуться к этой благодати, к великому человеческому дару – слову.

Как это происходит? А происходит это так: мы сначала слово пытаемся почувствовать, а потом прийти к его пониманию.

Прошли три месяца снежной морозной зимы. И сегодня, пока снег на улице ещё не совсем растаял, я предлагаю просто чуть-чуть посмотреть на это крохотное чудо – снег, снежинка – и открыть некоторые тайны, проникнуть в «душу» этого слова.

 На фоне падающего снега чтение отрывка из стихотворения К. Бальмонта «Снежинка».

ВИДЕО

Светло-пушистая,
            Снежинка белая,
Какая чистая,
            Какая смелая!


Дорогой бурною
            Легко проносится,
Не в высь лазурную,
           На землю просится…

 

Под ветром веющим

            Дрожит, взметается,
На нем, лелеющем,
           Светло качается.

Но вот кончается
           Дорога дальняя,
Земли касается
           Звезда кристальная

Лежит пушистая 
         Снежинка смелая.
Какая чистая,
         Какая белая!

 

- Красиво. Красиво?

- А вот теперь, дорогие мои ученики, я прошу вас нарисовать то, как вы чувствуете это стихотворение. Совсем неважно уметь хорошо рисовать, можете не волноваться. Это могут быть любые цветовые пятна, любые движения, любой рисунок, который возникнет сейчас в вашем сознании.

- Итак, пожалуйста, нарисуйте, как вы почувствовали это стихотворение.

 

- Ну, а залу я объясню, почему этот прием так важен для меня и чем интересен.

 Мы на самом деле очень многие слова воспринимаем исключительно на эмоциональном уровне. Мы их просто чувствуем.

 

- И в связи с этим я хочу предложить вам такой эксперимент.

- Итак, звуки, просто звуки, которые вызывают какие-то определенные ассоциации.

- Вот представьте себе – некая ЛАПЛАМА. С вашей точки зрения, как она выглядит?

- ЛАПЛАМА. Попробуйте описать.

- Кошка? Почему?

- А тогда, что такое ВЖИГВЖИГА? (Маленькая и очень быстро передвигается, танец).

- Вот пошел интересный процесс логического восприятия.

- В принципе, когда я детям рисую какое-то растекшееся пятно, а потом что-то вот такое, практически все говорят: вот это ЛАПЛАМА, а вот это ВЖИГВЖИГА.

- Почему?- спрашиваю я их.

- Почему? – спрашиваю я вас.

- Фонетика работает. Плавные сонорные звуки, и они заставляют представить что-то плавное и растекшееся.

 - Когда я была маленькая, может, кто-то поймет мою ассоциацию, у меня по-разному воспринимались два главных города нашей страны: Москва и Ленинград.

Москва была у меня острая, а Ленинград был округлый. Москву я видела Кремлем, А Ленинград  - аркой генерального штаба.

Потому что в одном слове – сонорные звуки, и здесь вроде бы понятно. Но и в другом слове сонорный-М.

- Тогда  чем дело? Оказывается, не только фонетика работает, но и графика. Мы по-разному воспринимаем звуки и даже их написание. И это все совершенно не случайно. 

 

- Ну ладно, пока мы с вами говорили, мои ученики, я думаю, уже нарисовали свои впечатления от стихотворения К.Бальмонта. И вот я сейчас прошу их поднять свои рисунки.

- Все разные. И это хорошо. 

- Сейчас  я попрошу выбрать зал любой понравившийся рисунок, пусть не обижаются наши авторы.

- Итак, что вы выбираете? ( Этот уже отобрали, уже и 1….)

- Вот так эта работа и происходит. Когда мы с ребятами смотри на рисунок, естественно выстраивается вполне закономерная очередь. В конце концов, вы назовете все рисунки.

Но этот был первым, значит, о нем мы и будем говорить.

Закон игры таков: говорят все, кроме одного человека, автор молчит, он пока не имеет права добавить более ничего. Он все сказал рисунком.

- Итак, вот оно наше стихотворение (СЛАЙД).

- Объясните, пожалуйста, вы, зрители картинной галереи,  каким образом художник здесь это отобразил?

_  _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _

 

- А теперь послушаем автора.

 

 

- Вот сейчас случилось то, что случается обычно во время этих уроков.

Смотрите, как по-разному вы воспринимаете и строчки, и рисунок. И вот таким образом дети начинают вступать в диалог со мной на уроке и в диалог друг с другом. Из-за чего это происходит?

А происходит это из-за того, что каждый из вас уже высказался, он уже заговорил вместе  с автором, потому что он уже нарисовал то, что почувствовал, а когда он это сделал, он невольно или вольно включается в диалог, ему хочется сказать.

 И это очень удобный способ спровоцировать детей на то, чтобы они со мной заговорили, но не просто заговорили, а заговорили, заглядывая в текст произведения.

 

- Таким образом мы почувствовали текст, прикоснулись к нему. А теперь вычленим из него слово, с которым будем работать, которое будем исследовать.

- Определим, о чем сказал автор, какова тема текста?

- Снежинка. (СЛАЙД, щелкнуть два раза)

 - А каково лексическое значение слова? (Пушинка, кристаллик снега.)

- Какие ассоциации возникают у вас в связи с этим словом?

- Кристалл. Какой?

- Узор. Какой?

- Кружево. Какое?

-Звездочка. Какая?  Чем отличается снежинка от звезды? (“Звезда” ассоциируется с “ небом”, имеет четкие очертания, символ чистого, высокого)

- Пушинка.

- Метель. Почему? Какая?

- Снегопад и т.д.

 

Все верно, посмотрите (СЛАЙДЫ, пролистать 7 шт.) и кристаллы, и узоры, и звездочки – все разные. Одинаковых нет. Так и должно быть. Природа создает разные явления, и мы с вами видим, воспринимаем и чувствуем тоже все по-разному. И это правильно. Так должно быть.

 

- А теперь давайте попробуем определить перцептивное значение слова. Напомню, это значение, связанное с чувственным восприятием.

 

- Давайте представим, что у нас в руках снежинка. Потрогаем её. Что чувствуем? Какие возникают ощущения? (Холод, тепло, свежесть и т.д.) С чем сравним эти ощущения? (Подберите сравнения, метафоры).

- А какого цвета представляется вам снежинка? Почему? А какая она у Бальмонта?

- Какой формы представляется вам снежинка? А у автора?

- Давайте сами попробуем создать это произведение природы, свою неповторимую, необыкновенную непохожую снежинку.  (Вырезаем снежинки из разного цвета бумаги, цвет выбирает каждый сам). Если кто-то забыл, обратитесь к подсказке. (СЛАЙД)

- Есть разные варианты организации работы с текстом.

Например, когда берем любое слово, наполняем его окружением, затем смотрим его смысл, значение в текстах художественной литературы, создаем свой текст.

Или выбираем слово, пишем текст и смотрим, какое оно в своем тексте, а только потом рассматриваем его в чужом тексте.

Я показывала, как происходит работа, когда мы извлекаем слово из готового текста, окружаем его своими ассоциациями, наполняем своим смыслом и т.д., присваиваем и интерпретируем в  своем тексте.

 

-  Вот готовы и снежинки, покажите их.  Какие замечательные они у нас получились. Они все разные, как и в природе. Вы никогда не встретите двух одинаковых снежинок, как и двух одинаковых людей. Объясните, почему они разного цвета, разной формы?

- Поднимите свои снежинки, посмотрите, какой получился снегопад.

- А кто слышал, как падает снег?  Закройте глаза и послушайте. Представьте, как тихо идет снег, и миллионы снежинок покрывают землю пушистым ковром. Как коротка их чистая жизнь! И как много увидел великолепный композитор Александр Цфасман в одном мгновении! (Музыкальный фрагмент А. Цфасмана.) МУЗЫКА

- Что услышали? (Смелая, дрожит, взметается, проносится, торопится, на землю просится). Давайте попробуем воспроизвести звук падающих снежинок. (Пропеть, простучать, проскрипеть, прошелестеть и т.д.)

- Передайте звук любыми средствами.

- А теперь нам предстоит выяснить индивидуально – авторское, образное значение слова снежинка. Оно выявляется благодаря перцептивному. Итак, кем или чем, какой представляется вам снежинка.

 

 - Я предлагаю составить акростих  (стихотворение, в котором начальные буквы строк составляют какое-либо слово).

Итак,

Счастливая

Нежная

Ершистая

Живая

Искристая

Новая

Кружевная

Ажурная

 

- Таким образом, мы  наполнили слово смыслом, содержанием, присвоили его.

- Я прошу вас, используя рабочий материал урока, создать свой мини-текст от лица снежинки.(СЛАЙД) Какая я, снежинка? О чем хочу вам рассказать? О чем я думаю, когда лечу? Какие ощущения возникают, ведь я лечу из дома в гости? Как меня встретят? Что меня ждет?

 

 - Пока ученики пишут, попытаюсь объяснить смысл подобной работы.

М.М. Бахтин в «Эстетике словесного творчества» писал о том, что «… всякое слово существует для говорящего в трех аспектах: как нейтральное и никому не принадлежащее слово языка, как чужое слово других людей…, и, наконец, как мое слово, ибо, поскольку я имею с ним дело в определенной ситуации, с определенным речевым  намерением, оно уже проникается моей экспрессией».

Это высказывание побудило меня к рождению идеи проведения уроков развития речи, построенных «от слова к тексту».

Другими словами, от многоаспектного исследования слова, освоения и присвоения его через рисунок, перцептивное и  ассоциативное значение мы идем к созданию собственного текста.

Результативность процесса осмысления и присваивания слова увеличивается при включении в урок произведений музыки и живописи.

Т.о, в процессе исследования слова у школьников рождаются замыслы собственных текстов. И вот плоды их творчества.

 

- Чтение текстов.

 

- Вот таким образом, шаг за шагом, исследуя, чувствуя, ощущая слово, мы приходим к его пониманию, к созданию собственных творческих работ.

 

- Мы с ребятами очень бережно относимся к анализу текстов. Акцент делаю на то, что дети увидели, услышали, почувствовали. Обращаясь к разным репрезентативным системам, учу детей  видеть, слышать, чувствовать слово. Учу обращать внимание на то, как видят, чувствуют, слышат другие. 

 

Чем мне нравится подобная работа.

Она интересна детям. Участвуют все. И что для меня очень важно, подобная организация деятельности позволяет включить в процесс тех детей, которых принято считать «3». Они на таких уроках не боятся говорить, исчезает дидактогения. Это отличники опасаются сказать неправильно.

Подобная работа позволяет одновременно включить в деятельность аудиалов,  визуалов, кинестетиков, право и левополушарных детей. На первый взгляд, кажется, что происходит коллективная, парная работа, на самом деле -  скрытая индивидуализация. 

Происходит обогащение словарного запаса, формирование компетенций: коммуникативной, информационной, учебно-познавательной, предметных.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РАБОЧИЙ ЛИСТ

 

Слово является и «исходным ростком возникновения текста»,

и материалом для создания текста.

Н.Мусхелишвили, Ю. Шрейдер.

 

Заполните каждый пункт рабочими материалами для своего сочинения.

 

  1. Лексическое значение слова: _____________________________________________________________
  2. Ассоциации: __________________________________________________________________________________________________________________________
  3. Перцептивное значение:

- ощущения: _____________________________________________________

- цвет: __________________________________________________________

- форма: ________________________________________________________

- звук: __________________________________________________________

4. Индивидуально – авторское, образное значение (кем или чем и какой представляется Вам снежинка): ________________________________________________________________________________________________________________________________

5. Мой текст. ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

 

СПАСИБО!

1

 

docx
Додано
3 вересня 2018
Переглядів
699
Оцінка розробки
Відгуки відсутні
Безкоштовний сертифікат
про публікацію авторської розробки
Щоб отримати, додайте розробку

Додати розробку